Построение систем оповещения в отдельных зданиях и сооружениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение систем оповещения в отдельных зданиях и сооружениях



Помимо создания систем оповещения площадного характера — от территории объекта экономики до территории целого субъекта Российской Федерации не менее важная задача организовать оповещение на территории отдельного здания (гостиница, торговый или спортивный центр, учебное заведение и т.п.), где часто одновременно присутствуют тысячи людей. Это особенно важно на случай возникновения пожара, учитывая крайне неблагоприятную обстановку с пожарами в нашей стране, в которых гибнут ежегодно около 20 тысяч человек.

Появилось понятие «интеллектуальное здание», оснащенное комплексом систем безопасности, в состав которого обязательно включены система пожарной сигнализации, оповещения о пожаре и система управления экстренной эвакуации.

Приказом МЧС России от 20 июня 2003 года № 323 были утверждены нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» № НПБ 104-03, которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях.

СОУЭ — комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации.

Технические средства оповещения — звуковые, речевые, световые и комбинированные пожарные оповещатели, приборы управления ими, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности.

Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

- подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

- трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

- трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

- размещением и включением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации и эвакуационного освещения;

- дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (оборудованных электромагнитными замками);

- связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения здания.

СОУЭ проектируется с целью реализации планов эвакуации. Особо подчеркивается, что при проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны города.

При разделении здания на зоны оповещения должна разрабатываться специальная очередность оповещения людей, находящихся в защищаемом объекте.

Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения и время начала оповещения в отдельных зонах определяются, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре и других ЧС.

Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста-диспетчерской или другого специального помещения.

Нормами предусмотрено 5 типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик.

Система пожарной сигнализации (СПС) строится таким образом, чтобы системы управления автоматикой жизнеобеспечения, пожарной сигнализации и управления автоматической системой пожаротушения были выполнены в едином информационном пространстве. Между этими системами организовано прямое и безусловное взаимодействие. СПС интегрирована с другими системами комплекса безопасности.

Система громкого оповещения является неотъемлемой частью инфраструктуры любого административного или общественного здания и входит в состав СОУЭ.

Система оповещения позволяет транслировать передачи с СD-проигрывателя, магнитофона и тюнера. При объявлении тревоги трансляция передач автоматически прекращается и подключается магнитофон тревожных сообщений. Тревожную информацию можно также передавать с выносных микрофонных пультов в любую из зон или во все зоны одновременно.

Системы оповещения представляют собой один из наиболее распространенных (если не самый распространенный) вид систем звукообеспечения. По требованиям как международных, так и отечественных стандартов система громкого оповещения должна присутствовать в любом ограниченном пространстве, где возможно скопление людей.

В настоящее время почти все системы оповещения строятся по так называемому зонному принципу. Зонный принцип подразумевает такую конфигурацию эвакоусилительного тракта, при которой в системе имеется, по крайней мере, 2 независимых канала звукоусиления, привязанных к акустически независимым помещениям или открытым площадям, то есть зонам оповещения. Обязательным признаком зонной системы оповещения является возможность централизованного выбора зоны, в которую подается тот или иной сигнал оповещения.

В зданиях и сооружениях создаются специальные комбинированные системы громкого оповещения, которые используются для звукоусиления и распределения по зонам оповещения (их может быть более 30) сигналов тревоги, голосовых сообщений, фоновой музыки. Раньше эти задачи возлагались на местные радиотрансляционные узлы. В настоящее время разработана и широко используется аппаратура на основе персональных компьютеров и аппаратуры звукоусиления и распределения звукового сигнала, а также специальных автоматических датчиков.

При проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность создания в здании объединенной системы громкого оповещения (ОСГО СОУЭ) на случай возникновения ЧС различного характера.

