Торговля и хозяйственный быт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Торговля и хозяйственный быт



 

В древнейший период белорусской жизни земледелие стояло на низкой ступени развития. Главным промыслом, которым занималось население, были: звероловство, т. е. добывание пушного зверя, который тогда во множестве водился в наших лесах и бортничество, т. е. добывание меда и воску. Обрабатывающая промышленность, т. е. ремесла имели некоторое значение в Смоленске, в остальных землях весьма слабое. Только в 12 в., преимущественно в Смоленской земле, замечается большой интерес к земледелию и даже оттуда идет подвоз хлеба в Великий Новгород. Интерес к земледелию возбуждал и интерес к землевладению. Земля становится известного рода имуществом, капиталом. Отсюда появляется стремление у более самостоятельных и сильных людей осваивать земли, которые никем не заняты и обрабатывать их. Более самостоятельные люди могут приобретать труд, покупая холопов, рабов. Поэтому в боярских селах появляются рабы-челядь, которая и обрабатывает землю — ведет хозяйство. Так постепенно складывается землевладение, основывающееся не на личном труде, а на труде невольном. Древнейшие села заселены всегда челядью. Землевладение приобретает значение, как мы уже говорили, только к исходу изучаемого периода. Но наряду с землевладельцами, боярами, монастырями, церквами, князьями, наша древность знала и мелкого землевладельца, своим трудом обрабатывающего принадлежащую ему землю. Это было многочисленное население погостов, т. е. сельское или городское население.

Из предыдущего явствует, что белорусские земли обладали такими предметами производства, которые вызывали интерес к обмену, к торговле. В жизни Древней Руси торговые сношения вообще играли очень крупную роль. Смоленск и Полоцк были важнейшими торговыми городами: они, благодаря своему географическому положению, являлись как бы дополнением один к другому. Смоленск стоял на Великом водном пути «из варяг в греки», соединявшем два крайние восточно-европейские центры торговли — Византию со Скандинавией через Новгород. Полоцк находился на важнейшей артерии того же пути на Двине, шедшей мимо Новгорода прямо в Рижский залив. К западу и северу от Полоцка открывался рынок для сбыта восточных товаров — в землях прибалтийских латышей и финнов, а за ними открывался путь в богатые торговые немецкие города. На восток от Смоленска в древнейшее время лежала на средней Волге торговая Булгария с ее рынками восточных товаров и целый ряд финнских племен. Смоленск являлся, таким образом, центральным торговым пунктом, так как лежал еще между Киевом и Новгородом. В древней торговле Смоленска и Полоцка, как и вообще в древнерусской торговле, есть два периода — период арабско-византийский, древнейший, и период немецкий, позднейший. В торговле с Византией, по словам Константина Багрянородного, принимали участие смольняне и дреговичи. Но к концу 11 в. и началу 12 в. торговля с Византией начинает падать, так как в южнорусских степях утвердились половецкая орда, перехватывавшая караваны. Тогда обновляется и получает значительное развитие северная торговля. Она велась и раньше с Готландом и другими скандинавскими городами. Эта торговля была отчасти передаточного характера, отчасти русские земли принимали самостоятельно в ней участие. Множество арабских и византийских монет на территории Верхнего Днепра свидетельствуют о торговом значении этих местностей. Заметим, что еще римляне знали путь по Днепру и Двине к Балтийскому морю, где они получали редкий товар — янтарь.

