Меры по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого  функционирования экономики и выживания населения в военное время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меры по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого  функционирования экономики и выживания населения в военное время



В современной войне экономика, как материальная база войны, будет объектом непосредственного вооруженного воздействия противника. Объем и характер потерь и разрушений в народном хозяйстве будут зависеть не только от способов развязывания войны, вида и мощности примененных противником средств поражения, но и от своевременности и масштаба заблаговременно осуществленных мер по подготовке к функционированию в условиях военного времени экономики страны, ее отраслевых и территориальных звеньев. Возможность успешного ведения войны в значительной мере будет зависеть от степени сохранения основных производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов, а также от способности страны быстро восстановить нарушенное производство для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, неотложных нужд народного хозяйства и жизнедеятельности населения.

Как показал опыт Великой Отечественной войны, еще в то время в условиях массированного применения обычных средств поражения в крупных городах и на объектах народного хозяйства имели место значительные разрушения. Для бесперебойной работы ряда заводов, продолжавших свою производственную деятельность практически под огнем противника, принимались многочисленные меры, обеспечивавшие выпуск оборонной продукции даже в городах, находившихся в условиях блокады, например в Ленинграде, Одессе, Севастополе и Сталинграде.

Сложность проблемы состоит в том, что с помощью ВТО потенциальный противник может одновременно поразить множество жизненно важных (ключевых) объектов экономики и нарушить их функционирование на длительное время, инициировать крупномасштабные очаги вторичных поражающих факторов, способных поразить основные производственные фонды (ОПФ),население и объекты среды обитания.

При этом следует учесть, что масштабы и интенсивность вооруженного воздействия по экономике и системам управления неуклонно возрастают. Если в первую мировую войну воюющими сторонами были разрушены единицы таких объектов, во вторую мировую войну — 10-20%, то в зоне Персидского залива — 70-80% ОЭ и СГУ Ирака, из которых 90% были поражены семью процентами высокоточных боеприпасов, примененных многонациональными силами.

Война с применением обычного ВТО может иметь тяжелые последствия, если не подготовить экономику и население к действиям в военное время.

Все это обусловливает особую важность заблаговременного принятия максимально возможных мер для защиты населения и снижения потерь и разрушений основных производственных фондов, а также для создания условий, обеспечивающих возможность использования сохранившихся производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов и восстановления в сжатые сроки нарушенного производства.

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, — одна из важнейших задач гражданской обороны, от решения которой зависит жизнь и здоровье людей не только в военное, но и в мирное время.

Следует отметить, что в такой постановке эта задача была определена впервые в ФЗ «О гражданской обороне». Ранее перед гражданской обороной стояла более масштабная задача по обеспечению устойчивого функционирования экономики и отраслей народного хозяйства страны в военное время. Решение этой задачи в условиях ракетно-ядерной войны в рамках гражданской обороны было заведомо нереальным делом.

Вместе с тем были предприняты большие усилия по ее решению. Прежде всего был проведен солидный комплекс научных исследований по результатам методологии, способов и методов повышения устойчивости работы в военное время отраслей и объектов народного хозяйства. Всего в этих исследованиях было задействовано до 1200 научных организаций страны. Многие из полученных результатов сохранили свою актуальность и полезность до настоящего времени и с успехом могут быть использованы при разработке мер по сохранению объектов в военное время.

Сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время — это комплекс специальных мер организационного, экономического и инженерно-технического характера, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий и организаций жизнеобеспечения, здравоохранения, транспорта, связи и информации, агропромышленного комплекса, объектов и сетей коммунально-энергетического хозяйства, объектов топливно-энергетического комплекса, а также потенциально опасных производств, нарушение работы которых может привести к возникновению вторичных факторов поражения.

