Коммуникативные трудности у детей дошкольного возраста и их коррекция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативные трудности у детей дошкольного возраста и их коррекция.



Благополучие отношений ребенка со сверстниками - одно из важнейших условий развития личности дошкольника, поскольку непосредственно определяет формирование собственно психологических структур личности: эмоций, мотивов, самосознания, личностную активность и инициативу. В рамках отечественной и зарубежной психологии изучением проблем общения ребенка занимались многие исследователи: Белова Е.Д., Выготский Л.C., Иванова В.П., Маслоу А, Мясищев В.Н., Рояк А.А., Содерман А.К., Томпсон И., Харвей Л. и др.

А.А. Рояк, исследуя особенности отношения ребенка со сверстниками, обращает внимание на существующие внутренние конфликты, приводящие к психологической изоляции ребенка от сверстников. Конфликты возникают, как правило, из-за невладения ребенком навыками игровой деятельности или из-за искажений мотивов, связанных с игрой. Подобные конфликты могут охватывать разные сферы детских отношений: и «деловые», и межличностные, а также личность ребенка. Однако главная их особенность - проникновение в интимные, межличностные отношения детей и последующее искажение именно этой сферы.

Особая общительность и эмоциональность дошкольников, возрастающая потребность в сверстниках превращают изоляцию от детей в ситуацию острых, аффективных переживаний. Однако, по мнению А.А. Рояк, не всегда конфликты возникают потому, что ребенок в силу каких-то объективных причин не устраивает сверстников и поэтому не может удовлетворить собственных потребностей и интересов, связанных с игрой. Острые переживания могут возникать и в тех случаях, когда сверстники не удовлетворяют каких-либо существенных индивидуальных потребностей и интересов ребенка, вследствие чего он сам отходит от них, глубоко переживая свое одиночество.

Конфликтные отношения с детьми в конечном итоге способствуют значительным искажениям в поведении ребенка, в его отношении к сверстникам, к самому себе. Это находит отражение в комплексе негативных форм поведения, как правило, свидетельствующих о возникновении защитных, компенсаторных реакций у ребенка в ответ на трудности в его взаимоотношениях с детьми. То есть, изменения в поведении ребенка - это вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта.

Нарушение процесса общения часто связывают с замкнутостью ребенка. В.Н. Мясищев, изучая личность человека в системе отношений, выделяет замкнутых, недоверчивых и скрытных детей как психологически проблемных.

По утверждению А.И. Аржановой, в основе детской замкнутости лежат глубокие нарушения процесса общения. Частными причинами замкнутости выступают неблагоприятные условия воспитания в семье, различные психические травмы, насмешки со стороны окружающих и др.

А.Н. Белкин связывает происхождение проблем в общении ребенка с оторванностью от сверстников, с замкнутостью родителей, физическими недостатками. В.П. Иванова видит причину аффективного поведения ребенка в негативном отношении к ребенку воспитателя, предлагая в качестве коррекции изменение педагогической тактики. Согласно В.П. Ивановой и Е.Д. Белкину, за комплексом негативных качеств у ребенка (грубостью, несдержанностью, агрессивностью и др.) стоит «аффект неадекватности», то есть противоречие неадекватно завышенной самооценки и уровня притязаний с неосознаваемой неуверенностью ребенка в себе.

Итак, в психологической литературе подчеркивается связь трудностей в общении с замкнутостью, аффективностью, непопулярностью, агрессивностью, повышенной обидчивостью ребенка и пр. Неблагополучие дошкольника в группе сверстников может проявляться неоднозначно: малообщительное или агрессивно-общительное поведение. А.А. Рояк утверждает, что за проблемой общения ребенка скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве, и выделяет два типа конфликтов - конфликт в операциях и конфликт в мотивах. Ситуация неуспеха в игре, порождаемая противоречиями в операциях, блокирует существенную потребность дошкольника в игре. В результате искажается полноценное развитие важнейших личностных структур: эмоций, потребностей, самосознания. Возникающие в такой ситуации повышенная обидчивость, упрямство, грубость, а также равнодушие к окружающему, могут со временем породить устойчивые черты характера, которые отрицательно воздействуют на развитие личности такого ребенка, на его отношения с окружающими людьми. Имеющееся противоречие в мотивах игры ребенка и сверстников также тормозит развитие личности ребенка и является скрытым психологическим конфликтом.

Сфера отношений ребенка дошкольного возраста со сверстниками является значимой для психического и личностного развития. Существенным оказывается наличие гармонии между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре, а также между ведущими потребностями ребенка и сверстников. Отсутствие подобной согласованности может привести к нарушению отношений ребенка со сверстниками и, как следствие этого, к негативному личностному развитию.

Эффективными средствами коррекции коммуникативных нарушений у дошкольников является групповая форма работы, коммуникативные игры и упражнения, игротерапия и арттерапия в коррекционной группе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.004 с.)