С конца 12 в. северная торговля начинает получать главное значение в Западной Европе. Быстро развившиеся северные немецкие города получили непосредственный доступ к русскому рынку через устье Двины, где в первые годы 13 в. утвердился Ливонский орден. Эти обстоятельства произвели переворот в направлении торговли, выдвинувший самостоятельное значение Смоленска. Кроме того, на севере рос Новгород, бедный хлебом, и для соседнего Смоленска открывался еще хлебный рынок. Действительно, на пространстве Полоцкой и Смоленской земель находят многочисленные клады византийских и арабских монет 8-11 вв., свидетельствующих и о древности и об интенсивности торговли с этими странами. Смоленских купцов можно было встретить и в Суздальской земле и в Константинополе. В немецкой торговле замечается несколько иное явление: немецкие купцы сами предпочитали приезжать в Смоленск; полочане, впрочем, в большом количестве сами отправлялись в Ригу для тех же целей. Уже в конце 12 в. немцы прочно устроились в Смоленске. Здесь жила целая немецкая колония, имевшая свою церковь. Немецкая колония находилась на берегу Днепра в р[айоне] Рачевки. Она имела своего старосту и общественный капитал, пускавшийся в оборот подобно банковому. Сначала обычай, а затем и заключенные немцами со смоленскими князьями договоры (начало их относится к началу 13 в., к княжению Мстислава Давидовича) определяли взаимные отношения русских и немецких купцов. Договоры заключались с городами Любечем, Данцигом, Мюнстером, Состом, Бременом, Дортмундом, Грегойцем, Брауншвейгом, Касселем, о[стро]вом Готландом и, конечно, с Ригой. В заключении договоров с русской стороны вместе со Смоленском принимали участие и города Полоцк и Витебск. С усилением торговли в устье Западной Двины, в Риге, Полоцк заключал многочисленные договоры с рижским купечеством. Самые обстоятельные договоры с немцами и самые интересные — это договоры Смоленска. Первоначальный текст их был выработан при князе Мстиславе Давидовиче в 1229 г. и затем возобновляется, иногда с мелкими изменениями, его преемниками в течение целого столетия. Интересно, что над заключением первого договора «страдал», по выражению текста, купец из Касселя некто Рольф и смольнянин Тумаш Михайлович. Эти договоры, или как их еще называют Смоленская торговая Правда, состоят из двух частей: из уголовного кодекса, принятого в столкновениях между немцами и смольнянами во владениях обеих договаривающихся сторон, и из постановлений, определяющих торговые обычаи. Так, обе стороны пользовались правом беспошлинного ввоза товаров. Определены способы провозных пошлин и весовая пошлина. В случае несостоятельности должника первые платежи из его имущества идут немцу в Смоленской земле, а русскому — в Немецкой, а затем уже удовлетворяются кредиторы из одноплеменников.

Даже если князь разгневается на «своего человека» — конфискует все его имущество, а самого человека с семьей возьмет в холопство, то и в таком случае долг немцу должен быть выплачен. В случае смерти княжеского или боярского холопа, занявших деньги у немца, заем возвращает лицо, получившее наследство после холопа. Преимущество имел немецкий купец, когда со своими товарами подъезжал на судах к волоку между притоками Двины и Днепра, по торговому пути. Заведывающий этим волоком тиун должен был доставить необходимое количество подвод купцам. Все это свидетельствует о широте торговых сношений Полоцка и Смоленска. Они передавали иностранные товары на Русь и в свою очередь сами вывозили на иностранные рынки продукты местного производства.

О торговле Полоцка мы имеем сведения более позднего времени, но эти данные свидетельствуют об установившейся торговой традиции. В Полоцке был немецкий двор, на котором была и церковь. Кроме немцев, в Полоцке торговали с немцами же новгородцы и москвичи, которые, однако, могли покупать товары при посредничестве полочан. Особыми договорами были определены нормы уголовного и гражданского права, применяемые при столкновении с немцами на полоцкой территории. Торговля доставляла жителям богатство. В Полоцке и Смоленске было много людей, считавшихся по тому времени очень богатыми. Предметами вывоза по преимуществу были: воск, мед и меха пушных зверей, хмель, овчины и некоторые другие продукты. С востока в древнейшее время купцы привозили шелковые и различные узорчатые ткани, предметы украшений, ожерелья, бусы, светильники и т. д. Из Скандинавии привозили мечи, пряжки, топоры и др. изделия из бронзы, серебра, железа и стали, с берегов Балтийского моря янтарь, из Германии вина, сукна, имбирь, миндаль, соль и некоторые др. предметы.

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЛИТЕРАТУРА

 

Все три крупные города — Туров, Смоленск и Полоцк — выделились еще как центры просвещения. В особенности крупная роль пришлась на долю Смоленска, создавшего в стенах своих монастырей целую литературно-просветительную школу. Туров имеет также свое славное литературное прошлое. Меньше всего мы знаем о литературных успехах в Полоцке.

