Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста



Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста

Исследования ученых в области сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста

Содержание сенсорного воспитания в дошкольном возрасте

Условия и средства сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста

Общая характеристика дидактических игр и упражнений

Глава 2. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста

Анализ сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста

Анализ полученных результатов

Заключение

Библиографический список

Приложения

 


Введение

 

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов отечественной теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете современных психолого-педагогических исследований. Это обусловило выбор темы исследования: «Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: определить эффективность использования дидактических игр и упражнений в формировании сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование дидактических упражнений и игр в формировании сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: дидактические игры и упражнения будут являться эффективным средством формирования сенсорной культуры детей шестого года жизни, если:

их содержание направлено на расширение и усложнение перцептивных действий;

они предполагают закрепление представлений детей о сенсорных эталонах

они включены в различные виды деятельности, требующие опоры на сенсорный опыт детей: труд, конструирование, рисование и др.

Задачи исследования:

.   Изучить и проанализировать литературу по проблеме сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста.

.   Охарактеризовать дидактические игры и упражнения как средство развития ребенка дошкольного возраста.

.   Выявить уровень сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста.

.   Опытно-экспериментальным путем показать эффективность использования дидактических игр в формировании сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования являются исследования А.В. Запорожца о сенсорном развитии детей дошкольного возраста, теория Л.А. Венгера об условиях формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста; теоретические положения А.П. Усовой, А.И. Сорокиной, В.Н. Аванесовой о педагогическом потенциале дидактических игр.

Методы исследования:

.   Теоретические методы: изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста.

.   Эмпирические методы: «Эталоны» (О.М. Дьяченко); «Перцептивное моделирование» (В.В. Холмовская), «Почтовый ящик» (Л.А. Венгер), педагогический эксперимент.

.   Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов эмпирических данных.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что анализ проблемы исследования дополнит теоретические основы проблемы сенсорного развития в дошкольном возрасте.

Практическая значимость работы заключается в том, что система дидактических игр и упражнений, направленная на сенсорное развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста может быть предложена воспитателям ДОУ и родителям.

Экспериментальная база исследования: МДОУ «Берёзка» №4. с. Туим, республика Хакасия.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

 


Содержание сенсорного воспитания в дошкольном возрасте

 

Уже в раннем детстве у ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Отдельные представления начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия.

В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственно сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений [16, с. 182]. Они возникли в ходе исторического развития человечества, и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения.

Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с ознакомления с отдельными геометрическими фигурами и цветами. Такое ознакомление происходит главным образом в процессе овладения разными видами продуктивной деятельности.

Усвоение сенсорных эталонов, так же как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов [6, с.3].

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предмета. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о форме, цвете, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как квадрат, круг, овал, прямоугольник.

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимание на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки действий, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти [35, с.20]. Успешно развивают сенсорные способности занятия рисованием, лепкой, аппликацией, оригами, вышиванием. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный) [25, с.6]. К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета - кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим» [22, с.27]. Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым).

Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть ее и уметь найти ей применение, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и прочего [19, с.74]. В пять лет ребенок должен знать пять основных фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее необходимо вводить новые фигуры, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и т. д. Главное - чтобы ребенок мог различать их.

Овладение эталонами величины несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, и ее определение производится посредством условных мер. Усвоение их - довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки - решить ее дошкольникам очень трудно. Однако для восприятия использование метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким» [8, с.51]. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. Эти представления могут обозначаться простыми словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый маленький»). В пять-семь лет детей нужно обучать сравнивать сначала два-три, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин - в этом случае требуется и одновременное обучение приемам сравнения. Кроме того, овладение эталоном величины в этом возрасте предполагает у ребенка умение выделять длину, ширину и высоту предметов.

Когда сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой [40, с.82].

Ребенок быстро научится воспринимать цвет конкретных предметов - это несложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако когда цвет содержит элементы разных тонов, причем выраженных в разной степени (например, кофейный, шоколадный, бордовый и другие), задача становится непростой, требует специальной тренировки и умения выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных сочетаниях. Ребенка пяти-семи лет нужно научить видеть эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных тонов, отличать цвета, называемые теплыми, от гаммы холодных (теплые - от красного до желтого, холодные - от зеленого до фиолетового).

Обучение ребенка обследованию формы предмета - это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между формой предмета и простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребенка словесно обозначать форму этого предмета (телевизор - прямоугольный, тарелка - круглая и т. д.). Однако немногие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма сложней: можно выделить общие очертания, форму основной части, формы и расположение второстепенных частей, и отдельные дополнительные детали. В пять-семь лет ребенок должен научиться обследовать именно сложные формы. Восприятие формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение элементов. Например, когда малыш изображает на листе бумаги дом, он рисует сначала большой прямоугольник, затем - крышу в форме треугольника или трапеции, потом небольшие прямоугольные окна и т. д. На всех этапах обучения действиям по определению формы можно использовать простой прием - предложить ребенку обводить контур предмета и его частей. Это помогает ему сопоставить обводимую форму с эталонами.

Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено, главным образом, на развитие глазомера. Для этого можно учить ребенка решать все более сложные «глазомерные» задачи. Сначала он учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования величины - научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь в виду, что они довольно сложны даже для семилетнего малыша. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий можно повысить в ходе целенаправленного обучения.

Таким образом, в каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры ребенка.

 

Заключение

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Формирование сенсорной культуры предполагает использование различных средств. Одним из наиболее эффективных, по мнению ряда ученых Е.И. Тихеевой, А.И. Усовой, О.М. Дьяченко является дидактическая игра.