Назначение ОСГО СОУЭ:

- экстренное оповещение о возникновении пожара или другой чрезвычайной ситуации природного, техногенного или террористического характера;

- указание путей оперативной безопасной эвакуации при пожаре или выполнения мероприятий гражданской обороны;

- управление ходом эвакуации;

- выдача прочей экстренной информации.

Для оповещения в рамках ОСГО СОУЭ могут использоваться:

- система внутренней радиотрансляционной сети;

- специализированные громкоговорители СПС;

- световые табло с фиксированными надписями, пиктограммами или светодиодные табло;

- сеть телефонной связи здания;

- система микросотовой или пейджинговой связи;

- электрические сирены;

- система кабельного телевидения здания.

При проектировании необходимо предусмотреть организационное и техническое сопряжение ОСГО СОУЭ с централизованной системой оповещения города (через ЕДЦС).

Центральный элемент управления ОСГО — аппаратно-программный комплекс (АПК) — должен обеспечивать несколько уровней приоритета для каналов трансляции: самый низкий уровень приоритета имеет канал музыки, самый высокий уровень приоритета — канал оповещения об эвакуации при пожаре или в других ЧС.

В качестве АПК может использоваться аппаратура типа АСО.

Схема объединенной системы громкого оповещения здания изображена на рис. 2.5.

 

Рис. 2.5. Схема объединенной системы громкого оповещения здания

Особые требования к системам оповещения гражданской обороны

Системы оповещения всех уровней должны обеспечивать передачу сигналов (команд), осуществляющих дистанционное управление техническими средствами оповещения как циркулярно (одновременно), так и выборочно с максимальным охватом населения в городе и сельской местности, независимо от места нахождения каждого человека (дома, на работе, в убежище, на улице, в транспорте, в лечебных, торговых, спортивных и развлекательных учреждениях).

При этом должна обеспечиваться надежность и живучесть системы в условиях возможных нарушений энергоснабжения, сетей связи и внешних условий (ветер, наводнение, землетрясение, взрывы и т.п.), затрудняющих восприятие звуковой информации.

Приведение в готовность системы оповещения для передачи сигналов и сообщений не должно превышать 2—3 минут по всей охватываемой территории. В целях исключения паники среди населения, не подвергаемого опасности, система оповещения должна иметь возможность локализации оповещаемой территории.

При функционировании системы оповещения должны выполняться следующие требования:

- не допускать несанкционированного или самопроизвольного включения сигналов тревоги;

- не нарушать работы остальных систем жизнеобеспечения;

- возможность использовать различные средства подачи сигналов тревоги и речевых (информационных) сообщений;

- оповещение персонала объектов и населения в районах размещения потенциально опасных объектов не должно превышать более 3—5 минут;

- возможность дублировать сигналы неавтоматизированными системами, в том числе с использованием мобильных средств оповещения.

 

Эвакуация населения

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей является одним из способов их защиты, снижения вероятных потерь и включает в себя комплекс мер по организованному вывозу и выводу населения при создавшейся опасности его жизни и здоровью и временному размещению эвакуированных безопасных районах.

Эвакуация населения проводится из прогнозируемых зон поражения и заражения (загрязнения) и только в случае прямой угрозы жизни и здоровью когда другие способы защиты невозможны или нецелесообразны.

Все виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

- по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;

- по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

- по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта. она), местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

- по временным показателям: временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная — до 1 месяца; продолжительная — более месяца.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).

В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими факторами проводится экстренная эвакуация населения. Вывоз (вывод населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» от 22 июня 2004 г. № 303 эти мероприятия включают в себя непосредственно эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктов, расположенных в зонах катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений (далее соответственно – эвакуация, населенные пункты), а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах (далее — рассредоточение работников организаций).

Эвакуации подлежат:

- работники расположенных в вышеуказанных населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону, а также неработающие члены семей указанных работников;

- нетрудоспособное и не занятое в производстве население;

- материальные и культурные ценности.

Эвакуация населения в зависимости от масштабов ЧС проводится по решению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или руководителей гражданской обороны федерального, местного и объектового уровней.

Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации, а также подготовка безопасных районов для размещения эвакуируемого населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагается:

- в федеральных органах исполнительной власти — на руководителей федеральных органов исполнительной власти;

- в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований — на глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления;

- в организациях — на руководителей организаций.

Эвакуация, рассредоточение работников организаций планируются заблаговременно в мирное время и осуществляются согласно следующим принципиальным положениям.

Эвакуация работников, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация работающих членов семей указанных работников организуется и проводится соответствующими должностными лицами организаций.

Эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

При рассредоточении работники организаций, а также неработающие члены их семей размещаются в ближайших к границам населенных пунктов районах загородной зоны, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. При невозможности совместного размещения члены семей указанных работников размещаются в ближайших к этим районам населенных пунктах загородной зоны. В исключительных случаях по решению главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрешается размещать рассредоточиваемых работников организаций в населенных пунктах, расположенных в зонах возможных слабых разрушений.

Районы размещения работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также неработающих членов их семей выделяются за районами размещения рассредоточиваемых работников организаций.

Нетрудоспособное и не занятое в производстве население и лица, не являющиеся членами семей работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, размещаются в более отдаленных безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются работники указанных организаций.

Население, эвакуируемое из зон возможного катастрофического затопления размещается в ближайших к этим зонам населенных пунктах, расположенных на незатапливаемой территории. Население, эвакуируемое в безопасные районы размещается в жилых, общественных и административных зданиях независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также помещениях дачных и садовых товариществ на основании ордеров, выдаваемых органами местного самоуправления.

Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления ГОЧС.

К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения. Состав и порядок их создания см. в главе 7.

В зависимости от условий обстановки, сроков и масштабов проведения эвакуации населения возможны следующие ее варианты: частичная и общая (рис. 2.6).

Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.

 

 

Рис. 2.6. Виды эвакуации населения в современных войнах

 

Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

Эвакуация как способ защиты населения, наряду с высокой эффективностьюобладает в современных условиях и существенными недостатками.

Высокая массовость эвакомероприятий, многочисленность эвакуируемых контингентов, необходимость увязки деятельности большого числа разноведомственных органов и организаций делают проблематичным успех эвакуации организованным способом в короткие сроки.

Кроме того, сложность планирования деятельности всех органов, задействованных в организации эвакуации населения, и действий эвакуируемых дают основание опасаться развития неорганизованности и стихийности в эвакомероприятиях со всеми негативными последствиями.

Смена командно-административного принципа управления экономикой на рыночный требует коренной перестройки планирования, организации и финансирования эвакуационных мероприятий.

Указанные трудности и недостатки вызывают необходимость решения ряда с целью приведения эвакуации как способа защиты населения в соответствии с новыми политическими, стратегическими и экономическими условиями.

В условиях высокой гибкости в способах ведения современных войн и вооруженных конфликтов и применения средств поражения необходим переход на многовидовую, многовариантную эвакуацию.

Число видов, вариантов и этапов эвакуации должно определяться местными условиями, климатическими, экономическими обстоятельствами и прогнозом характера угроз в военное время.

Многовариантность выбора целей, более точное их поражение в современных войнах повышают роль и значимость рассредоточения отдыхающих смен рабочих и служащих предприятий и организаций, продолжающих свою деятельность в военное время на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне. С этой целью следует пересмотреть принцип использования для рассредоточиваемых загородных зон и городских территорий. В частности, необходимо спланировать использование дачно-кооперативного фонда, использование дачно-кооперативного фонда, использование так называемых «спальных» районов и других жилых зон, удаленных от оборонных, энергетических, транспортных объектов, крупных административных органов управления, а также более широкое использование пригородных и ближних загородных территорий. Право на применение этого способа защиты рабочих и служащих при использовании только объектовых ресурсов предоставить соответствующим руководителям объектов. При задействовании ресурсов местных органов эти права следует отнести к совместному ведению руководителей ГО местных органов власти и объектов.

