Методологические основы курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы курса



Характеристика методологических основ курса «История России» представлена в Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурном стандарте (2014 года). В их состав входят следующие общие подходы и категории.

 

Многоуровневое представление истории

Курс отечественной истории сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного села, города, региона). Такой подход призван способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре: прежде всего как граждан России, а в связи с этим – жителей своего края, города, представителей определённой этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Необходимо   обращение  обучающихся к изучению локальной истории, истории своей семьи. Это способствует развитию умений применять полученные на уроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале.


В то же время предусматривается раскрытие связи отечественной истории с ведущими процессами мировой истории. Это достигается путем введения в содержание образования элементов компаративных характеристик. Особое значение это имеет для истории Нового и Новейшего времени, когда Россия стала активным субъектом мировой истории, произошло значительное расширение её контактов и взаимодействия с другими странами во всех сферах общественной жизни.

 

Многоаспектный (многофакторный) характер истории

В курсе отечественной истории объективно существует больше, чем в других дисциплинах, возможностей для раскрытия разных сторон исторического процесса. Речь идёт о внутренней и внешней политике государства, взаимоотношениях власти и общества, экономике, социальной                                 стратификации,       общественных       представлениях и повседневной жизни людей, военном деле и защите Отечества, развитии в стране науки, образования, духовной и художественной культуры, о Церкви и религиозных учениях и т.д. Таким образом, складываются условия для комплексного интегративного анализа исторического процесса, формирования у учеников объёмных и системных исторических  знаний.   С   другой   стороны,   препятствием для совершенствования образовательного процесса служит сохраняющееся доминирование в программах и учебниках политической истории при явной бедности и схематизме историко-культурного материала и недостаточном внимании к экономической и социальной истории. Проблема сбалансированного отбора и представления исторических фактов требует внимания авторов программ и учебников по отечественной истории. Освещение проблем духовной и культурной жизни России является одной из важнейших задач исторического образования.

 

Человек в истории

Для преподавания истории исключительно велика роль историко- антропологического подхода. Именно человеческое измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. В российском образовании существуют соответствующие традиции, которые следует продолжать   и    развивать.    Так,    воспитанию    патриотизма и гражданственности у обучающихся при изучении отечественной истории способствует обращение к ярким примерам трудовых и воинских


подвигов многих поколений россиян. Величие побед и тяжесть поражений убедительно раскрываются через жизнь и судьбы людей, в том числе отцов и дедов школьников, через историю их рода и семьи. Поэтому особенно важно, чтобы в учебниках и на уроках истории было отражено присутствие человека в конкретных событиях. Важно показать интересы и устремления, ценностные ориентиры и мотивы поведения людей. Такой подход способствует развитию у молодого человека чувства сопричастности к истории своей страны. При этом речь идёт как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящаются отдельные биографические справки, так и об обычных, «рядовых» людях. Наряду с событийной историей, предполагается расширение материала о повседневной жизни людей в различные исторические эпохи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.004 с.)