К теме № 5. Историческая культурология. История культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К теме № 5. Историческая культурология. История культуры.



 

Задание №1

Имя древнеегипетского бога, олицетворяющего умирающую и возрождающуюся природу:

а) Ра

б) Сет

в) Гор

г) Осирис

 

Задание №2

Космоцентризм соответствует эпохе:

а) античности

б) средневековья

в) Возрождения

г) Нового времени и Просвещения

Задание №3

Перевод слова «Библия»:

а) книга

б) Бог,

в) вера

г) знание

Задание №4

Главной категорией теоцентрического мировоззрения является:

а) Космос

б) полис

в) Бог

г) знание

Задание №5

Готический собор является артефактом культуры:

а) Древнего Китая

б) Древнего Рима

в) средневековой Европы

г) древних славян

Задание № 6

 

Христианство стало основной формой интеграции средневековой Руси:

 

а) с X в.

б) XII в.

в) XIV в.

г) XV в.

 

Задание № 7

 

Слово «карнавал» переводится как:

а) «мясо, прощай»

б) «все можно»

в) «привет, весна»

г) «разум, встретимся утром»

 

Задание № 8

 

Эпоха Возрождения охватывает период:

а) сер. V- сер. XVII вв.

б) XIV-XVI вв.

в) XVII-XVIII вв.

г) XIX в.

 

Задание № 9

 

XVIII в. получил название в истории западноевропейской культуры:

а) век Возрождения

б) Ренессанса

в) Просвещения

г) промышленности

 

Задание № 10

 

Понятие «рационализм» характеризует эпоху:

а) ранних цивилизаций

б) средневековой Руси

в) Нового времени

г) постмодерна

 

Задание № 11

Становление родовых отношений повлияло на возникновение:

а) анимизма

б) тотемизма

в) фетишизма

г) шаманизма

 

Задание № 12

Феноменом первобытной культуры является:

а) мифология

б) философия

в) религия

г) наука

 

Задание № 13

Появление первобытного искусства было обусловлено:

а) желанием человека прославить себя

б) жаждой творчества

в) магическим мышлением

г) наличием досуга

 

Задание № 14

Деление мира на «свой» и «чужой» присуще миропониманию:

а) мифологическому

б) религиозному

в) научному

г) философскому

 

Задание № 15

Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа:

а) аккультурация

б) антропоморфизм

в) дегуманизация

г) антропосоциогенез

 

Задание № 16

Вид искусства не свойственный первобытный культуре:

а) живопись

б) литература

в) скульптура

г) танец

 

Задание № 17

Инициация – это обряд:

а) посвящения

б) рождения

в) приветствия

г) погребения

 

Задание № 18

Предмет, которому приписываются сверхъестественные свойства:

а) артефакт

б) тотем

в) фетиш

г) символ

 

Задание № 19

Совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять на окружающую действительность:

а) наука

б) игра

в) искусство

г) магия

 

Задание № 20

Синкретичное отражение действительности в виде чувственно конкретных персонификаций:

а) обряд

б) миф

в) культ

г) язычество

 

Задание № 21

Практика расслаивания единого смысла написанного текста, чтобы продемонстрировать, как текст соединяет в себе множество предпосылок, которые не являются истинными смыслами написанного, называется:

а) деконструкцией

б) герменевтикой

в) искусством

г) обрядом

 

Задание № 22

Базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни, прообразы, образцы:

а) обряды

б) праздники

в) символы

г) архетипы

 

Задание № 23

Процесс и результат отрыва функции какой-либо системы от нее основы, ведущий к извращению нее сущности:

а) смерть

б) культура

в) отчуждение

г) познание

 

Задание № 24

Описал «прецессию симулякров»:

а) Ж. Бодрийар

б) Ф. Лиотар

в) Ж. Деррида

г) Ж. Делѐз

 

Задание № 25

Систему фиксированных смыслов, иерархию, характерных для традиционной культуры, Ж. Деррида называет:

а) государством

б) деконструкцией

в) логоцентризмом

г) децентрацией

 