В условиях полной смены принципов хозяйствования в экономике необходим переход от командно-административных методов планирования эвакуации на контрактно-договорные. При этом все отношения между органами управления эвакуацией, эвакуируемыми и организациями, обеспечивающими эвакомероприятия, должны основываться на договорах с отражением в них сути отношений между сторонами, содержания выполняемых мер и мероприятий, прав и ответственности сторон. Финансовое и юридическое обеспечение всех эвакомероприятий должно обеспечиваться и подкрепляться планом на расчетный год, в котором и закладывается основа договорных отношений между ресурсораспределителями и ресурсопотребителями мероприятий эвакуации. Следует отметить, что договорные отношения, помимо повышения реальности эвакомероприятий, закладывают основу для долговременных связей между эвакуируемыми организациями и организациями, их принимающими, со взаимными обязательствами сторон как на военное, так и на мирно время.

Для повышения объективности в договорных отношениях между эвакоорганами и целесообразно детальную проработку всех сторон эвакуации осуществлять в системе научно-исследовательских и проектных работ. Разработку планов эвакуации можно было бы вести 1 раз в 5—10 лет в научно-исследовательских и проектных учреждениях, корректировать планы целесообразно 1 раз: в 2—3 года в органах управления ГО и ЧС. Такие планы стали бы основой для реализации запланированных мероприятий в генпланах застройки городов проектах районной планировки, проектах детальной планировки, при застройке микрорайонов, отдельных кварталов, а также при строительстве конкретных зданий и сооружений. Архитектурно-планировочные требования в части эвакомероприятий основывались бы не на субъективных мнениях отдельных лиц, а на научно проработанных и коллективно принятых предложениях.

Происшедшие и происходящие структурные изменения в экономике требуют внесения необходимых корректив в организацию эвакуации. В частности, интенсивное реконструирование производственных объектов, появление большого числа малочисленных коммерческих образований без выраженных производственных черт приводят к тому, что основным звеном в организации управления эвакуацией становятся территориальные эвакокомиссии.

В целом вся организация эвакуации должна более гибко подстраиваться под принципы многовариантности и многоэтапности эвакомероприятий. Следует уменьшить организационную зарегулированность как органов управления, так и эвакуируемых, представляя им большую самостоятельность и свободу действий. Большая растянутость эвакуации по времени создает предпосылки для лучшей организации её проведения, а также увеличивает возможность проведения отдельных этапов эвакуации пешим порядком.

Наличие у населения личного автотранспорта делает возможным обеспечить меры по транспортному обеспечению эвакуируемых. Кроме того, для такого контингента становятся излишними регистрационные процедуры на сборных эвакопунктах. Население на личных автомашинах может регулироваться либо на промежуточных эвакопунктах, либо непосредственно в приемных эвакокомиссиях.

Эвакуация населения как способ его защиты является актом высокой гуманитарной значимости. Практически ни один вооруженный конфликт последних лет в мире не обошелся без проведения тех или иных эвакуационных мероприятий. В ряде случаев эвакуируемое население становилось объектом вооруженной агрессии со стороны конфликтующих сторон. Учитывая это, необходимо выступить с инициативой перед международными и межгосударственными органами об отнесении эвакуации населения к защищенным актам со стороны международного гуманитарного права.

Таким образом, эвакуация населения остается одним из важнейших способов защиты людей в условиях новых экономических отношений в государстве и новых взглядов на характер современных войн и применения средств поражения.

Учитывая незначительную капиталоемкость подготовительных мероприятий эвакуации в сравнении с другими способами защиты населения, эвакуация населения обязательно получит свое дальнейшее развитие.

 

2.5. Инженерная защита населения.

Для защиты населения в экстремальных условиях используются различные способы и средства. Среди них укрытию населения в защитных сооружениях всегда придавалось большое значение. В широких масштабах убежища и укрытия использовались во время Великой Отечественной войны в 1941-1945 годах, они сыграли важную роль в спасении людей, сокращении человеческих жертв.