Перечень объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, приведены в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Объекты, существенно необходимые для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время

Отрасли и сферы деятельности Наименование видов объектов, подлежащих защите
Государственное управление Основные и запасные ПУ федеральных органов госвласти и органов управления субъектов РФ. Информационно-управляющие системы. Склады и базы госрезерва
Отрасли Инфраструктуры Узлы связи, радиовещательные станции и телецентры. Узловые и сортировочные железнодорожные станции. Железнодорожные мосты и тоннели. Авторазвязки и мосты. Речные и морские порты. Аэродромы и космодромы. Компрессорные станции газо- и нефтепроводов.
Финансово-банковская система Объекты хранения золотовалютных ресурсов
Энергетика Атомные станции, ГЭС, тепловые электростанции и теплоэлектроцентрали. Склады ГСМ и нефтебазы, электростанции
Промышленность Оборонные заводы. Нефтеперерабатывающие и химические заводы, машиностроительные, электротехнического оборудования, металлургические заводы
Жизнеобеспечение населения Объекты систем коммунально-энергетического хозяйства, объекты систем продовольственного обеспечения, объекты систем медицинского обслуживания  
Культура и наука   Объекты национального достояния: государственные музеи; архивы и библиотеки; кино-, фото-, фонотеки; выдающиеся архитектурные сооружения; госхранилища эталонов измерения; научные объекты с потенцией вторичного поражения; уникальные вычислительные системы и базы данных

 

Обеспечение устойчивого функционирования указанных объектов осуществляется по следующим основным направлениям:

- снижение риска аварий и катастроф;

- рациональное размещение производительных сил на территории страны;

- рациональное размещение отдельных производств на территории объекта;

- подготовка объектов к работе в условиях военного времени;

- подготовка к восстановлению нарушенных производств.

Основные мероприятия по подготовке промышленного производства к работе в условиях военного времени:

- подготовка производственных площадей, технологического оборудования, энергетических и материальных ресурсов для выполнения заданий военного времени;

- подготовка к дублированию производства с использованием (развитием) мощностей, расположенных в загородной зоне (в том числе и местной промышленности);

- подготовка к выпуску продукции по упрощенной технологии, техническим условиям и документации военного времени;

- подготовка для обеспечения производства резервных энергоисточников и запасов топлива; материальных средств и местных ресурсов; промышленного транспорта; подсобного хозяйства;

- подготовка и обеспечение защиты документации, необходимой для производства в военное время.

Основные мероприятия по подготовке к обеспечению защиты основных производственных фондов (при строительстве новых и реконструкции действующих объектов):

- рациональная планировка объекта (разрывы между зданиями, проезды и выезды, пожарные водоемы и подъезды к ним и др.);

- внедрение в производственные здания каркасных конструкций с легкими огнестойкими заполнителями, новых видов материалов (в том числе огнестойких);

- повышение надежности электро-, газо-, тепло- и пароснабжения (дублирование вводов, кольцевание и надежная прокладка сетей); систем водоснабжения (питание от двух источников, один из которых подземный, на открытых источниках — подготовка двух групп головных сооружений, с размещением одной из них вне ЗВСР, применение оборотного водоснабжения);

- защита артезианских скважин и шахтных колодцев от заражения; оборудование их для разбора воды в подвижную тару;

- подготовка к защите уникального оборудования, аппаратуры и приборов управления;

- внедрение технологических процессов, обеспечивающих снижение опасности возникновения вторичных очагов поражения (заражения);

- снижение объемов СДЯВ, ВВ, ЛВВ и ЛВЖ. Защита емкостей и коммуникаций от разрушения и разлива этих веществ;

- подготовка к безаварийной остановке оборудования на предприятиях с непрерывным технологическим процессом;

- проведение противопожарных мероприятий (замена легковозгораемых элементов на несгораемые или трудносгораемые, вынос за пределы объекта опасных производств и уменьшение запасов ЛВЖ, внедрение автоматических систем сигнализации и пожаротушения, подготовка водоемов);

- подготовка к проведению световой и других видов маскировки объекта.

Исходя из разнообразия факторов, оказывающих влияние на развитие и совершенствование защиты объектов экономики от обычного ВТО, может быть выделен ряд специальных мер обеспечения их живучести в условиях воздействия ВТО:

- уменьшение энергетических потенциалов технологических установок путем совершенствования технологии, аппаратуры, применения быстродействующих систем прекращения реакций;

- проектирование и монтаж в технологических цехах инженерных сооружений и устройств, снижающих тяжесть последствий от возможных воздействий ВТО;

- рациональное размещение производственных и вспомогательных зданий сооружений с учетом интенсивности воздействий ВТО;

- исключение цепного (последовательного) развития аварии;

- укрытие взрывоопасного объекта, производства в «бункер» и дистанционного управления процессами;

- проектирование зданий и сооружений, окружающих взрывоопасный объект, конструктивно устойчивыми к ударной волне от разрушенного объекта повышенной опасности;

- ограничение размещения в зонах возможной загазованности источников зажигания газовоздушной смеси;

- исключение попадания взрывоопасных продуктов в невзрывобезопасные помещения;

- размещение объектов с токсичными и взрывоопасными производствами отдельно от административно-вспомогательных зданий на расстоянии не менее зоны разрушения;

- создание систем периодического и непрерывного автоматического контроля загрязнения воздушной среды;

- устройство систем локализации и поглощения токсичных веществ.

