Финансовый менеджмент в управлении качеством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый менеджмент в управлении качеством



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 


Макаров О.А.

 

Кафедра «ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ»

 

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ

 

Учебное пособие для студентов всех форм обучения направления подготовки 38.04.01«Экономика»

 

 

Липецк-2018


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4
Тема 1. Эволюция зарубежных исследований финансового менеджмента качества 6
Тема 2. Эволюция отечественных исследований финансового менеджмента качества 17
Тема 3. Экономические аспекты качества в международных и национальных стандартах 28
Тема 4. Терминология экономики качества 42
Тема 5. Процессный подход в системе экономического моделирования качества 51
Тема 6. Моделирование процессов качественного менеджмента 61
Тема 7. Систематизация затрат, составляющих стоимость качества 71
Тема 8. Методы формирования стоимости качества 78
Тема 9. Организация планирования, анализа и учета затрат, составляющих стоимость качества 91
Тема 10. Подходы к оптимизации стоимости качества 103
Тема 11. Финансовый менеджмент и менеджмент качества 118
Список литературы 133

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из основополагающих факторов успеха предприятия в конкурентной рыночной среде является качество продукции как результат качества осуществления всей деятельности предприятия, и, как следствие, степень удовлетворения требований покупателей. Это является условием спроса на продукцию фирмы и получения прибыли.

Составляющие успеха на рынке – изучение рынка и потребностей покупателей, разработка и освоение производства высококачественных изделий. Возникает необходимость в специалистах в области производственно-технологических, экономических, юридических, экологических, социальных проблем со знаниями основ управления качеством. Функцию координатора таких специалистов может выполнить сотрудник, имеющий специальную подготовку в области менеджмента качества и владеющий углубленными знаниями проблем управления качеством.

Внедрения систем качества на предприятиях в современных условиях – это насущная необходимость. Наличие систем качества требуют заказчики, государственные органы, общества потребителей, для которых присутствие системы качества у производителя является гарантией получения высококачественной, безопасной продукции, удовлетворяющей их ожидания.

Для предприятий система качества представляет собой рычаг совершенствования производства, повышения эффективности работы. Кроме того, наличие системы качества является дополнительным рычагом для реализации стратегии развития и укрепления позиций на рынке.

Изучение основ комплексного управления качеством (TQM – Total Quality Management) вошло в практику учебных заведений.

Обучение приемам и методам работы по обеспечению качества носит междисциплинарный характер и касается всех сфер производственно-хозяйственной деятельности.

Целью фирмы является процветание путем повышения конкурентоспособности продукции, увеличения объемов экспорта, выхода на конкретный рынок. Средствами достижения этой цели являются: разработка программ повышения качества; освоение новых технологий; подготовка и проведение сертификации продукции; разработка системы качества предприятия и ее сертификация.


Темы рефератов

1. Кружки качества (Япония) и их роль в управлении производством.

2. Научные походы американской школы управления качеством (Э.Деминг, Г. Фейгербаум и др.).

3. Научные походы японской школы управления качеством (К. Исикава, Т. Тагути, С. Синго и др.).

4. Взаимосвязь понятий «качество» и «конкурентоспособность».

 

Тесты

1. Какой контроль качества опирался на принципы системы инспектирования, разработанные Ф. Тейлором:

А) индивидуальный;

Б) приемочный;

В) статистический;

Г) цеховой.

2. Началом исследований экономических аспектов качества послужили работы:

А) У.А. Шухарта;

Б) А. Фейгенбаума;

В) Э.Деминга;

Г) Ф. Тейлора.

3. Т. Накамура на основе многолетнего опыта этой и других японских компаний предложил классифицировать затраты на качество только по двум категориям:

А) затраты положительные и затраты отрицательные;

Б) затраты фактические и затраты плановые;

В) затраты приростные и затраты предельные;

Г) затраты фактические и затраты предельные.

4. Американское общество контроля качества (American Societyfor Quality Control), позднее переименовано в Американское общество качества основано в:

А) 1937;

Б) 1946;

В) 1954;

Г) 1965.

5. В книге Дж. Джурана «Качество, продуктивность, конкурентоспособность» была предложена схема, демонстрирующая влияние качества на экономику производства, получившая название:

А) цепной реакции Деминга;

Б) качество без затрат Кросби;

В) качества продукции Фейгенбаума;

Г) принципа полезности Т. Накамура.

Темы рефератов

1. Особенности развития управления качеством в России (НОРМ, КАНАРСПИ, КСУКП, СИБ и др.).

2. Первая классификация затрат на обеспечение и повышение качества Е.М. Карлик.

