Историческое развитие иллюстрации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое развитие иллюстрации



Жанр иллюстрации возник с появлением «книги». Переход от папирусных свитков к сводам из листов пергамента дал толчок к развитию иллюстрации. До этого момента, конечно, существовали иллюстрации, но суть их заключалась несколько в иных аспектах, чем иллюстрация в современном понимании. Окруженная рамками канонов и правил, она не являлась творческой мыслью художника.

Первой иллюстрированной книгой принято считать римское произведение «Седмицы или Портреты» из 15 книг, работа над которым закончилась в 39 в до н. э. Изданием этой книги занимался приближенный к Цицерону Тит Помпоний Аттик (110 − 32 гг. до н. э.), богатейший человек, внесший вклад в развитие книжного дела. В роли иллюстратора выступил Марк Теренций Варро́н (116 − 27 гг. до н. э.) — римский учёный-энциклопедист, художник и писатель. Книга содержала 700 портретов современников автора, царей, политиков, поэтов и многих других. А также, как противопоставление, художник изобразил портреты семи простых римлян, чтобы показать равные права на культуру в Риме. Под портретами располагались описания, биографические сведения об изображаемых, проза и поэзия разных авторов.

Искусство иллюстрации распространялось по миру, привнося свои преимущества в существующий уклад изобразительного искусства и книготворчества.

В XIV – XVI вв. расцветает искусство книжной миниатюры в странах Среднего Востока. Рассмотрим основные направления развития иллюстрации на Среднем Востоке.

Тебризская школа миниатюры основана монгольскими ильханами в начале XIV века и была активна до второй половины XVI века. Особенность их заключалась в полном проникновении восточно-азиатских традиций в живопись. Миниатюры изготовлялись на отдельных листах, не связанных с книгой. Отличались они изящной графикой письма и узорчатым орнаментом. Что касается композиции миниатюр, то можно отметить разнообразие тем и сюжетов на изображениях: сцены охоты, поединки, батальные сцены, бытовые сюжеты, портреты, религиозные изображения и многое другое.

Гератская школа миниатюры возникла в XV веке. Город Герат в Афганистане стал крупнейшим центром искусства и книги. Вдохновенное творчество гератских мастеров подняло искусство рукописной книги на очень большую высоту. В области миниатюры художниками были созданы великолепные произведения, в которых сам вид этой средневековой живописи получил наиболее законченные, «классические» формы. Отсюда и исключительное значение гератской школы XV века в истории миниатюры стран Среднего Востока.

Немалую роль в искусстве книжной иллюстрации сыграла и Иранская миниатюрная живопись. В основном она украшала богослужебные книги и пропагандистскую литературу. Иллюстрировались также и научные произведения, в частности книги по астрономии и астрологии. Иранская миниатюра отличалась богатыми украшениями, своеобразными узорами, чаще геометрическими, в которые художники вписывали анималистические мотивы, изображения растений и птиц. Сюжетная линия так же разнообразна: от портретов царей до сцен из окружающего мира.

По своему пути развития двигалась китайская книжная графика.

В VI веке изобретение в Китае книгопечатания и ксилографии становится главной составной частью книжного оформления. Иллюстрации в технике ксилографии, появившиеся в Китае в VI—VII вв., получают наибольшее распространение с XII в.

Китайская иллюстрация сохраняет в себе художественные и композиционные приемы живописи, однако, отличается краткостью и выразительностью изображения. В XVI в. возникает цветная гравюра на дереве. Изначально гравюра изготавливается в черном цвете, затем в ограниченной цветовой гаммы в 2 – 3 цвета, и уже к концу XVII века расширяет цветовой диапазон.

Следом за китайской иллюстрацией в XVII веке появляется японская. Она начинает развиваться как самостоятельная ветвь изобразительного искусства. Стоит отметить, что в Японии иллюстрация часто сама подчиняет себе текст. Отличается японская гравюра насыщенностью композиции, богатой цветовой гаммой и наполненностью собственным смыслом.

Европейская школа иллюстрации развивалась совершенно по иному пути.

Иллюстрация в Европе − одно из важнейших средств распространения разного рода информации (религиозно-дидактических, а позднее гуманистических и реформационных идей).

Европейская иллюстрация на начальном этапе развития тесно связана с искусством миниатюры. Однако, период развития общества западных государств требовал иных способов книгоиздательства, более быстрых и доступных. Появились печатные станки. Не могло это не повлиять и на иллюстрацию. Иллюстрирование стало преимущественно черно-белым, иногда добавлялись цветовые акценты, но уже типографскими способами. Центром книгопечатания становится Германия. Если сравнивать, например, искусство Европейской миниатюры, где, говоря о средствах художественной выразительности западной иллюстрации, можно отметить, что миниатюра отличается лаконичностью обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта, насыщенностью цветовой гаммы, композиционной и сюжетной наполненностью. Мы видим, что более поздняя иллюстрация (ксилография) отличается отсутствием смысловой нагрузки, она берет на себя декоративную роль, появляются виньетки, рамки, отвечающие ритмической составляющей текста. Однако, при широком распространении книгопроизводства в пределах всей Европы, остается своеобразная мода на издания, иллюстрируемые вручную. Издатели пытаются копировать живую манеру ручной работы и переносить ее на станки. С началом эпохи возрождения, художественная иллюстрация расцветает с новой силой. Использование гравюры снимает с изображения роль текстовой декорации, привносит новые художественные возможности и выразительные средства иллюстрации. Изображение становится композиционно−продуманным. Большое внимание уделяется символам и деталях. В изображении появляется объем, глубина и пространство. Центром издательского дела становится Италия. Итальянские мастера занимались графической иллюстрацией. Используя опыт живописных композиций миниатюры, художники развивали композицию гравюры. Графика, со всеми ее изобразительными качествами надолго овладела умами художников.