Создание убежищ для защиты от разрывов бомб и снарядов и газоубежищ защиты от токсического действия боевых отравляющих веществ началось незадолго до начала войны и было развернуто в массовом порядке непосредственно с началом военных действий. Всего за месяц только в Москве было подготовлено более 6 тыс. убежищ, вырыты и оборудованы простейшие укрытия на 236 тыс. человек. А к концу 1941 г. в защитных сооружениях всех типов одновременно могли укрыться от налетов авиации более полутора миллионов человек.

Об эффективности применения защитных сооружений можно судить по следующим данным. Потери среди населения уже в первой половине 1942 г. составили 15%от потерь в 1941 г., а во второй половине года — только 6%. Таким образом, с ростом обеспечения населения укрытиями резко снизился процент потерь.

Всего же за годы войны было обеспечено убежищами и укрытиями 25,5млн. чел, что сохранило жизни многим тысячам людей, подвергшимся опасностям в результате военных действий или вследствие этих действий.

Таблица 2.1.

 

Система инженерной защиты

Города (объекты), отнесенные к группам (категориям) по гражданской обороне Район застройки, в котором размещаются защитные сооружения Категория населения, подлежащего укрытию Место размещения различных категорий населения Тип защитного сооружения, время приспособления

Города, отнесенные к особой группе по гражданской обороне

В границах проектной застройки города

Рабочие и служащие наибольшей работающей смены организаций, а также работающей смены организаций, обеспечивающих жизнедеятельность городов По месту работы на объектах экономики. В метрополитене (для предприятий не прекращающих работу в военное время, расположенных не далее 500 м от станций и не имеющих собственных защитных сооружений гражданской обороны). Убежища
Трудоспособное население По месту жительства и работы Убежища
Нетранспортабельные больные По месту извлечения в учреждениях здравоохранения Убежища
За границей проектной застройки Население В населенных пунктах, за границей зоны возможных сильных разрушений ПРУ

Города, отнесенные к первой группе по гражданской обороне

В границах проектной застройки города

НРС По месту работы на объектах экономики. В метрополитене (для предприятий не прекращающих работу в военное время, расположенных не далее 500 м от станций и не имеющих собственных защитных сооружений гражданской обороны). Убежища
Население По месту жительства, в общественных местах Не предусмотрено (в перспективе убежища)
Нетранспортабельные больные По месту извлечения в учреждениях здравоохранения Убежища
  За границей проектной застройки Население В населенных пунктах, за границей зоны возможных сильных разрушений ПРУ

Города, отнесенные ко второй группе по гражданской обороне

В границах проектной застройки города

НРС По месту работы на объектах экономики Убежища
Население По месту жительства, в общественных местах Не предусмотрено (в перспективе убежища)
Нетранспортабельные больные По месту извлечения в учреждениях здравоохранения Убежища
За границей проектной застройки Население В населенных пунктах, за границей зоны возможных сильных разрушений ПРУ

Города, отнесенные к третьей группе по гражданской обороне

В границах проектной застройки города

НРС По месту работы на объектах экономики Убежища
Население По месту жительства, в общественных местах Не предусмотрено (в перспективе убежища)
Нетранспортабельные больные По месту извлечения в учреждениях здравоохранения Убежища
За границей проектной застройки Население В населенных пунктах, за границей зоны возможных сильных разрушений ПРУ
Атомные станции (АС), организации, обеспечивающие функционирование и жизнедеятельность этих станций В границах проектной застройки АС Персонал атомных станций По месту работы на АС Убежища
Города и другие населенные пункты, не отнесенные к группам по гражданской обороне и расположенные в районах размещения атомных станций, в пределах зон возможных сильных разрушений В границах проектной застройки населенного пункта Население По месту работы, жительства То же
Города и другие населенные пункты, не отнесенные к группам по гражданской обороне В границах проектной застройки населенного пункта Население По месту работы, жительства ПРУ
Объекты экономики, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и организации, расположенные в зонах возможных сильных разрушений и продолжающие свою деятельность в период мобилизации и в военное время В границах проектной застройки объекта НРС По месту работы Убежища
Организации, расположенные за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающие свою деятельность в период мобилизации и в военное время В границах проектной застройки объекта Работники организации По месту работы ПРУ
Объекты экономики, отнесенные к первой и второй категориям по гражданской обороне В границах проектной застройки объекта Рабочие, служащие По месту работы ПРУ