3. Исследования оптимизации уровня качества Д.С. Львова.

4. Концепция определения затрат на повышение качества по видам производственной деятельности.

 

Тесты

1. В 1977 году была предложена первая классификация затрат на обеспечение и повышение качества, применительно к существующей системе бухгалтерского учета в СССР:    

А) Е.М. Карлик;

Б) А.В. Гличев;

В) Д.С. Львов;

Г) К.М. Рахлин.

2. Сколько было основных этапов исследований экономических аспектов качества в СССР:

А) 5;

Б) 4;

В) 7;

Г) 6.

3. В 1980 Л.М. Бадалов разработал методику:

А) методика определения экономического ущерба от отказов;

Б) метод экономико-статистической оценки качества;

В) оба ответа верны;

Г) оба ответа неверны.

4. Основы методологии определения затрат на качество разработаны:

А) К.М. Рахлин, Л.Е. Скрипко;

Б) Д.С. Демиденко, Т.И. Леонова;

В) И.А. Будищева, Я.Д. Плоткин;

Г) К.М. Рахлин, Я.Д. Плоткин.

5. Какая модель эволюции менеджмента по обеспечению качества получила в России широкое распространение:

А) семиэтапная;

Б) пятиэтапная;

В) четырехэтапная;

Г) шестиэтапная.

 

 

Тесты

1.    Один из самых известных национальных стандартов в области экономики качества:

А) BS 6143;

Б) ISO 9000;

В) AS 9100;

Г) ISO/ТR 10014.

2.    Первая версия стандартов ISO серии 14000 была опубликована:

А) 1990;

Б) 1996;

В) 1989;

Г)1993.

3.    Что не входит в стандарт ISO серии 9000 версии 2000 г.:

А) обязательство руководства;

Б) цели в области менеджмента;

В) анализ со стороны руководства;

Г)все вышеперечисленное.

4.    Выберите верные выражения:

Результаты анализа СМК следует использовать для установления:

А. экономических аспектов качества;

Б. финансовых и рыночных показателей.

А) Верно только А;

Б) Верно только Б;

В) Верны А и Б;

Г) Нет верного ответа.

5.    Что не входит в концептуальную основу экологического менеджмента в соответствии с требованиями ISO 14001:

А) планирование;

Б) проверка;

В) финансовая политика;

Г) нет правильного варианта ответа.

 

 

Тесты

1. Термины, используемые в системах менеджмента качества, представлены в:

А) международных стандартах ISO 9000:2005;

Б) британских стандартах BS 6143;

В) национальных стандартах РФ;

Г) международных стандартах ISO 9000:2005 и национальных стандартах РФ.

2. Наиболее известным автором экономических работ, в которых рассматривается теория ценности, является:

А) К. Менгер;

Б) К. Маркс;

В) Ф. Визер;

Г) Э. Деминг.

3. Добавленная ценность - это:

А) мера восприятия человеком способности объекта становиться полезным в определенной ситуации;

Б) расширение возможностей объекта служить удовлетворению потребностей;

В) степень, с которой совокупность свойств объекта делает его нужным конкретному потребителю в качестве средства удовлетворения его потребности и интересов;

Г) уменьшение эффективности работы с помощью новшеств и уменьшения стоимости товара или услуги.

4. Понятие «стоимость» можно определить как:

А) совокупные затраты всех видов ресурсов на получение определенных благ;

Б) субъективная оценка возможности объекта служить удовлетворению человеческих потребностей в определенной ситуации, на основе суждений о его редкости и полезности;

В) значимость, полезность предмета для потребителя;

Г) неэкономическое явление.

5.    В структуру затрат на качество не входят:

А) затраты на планирование;

Б) затраты на обеспечение;

В) затраты на улучшение;

Г) затраты потребителя на поддержание качества в период эксплуатации.

 

 


Темы рефератов

1. Процессный подход и современные системы управления организацией

2. Причины неудач проектов моделирования и реорганизации бизнес-процессов

3. Состав этапов типового проекта моделирования и реорганизации бизнес-процессов организации

4. Основные методологии описания процессов

5. Методология IDEF0

6. Методология ARIS

 

Тесты

1.    Принципиальное отличие процессного подхода от функционального заключается в том, что основное внимание менеджмента концентрируется:

А) на функциях, выполняемых основными подразделениями;

Б) на функциях, выполняемых должностными лицами;

В) на межфункциональных видах деятельности;

Г) на одном виде деятельности.

2.    «Цепочка ценностей» М.Портера включает следующие элементы:

А) поставщик, производитель, потребитель;

Б) планирование, производство, модернизация;

В) стоимость, полезность, функциональность;

Г) ответственность, менеджмент, анализ.