В Европе XVIII века появляется множество направлений иллюстрации. Центром становится Франция. Сохранилось огромное количество произведений французских иллюстраторов. Это не только книги с гравюрами, но и отдельно существующие от литературного произведения, изображения. Среди современников возрастает внимание к книжной иллюстрации. Интерес к французским художникам распространяется по всей Европе, несмотря на малые тиражи изданий. Изображения дополняют не только религиозную, художественную и публицистическую литературу, но и научные, учебные издания. Уже в начале века популярное ранее течение гравюры наполняется новыми идеями.

Знаменитыми деятелями французской иллюстрации являются Гюбер Франсуа Гравело (1699 - 1773), Жан Мишель Моро Младший (1741 − 1814), Франсуа Буше (1703 − 1770).

Центром издательского дела в XIX веке становится Англия. Появляются новые технические подходы к печати иллюстраций. В частности, метод торцовой гравюры, внедренный художником Т. Бьюиком (1753 – 1828). Метод значительно облегчает иллюстрирование. Благодаря новым технологиям, становится возможным издание огромных тиражей одного и того же издания. На этом фоне процветает научная иллюстрация. Что касается художественной литературы, то практически все произведения дополняются художественными иллюстрациями. Широко применяется цветная гравюра. Цветовая гамма не ограничена техническими возможностями, благодаря новому методу литографии (фотомеханическая репродукция). Наряду с литографией, в конце XIX века в полиграфии распространился метод трехцветной автотипии. Художники той эпохи тесно сотрудничают с авторами литературных произведений. Художественная литература выходит с цветными картинками на мелованной бумаге. Отличием такого оформления являлось то, что изображение печаталось отдельно от текста и украшалась различными декоративными элементами.

Одновременно появляется фотография. Иллюстрации изготавливаются с помощью фотомеханики. Изобретается цинкография (это способ получения штрихового рисунка на доске из цинка). В связи с возросшим прогрессом в иллюстрации на первое место выходить реалистичность изображения, образность уходит на второй план.

В ХХ веке широко применяются всевозможные методы создания иллюстраций. Возрастает и интерес к рукотворным изображениям.

История иллюстрации в России столь же многогранна и насчитывает не один век. Стоит отметить, что русская иллюстрация занимает особое место в мировом изобразительном искусстве. Еще в Древней Руси известны религиозные книги с миниатюрами, написанными от руки. Древнейшие относят к XI веку и причисляют к памятникам изобразительного искусства. Называются такие издания «лицевыми книгами». Взглянуть, например, на «Молитвенник Гертруды» (XI в.). В основе иллюстрации лежит яркий сюжет, большое количество орнамента богато украшает композицию, а красочная цветовая гамма торжественна и привлекает внимание.

К XII веку меняется стиль художественного оформления книг. Пышная орнаментальность уступает место смысловому содержанию, однако все еще остается обязательной частью изображения. На иллюстрациях просматриваются несколько характерных черт: многофигурность, герои иллюстраций являются главным звеном композиции, их окружают предметы, с которыми они связаны. Появляются иллюстрации, выполненные в одном цвете или сближенной цветовой гамме, например, «Юрьевское Евангелие». С приходом монгольского периода, который не мог не повлиять на изобразительное искусство, в иллюстрациях усложняется орнамент, однако, традиции изображения героев остаются прежними. Появляются изображения всадников.

В XVII – XVIII веках появляется книгопечатание. Распространение печатных принадлежностей дает толчок для развития в Росси гравюрных изображений. Появляются гравированные(блочные) книги. Текст, вместе с изображением, в таких книгах, вырезается на одной доске, однако, существовали и методы отдельного набора текста, что позволяло уделить большее внимание изображению.

 

Настоящий расцвет книжной иллюстрации в России приходится на XIX − XX века. В эту эпоху параллельно друг другу развивается множество жанров, стилей и направлений иллюстрации. Реалистичную школу представляет Дмитрий Николаевич Кардовский (1866—1943), Леонида Осиповича Пастернака (1862 − 1945). Школа модерна развивается под влиянием Александра Николаевича Бенуа (1870 − 1960). В ту пору он создает свою знаменитую «Азбуку в картинках». Существует и конструктивистское направление.

Большое внимание в XX веке художники уделяют творчеству и приемам традиционного народного искусства. Особенно часто в отечественной книжной графике используются образы из древнерусской книжной иллюстрации. Присутствуют элементы декоративно−прикладного искусства.

Художники не зациклены на конкретном стиле, глубоко изучается история иллюстрации с древних времен, всех народов, как следствие применяется и в изобразительном искусстве иллюстрации. Огромное внимание уделяется иллюстрациям детских книг. Основным деятелем этой сферы является Иван Яковлевич Билибин (1876 − 1942). Выпускаются многочисленные сборники и журналы, исследующие иллюстрацию.

В завершение, хотелось бы отметить, что на протяжении многих веков, с основными видами изобразительного искусства гармонично соседствует жанр иллюстрации. Сегодняшний день уже сложно представить без иллюстрации. Будь то детская книга, журнал, газета или художественная литература. Развиваясь с давних времен, иллюстрация вобрала в себя множество стилей, традиций и применяется повсеместно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.43.163 (0.011 с.)