Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникативные трудности у детей дошкольного возраста и их коррекция.
Благополучие отношений ребенка со сверстниками - одно из важнейших условий развития личности дошкольника, поскольку непосредственно определяет формирование собственно психологических структур личности: эмоций, мотивов, самосознания, личностную активность и инициативу. В рамках отечественной и зарубежной психологии изучением проблем общения ребенка занимались многие исследователи: Белова Е.Д., Выготский Л.C., Иванова В.П., Маслоу А, Мясищев В.Н., Рояк А.А., Содерман А.К., Томпсон И., Харвей Л. и др. А.А. Рояк, исследуя особенности отношения ребенка со сверстниками, обращает внимание на существующие внутренние конфликты, приводящие к психологической изоляции ребенка от сверстников. Конфликты возникают, как правило, из-за невладения ребенком навыками игровой деятельности или из-за искажений мотивов, связанных с игрой. Подобные конфликты могут охватывать разные сферы детских отношений: и «деловые», и межличностные, а также личность ребенка. Однако главная их особенность - проникновение в интимные, межличностные отношения детей и последующее искажение именно этой сферы. Особая общительность и эмоциональность дошкольников, возрастающая потребность в сверстниках превращают изоляцию от детей в ситуацию острых, аффективных переживаний. Однако, по мнению А.А. Рояк, не всегда конфликты возникают потому, что ребенок в силу каких-то объективных причин не устраивает сверстников и поэтому не может удовлетворить собственных потребностей и интересов, связанных с игрой. Острые переживания могут возникать и в тех случаях, когда сверстники не удовлетворяют каких-либо существенных индивидуальных потребностей и интересов ребенка, вследствие чего он сам отходит от них, глубоко переживая свое одиночество. Конфликтные отношения с детьми в конечном итоге способствуют значительным искажениям в поведении ребенка, в его отношении к сверстникам, к самому себе. Это находит отражение в комплексе негативных форм поведения, как правило, свидетельствующих о возникновении защитных, компенсаторных реакций у ребенка в ответ на трудности в его взаимоотношениях с детьми. То есть, изменения в поведении ребенка - это вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта.
Нарушение процесса общения часто связывают с замкнутостью ребенка. В.Н. Мясищев, изучая личность человека в системе отношений, выделяет замкнутых, недоверчивых и скрытных детей как психологически проблемных. По утверждению А.И. Аржановой, в основе детской замкнутости лежат глубокие нарушения процесса общения. Частными причинами замкнутости выступают неблагоприятные условия воспитания в семье, различные психические травмы, насмешки со стороны окружающих и др. А.Н. Белкин связывает происхождение проблем в общении ребенка с оторванностью от сверстников, с замкнутостью родителей, физическими недостатками. В.П. Иванова видит причину аффективного поведения ребенка в негативном отношении к ребенку воспитателя, предлагая в качестве коррекции изменение педагогической тактики. Согласно В.П. Ивановой и Е.Д. Белкину, за комплексом негативных качеств у ребенка (грубостью, несдержанностью, агрессивностью и др.) стоит «аффект неадекватности», то есть противоречие неадекватно завышенной самооценки и уровня притязаний с неосознаваемой неуверенностью ребенка в себе. Итак, в психологической литературе подчеркивается связь трудностей в общении с замкнутостью, аффективностью, непопулярностью, агрессивностью, повышенной обидчивостью ребенка и пр. Неблагополучие дошкольника в группе сверстников может проявляться неоднозначно: малообщительное или агрессивно-общительное поведение. А.А. Рояк утверждает, что за проблемой общения ребенка скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве, и выделяет два типа конфликтов - конфликт в операциях и конфликт в мотивах. Ситуация неуспеха в игре, порождаемая противоречиями в операциях, блокирует существенную потребность дошкольника в игре. В результате искажается полноценное развитие важнейших личностных структур: эмоций, потребностей, самосознания. Возникающие в такой ситуации повышенная обидчивость, упрямство, грубость, а также равнодушие к окружающему, могут со временем породить устойчивые черты характера, которые отрицательно воздействуют на развитие личности такого ребенка, на его отношения с окружающими людьми. Имеющееся противоречие в мотивах игры ребенка и сверстников также тормозит развитие личности ребенка и является скрытым психологическим конфликтом.
Сфера отношений ребенка дошкольного возраста со сверстниками является значимой для психического и личностного развития. Существенным оказывается наличие гармонии между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре, а также между ведущими потребностями ребенка и сверстников. Отсутствие подобной согласованности может привести к нарушению отношений ребенка со сверстниками и, как следствие этого, к негативному личностному развитию. Эффективными средствами коррекции коммуникативных нарушений у дошкольников является групповая форма работы, коммуникативные игры и упражнения, игротерапия и арттерапия в коррекционной группе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.004 с.) |