Первая классификация затрат на обеспечение и повышение качества Е.М. Карлик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая классификация затрат на обеспечение и повышение качества Е.М. Карлик



Классификация затрат на качество - одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требовании к организации учета, анализа и оценки.

Несмотря на то, что такой состав затрат на качество получил широкое распространение (на его основе в различных странах разработаны национальные стандарты, в частности, британский стандарт ВS 6143 «Руководство по экономике качества»), рассматривать его как научно обоснованную классификацию нельзя из-за отсутствия определяющего признака. По этой причине затраты на качество фактически отождествляются с потерями - убытками от брака.

Попытка научного обоснования классификации затрат на качество была предпринята ленинградской школой ученых-экономистов Е. М. Карликом и его учениками.

Обосновав необходимости разграничения затрат на повышение уровня качества и на обеспечение необходимого качества, они сформулировали требования к классификации затрат и предложили ряд ее признаков.

Основным требованием к классификации является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также их полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процесса формирования качества. Поэтому классификация должна охватывать все стадии создания и потребления продукции и в нее следует включать максимально возможное число признаков.

Выполненные ленинградской школой исследования и разработки стали значительным вкладом в научно-методическую основу экономики качества, но не были востребованы и не нашли широкого практического применения.

На основе обобщения публикаций отечественных и зарубежных специалистов, а также исследований, проведенных авторами, была разработана классификация затрат. В соответствии с ней классификационные группы затрат формируются по различным аспектам в зависимости от конкретных условий и требований. Эти группы можно рассматривать как модели состава затрат.

1) По целевому назначению:

- на улучшение качества;

- на обеспечение качества;

- на управление качества.

2) По экономическому характеру затрат:

- текущие;

- единовременные.

3) По виду затрат:

- производительные;

- непроизводительные.

4) По методу определения:

- прямые;

- косвенные.

5) По возможности учета:

- поддающиеся прямому учету;

- неподдающиеся прямому учету, которые экономически нецелесообразно учитывать.

6) По стадиям жизненного цикла продукции:

- на качество при разработке продукции;

- на качество при изготовлении продукции;

- на качество при использовании продукции.

7) По отношению к производственному процессу:

- на качество в основном производстве;

- на качество во вспомогательном производстве;

- на качество при обслуживании производства.

8) По возможности оценки:

- планируемые;

- фактические.

9) По характеру структурирования:

- по предприятию;

- по производству;

- по видам продукции.

10) По объектам формирования и учета:

- продукция;

- процессы;

- услуги.

11) По виду учета:

- оперативный;

- аналитический;

- бухгалтерский;

- целевой.

 

2.4 Концепция определения затрат на повышение качества по видам производственной деятельности

Всеобщее управление качеством - это подход к управлению организацией, объединяющий основные существующие методы управления и технические средства в научно обоснованную систему, целью которой является постоянное улучшение производственной деятельности и результатов этой деятельности. Принятая аббревиатура концепции «всеобщее управление качеством» - TQM (Total Quality Management). Концепция TQM охватывает все структуры предприятия, все виды производственной деятельности и направлена на использование материальных (технических) и человеческих ресурсов в интересах наиболее эффективного достижения полного удовлетворения потребностей потребителей, общества и сотрудников предприятия. Концепция TQM может быть использована в организации любого профиля деятельности, и, как показывает международный опыт это ведет к улучшению качества результатов трудовой деятельности и улучшению финансовых показателей. На основании концепции TQM может быть построена система качества.

Всеобщее управление качест­вом - подход к управлению органи­зацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной струк­туры) и на­правленный как на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований по­требителя, так и достиже­ние выгоды для членов орга­низации и общества.

Цель TQM: достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителей, общества и сотрудников.

Задачи TQM: постоянное улучшение качества путем регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение всего намеченного точно в срок.

Тактика TQM: предупреждение причин дефектов, вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества; активное стратегическое управление, непрерывное совершенствование качества продукции и процессов, использование научных подходов в решении задач, регулярная самооценка.

Методические средства TQM: средства для сбора данных; средства представления данных; методы статистической обработки данных; теория общего менеджмента; теория мотиваций и психология межличностных отношений; экономические расчеты.

Сформулированные цели TQM являются направлениями развития, а не конечным результатом. Это связано с тем, что с одной стороны, потребности потребителей, общества и сотрудников постоянно изменяются, их необходимо постоянно отслеживать, прогнозировать и удовлетворять с некоторым опережением во времени. С другой стороны, постоянно изменяющиеся технические условия и технологии предполагают постоянное изменение методов контроля и обеспечения качества, организационных механизмов и управленческих методик. Такой подход обозначается специальным термином «qualityimprovement» (постоянное улучшение качества).

 

Вопросы и задания для повторения и самопроверки

1. Каковы наиболее известные направления развития экономики качества за рубежом в настоящее время?

2. Какая из концепций экономики качества за рубежом является наиболее популярной? С чем это связано?

3. Какая из концепций экономики качества, разработанных отечественными учеными, является наиболее популярной? С чем это связано?

4. Перечислите этапы развития экономики качества. Объясните суть каждого из этапов.

5. Чем характеризуется этапность развития экономики качества? В чем заключается логическая завершенность каждого из этапов?

6. Назовите ключевые работы отечественных и зарубежных ученых для каждого из этапов эволюции экономики качества.

7. Почему, по вашему мнению, произошло изменение взглядов на PAF-модель?

8. Какова роль стандартов ISO на системы менеджмента в развитии экономических аспектов качества?

9. Чем, по-вашему, можно объяснить периодическое повышение, а затем падение интереса к экономике качества в мире?

10. Оцените дальнейшие перспективы развития каждого, из рассмотренных в данной теме, направлений экономики качества.

 

Темы рефератов

1. Особенности развития управления качеством в России (НОРМ, КАНАРСПИ, КСУКП, СИБ и др.).

2. Первая классификация затрат на обеспечение и повышение качества Е.М. Карлик.

3. Исследования оптимизации уровня качества Д.С. Львова.

4. Концепция определения затрат на повышение качества по видам производственной деятельности.

 

Тесты

1. В 1977 году была предложена первая классификация затрат на обеспечение и повышение качества, применительно к существующей системе бухгалтерского учета в СССР:    

А) Е.М. Карлик;

Б) А.В. Гличев;

В) Д.С. Львов;

Г) К.М. Рахлин.

2. Сколько было основных этапов исследований экономических аспектов качества в СССР:

А) 5;

Б) 4;

В) 7;

Г) 6.

3. В 1980 Л.М. Бадалов разработал методику:

А) методика определения экономического ущерба от отказов;

Б) метод экономико-статистической оценки качества;

В) оба ответа верны;

Г) оба ответа неверны.

4. Основы методологии определения затрат на качество разработаны:

А) К.М. Рахлин, Л.Е. Скрипко;

Б) Д.С. Демиденко, Т.И. Леонова;

В) И.А. Будищева, Я.Д. Плоткин;

Г) К.М. Рахлин, Я.Д. Плоткин.

5. Какая модель эволюции менеджмента по обеспечению качества получила в России широкое распространение:

А) семиэтапная;

Б) пятиэтапная;

В) четырехэтапная;

Г) шестиэтапная.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.01 с.)