Подготовка к работе в военное время отраслей, подотраслей и объектов топливно-энергетического комплекса проводится с целью повышения надежности обеспечения ответственных потребителей электрической и тепловой энергии в условиях возможных разрушений и потерь. Такая подготовка указанных отраслей имеет большое значение для категорированных городов, важнейших промышленных объектов, электрифицированных железных дорог, шахт и других объектов.

Подготовка систем электроснабжения:

а) в отрасли (подотрасли):

- подготовка ЕЭС страны;

- строительство новых ЛЭП и перемычек с целью завершения кольцевания энергосистем;

- обеспечение деления схемы энергосистем на независимо работающие части;

- повышение надежности ЛЭП, подстанций и межсистемных связей объединенных энергосистем;

- повышение надежности релейной защиты, линейной автоматики, а также противоаварийной автоматики;

- обеспечение децентрализованного управления отдельными энергосистемами и энергорайонами;

б) на объекте (в производственном объединении):

- подготовка энергосистем (электростанций) к работе по специальным режимам с учетом выхода из строя отдельных электростанций (подстанций), ЛЭП и потребителей;

- подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей.

Подготовка к обеспечению бесперебойного электроснабжения ответственных потребителей:

а) в отрасли (подотрасли):

- подготовка к перераспределению энергоисточников по районам и потребителям;

- создание резервных энергомощностей;

- разработка и доведение до подведомственных звеньев проектной и нормативной документации по подготовке к работе в условиях военного времени тепловых, атомных и гидравлических электростанций;

б) на объекте (в производственном объединении):

- прокладка ЛЭП вне ЗВР и подготовка распределительной сети;

- подготовка к использованию небольших местных электростанций;

- подготовка в портовых городах к приему электроэнергии от судовых установок;

- подготовка тепловых электростанций к работе на местных видах топлива;

- повышение надежности систем водоснабжения тепловых и атомных электростанций;

- повышение устойчивости гидротехнических сооружений гидроэлектростанций.

Подготовка систем топливоснабжения

-подготовка к перераспределению в военное время топливных ресурсов направлениям, объемам и потребителям;

- дооборудование магистральных трубопроводов (создание перемычек, отключающих устройств, резервных хранилищ, кольцевание трубопроводов);

подготовка к обеспечению бесперебойного топливоснабжения ответственных потребителей по схемам и режимам работы военного времени (при возможных нарушениях трубопроводов, разборе газа и нефти из резервных хранилищ);

- внедрение блочно-комплектного строительства, типовых индустриальных зданий, унифицированного оборудования;

- повышение устойчивости работы сетей газоснабжения, нефти и нефтепродуктов;

- накопление подвижных компрессорных, насосных и распределительных станций, передвижных перекачивающих агрегатов;

- обеспечение насосных и компрессорных станций автономными энергоисточниками;

- подготовка к обеспечению бесперебойного топливоснабжения ответственных потребителей по схемам и режимам работы военного времени (при возможных нарушениях трубопроводов, разборе газа и нефти из резервных хранилищ);

- подготовка к опорожнению от нефти и нефтепродуктов наземных резервуаров.

Необходимо отметить специфику мероприятий по подготовке газовых и нефтяных месторождений, а также систем газоснабжения.

На газовых и нефтяных месторождениях, кроме дополнительных противопожарных мероприятий, принимаются меры по обеспечению безопасности добычи и подготовки к транспортированию газа и нефти, в том числе и при внезапных перерывах в потреблении, а также по предотвращению открытого фонтанирования нефтяных и газовых скважин.