3.    Основные процессы организации:

А) непосредственно добавляют стоимость продукции;

Б) создают необходимые условия для ведения бизнеса;

В) формируют бизнес-стратегию;

Г) обеспечивают достижение общих целей организации.

4.    Рабочие процессы организации:

А) включают последовательность связанных, взаимозависимых действий, которые вместе трансформируют входные данные в выходные;

Б) последовательность шагов, используемых для осуществления когнитивных и межличностных аспектов работы;

В) протекают самостоятельно вследствие внутренней динамики;

Г) все ответы верны.

5.    Вспомогательные производственные процессы идентифицируются:

А) по формированию культуры менеджмента организации;

Б) по преобразованию входов в выходы и наличию внешнего потребителя;

В) по преобразованию входов в выходы и наличию внутреннего потребителя;

Г) по наличию внутренних и внешних потребителей

 

 

Характеристики процесса «Планирование процессов производства»

Процесс планирования производства основывается на данных, полученных из следующих источников:

- план продаж;

- план производства;

- общий экономический план предприятия.

При планировании производства определяется:

- количество комплектующих изделий, необходимых для производства;

- промежуток времени, в течение которого производится продукция;

- количество сырья и оборудования, необходимого для производства требуемого объема продукции в рамках запланированного периода времени

Система оперативного планирования производства:

- совокупность методик и технологий плановой работы, характеризующихся степенью централизации, объектом регулирования, составом показателей, порядком учета и движения продукции, оформлением учетной документации;

- совокупность методов и способов исчисления основных по­казателей, необходимых для регулирования процесса производства в целях достижения запланированных рыночных результатов при минимальных общих затратах ресурсов предприятия.

Основные характеристики системы оперативного планирования:

- методы составления календарных заданий функциональным подразделениям предприятия;

- выбранная планово-учетная единица;

- продолжительность планового периода;

- способы и приемы расчета плановых показателей;

- состав сопроводительной документации.

Система оперативного планирования обеспечивает согласование деятельности сотрудников функциональных подразделений предприятия.

 

Тесты

1.    К звеньям общей структуры деятельности не относится:

А) план;

Б) цель;

В) мотив;

Г) способ.

2.    Цели обеспечения выпуска продукции соответствует следующая характеристика показателя результативности:

А) отклонение фактических результатов от плановых не должно превышать 5%;

Б) фактическое отклонение объема производства в натуральных единицах измерения не должно превышать планового на 15%;

В) соответствие разработанных планов производства контрольным цифрам;

Г) все варианты верны.

3.    К критериям показателей оценки эффективности не относится:

А) максимальность;

Б) полезность для прогнозирования;

В) всеобъемлющий характер;

Г) стабильность.

4.    Цель процесса управления инфраструктурой заключается в:

А) обеспечении надлежащей компетентности персонала при принятии решений и выполнении работ в области качества;

Б) обеспечении бесперебойной деятельности компании при производстве продукции требуемого качества в установленные сроки;

В) обеспечении достоверности измерений в производственном процессе;

Г) нет верного ответа.

5.    К основным проблемам, с которыми сталкиваются организации при определении и оценивании экономических характеристик процессов не относится:

А) неоднозначность толкования применяемых понятий;

Б) использование вариативности показателей для получения достоверности результатов оценивания и осуществление постоянного улучшения;

В) формирование целевых показателей процессов и индикаторов, с помощью которых оцениваются их достижение;

Г) однозначность толкования применяемых понятий.

 

 

Темы рефератов.

1. Управление затратами на обеспечение качества.

2. Общефирменные системы управления качеством (TQM).

3. Новые методы управления затратами в области качества в современной мировой практике.

4. Методология систематизации затрат, составляющих стоимость качества.

5. Отчет по затратам на качество.

 

Тесты

1.    Какой вид затрат относится к затратам на обеспечение заданного уровня качества продукции в процессе производства - потери от несоответствия продукции?

А) испытания;

Б) идентификация и последующая прослеживаемость продукции;

В) гарантийное обслуживание;

Г) капитальный ремонт.

2.    Какая категория затрат относится к оценочным затратам?

А) входной контроль;

Б) аудит качества;

В) планирование качества;

Г) ответственность за качество продукции.

3.    К затратам на обеспечение качества относится:

А) затраты на связи с потребителями;

Б) затраты на качество упаковки, хранения и транспортировки;

В) затраты на обеспечение качества изготовления;

Г) все вышеперечисленные.

4.    Снижение значения числового показателя будет свидетельствовать:

А) о снижении эффективности процессов;

Б) не влияет на эффективность;

В) о повышении эффективности процессов;

Г) о стабильности.

