Современные теории потребительского поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные теории потребительского поведения



Современные теории потребительского поведения

(микроэкономический подход)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

ЮУрГУ – 38.03.04. 2020. 118. КР

 

Нормоконтролер, доц. каф. ЭТГМУ __________________ /Кремер.Д.В / «__» ____________________ 2020 г.  
Работа защищена с оценкой ____________________________ «__» ___________________ 2020 г.
Руководитель, доц. каф. ЭТГМУ __________________ /Кремер.Д.В / «__» ___________________ 2020 г.  
Автор Студент группы ЭУ– 153 __________________ /Абдуназаров.К.Ч / «__» ___________________2020 г.  

 


Челябинск 2020

АННОТАЦИЯ

 

Абдуназаров.К.Ч Современные теории потребительского поведения (микроэкономический подход). – Челябинск: ЮУрГУ, ЭУ-153, 2020. − 36 с., 13 ил, 0 табл, библиографический список – 14 наим., 1 прил.

В курсовой работе раскрыты теоретические предпосылки теории потребительского поведения, ее сущность и виды, а так же дано определение теории Хикса. Рассмотрена эволюция экономического анализа поведения потребителей, особенности эффектов доходов и замены, отличия теории Слуцкого и Хикса.

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........4

1 БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЯ……………………………………………………………......…….5

1.1 Суть и предмет теории потребительского поведение…………………………….........................................…….………..…......5

1.2 Совокупная и предельная полезность…........................................................6

1.3 Равновесие в условиях кардиналисткой теории…………………………...10

2 ОРДИНАЛИСТКАЯ ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКГО ВЫБОРА………..........................................................................…...........................16

2.1 Аксиомы ординалисткой теории.....................................................………..16

2.2 Предпочтений потребителей и кривая безразличия…............…......…….17

2.3 Бюджетные линии и оптимум потребительского выбора..........................20

3 ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ И ДОХОДА ПО СЛУЦКОМУ...............................................................................................................24

3.1 Эффект замены и эффект дохода для нормального товара...............24

3.2 Эффект замены и эффект дохода для некачественного

товара, не являющегося товаром Гиффена...............................................27

3.3 Товар Гиффена......................................................................................30

3.4 Отличия от Хикса.................................................................................32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………....…………………………………………34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….……………………………...35

 


ВВЕДЕНИЕ

В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном этапе.

Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу спроса, особенности потребительского поведения в современных условиях.

 

 

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЯ

ОРДИНАЛИСТКАЯ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ И ДОХОДА ПО СЛУЦКОМУ

Товар Гиффена.

Если товар низкокачественный и занимает в бюджете потребителя большое место, то при снижении цены отрицательный эффект дохода больше положительного эффекта замещения и общий результат выражается в снижении объема спроса на него, несмотря на снижение его цены.

Описанный парадокс носит название парадокса Гиффена (в честь английского экономиста XIX в. Роберта Гиффена (1837—1910)), а товары, на которые он распространяется, называют товарами Гиффена.

Товар Гиффена — это товар, занимающий в бюджете потребителя большое место, объем спроса на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения (при этом эффект дохода направлен в противоположную сторону от эффекта замещения).

Для нормальных товаров эффект замещения и эффект дохода суммируются, а для низкокачественных товаров они вычитаются (рис. 12).

                                 P

                                                                             D

 

                           0                                                     Q

Рисунок 12 — Кривая спроса на товары Гиффена

В случае с неполноценным благом, когда эффект замены и эффект дохода равны по абсолютной величине, спрос на такое неполноценное благо будет абсолютно неэластичным (рис 12).

Когда же абсолютная величина эффекта дохода при изменении цены менее ценного блага превышает величину эффекта замены, то общий эффект повышения цены становится положительным.

Такой товар называется благом Гиффена, и кривая спроса на это благо имеет положительный наклон (рис. 13).

 

 

Х2

 

 


                                       

           

                                        Х1


Р1


Р2

Р1


            Х1 Х2                       Х1

Рисунок 13  — Эффект доходов и эффект замены равны для товаров Гиффена.

Отличия от Хикса.

Сопоставляя подходы Слуцкого и Хикса относительно деления общего эффекта на эффект замены и эффект дохода, можно сделать следующие выводы.

1. Методология Хикса допускает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, в то время как методология Слуцкого этого не требует, ибо она основывается на фактах поведения потребителей на рынке.

2. Методология Хикса соответствует основным положениям порядковой, или ординалистской, теории предельной полезности. Методология Слуцкого базируется на количественной, или кардиналистской, теории предельной полезности.

3. Слуцкий использовал менее строгий с точки зрения теории полезности, но более прагматичный метод определения данного уровня реального дохода.

4. По методологии Слуцкого, промежуточная бюджетная линия касается чаще всего более высокой, чем исходная, кривой безразличия, что и требуется по методологии Хикса. По Слуцкому, потребитель, располагая возможностью приобрести тот же набор благ, что и до изменения цен, окажется на более высоком уровне благосостояния, чем перед изменением цен.

Следует отметить, что в обоих вариантах эффект замены показывается движением вдоль одной и той же кривой безразличия, а эффект дохода - перемещением с одной кривой безразличия на другую.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания данной работы были сделаны следующие выводы. Возникновение теории потребительского поведения было связано с работами маржинализмов, так как одним из главных положений маржинализма является принцип экономического человека. Теория потребительского поведения исследует совокупность принципов и закономерностей, руководствуясь которыми каждый человек формирует и реализует свой набор потребления различных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих потребностей. Данная теория связана с понятиями общей полезности (то есть суммарной пользы от определенного количества блага) и предельной полезности (степени удовлетворения потребности при возрастании количества блага).

