Проблема неадекватной самооценки у детей дошкольного возраста и ее коррекция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема неадекватной самооценки у детей дошкольного возраста и ее коррекция.



В отечественной и зарубежной психологической литературе проблеме самосознания личности уделяется большое внимание в работах Бернса Р., Кона И.С., Столина В.В., Чесноковой И.И. и др. Самосознание рассматривается как сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самого себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах воздействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование, в понятие своего собственного «я», как субъекта, отличного от других субъектов. Итогом развития самосознания, согласно отечественным исследованиям, является самооценка, представляющая собой относительно устойчивый его компонент, в котором закрепляются результаты интегративной работы в сфере самопознания и эмоционально-целостного отношения к себе. Исследователи самооценки подчеркивают важную роль, которую она выполняет в психическом развитии как регулятор взаимоотношения субъекта с миром, с другими людьми, с самим собой. В результате многих исследований были выделены основные характеристики самооценки, такие, как устойчивость, высота, адекватность, дифференцированностъ и обоснованность.

Р. Бернс определяет самооценку как составляющую Я-концепции, связанную с отношением человека к себе или к отдельным своим качествам. Отечественными и зарубежными психологами сформирована точка зрения, согласно которой самооценка не является чем-то изначально заложенным в ребенке, а есть продукт длительного развития.

Самооценка детей старшего дошкольного возраста складывается постепенно, начиная с познания ребенком пределов своих возможностей, благодаря рациональному соотношению индивидуального опыта с той информацией, которую они накапливают в практике общения. Дошкольный возраст характеризуется недостаточным развитием когнитивного компонента самооценки, превалированием в образе себя эмоциональной составляющей. Самопонимание ребенка основывается на отношении к нему ближайших окружающих, на которых он ориентируется, с которыми идентифицирует себя. По мере интеллектуального развития ребенка преодолевается прямое принятие оценок взрослого, начинается процесс опосредования их собственным знанием о себе. Соотношение когнитивного и эмоционального компонентов к концу дошкольного возраста несколько гармонизируется. При этом особенно важна благожелательная поддержка детской активности со стороны родителей, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию искаженного образа.

В своем исследовании И.А. Лужецкая подчеркивает, что в желаниях дошкольника все сильнее проявляются личные предпочтения, он уже сам знает, что для него хорошо, а что плохо. И если требования к нему родителей противоречат внутренним потребностям развития, он может почувствовать беспокойство и даже враждебность к ним. Происходит борьба между стремлением поступить по-своему и потребностью нравиться взрослым, удовлетворять их требования. Возникающая в результате эмоциональная энергия преобразуется в безосновательную, неопределенную тревогу. Затянувшийся конфликт может привести к формированию страха совершить ошибку как устойчивой черты характера. Р. Бернс выделяет определенные условия формирования высокой, средней и низкой самооценки ребенка. Низкая самооценка связана с попытками родителей сформировать у ребенка способность к приспособительному поведению, когда в ребенке развивают умение подстраиваться под желания других людей, тем самым, добиваясь успешности. Это выражается в выполнении требований послушания, умении подстраиваться к другим людям, зависимости от взрослых в повседневной жизни, бесконфликтном взаимодействии со сверстниками. Дети, имеющие среднюю самооценку, воспитываются в семьях, где родители в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Необходимой предпосылкой формирования высокой самооценки выступает ярко выраженная установка родителей на принятие своего ребенка. Важная особенность таких родителей состоит в ясных, заранее установленных полномочиях по принятию решений, недвусмысленности проявления авторитета и ответственности. Дети с высокой самооценкой ставят перед собой высокие цели и чаще добиваются успеха, они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела. Согласно Р. Бернсу, важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами. Отсутствие застенчивости позволяет им выражать свои мысли открыто и прямо. Если родители внутренне принимают ребенка, а отношения в семье являются изначально здоровыми, то ценность ребенка для родителей выступает не как его заслуга, а как нечто само собой разумеющееся. Родителям достаточно того, что это - их ребенок. Они принимают его таким, какой он есть, вне зависимости от его умственных или физических данных. Так, по мысли Р. Бернса, основными предпосылками формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании, установка матери на принятие ребенка и уровень собственной самооценки матери.

Гарбузов В.И. описывает формирование самооценки в связи с возникновением внутреннего конфликта. У индивида существует две формы самооценки, вытекающие из наличия двух форм психической жизни: осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемый уровень самооценки формируется в возрасте до 4-5 лет и в дальнейшем не подвергается изменениям. Уровень самооценки, складывающийся под постоянным воздействием критики и самокритичности, под влиянием успехов и неудач, отражающий осознаваемый уровень «я», постоянно колеблется в зависимости от ситуации, средовых воздействий, депривации, фрустрации и является фактически самооценкой «сегодняшнего дня». Субъект соглашается с объективной или субъективной, адекватной или неадекватной оценкой своей личности, но истинная самооценка, сложившаяся в период становления личности как ведущая установка на «я-концепцию», не позволяет ему принять уровень «самооценки сегодняшнего дня», если он отличается от уровня истинной самооценки, обрекая его на сложный внутренний конфликт.

Из этого конфликта вытекает сложное, «двойное» поведение субъекта. Индивид, «признав» свою несостоятельность, объективно продолжает действовать в направлении, «доказать всем», «показать себя». Из этой сдвоенной самооценки вытекает двойственность отношения к людям и событиям, к самому себе, что неизбежно влечет за собой нарушение психического развития. Итак, многими исследованиями показано, что составная часть внутриличностного конфликта состоит в искажении системы оценок и самооценок ребенка, большую роль в формировании которой играют родительские оценки.

Таким образом, формирование неадекватной самооценки оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Р. Бернс подчеркивает: «Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым и был способен лучше адаптироваться и решать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о себе».

Неадекватная самооценка, особенно заниженная, это тревожный симптом, который требует целенаправленной психокоррекционной работы. Игровая терапия – метод психокоррекционного воздействия, направленный на развитие эмоционально-личностной сферы детей.

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры:
1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно- действенной форме в игровых условиях.
2. Изменение внутренней позиции ребенка.
3. Формирование реальных межличностных отношений между ребенком и сверстниками.
4. Организация поэтапной отработки в игре адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях.
5. Формирование способности ребенка произвольной регуляции деятельности.

Психологическая коррекция с помощью игротерапии направлена, прежде всего, на преодоление неуверенности ребенка, преодоление тревоги, беспокойства, страхов, девиантных форм поведения.
Работа по преодолению неадекватной самооценки ребенка может осуществляться на трех взаимосвязанных уровнях:
– обучение старшего дошкольника приемам и методам овладения своим волнением;
– расширение функциональных возможностей старшего дошкольника;
– перестройка особенностей личности старшего дошкольника, прежде всего, его самооценки и мотивации.

Современный подход к проблеме психокоррекции неадекватной самооценки в дошкольном возрасте позволяет использовать игру как метод развития личностного самосознания на основе коммуникативной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.006 с.)