5.    Затраты вследствие несоответствия – это:

А) затраты из-за неэффективности процесса;

Б) степень соответствия качества продукции требованиям контракта;

В) убытки исключительно из-за недостаточного анализа контракта на поставку;

Г) все ответы верны.

 

 

Тесты

1.    Целью финансового учёта является:

А) сравнение затрат с доходами для определения прибыли;

Б) определения себестоимости продукции и ожидаемой прибыли от её реализации;

В) подготовка финансовой информации для должностных лиц организации, которая необходима для принятия экономически обоснованных решений;

Г) предоставление данных, необходимых для составления финансовой отчетности фирмы, которая предназначена только для внешних пользователей.

2.    Какие юридические требования относятся к управленческому учёту?

А) юридические требования отсутствуют;

Б) ведется обязательно в соответствии с требованиями законодательства;

В) ведется обязательно в соответствии с требованиями ПБУ;

Г) верны Б и В.

3.    Основным принципам планирования и учета затрат, составляющих стоимость качества, на основе управленческого учета являются:

А) централизация;

Б) не периодичность;

В) децентрализация;

Г) внебюджетное управление затратами.

4.    Бюджет – это:

А) наличия и движения денежных средств, финансовых ресурсов, основной частью которого является бухгалтерский учет;

Б) финансовые данные о спланированной серии событий, которые совершатся в будущем, прогноз будущих финансовых операций;

В) упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации и их изменениях путём непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций;

Г) все вышеперечисленное.

5.    Основной функцией бюджета является:

А) контроль текущей деятельности и обеспечение финансовой дисциплины;

Б) основа для оценивания выполнения плана по качеству центрами деятельности;

В) ни одна из вышеперечисленных;

Г) все вышеперечисленные.

 

 

Тема 9 Организация планирования, анализа и учета затрат, составляющих стоимость качества

 

9.1 Принципы управленческого учета затрат, составляющих стоимость качества.

9.2 Бюджет, основные функции, этапы составления.

9.3 Нормативный метод учета затрат, организация нормативного учета затрат.

9.4 Понятие и механизмы анализа затрат, составляющих стоимость качества.

9.5 Оценивание стоимости качества продукции и качества менеджмента.

Тесты

1.    Проведение анализа и оценивания стоимости качества необходимо для:

А) выявления и оценки размеров необходимых инвестиций в обеспечение и улучшение качества;

Б) определения области, в которой улучшение качества уже не требуется;

В) улучшения статистики организации, производящей продукт;

Г) нет верного варианта ответа.

2.    Для оценивания влияния и взаимосвязи расходов могут быть использованы частные критерии, к которым относятся:

А) отношение величины стоимости качества к объему продаж;

Б) отношение величины стоимости качества к величине прибыли;

В) отношение потерь от несоответствия к затратам на их устранение;

Г) отношение величины стоимости качества к себестоимости.

3.    Основные этапы работ при решении задач оптимизации:

А) составление математической модели;

Б) выбор модели, который завершается ее содержательной постановкой;

В) содержательная постановка модели;

Г) все вышеперечисленные.

4.    Основной целью повышения качества является:

А) оптимизация и развитие отрасли в регионе;

Б) получение максимальной прибыли;

В) удовлетворение требований потребителей;

Г) все вышеперечисленные.

5.    Метод анализа потерь вследствие неудовлетворительного качества используется в тех случаях, когда:

А) потери очень незначительны и не превышают допустимый процент;

Б) необходима постоянная идентификация и контроль за затратами, связанными с качеством;

В) потери очень велики или по не установленным причинам их величина резко возрастает;

Г) верны А и Б.

 

 

Темы рефератов

1. Петля качества

2. Оптимизация затрат на качество

3. Порядок получения информации о качестве продукции

4. Контрольный листок

5. Оптимизация производства: проблемы и подходы

 

Тесты

1.    К основным направлениям стратегического менеджмента, ориентированным в отношении качества, не относится:

А) качество продукции;

Б) качество процессов;

В) качество менеджмента;

Г) качество планирования и прогнозирования.

2.    Одним из методов анализа стоимости качества является:

А) анализ потерь вследствие неудовлетворительного качества продукции;

Б) анализ по видам затрат в соответствии с классификацией А. Фейгенбаума;

В) методимости качества процессов в СМК;

Г) все вышеперечисленное.

3.    Для каждой характеристики продукции или услуги, в отношении которой возникла проблема, необходимо:

А) оценить уровень недовольства несоответствием;

Б) оценить важность для потребителя;

В) оценить возможные сроки устранения;

Г) всё вышеперечисленное.