Дидактическая игра - это разновидность игр с правилами, специально создаваемая педагогами в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача выступает открыто, а реализуется косвенным образом, через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка. Дидактическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

В своей работе мы рассмотрели проблему использования дидактических игр и упражнений в сенсорном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Научно-теоретическое обоснование данной проблемы раскрыто в трудах А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Н.П. Сакулиной и др., которое и дало нам возможность определиться в постановке экспериментального исследования.

Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы побудили к созданию условий повышения уровня сенсорного развития детей с помощью системы дидактических игр.

Исходя из этого, мы провели работу по сенсорному развитию детей с использованием дидактических игр и упражнений. В рамках данной работы мы опирались на игры и упражнения М. Монтессори, Б.П. Никитина, А.И. Сорокиной и др. Используя в работе с детьми систему таких игр как «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Найди такой же по цвету», «Сложи узор», «Рамки и вкладыши Монтессори» мы добились положительной динамики в формировании сенсорной культуры у старших дошкольников.

Таким образом, наше предположение о том, что дидактические игры являются эффективным средством сенсорного воспитания, нашло подтверждение.


Библиографический список

 

1. Божович Л.И. Этапы формирования личностного опыта//Вопросы психологии, №4, 1978.- 214 c.

2. Богуславская З.М, Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991.-199 c.

.   Венгер Л.А. Старший дошкольник// Дошкольное воспитание №1, 1994.-C.21-23.

.   Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. -232c.

.   Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве.- В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1969.-328c.

.   Возрастная и педагогическая психология/Под ред М.В.Гамезо и др. - М.: Просвещение,1984.-252c.

.   Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. - М.: Педагогическое

.   Запорожец А.В Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте/Избр. психол.труды. - М.: Просвещение, 1986. - Т.1.-378c.

.   Кашеварова Л. Цветовосприятие// Дошкольное воспитание. №2, 2005. - С. 5-14.

.   Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб заведений. - М.,2000.-182c.

.   Луканова Г. Изобразительное искусство. // Дошкольное воспитание. №2, 2005. - С. 26-31.

.   Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959.-330c.

.   Люблинская А.А. Детская психология. - М, 1971.-329c.

.   Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55.

.   Муханова К.,Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников//Дошкольное воспитание, №4, 1994.-275c.

.   Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2002.-179c.

.   Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Педагогика, 1981. - 72с

.   Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Просвещение, 1995.-312c.

.   Практическая психология: Учебник. / Под ред. М.К. Тутушкиной. - М., 1996.-189c.

.   Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.-208с.

.   Психология воспитания. / Под ред. В.А. Петровского. - М., 1995.-211с.

.   Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание дошкольника// Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М., 1980.-344с.

.   Психология. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1993.-232с.

.   Сенсорное воспитание в детском саду/Под. Ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой, 2-е изд. - М.,1981.-214с.

.   Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М.: Педагогика,1990.-166с.

.   Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы): пособ. для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.

.   Справочник по дошкольному воспитанию/Под ред. А.И. Шустова. - М.: Просвещение, 1960.-125с.

.   Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.- В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965, с. 7.

.   Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.-276с.

 


Приложение

 

Приложение А

 

Рис. 1. Таблица рисунков для четырех заданий методики «Эталоны»

 


Приложение Б

 

 


Приложение В

Правильно отмеченные картинки:

 

 


Приложение Г

Рис. 2. Материал для вводных заданий методики «Перцептивное моделирование» (страницы тетради А, Б, В)

 


Приложение Д

Рис. 3. Материал для нечетных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 1, 3, 5, 7, 9, 11; а - образец ко всем нечетным заданиям)

 


Приложение Е

 

Рис. 4. Материал для четных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 2, 4, 6, 8, 10, 12; б - образец ко всем четным заданиям)

 


Приложение Ж

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста

Исследования ученых в области сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста

Содержание сенсорного воспитания в дошкольном возрасте

Условия и средства сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста

Общая характеристика дидактических игр и упражнений

Глава 2. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста

Анализ сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста

Анализ полученных результатов

Заключение

Библиографический список

Приложения

 


Введение

 

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов отечественной теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете современных психолого-педагогических исследований. Это обусловило выбор темы исследования: «Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: определить эффективность использования дидактических игр и упражнений в формировании сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование дидактических упражнений и игр в формировании сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: дидактические игры и упражнения будут являться эффективным средством формирования сенсорной культуры детей шестого года жизни, если:

их содержание направлено на расширение и усложнение перцептивных действий;

они предполагают закрепление представлений детей о сенсорных эталонах

они включены в различные виды деятельности, требующие опоры на сенсорный опыт детей: труд, конструирование, рисование и др.

Задачи исследования:

.   Изучить и проанализировать литературу по проблеме сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста.

.   Охарактеризовать дидактические игры и упражнения как средство развития ребенка дошкольного возраста.

.   Выявить уровень сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста.

.   Опытно-экспериментальным путем показать эффективность использования дидактических игр в формировании сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования являются исследования А.В. Запорожца о сенсорном развитии детей дошкольного возраста, теория Л.А. Венгера об условиях формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста; теоретические положения А.П. Усовой, А.И. Сорокиной, В.Н. Аванесовой о педагогическом потенциале дидактических игр.

Методы исследования:

.   Теоретические методы: изучение и анализ психологической и педагогической литературы по проблеме сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста.

.   Эмпирические методы: «Эталоны» (О.М. Дьяченко); «Перцептивное моделирование» (В.В. Холмовская), «Почтовый ящик» (Л.А. Венгер), педагогический эксперимент.

.   Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов эмпирических данных.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что анализ проблемы исследования дополнит теоретические основы проблемы сенсорного развития в дошкольном возрасте.

Практическая значимость работы заключается в том, что система дидактических игр и упражнений, направленная на сенсорное развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста может быть предложена воспитателям ДОУ и родителям.

Экспериментальная база исследования: МДОУ «Берёзка» №4. с. Туим, республика Хакасия.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

 


Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.096 с.)