 

Следует отметить, что наряду с защитой от современных средств поражения защитные сооружения находили применение для защиты и жизнеобеспечения населения и спасателей во время ликвидации чрезвычайных ситуаций Чернобыльской АЭС, последствий землетрясения в Армении и при других катастрофах и авариях. Кроме того, они использовались для защиты людей в зонах вооруженных конфликтов и в горячих точках для развертывания пунктов жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской и другой неотложной помощи, сбора пострадавших и т.д. Дизельные электростанции убежищ могут быть использованы для электроснабжения и освещения участков проведения аварийно-спасательных работ.

Имеющийся опыт и расчеты показывают, что убежища, оборудованные системами вентиляции с тремя режимами, обеспечивают защиту людей при радиационных, химических и биологических авариях, пожарах, задымлениях, загазованностях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах, бурях, сильных снегопадах и т.п.

Пребывание людей в противорадиационных укрытиях увеличивает надежность режимов радиационной защиты при радиоактивном загрязнении местности.

Укрытия простейшего типа (подвалы, погреба, подполья, внутренние помещения зданий, траншеи, овраги и др.) также снижают уровень воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 В современных условиях в системе мероприятий гражданской обороны укрытие людей в защитных сооружениях как способ защиты от опасностей, возникающих в военное время, в сочетании с эвакуацией из зон поражения (загрязнения) и использованием средств индивидуальной защиты повышает надежность защиты населения, а в условиях, когда по ряду причин могут быть затруднены эвакуационные мероприятия из крупных городов в короткие сроки, это способ защиты становится единственно возможным и эффективным.

В последние годы в результате реализации планов инженерно-технических мероприятийгражданской обороны на объектах экономики, в городах и населенных пунктах создан определенный фонд защитных сооружений гражданской обороны. Эти сооружения на сегодня составляют основу системы инженерной защиты населения, создают необходимые условия для сохранения здоровья людей не только в условиях военного времени, но и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и иного характера.

Система инженерной защиты населения включает комплекс мероприятий по улучшению содержания и использования в мирное время имеющихся сооружений гражданской обороны, поддержанию их в готовности к защите работающих смен важнейших объектов и населения от опасностей; приспособление в мирное время и в угрожаемый период заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства под убежища и укрытия; подготовку к строительству и строительство в угрожаемый период недостающих защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

Система инженерной защиты для различных категорий населения в зависимости от возможных опасностей в военное время в пунктах его проживания и производственной деятельности представлена в табл. 4.1. Проблемы создания фонда защитных сооружений гражданской обороны для населения в современной социально-экономической обстановке решаются в соответствии с «Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года № 1309.

Настоящий порядок определяет категории населения, подлежащие укрытию в убежищах, - это работники наибольших работающих смен организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работники работающих смен дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих деятельность городов.

Предусматривается заблаговременное накопление убежищ для работников атомных электростанций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций, нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, где возможны сильные разрушения, а также обслуживающего этих больных медицинского персонала.

По-новому решается защита населения городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне. Здесь должно быть обеспечено убежищами все трудоспособное население по месту жительства и месту работы.

Для защиты работников и населения территорий, не отнесенных к группам по гражданской обороне, с учетом эвакуируемого в них населения создается фонд противорадиационных укрытий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.08 с.)