С учетом все возрастающего значения внешних инженерных сетей газоснабжения нормируется ряд положений по расположению и прокладке газопроводов категорированных городов и объектов, а также по размещению и защите газораспределительных станций (ГРС) и газорегуляторных пунктов (ГРП). Газоснабжение должно осуществляться от двух и более самостоятельных магистральных газопроводов не менее чем через две ГРС, располагаемые за пределами застройки городов. Для этой же цели предусматривается подземная прокладка основных распределительных сетей газопроводов высокого и среднего давления, отводов от них к категорированным объектам, а также внутриплощадочных газопроводов. Системы таких газопроводов должны быть закольцованы. Наземные части ГРС и ГРП должны иметь подземные отводные газопроводы (байпасы), обеспечивающие подачу газа в систему газоснабжения при выходе из строя наземной части ГРС или ГРП. В основных узловых точках системы газоснабжения должны быть установлены отключающие устройства, срабатывающие от давления ударной волны, а между тупиковыми газопроводами устроены перемычки. Автоматические устройства устанавливаются также для отключения газоснабжения объекта в целом.

Обеспечить надежное производство сельскохозяйственной продукции, особенно в военное время, можно только при условии всесторонней подготоки к этому всего агропромышленного комплекса.

Основные мероприятия по подготовке к работе в условиях военного времени растениеводства и животноводства:

- подготовка к ведению сельскохозяйственного производства в условиях военного времени (с учетом изменения его структуры, перераспределения посевных площадей применительно к различным периодам года). Организация специализации и кооперации в условиях возможного нарушения хозяйственных связей мирного времени;

- внедрение в производство высокоурожайных сортов зерновых, технических и других культур, устойчивых к различным видам заражения;

- расширение сети ветеринарных и агрохимических лабораторий, станций защиты растений и животных, других специализированных учреждений и подготовка их к работе в условиях военного времени;

- изыскание и внедрение новых высокоэффективных агротехнических приемов, вакцин, сывороток и других препаратов, позволяющих снизить степень воздействия поражающих факторов на растения, животных и сельскохозяйственную продукцию;

- разработка и доведение до подведомственных отраслей, объединений и объектов нормативной документации по подготовке к ведению сельскохозяйственного производства в условиях военного времени;

- разработка вариантов рационального использования земельного и семенного фонда, маточного поголовья и племенных животных для производства продуктов растениеводства и животноводства;

- защита продовольствия, пищевого сырья, фуража и источников водоснабжения от всех видов заражения;

- создание запасов и обеспечение защиты семенного фонда;

- создание запасов кормов и фуража. Разработка упрощенной технологии заготовок, консервирования и хранения кормов в военное время;

- подготовка к массовому убою зараженных животных и обеззараживанию получаемой продукции, а также к захоронению павших животных.

Основные мероприятия по подготовке транспорта к работе в условиях военного времени:

- подготовка к обеспечению широкого маневра видами транспорта и дублирования перевозок;

- организация подготовки к развертыванию временных перегрузочных районов вблизи наиболее вероятных участков нарушения коммуникаций; к созданию дублирующих мостовых переходов и переправ через крупные водные преграды;

- развитие пакетных и контейнерных перевозок грузов и унификация средств механизации погрузочно-разгрузочных работ для всех видов транспорта;

Основные мероприятия по подготовке к работе в условиях военного времени системы материально-технического снабжения:

- подготовка и осуществление рассредоточения материальных ресурсов на территории страны. Установление оптимальных объемов их хранения на базах и складах;

- подготовка к развертыванию организаций (учреждений) материально-технического снабжения и баз-дублеров с упрощенной технологией погрузочно-разгрузочных работ;

- вывоз материальных ресурсов в загородную зону и обеспечение защиты сырья, материалов и готовой продукции;

- подготовка к использованию возможностей местных производственных мощностей и ресурсов, замена дефицитных видов сырья и материалов;

- подготовка к работе с упрощенной технологией погрузочно-разгрузочных работ;

- применение упрощенной технологии погрузочно-выгрузочных работ.

Основные мероприятия по подготовке к выполнению в военное время работ по восстановлению производственной деятельности:

- определение характера, объемов и очередности восстановительных работ при слабых и средних разрушениях объектов;

- разработка способов восстановления производственных зданий, коммуникаций, технологических установок и оборудования;

- подготовка энергетических и материальных ресурсов, необходимых для восстановления производства;

- подготовка к производству изделий и конструкций из легких и огнестойких материалов, отвечающих требованиям восстановления производственных зданий и сооружений;

- разработка и обеспечение надежного хранения технической и другой документации, необходимой для восстановления производства.