Литература и просвещение в Древней Руси развивались вместе с проникновением в народную массу христианских начал и письменности и поддерживались живыми сношениями с Византией. Учреждение епархий и появление монастырей были ступенями в развитии просвещения. В Полоцке и Турове епархии появились очень рано. В Смоленске кафедра явилась позже. Она была учреждена князем Ростиславом Мстиславичем в 1197 году. Первым епископом был ученый грек Мануил. Хотя кафедра в Смоленске была образована сравнительно позднее, но и до нее город обладал достаточными для того времени литературными средствами для получения широкого образования. Это лучше всего видно из биографии одного из интереснейших деятелей Древней Руси — Климента Смолятича. По словам летописи, Климент был «книжник», какого не бывало на Руси. Эта характеристика, бесспорно, очень верная. В 1147 г. великий князь киевский Изяслав решил сделать его митрополитом и собор русских епископов посвятил в митрополиты этого схимника, пользовавшегося тогда уже широкой известностью, подвижника и ученого богослова. Климент был плодовитым писателем, но до настоящего времени открыто только одно его послание к своему старому другу — смоленскому священнику Фоме. Это послание вскрывает нам кругозор и интересы тогдашнего смоленского образованного общества. Оказывается, что Климент и его последователи допускали иносказательные толкования священного писания, опираясь в своих объяснениях на творения Гомера, Платона и Аристотеля. Противного направления держался некто Григорий, тоже смоленский «книжник», придерживающийся буквы священного писания. Обе спорящие стороны читали названных греческих авторов в подлиннике. Зная подобного рода факты, не приходится удивляться тому, что сообщается в житии преп[одобного] Авраамия Смоленского, написанном учеником его Ефремом. Это был иеромонах Успенского Смоленского монастыря, совершавший свои учительские подвиги в конце 12 в. Своими блестящими проповедями, касавшимися самых животрепещущих вопросов, Авраамий привлекал к себе все смоленское гражданство. Успех его был так велик, что городские церкви опустели: именитые люди, бедняки и рабы — все находили утешение в беседах преподобного. Но городское духовенство, монахи, даже некоторые из горожан, вооружились против Авраамия: «попы рыкали как волки, завидуя его популярности», говорит биограф. Пришлось проповеднику претерпеть гонения и поношения; однако, большинство граждан было за него и, сделавшись игуменом Богородицкого монастыря, Авраамий мог спокойно продолжать свою деятельность. Климент и Авраамий — блестящие звезды на смоленском горизонте. Но они представляли не случайное явление, потому что в Смоленске были школы, а переписывание рукописей и книг находило себе сбыт. В Смоленске не только были школы, но можно различить среди них [школы] обычного древнерусского типа, в одной из которых учился еще в детстве, напр., пр[еподобный] Авраамий, и школу высшего типа, где обучение основывалось на изучении греческого и латинского языков, и где митрополит Климент получил свое широкое философское образование. Около этой школы группировался кружок грецистов и латинистов, ведших между собою богословские и философские споры. Смоленские книгохранилища обладали обильным книжным материалом, что видно не только из произведений м[итрополита] Климента, но и по результатам той широкой начитанности, которой обладал преп[еподобный] Авраамий. Смоленск дал ряд прекрасных литературных произведений, начиная с посланий Климента, биографии Авраамия, написанной Ефремом и кончая повестью о Меркурии, путешествием Игнатия Смолянина в Палестину и Константинополь и мн. др.; много литературных памятников, однако, не дошло до нас, напр., Смоленская летопись. Вообще, в истории просвещения Древней Руси роль Смоленска столь же важна, как и роль старейшего из городов — Киева.

Мы меньше знаем о состоянии просвещения в Турове. Но появление здесь такого блестящего ученого оратора, каким был епископ св[ятой] Кирилл Туровский, бесспорно свидетельствует, что и здесь были доступны средства к широкому образованию. В самом деле, в лице Кирилла Древняя Русь имеет выдающегося церковного оратора и знатока византийской литературы. По складу ума, по литературным приемам это византийский проповедник эпохи наибольшего развития церковного ораторства в Византии. Он обращался к избранному кругу слушателей, так как вся паства не могла бы понять его длинной, построенной на толковании символов, испещренной обширным запасом учености, проповеди. Но несомненно, что научная недоступность для народной массы проповедей Кирилла находила, однако, избранных слушателей: в Древней Руси читали и ценили русского Златоуста — следовательно, и слушали, тем более, что и при жизни проповедник пользовался огромным уважением и славой; его проповеди расходились даже в южнославянских списках, далеко от скромного города, где была его кафедра. Конечно, литературная манера и литературные вкусы Кирилла, свидетельствуя о его широком образовании, не дают возможности считать его писателем вполне оригинальным. Однако, Кирилл обладал огромным талантом, прекрасно владел языком, [так] что даже и современные нам церковные писатели не считают его отсталым: «Слова Кирилла Туровского, — говорит знаток истории церкви, проф[ессор] Голубинский, — не имея ничего общего с другими современными ему словами и поучениями, представляют собою совершенно такие же ораторские произведения, как слова современных нам ученых проповедников. Если перевести их на русский язык и сказать, что они принадлежат такому-то современному проповеднику, то разве самый тонкий знаток дела не будет введен в обман».

