Раннехристианская скульптура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раннехристианская скульптура



Раннехристианская скульптура во многом использует достижения античной пластики. Статуя «Добрый пастырь» II в. н. э. (см. илл. 57 в Приложении № 2), хранящаяся в музеях Ватикана[81], изображает юного пастуха в короткой тунике с овцой на плечах – олицетворение Христа. Иконография статуи повторяет античную традицию, в которой нередки были изображения юноши, несущего телёнка. Постановка фигуры и её исполнение характерно для античной школы, но слегка отвлечённое изображение лица, уплощение складок одежды и тяготение к графичности и условности свидетельствует о новых тенденциях в искусстве, развивающемся уже под влиянием христианства. Эта скульптура имеет сложное символическое значение: античное толкование образа пастыря как носителя человеколюбия слилось с христианской идеей о спасительной жертвенности Христа.

Христианские саркофаги часто изготавливались в тех же мастерских, что и языческие. Такая скульптура, требовавшая от мастера квалификации и профессионализма, дольше живописи сохраняла традиции античного искусства. Технические и стилистические приёмы остаются теми же, но наделение произведений христианской символикой меняет характер скульптурных изображений. Историко-мифологическое повествование в рельефах утрачивает своё прежнее значение; изображаемые сюжеты становятся несвязными, а композиция подчиняется лишь орнаментальному строю. На мраморном саркофаге Юния Басса[82] (см. илл. 58 в Приложении № 2), датирующемся 50-ми годами IV в. н. э., представлены идущие ряд за рядом библейские сюжеты, разделённые колоннами. Множество мелких эпизодов нарушают хронологию изображённых событий, рассказ теряет связность. Череда повторяющихся образов, очень похожих друг на друга, нарушает динамику происходящих действий. Техника исполнения заметно упрощается, обобщается моделировка фигур, их головы выполняются непропорционально большими. Выразительность рельефов достигается сильными светотеневыми контрастами, созданными мастером с помощью применения бурава.

Диптих[83] из слоновой кости, на котором представлено возвращение христианских святынь, датируется серединой V в. н. э. и хранится в сокровищнице Трирского собора[84] в Германии (см. илл. 56 в Приложении № 2). На фоне большого сооружения изображается процессия, направляющаяся к нововозведённой церкви в правой части рельефа. Впереди всей толпы стоят первые государственные лица во главе с императором. Ожидающая его императрица держит большой крест. Два епископа, сидящие на запряжённой мулами повозке, везут реликвии, предназначенные для нового христианского храма. Над ними изображён Христос с нимбом и крестом. Зрители на заднем плане смотрят на чудо возвращения мощей мучеников. Возможно, что рельеф изображает церемонию освящения церкви Святой Марии[85] в Константинополе в 449 году. Все реликвии, принесённые в церковь Святой Марии, были связаны с детством Иисуса Христа. Своей торжественностью сцена напоминает сцены возвращения императоров с победой периода ранней империи. Таким образом, подобный античный мотив – языческо-римский въезд – превращается в трактовку события христианского периода. «В очень повествовательном изображении на слоновой кости, которое представляет собой одну из ступеней перехода от античности к Средним векам, можно усмотреть нечто очень важное: осознание того, что отныне власть императора основывается на его близости к новому, единому и истинному Богу»[86], – пишет Майкл Сиблер.

Таким образом, вначале раннехристианские скульптурные произведения ещё находились под влиянием античных художественных традиций и даже брали за основу переосмысленные античные сюжеты. Однако постепенно скульптурная пластика становилась всё более условной и обобщённой; в ней нарастали схематизм и графичность. Внимание скульптора было направлено, в первую очередь, на духовное содержание образов, что впоследствии привело к окончательному складыванию такого художественного явления как христианская скульптура.

Живопись

Этрусская живопись

Этрусские росписи составляют единственную большую группу произведений античной монументальной живописи первого тысячелетия до н. э. Они сохранились во многом благодаря этрусской традиции украшать стены гробниц красочными композициями. Живопись выполнялась в различных техниках: если каменные стены были крепкими и достаточно гладкими, красочное покрытие наносилось на тонкий слой грунта; когда же необходимо было укреплять рыхлую поверхность стен штукатуркой, применялась техника фрески, живописи по сырой штукатурке. Краски были минеральные, тона использовались преимущественно тёплые.

Интересны фресковые росписи гробницы Быков[87] VI в. до н. э. (см. илл. 59, 60 в Приложении № 2), расположенной на некрополе Монтероцци[88]. Центральная часть стены между двумя дверьми, ведущими из вестибюля в небольшие помещения, занята основной росписью по сюжету из Илиады, греческого эпоса. Ахилл, прячущийся за колодцем, подстерегает подъезжающего на коне Троила. Фигуры персонажей подобны атлетам в архаическом искусстве Греции: живописец изображает широкие бёдра, толстые икры с крупными мышцами, тонкую талию. Орнаментация полей, фризовость композиции и отсутствие светотеневой моделировки убеждают в подражании мастера греческой вазописи. Люнет[89], расположенный над центральной росписью, также заполнен сюжетными композициями. Слева нарисованы два мчащихся сфинкса, умело подчинённых архитектуре склепа. Головы и крылья сфинксов «поддерживают» нависающую кровлю. Против них, с правой стороны, представлена сцена погони быка за скачущим на лошади человеком. Свободные пространства люнета заполнены различными растительными мотивами, гармонично связывающими все элементы композиции.

Сюжеты росписей этрусских гробниц довольно разнообразны, часто изображаются заупокойные трапезы, как на фреске гробницы Щитов III в. до н. э. (см. илл. 61 в Приложении № 2), ритуальные пляски и игры на похоронах, культовые церемонии. Порой встречаются сцены из жизни умершего, воссоздающие его труд или любимые занятия. В фреске гробницы Охоты и рыбной ловли конца VI – начала V в. до н. э. (см. илл. 62 в Приложении № 2) мастер изобразил рыбаков в лодке, охотников, подстреливающих птиц из рогаток. Показаны море со скалами, дельфины, выпрыгивающие из воды, летающие птицы. В исполнении этой росписи заметно сильное стремление к конкретике и детализации: волнистыми линиями передана поверхность воды, мелкая растительность заметна на берегах скал.

Живопись этрусков III – II вв. до н. э. характеризуется усложнением и совершенствованием композиции, повышением подвижности и динамичности фигур. Но вместе с этим появляются росписи, проникнутые настроениями ужаса, битв и смерти, что вызвано состоянием погибавшего под римским давлением народа.

Красочные росписи этрусских гробниц пробудили у римлян интерес к настенной живописи, распространив иллюзорно-живописное видение мира. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.005 с.)