2.8.Жизнеобеспечение пострадавшего населения

Кнаселению, пострадавшему при ведении военных действии или вследствие этих действий (далее — пострадавшее население), относится население, подвергшееся воздействию поражающих факторов, а также лишившееся необходимых средств для существования и жизнедеятельности.

Первоочередное жизнеобеспечение включает: снабжение населения жизненно важными материальными средствами, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости; оказание медицинской помощи; информационно-психологическую поддержку.

По каждому виду обеспечения разрабатываются планы обеспечения, которые должны содержать объемы решаемых задач, перечень сил и средств для их решения, распределение материальных ресурсов по решаемым задачам с указанием сроков их поставки и поставщиков.

Медицинское обеспечение пострадавшего населения включает:

- своевременное оказание медицинской помощи;

- проведение противоэпидемических мероприятий;

- наблюдение и лабораторный контроль за внешней средой, водоисточниками, продуктами питания;

- санитарно-просветительную работу среди населения;

- дополнительное развертывание лечебной базы.

Первая медицинская помощь пораженным оказывается на месте ведения спасательных работ силами сандружин и спасателей, а также в порядке само- и взаимопомощи. Первая врачебная помощь пораженным и подготовка их к эвакуации в лечебные учреждения производится отрядами первой медицинской помощи.

Специализированная медицинская помощь и лечение пораженных осуществляется в стационарных лечебных учреждениях.

Обеспечение пострадавшего населения жильем включает:

- использование (после проведения инвентаризации иоценки состояния, сохранившегося жилого фонда;

- использование зданий и сооружений лечебно-оздоровительной базы, баз отдыха (санатории, дома отдыха и т.д.);

- развертывание временных жилищ (передвижных и сборных домиков, палаток, юрт, землянок и др.);

- временное подселение пострадавшего населения на площади сохранившегося жилого фонда.

Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания включает:

- использование запасов продовольствия на складах резерва и текущего продовольствия;

- повышение производительности сохранившихся мощностей по производству продуктов питания;

- подвоз продовольствия из не пострадавших районов;

- развертывание временных пунктов питания с использованием подвижных кухонь, хлебопекарен и др. мобильных технических средств;

- определение порядка и организация обеспечения населения продуктами питания (списки, талоны, очередность, нормы отпуска и т.д.);

- организацию взаимодействия с органами военного командования и силовых ведомств по возможности использования их ресурсов.

При оценке потребностей в продуктах питания необходимо учитывать, что в первые 2—3 суток наиболее вероятна организация питания с использованием сухих пайков, консервов и др.

Обеспечение пострадавшего населения водой включает:

- восстановление магистральных водопроводов;

- контроль за качеством воды;

- доставку воды емкостями на передвижных средствах;

- опреснение, очистку и обеззараживание воды (в случае необходимости);

- использование защищенных мощностей водопроводов, артезианских скважин, резервуаров.

Потребности пострадавшего населения в воде рассчитываются, исходя из минимальной нормы 8—10 литров в сутки на человека.

Из других видов коммунально-бытовых услуг пострадавшее население обеспечивается необходимыми топливо-энергетическими ресурсами (тепло, горячая вода, электроэнергия, газ), а также банями, душевыми, туалетами.

При дефиците используются нестандартные, простейшие средства – передвижные малогабаритные станции, теплоэнергоносители локомотивов и судов, печи «буржуйки», передвижные душевые, прачечные, туалеты.

Обеспечение населения предметами первой необходимости (одеждой, обувью, предметами личной гигиены и т.д.) предусматривает:

- использование предметов первой необходимости из резерва, а также из поврежденных и разрушенных складов;

- сбор и перераспределение предметов первой необходимости среди населения;

- организацию выдачи;

- использование текущих запасов торговли по долговым распискам.

Информационное обеспечение пострадавшего населения включает:

- организацию оперативного информирования населения с использованием стационарных и подвижных средств;

- проведение обходов мест проживания и нахождения людей;

- установку информационных пунктов в местах проживания и нахождения людей;

- создание справочно-информационной службы для информирования людей о местах нахождения пострадавших и местах расселения эвакуируемых;

- создание из специалистов бригад психологической поддержки.

