Дидактическая игра как средство формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактическая игра как средство формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста



 

Целью формирующего этапа эксперимента стало формирование сенсорной культуры детей средствами дидактических игр.

Подбор дидактических игр осуществлялся с учетом общих дидактических принципов:

опоры и учета уровня сенсорного развития детей;

работы от простого к сложному;

активного действия;

новизны.

Первое направление работы имеет целью формирование у детей новых знаний об эталонах цвета, формы, размера, умений обследовать предметы и выделять характерные для них свойства. Данное направление реализовывалось в ряде проблемных ситуаций. Например: предъявление предмета и пояснение педагога.

При изучении предмета с детьми, мы обращали внимание на последовательность (алгоритм) обследования. Последовательно выделяем признаки предмета, которые мы: видим; ощущаем с помощью осязания; воспринимаем с помощью слуха; воспринимаем с помощью обоняния; чувствуем на вкус; знаем о предмете. В результате такого обучения ребенок, встретившись с каким-либо новым предметом и рассматривая этот предмет, может самостоятельно использовать те же познавательные действия и в той же последовательности, которую он усвоил при овладении общим способом ознакомления с предметами. Вспоминая последовательность этих познавательных действий, ребенок начинает сам управлять процессом своего восприятия; восприятие ребенка становится планомерным и последовательным, в результате чего представление о предмете формируется правильное и полное. С целью закрепления знаний детей о свойствах предмета и о способах их выделения предлагались игры: “Узнай предмет”, “Наши игрушки” и т.п. В этих играх также закреплялся пассивный, а затем активный словарный запас. Например, самостоятельное обнаружение детьми (или с помощью педагога) предмета среди уже знакомых, установление его сходства и различий с уже знакомыми предметами. Детям предлагались дидактические игры и упражнения, в которых они: из группы предметов выбирали знакомые; узнавали предметы на ощупь (игры: “Волшебный сундучок”, “Чудесный мешочек” и т.д.); находили одинаковые предметы (“Найди пару”, “Найди такой же по форме”, “Найди такой же по цвету”, “Найди такого же размера”); выполняли задания: узнавали предмет по описанию и т.д. При этом уточнялись и расширялись знания детей об этих предметах, об их свойствах, об их сходстве и различиях с уже знакомыми предметами.

В данном направлении мы использовали игры и занятия, предложенные Л.А. Венгером в книге «Воспитание сенсорной культуры ребенка».

Второе направление работы имело целью расширение и углубление знаний детей об эталонах цвета, размера, формы, закрепление знаний о размере, форме, длине, цвете. Родителям детей экспериментальной группы мы рекомендовали моделировать в домашних условиях ситуации, с которыми дети знакомятся на данном этапе и закреплять в речи детей названия предметов, слова-признаки предметов.

Третье направление работы имело целью обобщение и систематизацию знаний детей о предметах ближайшего окружения.

Например: установление всех признаков предмета, введение в различные ситуации, в том числе использование в соответствии с второстепенными признаками; воспроизведение предмета с помощью лепки, рисования, аппликации, словесного описания. Принципиальный моментом такого воспроизведения - осуществление его по схеме, которая в известной мере соответствует схеме обследования предмета. Так как дети данного возраста еще не достаточно хорошо владеют навыками изобразительной деятельности, то, как вариант задания, предлагается раскрасить контурное изображение какого-либо предмета или обвести и раскрасить изображение предмета по трафарету. В ходе воспроизведения детьми предмета в той или иной продуктивной деятельности, а также в ходе его словесного описания у них осуществляется дальнейшее формирование его образа, возникала произвольность актуализации отдельных частей этого образа и соединение их в единое целое.

На всех этапах работы осуществлялся контроль над формированием представлений детей, оценивающий усвоение ими:

) внешнего вида предмета, его частей, внешних признаков (характерных и частных) (использовались задания: нарисовать, вылепить предмет; описать предмет по вопросам; найти предмет по описанию и др.);

) функционального назначения предмета и воспроизведение его в реальной и в воображаемой ситуациях (применялись соответствующие игровые сюжеты).

Рассмотрим подробно некоторые дидактические игры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.56.28 (0.008 с.)