Музеефикация памятников науки, техники, индустрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музеефикация памятников науки, техники, индустрии



Часть наследия, которую исследователи предлагают называть «технологическими памятниками», позже других была осознана как ценность и стала объектом музеефикации. Памятники этого типа, дошедшие от древности и Средневековья, вошли в сознание как памятники археологии, истории, градостроительства и архитектуры – без выделения в качестве особо ценной их технологической составляющей. Что касается более позднего времени, новые технологии развиваются на основе старых и старые технологии как бы растворяются в новых, не оставаясь для настоящего и будущего в качестве памятников.

Распространение музеев техники во второй половине XIX в. исследователи связывают с развитием крупной промышленности и транспорта, но в это время они рассматриваются скорее как информационные центры, распространяющие знания о технике и технологии, и накапливают, главным образом, образцы современной им технической мысли. Естественно, подавляющее большинство их возникает посредством коллекционирования.

Только в XX в. в обществе проявился все возрастающий интерес к «технической истории» человечества. Это явление нельзя объяснять, как порою делается, только научно-техническим прогрессом и важностью сохранения заложенной в памятниках научно-технической информации. Будучи осознаны обществом как памятники, научно-технические и промышленные объекты становятся в один ряд с другими памятниками культуры и обретают прежде всего гуманистическое содержание. Человек начинает видеть в них своеобразную красоту, поэтизирует их, пытается, вглядываясь в них, осознать и решить существенные социальные, экологические, мировоззренческие проблемы. Музеи все активнее переходят от «отраслевого» к проблемному показу научно-технического и индустриального наследия.

В 1955 профессором Бирмингемского ун-та Дадли было введено понятие «индустриальная археология». Необычность термина и его парадоксальность привлекли к себе внимание специалистов. Индустриальная археология – это не новая историческая дисциплина, а новый взгляд на историю производства. Исследования производственного наследия не имеют автономного научного статуса, однако органично входят в комплексные исторические исследования производственной цивилизации. Пользуясь методами классической археологии, индустриальная археология должна искать новые, подходящие своему сложному характеру объекты – от маленького предприятия до гигантской промзоны. Это: 1) документирование и исследование технологических изменений (от технологий традиционного об-ва до технологий об-ва индустриального); 2) экпериментирование и попытки воссоздания производственных процессов, называемых также исследованиями «случаев» (case studies) – производственных зданий, инструментов, оборудования.

Первый шаг индустриальной археологии – завязать связи с местностью, пытаясь осмыслить её, «расшифровать», как палеограф расшифровывает старую рукопись, географ – пейзаж, а этнограф – суть народных обычаев.

Основной объект исследования и охраны производственного наследия – фабрика почти никогда не была отдельным зданием. Его окружали различные пристройки и комплексы производственного и жилого назначения: объекты энергетической инфраструктуры, склады, административные и хозяйственные постройки, места жительства рабочих, магазины, храмы, школы, наконец, весь охваченный промышленной деятельностью масштаб.

Такие местности часто отождествляются с их жителями – простыми, часто неграмотными рабочими, поэтому они долгое время оставались на периферии академических интересов и системы охраны наследия. кроме того, производственные комплексы не соответствовали привычным критериям, применяемым к историческому памятнику, включаемому в реестры охраны.

В настоящее время даже ведётся Список всемирного индустриального наследия.

За рубежом существует уже немало музеев, возникших на основе музеефикации памятников промышленности. Еще в 1933 г. был создан чикагский Музей науки и индустрии, в котором, наряду с коллекционным, применялся ансамблевый метод показа памятников (например, угольной шахты).

Город Брамше в Нижней Саксонии на протяжении столетий был известен своей суконной продукцией. Здесь сложилась уникальная ситуация, когда мастерские до 1971 г являлись общей собственностью местных ткачей-суконщиков. Ткачи оставались ремесленниками, объединенными в гильдию, и вместе работали на станках, принадлежавших этой гильдии. В городе сохранились комплекс зданий гильдии ткачей-суконщиков и производственные помещения. В 1990-е гг. по инициативе местного социума был организован городской индустриально-исторический музей на основе музеефикации этих зданий, самого процесса производства, а также ряда прилегающих жилых домов, сохранивших черты старого уклада, вместе с интерьерами и организацией быта. Музей стал культурным центром города, определяя его облик, традиции, интерес туристов, способствуя решению проблем занятости.

В 1990-е гг был создан международный градостроительный проект «Эшмор Парк», занимающийся экономическими, экологическими, социальными и культурными преобразованиями северной части Рурского бассейна, многочисленные промышленные предприятия которого постепенно прекращали функционировать. Как одна из важнейших задач его стратегии была определена связь со свидетельствами индустриального прошлого региона. Проектировщики предлагают сочетать музеефикацию части памятников и переоборудование другой части под современное использование в качестве гостиниц, ресторанов, кинотеатров и т. п.

Приведенные примеры, которые можно было бы продолжить, показывают различные формы музеефикации промышленных памятников: воссоздание в виде ансамблевой экспозиции; сохранение in situ уникального городка вместе с производством, вокруг которого он исторически сложился; реконструкция целого промышленного региона с сохранившимися недействующими предприятиями, способствующая решению сложнейших социальных и экологических проблем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.007 с.)