Комплексная маскировка

Защита объектов экономики и инфраструктуры, обеспечение их устойчивого функционирования в современных вооруженных конфликтах (войнах) может быть достигнута применением активных средств (огневых средств ПВО, ВВС) и пассивных способов и средств, в том числе проведением мероприятий по световой и другим видам маскировки.

Световая и другие виды маскировки планируются и осуществляются органами управления гражданской обороны в рамках выполнения мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Световая маскировка городов и других населенных пунктов организуется и проводится территориальными органами управления гражданской обороны в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых документов (СНиП 2.61.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» и СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства»).

Комплексная маскировка объектов экономики и инфраструктуры федерального подчинения осуществляется соответствующими органами управления гражданской обороны федерального и объектового уровня. Порядок планирования и организации комплексной маскировки объектов экономики и инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации по представлению МЧС России и Минэкономразвития России.

Для эффективной защиты объектов экономики и инфраструктуры от высокоточного оружия (ВТО) требуется заблаговременная подготовка и проведение скоординированных мероприятий различных ведомств и организаций.

Целями комплексной маскировки является максимальное снижение вероятности поражения объектов экономики и инфраструктуры высокоточным оружием, уменьшение размеров возможного ущерба и потерь.

Указанные цели достигаются решением следующих основных задач:

- скрытием объектов на местности за счет использования статических и динамических аэрозольных помех, масок-экранов, радио- и теплопоглощающих покрытий и зеленых насаждений;

- изменением физических полей объектов за счет уменьшения контрастности, сооружением ложных целей и постановкой статических помех;

- противодействием системам наведения высокоточного оружия постановкой «динамических» помех на основе использования боеприпасов-помех;

- рациональным сочетанием мер, направленных на сохранение объектов и повышение их физической стойкости;

- снижением запасов токсичных и взрывопожароопасных веществ, использованием средств и способов маскировки критических элементов объектов экономики.

Основными принципами организации и эффективного осуществления комплексной маскировки являются:

- Принцип стратегической мобильности, предусматривающий заблаговременную разработку планов и создание группировок сил и средств для проведения маскировки объектов с учетом оперативного реагирования на изменения характера вооруженных конфликтов и военных опасностей на стратегических направлениях.

- Принцип комплексного применения различных средств и способов маскировки, предусматривающий использование комплекса различных средств, обеспечивающих изменение всех демаскирующих признаков объекта и создание помех широкого спектра для средств наведения.

- Принцип дифференцированного подхода к маскировке объектов, предусматривающий приоритетность объектов с учетом их значимости и возможности применения современных средств поражения.

- Принцип разумной достаточности, учитывающий, что экономические затраты на маскировку объектов должны быть адекватны военным угрозам и не превышать экономический эффект от сохранения объекта.

- Принцип приоритетного использования мероприятий двойного назначения, предусматривающий первоочередное планирование и проведение организационных мероприятий, которые могут обеспечить сохранение объектов в мирное и военное время.

Наиболее вероятными объектами воздействия ВТО в вооруженных конфликтах являются: важнейшие объекты государственного управления; предприятия оборонных отраслей промышленности, топливно-энергетического комплекса машиностроения, химии и нефтехимии, транспорта, черной и цветной металлургии, предприятия по производству радиоэлектронной аппаратуры; транспортные коммуникации; электростанции (АЭС, ГЭС, ТЭС) и узловые подстанции, обеспечивающие электроэнергией промышленные центры; крупные железнодорожные узлы, мосты, аэродромы; морские и речные порты; пунктыуправления, узлы связи и отдельные наиболее важные радио-, радиорелейные станции и коммутационные центры; федеральные продовольственные базы (склады), объекты водо-, электро- и теплоснабжения, здравоохранения.

Перечень конкретных наиболее важных объектов, защищаемых в глубине страны в военное время средствами вооруженной борьбы и маскировки, должен утверждаться Правительством Российской Федерации по представлению Минбороны России, Минэкономразвития России и МЧС России, с распределением их в полосах стратегических направлений по приоритетам важности.

Мероприятия по комплексной маскировке в рамках плана гражданской обороны Российской Федерации должны согласовываться с Минобороны России, с Минэкономразвития России и другими министерствами, имеющими объекты, подлежащие маскировке.

