Чтение адаптированного рассказа С.А. Баруздина «Наша страна». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение адаптированного рассказа С.А. Баруздина «Наша страна».



У меня есть хороший друг. По-настоящему его зовут Дмитрием Васильевичем. Ну, а мы зовем его просто Димкой.

Лет Димке ни мало, ни много. А всего шесть. Почти как вам. И уж конечно, Димка всем на свете интересу­ется.

Однажды Димка спросил меня:

- А мы с тобой где?

- В квартире, — ответил я своему другу.

- А еще где?

- В доме.

- А дом где?

- На улице.

- А улица?

- В Москве.

- А Москва?

- В России, — объяснил я. — Так наша страна называ­ется. Знаешь?

- Знаю, — согласился Димка. — А какая она, наша страна?

Долго я думал, как рассказать Димке про нашу стра­ну, и наконец предложил:

- Надо самому посмотреть, тогда поймешь.

- А как?

- По всякому можно, — сказал я, — лучше всего, конечно пешком по стране пройти или на лошади про­ехать. Тогда все увидишь. Можно на машине. На поезде или на пароходе прокатиться тоже неплохо.

Ну, а если побыстрее хочешь, можно на самолете. Всего, конечно, не увидишь, но кое-что...

- Давай на самолете! — предложил Димка.

Вот наш самолет поднялся в воздух, и у Димки дух захватило. Под нами лежали...

Беседа по содержанию.

1. Опишите главного героя рассказа.

2. Что очень интересовало Димку?

3. К кому он обращался за помощью?

4. На чем собирались два друга отправиться в путешествие?

5. Почему они выбрали именно самолет?

6. Что увидели наши друзья с самолета.

5. Физкультминутка.
Выполнение движений по тексту.

Я и прямо, я и боком, С поворотом,

И с прискоком,

И с разбега,

И на месте,

И двумя ногами вместе.

Повторное чтение рассказа.

Дается установка на то, что ребята должны будут рассказывать не о Диме и его друге, а о себе, о своем друге и о своем городе. Для завершения рас­сказа нужно представить себя писателем и закон­чить рассказ.

Пересказ рассказа детьми.

Может пересказывать один ребенок, а можно организовать пересказ в форме диалога между двумя детьми (главным героем и его другом). Такая форма пересказа очень хорошо активизирует детей. В завершение воспитатель читает (по желанию детей) авторскую версию окончания рассказа.

А вот и Урал под нами. Есть на Урале и горы высокие, и степи бескрайние, и леса дремучие. В горах - руды ценных металлов, разные камни-самоцветы, в степях - моря пшеницы, в лесах и тундре - дорогой зверь, в реках - рыба. Только я напомнил Димке про Урал, а он уже интересуется:
- А Чапаев на Урале был? Я песню знаю: "Ходил по Уралу Чапаев-герой".
- Правильно, - подтвердил я. - Чапаев воевал на Урале, защищал наш народ от врагов. И после Чапаева на Урале много-много героев родилось. В годы войны они строили самые могучие танки и пушки, а потом на врага шли и побеждали. А сейчас они строят тракторы для полей и шагающие экскаваторы, добывают руду и делают автомобили. Наш народ называет Урал могучим и героическим.
Тут наш разговор услышал один из пассажиров.
- Шагающие экскаваторы на нашем заводе строят, молодой человек, - сказал он Димке. - А завод наш называется "Уралмаш".

Мы попросили лётчиков спуститься пониже. Спустились - и вскоре землю увидели. Это была Украина.
- Там что? - спросил Димка, заметив на земле большие жёлтые квадраты.
- Пшеница. Из неё белый хлеб делают. Ел?
Димка только улыбнулся:
- Конечно, ел. А там?
- Клевер.
- А там?
- Сахарная свёкла. Из неё сахар варят.
- А там?..
Проплывали под нами и поля, и сёла, и города, и заводы. И самая главная украинская река Днепр. А на ней стоит главный город Украины - Киев, чудесный большой город-красавец.
- Значит на Украине всё есть?
- Вот мы с тобой над Москвой летели, - сказал я. - В Москве всё есть: и заводы разные, и фабрики, и школы. Так и везде. У нас в стране, куда ни поедешь, всё есть. И всё-таки в каждом крае, в каждой республике есть что-то своё, особое..
Только мы об этом заговорили, внизу появились сады и виноградники.
- Это Молдавия, - объяснил я. - Молдаване растят для нас с тобой виноград и яблоки, груши и сливы, ягоды и табак.
- А где самые большие автомашины делают? - принялся за своё Димка.
- Сейчас увидим.
Как раз вскоре мы над Белоруссией полетели. Поля увидели - тоже разных цветов.
- Это лён, - объяснял я Димке. - А это картофель, а это капуста, а это..
Большой город Минск Димка и сам увидел.
- Вот здесь выпускают самые большие грузовики, - объяснил я.
- "МАЗы" называются! - не дал мне досказать Димка.

В это время как раз под нами появился посёлок Янтарный. Он стоит прямо на берегу Балтийского моря. А за Янтарным - Калининград, и ещё Балтийск, а потом Рига, Таллин..
Здесь уже все пассажиры вступили в разговор.
- Янтарь - это хорошо! - сказал литовец. - Да только мы тоже из Балтийского моря кое-что достаём. Рыбу любишь? Так вот мы ловим рыбу для всей страны. И ещё угря. Ел когда-нибудь?
- А мы суда строим для рыбаков, - сказал другой пассажир. Чтобы рыбу ловить, хорошие суда нужны.
- Мы тоже рыбу в Балтийском море ловим, - сказал латыш.
- А мы горючие сланцы добываем, чтоб тепло было в домах. Сланцы не хуже угля горят, - добавил эстонец. - И рыбу ловим, и бумагу изготовляем, и даём стране молоко и масло.
- А мы ещё радиоприёмники делаем и маленькие удобные автобусы: "Латвия" называются. Слышал? - сказал один из пассажиров.
Димка опять не выдержал и спросил:
- И все вы здесь живёте, на балтийском море?
- Конечно, - сказали пассажиры. - Все мы балтийцы: и калининградцы, и литовцы, и латыши, и эстонцы. Все живём-трудимся - друг другу помогаем хорошие дела делать.

Всю страну облетели мы с моим другом и всюду что-нибудь интересное встречали.
- Так какая же она, наша страна? - спросил я Димку.
- Большая! - сказал Димка.
- А ещё?
- Богатая!
- А ещё?
- Сильная!
- А ещё?
- Дружная!

Итог занятия.

Чье окончание рассказа вам понравилось боль­ше всего?

Занятие 26.

Тема: Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта)

Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей составлять рассказы из коллек­тивного опыта на основе экскурсии на кухню детского сада;

коррекционно-развивающие:

- упражнять детей в умении рассказывать по заданному плану;

- развивать умение рассказывать об увиденном, не повторяя сказанное и не забегая вперед;

- развивать память, внимание;
    коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей уважение к труду взрослых, а именно к профессии повара.

Оборудование: сюжетные картины, способствую­щие составлению связного рассказа по заданной теме.

Предварительная работа: экскурсия на кухню детского сада, беседы, игры для закрепления впечатлений об увиденном.

Ход занятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.006 с.)