4.    Что относится к классификации проблем применительно к качеству продукции и (или) услуги:

А) неудовлетворённость персонала, рабочих;

Б) неудовлетворённость потребителей;

В) неудовлетворённость поставщиков;

Г) неудовлетворённость учредителей.

5.    Менеджмент качества является частью:

А) стратегического менеджмента;

Б) бухгалтерского баланса;

В) инвестиционной стратегии;

Г) всего вышеперечисленного.

 

 

Список литературы

 

1. Абакумова О.Г. Управление качеством: Конспект лекций. М.: А-Приор, 2012. 128 c.

2. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Бригхэм Ю.Ф. Финансовый менеджмент: Экспресс-курс, СПб.: Питер, 2013. 592 c.

4. Воронина М.В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров. М.: Дашков и К, 2016. 400 c.

5. Герасимов Б.Н. Управление качеством: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. 304 c.

6. Данилин В.И. Финансовый менеджмент: категории, задачи, тесты, ситуации: Учебное. М.: Проспект, 2015. 376 c.

7. Загидуллин Р.Р. Оптимальное управление качеством: Монография. Ст. Оскол: ТНТ, 2012. 124 c.

8. Магомедов Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник. М.: Дашков и К, 2016. 336 c.

9. Масалова О.Ю. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование (для бакалавров). М.: КноРус, 2013. 232 c.

10. Никифоров А.Д.Управление качеством: Уч. пос. для вузов. М.: Дрофа, 2004, 720 с.

11. Разумов, В.А. Управление качеством: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2013. 208 c.

12. Ребрин Ю.И. Управление качеством. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174 с.

13. Тебекин А.В. Управление качеством. Учебник для бакалавриата и магистатуры, 2-е издание. М.: Издательство Юрайт, 2017. 410 с.

14. Фрейдина Е.В. Управление качеством: Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2013. 189 c.

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 


Макаров О.А.

 

Кафедра «ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ»

 

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ

 

Учебное пособие для студентов всех форм обучения направления подготовки 38.04.01«Экономика»

 

 

Липецк-2018


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4
Тема 1. Эволюция зарубежных исследований финансового менеджмента качества 6
Тема 2. Эволюция отечественных исследований финансового менеджмента качества 17
Тема 3. Экономические аспекты качества в международных и национальных стандартах 28
Тема 4. Терминология экономики качества 42
Тема 5. Процессный подход в системе экономического моделирования качества 51
Тема 6. Моделирование процессов качественного менеджмента 61
Тема 7. Систематизация затрат, составляющих стоимость качества 71
Тема 8. Методы формирования стоимости качества 78
Тема 9. Организация планирования, анализа и учета затрат, составляющих стоимость качества 91
Тема 10. Подходы к оптимизации стоимости качества 103
Тема 11. Финансовый менеджмент и менеджмент качества 118
Список литературы 133

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из основополагающих факторов успеха предприятия в конкурентной рыночной среде является качество продукции как результат качества осуществления всей деятельности предприятия, и, как следствие, степень удовлетворения требований покупателей. Это является условием спроса на продукцию фирмы и получения прибыли.

Составляющие успеха на рынке – изучение рынка и потребностей покупателей, разработка и освоение производства высококачественных изделий. Возникает необходимость в специалистах в области производственно-технологических, экономических, юридических, экологических, социальных проблем со знаниями основ управления качеством. Функцию координатора таких специалистов может выполнить сотрудник, имеющий специальную подготовку в области менеджмента качества и владеющий углубленными знаниями проблем управления качеством.

Внедрения систем качества на предприятиях в современных условиях – это насущная необходимость. Наличие систем качества требуют заказчики, государственные органы, общества потребителей, для которых присутствие системы качества у производителя является гарантией получения высококачественной, безопасной продукции, удовлетворяющей их ожидания.

Для предприятий система качества представляет собой рычаг совершенствования производства, повышения эффективности работы. Кроме того, наличие системы качества является дополнительным рычагом для реализации стратегии развития и укрепления позиций на рынке.

Изучение основ комплексного управления качеством (TQM – Total Quality Management) вошло в практику учебных заведений.

Обучение приемам и методам работы по обеспечению качества носит междисциплинарный характер и касается всех сфер производственно-хозяйственной деятельности.

Целью фирмы является процветание путем повышения конкурентоспособности продукции, увеличения объемов экспорта, выхода на конкретный рынок. Средствами достижения этой цели являются: разработка программ повышения качества; освоение новых технологий; подготовка и проведение сертификации продукции; разработка системы качества предприятия и ее сертификация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.163 с.)