В федеральных округах предложения по комплексной маскировке объектов готовят региональные центры МЧС России по согласованию с командованием округов военного времени (военных округов) и главами администраций субъектов федерации. Контроль за подготовкой и проведением мероприятий по комплексной маскировке осуществляет полномочный представитель (аппарата) Президента Российской Федерации.

Установление приоритетов маскировки (защиты) объектов производится на основе следующих признаков: важности, структуры и характера производственного процесса, допустимого времени вывода из строя, степени опасности возникновения вторичных поражающих факторов.

Предусматриваются три уровня приоритета защиты:

- К объектам первого приоритета относятся пункты государственного управления, узлы связи, радиовещательные станции, телецентры, железнодорожные узлы, аэродромы, морские и речные порты, железнодорожные и автомобильные мосты основных направлений, склады и базы госрезервов, насосные станции трубопроводов.

- К объектам второго приоритета относятся атомные, тепловые и гидроэлектростанции, подстанции ЛЭП, склады ГСМ, нефтебазы, крупные объекты водо-, электро- и теплоснабжения.

- К объектам третьего приоритета относятся нефтеперерабатывающие и химические производства, предприятия оборонного комплекса, цветной и черной металлургии, машиностроения, электротехнической промышленности, крупные госпитали и больницы.

Для противодействия современным системам обнаружения и наведения высокоточного оружия противника система «неогневой» защиты объектов включает инженерную маскировку (изменение всех или основных демаскирующих признаков объектов в диапазонах излучений их физических полей) и радиоэлектронное противодействие, в том числе:

- радиолокационную (в радиочастотном и СВЧ диапазонах спектра);

- тепловую (в инфракрасном диапазоне);

- оптическую (в видимом диапазоне спектра излучений);

- акустическую (звуковой диапазон спектра).

Световая маскировка объектов является одной из разновидностей инженерной маскировки. Она проводится в оптическом диапазоне излучений в целях снижения заметности объектов, городов и иных населенных пунктов в темное время суток для воспрепятствования опознавания объекта оптическими средствами наведения носителей и оружия воздушного противника.

Комплексная маскировка в целях защиты объектов проводится:

- имитацией и скрытием объектов и ориентиров вокруг них, которые могут быть использованы противником как вспомогательные точки прицеливания при бомбометании и пуске ракет;

- преждевременным подрывом боевых частей ВТО на безопасном для защищаемых объектов удалении;

- корректировкой физических полей объектов при проведении мероприятий ГО по повышению их физической стойкости, дублировании и резервировании уязвимых элементов объектов;

- экранированием отдельных элементов объектов с одновременной постановкой ложных целей.

Скрытие защищаемых объектов обычно достигается применением аэрозолей, масок-экранов, тепловых и световых ложных целей, использованием радио- и теплопоглощающих покрытий, зеленых насаждений и др.

Комплексное применение всех указанных видов и средств маскировки по предварительным данным может снизить расчетную вероятность обнаружения и поражения объектов экономики в 3-4 раза.

Преждевременный подрыв боевых частей ВТО достигается применением генераторов ответных помех; созданием на траектории полета ВТО зон ложных целей-ловушек, создаваемых комбинированными боеприпасами помех (в радио-, инфракрасном и световом диапазонах), выстреливаемыми расположенными на объектах пусковыми установками. При оптимальном управлении постановкой помех-ловушек средствам ВТО противника гарантированный срыв атаки может составлять 0,9 и более.

Корректировка демаскирующих признаков (физических полей) объектов достигается изменением контрастности излучений, снижением их интенсивности (временным прекращением), демонстрацией ложных излучений в сочетании с макетированием ложных элементов объектов. Последний из способов маскировки наиболее эффективен для защиты от ВТО площадных объектов.

Наиболее эффективное экранирование достигается постановкой аэрозольных завес в сочетании с одновременным созданием на траекториях полета ВТО статических и динамических ложных целей. Подобный способ экранирования позволяет обеспечить возможность управления величиной промаха («увода» ВТО в заданныйрайон для подрыва на безопасном удалении), не допуская возможного поражения близких к защищаемому объектов.

Комплексное применение различных видов и средств инженерной маскировки и средс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.112 с.)