Итак, Туров и Смоленск по своей литературной деятельности высоко стояли в Древней Руси.

Что касается Полоцка, то о нем мы вообще так мало имеем известий, что трудно сказать о нем что-либо определенное: быть может, наши источники не сохранили сведений о состоянии учености и просвещения в этом центре, столь одиноко стоявшем в Древней Руси, но очень возможно и то, что все наличные силы полочан уходили на развитие политической и социальной жизни. Мы видели, что в этом отношении полоцкое общество серьезно работало. Правда, Софийский собор в Полоцке и некоторые другие церкви служат свидетелями того, что церковное византийское искусство не было безызвестно полочанам и витеблянам. С другой стороны, деятельность Ефросинии (в мире Предславы), дочери князя Святослава Всеславича, внучки знаменитого «чародея», также свидетельствует, что и в Полоцке появлялись лица, деятельность которых была посвящена чтению книг и их распространению в обществе. Княжна Предслава родилась около 1110 г. В юности она отличалась красотой. Заслышав, что родители желают выдать ее замуж, она убежала в монастырь, где игуменьей была ее тетка — вдова князя Романа Всеславича. Все старания родителей оказались тщетными и Предслава приняла монашество. Она посвятила себя, главным образом, переписке книг. Вскоре Ефросиния основала свой женский монастырь близ Полоцка на уроч[ище] Сельце, подаренном княжне полоцким епископом Ильей. Здесь уже была деревянная церковь Спаса, служившая усыпальницей полоцких епископов. Вскоре монастырь разросся, и на месте деревянной церкви была построена каменная. Затем Ефросиниею был еще основан мужской Богородичный монастырь для подготовления священнослужителей для женского. Год смерти св[ятой] Ефросинии не известен, но он относится ко времени после 1161 г., потому что в этом году сооружен по ее повелению известный крест для монастыря. Умерла она, вероятно, в Киеве, во время путешествия ее в этот город. Впрочем, житие позднейшего происхождения рассказывает, будто Ефросиния умерла в Иерусалиме.

Обширная литература Белорусской земли способствовала выработке и развитию белорусского языка. Правда, древнейшие произведения дают еще мало особенностей местного языка, потому что авторы предпочитают пользоваться общелитературным языком того времени, шедшим из центра тогдашнего просвещения — Киева. Кирилл Туровский еще пишет на общелитературном языке, в котором едва ли можно отличить местные белорусские особенности. Но уже памятники 13 и 14 вв. выделяют смоленско-полоцкий говор, близкий к говору дреговичей и радимичей и таким образом представляют собственно белорусский литературный язык.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, древние Дреговицкая и Кривицкая земли к половине 13 в., т. е. к концу древнерусского периода, приходили в упадок, будучи ослаблены политически, раздроблены на множество уделов, стиснутые среди счастливо усиливающихся соседей, но зато [они] имели богатый запас культурного населения. В политическом строе они выработали принцип широкого участия веча, т. е. всего земства, в делах всей земли. На вечевых собраниях ясно обнаруживались два социальных элемента — добрых и малых людей. Добрые и малые худшие люди различались по своему экономическому благосостоянию. Это не были еще сословия, так как никакой закон, никакой обычай не закрепили принадлежности данного лица к той или иной социальной ячейке. Но в этом различии, пока чисто бытовом, уже крылись зачатки социальных подразделений, зачатки политического неравенства сословий. В таких условиях эти земли входили в литовско- русский период их истории.

 

 

ГЛАВА ІІІ. ОБРАЗОВАНИЕ ЛИТОВСКО-РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.016 с.)