Выбор индивида формируется не только под влиянием предпочтений, он ограничен бюджетом. Логично, что для каждого потребителя общий расход должен быть не больше дохода.

Учитывая еще многие недоработанные аспекты теории потребительского поведения, перед будущими учеными открывается просто огромное поле для исследовательской деятельности. Эта теория доказала свою важность для понимания основ как экономики, так и человеческого общества.

 


 

 


 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова «Завтра экзамен.» Микроэкономика 7-е изд. «Питер» 2006.

2. Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова «Учебное пособие» Микроэкономика 7-е изд. «Питер» 2003.

3. Микроэкономика: учебник и практикум / М.В. Арфеева и др.; под общ. ред. Е.Б. Яковлевой. – М.: Юрайт, 2017. – 354 с.

4. Мэнкью, Н. Г. Экономикс / Н.Г. Мэнкью, М. Тейлор. – 2-е изд. – СПб. и др.: Питер, 2013. – 655 с.

5. Бернанке, Б. Экономикс. Экспресс-курс: учебник по экон. теории / Б. Бернанке, Р. Фрэнк. – СПб. и др.: Питер, 2012. – 713 с.

6. Микроэкономика: учебное пособие / В.С. Антонюк, И.В. Данилова, Н.В. Моцаренко. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. 2018. – 109 с.

7. https://edu.susu.ru/pluginfile.php/2247785/mod_resource/content/

8. https://mоdеrn-есоn.ru/miсrо/pоtrеbitеl/zаkоn/dоhоd-i-zаm.html

9. https://infоpеdiа.su/10x88f7.html

10. https://rеvоlutiоn.аllbеst.ru/mаrkеting/00258511_0.html

11. https://www.wеbkursоvik.ru/kаrtgоtrаb.аsp?id=-23269

12. https://knоwlеdgе.аllbеst.ru/есоnоmy/3с0b65635а2bd79а5с53а89421316d37_0.html

13. https://vuzlit.ru/1862774/sоvоkupnаyа_оbsсhаyа_prеdеlnаyа_pоlеznоst

14. https://оthеrrеfеrаts.аllbеst.ru/есоnоmy/00103424_0.html

15. https://rеvоlutiоn.аllbеst.ru/mаrkеting/00258511_0.html

16. https://studrеf.соm/361050/еkоnоmikа/еffеkt_dоhоdа_еffеkt_zаmеsсhеniyа_tоvаr_giffеnа

17. https://mоdеrn-есоn.ru/miсrо/pоtrеbitеl/zаkоn/dоhоd-i-zаm.html

18. https://есоnоmiсs.studiо/mikrоеkоnоmikа/еffеkt-dоhоdа-еffеkt-zаmеsсhеniyа-87559.html

19. http://rеfеrаt-lib.ru/viеw/rеfеrаt-есоnоmiс/26/25531.htm

 

Современные теории потребительского поведения

(микроэкономический подход)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

ЮУрГУ – 38.03.04. 2020. 118. КР

 

Нормоконтролер, доц. каф. ЭТГМУ __________________ /Кремер.Д.В / «__» ____________________ 2020 г.  
Работа защищена с оценкой ____________________________ «__» ___________________ 2020 г.
Руководитель, доц. каф. ЭТГМУ __________________ /Кремер.Д.В / «__» ___________________ 2020 г.  
Автор Студент группы ЭУ– 153 __________________ /Абдуназаров.К.Ч / «__» ___________________2020 г.  

 


Челябинск 2020

АННОТАЦИЯ

 

Абдуназаров.К.Ч Современные теории потребительского поведения (микроэкономический подход). – Челябинск: ЮУрГУ, ЭУ-153, 2020. − 36 с., 13 ил, 0 табл, библиографический список – 14 наим., 1 прил.

В курсовой работе раскрыты теоретические предпосылки теории потребительского поведения, ее сущность и виды, а так же дано определение теории Хикса. Рассмотрена эволюция экономического анализа поведения потребителей, особенности эффектов доходов и замены, отличия теории Слуцкого и Хикса.

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........4

1 БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЯ……………………………………………………………......…….5

1.1 Суть и предмет теории потребительского поведение…………………………….........................................…….………..…......5

1.2 Совокупная и предельная полезность…........................................................6

1.3 Равновесие в условиях кардиналисткой теории…………………………...10

2 ОРДИНАЛИСТКАЯ ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКГО ВЫБОРА………..........................................................................…...........................16

2.1 Аксиомы ординалисткой теории.....................................................………..16

2.2 Предпочтений потребителей и кривая безразличия…............…......…….17

2.3 Бюджетные линии и оптимум потребительского выбора..........................20

3 ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ И ДОХОДА ПО СЛУЦКОМУ...............................................................................................................24

3.1 Эффект замены и эффект дохода для нормального товара...............24

3.2 Эффект замены и эффект дохода для некачественного

товара, не являющегося товаром Гиффена...............................................27

3.3 Товар Гиффена......................................................................................30

3.4 Отличия от Хикса.................................................................................32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………....…………………………………………34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….……………………………...35

 


ВВЕДЕНИЕ

В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном этапе.

Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу спроса, особенности потребительского поведения в современных условиях.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.041 с.)