Задание № 26

Постмодернизм понимается как экстремистское отрицание:

а) классицизма

б) реализма

в) модернизма

г) культуры

 

Задание № 27

Ценностные установки, ориентации, модели поведения, одновременно соотнесѐнные с различными культурными системами, но не интегрированные ни в одну из них полностью:

а) футуршок

б) маргинальность

в) традиция

в) субкультура

 

Задание № 28

Искусственно созданная обстановка, воспроизводящая реальность или вызывающая ощущение реальности:

а) виртуальная реальность

б) народная культура

в) социальные сети

г) карнавал

 

Задание № 29

Беспринципное соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и пр.:

а) творчество

б) искусство

в) эклектика

г) синтез

 

Задание № 30

Троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному:

а) ирония

б) метафора

в) фразеологизм

г) реминисценция

Задание № 31

 Завершите определение соответствующим понятием

1) Священный запрет у первобытных народов, налагаемый на пользование каким-либо предметом, растением, животным, словом, жестом или действием, нарушение которого строго наказывалось – …

2) Животное, растение или предмет, с которым связывали своё происхождение члены одного племени или рода, – …

3) Религиозные представления первобытных народов о духе и душе – …

4) Строго установленный порядок обрядовых действий; сложившиеся в процессе исторического развития формы символического поведения людей – …

5) Система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение, – …

Задание №32

Завершите определение соответствующим понятием

1) Наука о прекрасном в искусстве и в жизни, об общих законах художественного творчества –...

2) Особая сфера человеческой деятельности, целенаправленная, осознанная в своём значении, специализированная художественная активность и ее результаты, их функционирование и восприятие –...

3) Высшая степень одарённости личности – …

4) Эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы, – …

5) Сущностный момент эстетического воздействия искусства на человека – очищение через страдание и сострадание – …

Задание № 33

Завершите определение соответствующим понятием

1) Совокупность орудий труда, машин, механизмов и других искусственных материальных конструкций, способствующих производственно- экономической деятельности общества, –...

2) Процесс изменения природных комплексов под воздействием производственной деятельности человека –...

3) Восприятие индивидом, группой, социальной общностью техники в качестве угрозы их бытию – …

4) Междисциплинарное направление в науке, ставящее целью предвидение будущего развития человечества – …

5) Власть, основанная на решении проблем через применение достижений науки и техники, – …

Задание № 34

Завершите определение соответствующим понятием

1) Псевдовещь, замещающая реальность, образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие –...

2) Материальный предмет, представляющий собой другой предмет (явление, событие), свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации, –...

3) Процесс перехода от традиционного общества к современному, сопровождающийся автономизацией личности, развитием научного понимания мира, секуляризацией всех сфер жизни и сознания – …

4) Система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, самовыражение человека и развитие культуры в целом – …

5) Принципиально вне структурный и нелинейный способ организации целостности – …

Задание № 35

Комментарии

· Познакомьтесь с отрывком из работы К. Ясперса «Истоки истории и ее цель».

«Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определённого религиозного содержания, могло стать настолько убедительным – если не своей эмпирической неопровержимостью, то во всяком случае некоей эмпирической основой для Запада, для Азии, для всех людей вообще, – что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шёл между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошёл самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем.

В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии – в Индии, как и в Китае, – были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки – Илия, Исайя, Иеремия и Второй Исайя; в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Всё то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга.

Новое, возникшее в эту эпоху в трёх упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознаёт бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира.

Всё это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, в ходе которой каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи, обоснования, свой опыт. Испытывались самые противоречивые возможности. Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая и в противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, – всё это породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом.

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности».

· Какие типы культуры выделяет К. Ясперс?

· Какое значение, по мнению автора, в истории имеет «осевое время»?

· Возможно ли второе осевое время и почему?

Задание № 36

Комментарии

· Познакомьтесь с отрывком из работы Дж. Дж. Фрэзера «Золотая ветвь».

«Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй – законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путём простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что всё то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). Гомеопатической, или имитативной, магией можно назвать колдовские приёмы, основанные на законе подобия.

Контагиозной магией могут быть названы колдовские приёмы, основанные на законе соприкосновения или заражения.

Первый вид магии лучше всего обозначить термином гомеопатическая, потому что альтернативный термин – магия имитативная – не исключает или даже подразумевает сознательно подражающего агента, что чрезмерно сужает сферу действия магии. Ведь колдун уверен, что принципы, находящие практическое применение в его искусстве, управляют также неживой природой. Другими словами, он допускает, что законы подобия и соприкосновения распространяются не только на человеческие действия, но имеют всеобщее применение. Короче говоря, магия является искажённой системой природных законов и ложным руководящим принципом поведения; это одновременно и ложная наука, и бесплодное искусство. Как система природных законов, то есть совокупность правил, которые «определяют» последовательность событий в мире, она может быть названа магией теоретической. В качестве же предписаний, которым люди должны следовать, чтобы достигать своих целей, она может называться магией практической. Вместе с тем следует иметь в виду, что первобытный колдун знает магию только с ее практической стороны. Он никогда не подвергает анализу мыслительные процессы, на которых основываются его действия, никогда не размышляет над заключенными в них абстрактными принципами. Как и большинство людей, он рассуждает так же, как переваривает пищу – в полном неведении относительно интеллектуальных и физиологических процессов, необходимых для мышления и для пищеварения. Короче, магия является для него искусством, а не наукой; сама идея науки отсутствует в его неразвитом уме…

Если верен наш анализ магической логики, то два ее основных принципа оказываются просто двумя способами злоупотребления связью идей. Гомеопатическая магия основывается на связи идей по сходству; контагиозная магия основывается на связи идей по смежности. Ошибка гомеопатической магии заключается в том, что подобие вещей воспринимается как их идентичность. Контагиозная магия совершает другую ошибку: она исходит из того, что вещи, которые однажды находились в соприкосновении, пребывают в контакте постоянно. На практике оба вида магии часто сочетаются. Точнее говоря, если гомеопатическая, или имитативная, магия может практиковаться сама по себе, то контагиозная магия, как правило, связана с применением гомеопатического принципа…Обе разновидности магии – гомеопатическая и контагиозная – могут быть обозначены единым термином симпатическая магия, поскольку в обоих случаях допускается, что благодаря тайной симпатии вещи воздействуют друг на друга на расстоянии, и импульс передается от одной к другой посредством чего-то похожего на невидимый эфир. Эфир этот не столь уж отличается от эфира, существование которого современная наука постулирует с подобной же целью, а именно для объяснения того, как вещи могут взаимодействовать друг с другом в кажущемся пустым пространств».

· Какова роль магии в первобытной культуре?

· Какие типы магии выделяет автор?

· Какие особенности мышления лежат в основе магии?

· Какое значение имеет магия в процессе развития культуры?

Задание № 37

Комментарии

· Познакомьтесь с отрывком из работы Х. Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства».

«Напротив, новое искусство встречает массу, настроенную к нему враждебно, и будет сталкиваться с этим всегда. Оно не народно по самому своему существу; более того, оно антинародно. Любая вещь, рожденная им, автоматически вызывает в публике курьезный социологический эффект. Публика разделяется на две части; одна часть, меньшая, состоит из людей, настроенных благосклонно; другая, гораздо большая, бесчисленная, держится враждебно. (Оставим в стороне капризную породу «снобов».) Значит, произведения искусства действуют подобно социальной силе, которая создает две антагонистические группы, разделяет бесформенную массу на два различных стана людей.

По какому же признаку различаются эти две касты? Каждое произведение искусства вызывает расхождения: одним нравится, другим – нет; одним нравится меньше, другим – больше. У такого разделения неорганический характер, оно непринципиально. Слепая прихоть нашего индивидуального вкуса может поместить нас и среди тех и среди других. Но в случае нового искусства размежевание это происходит на уровне более глубоком, чем прихоти нашего индивидуального вкуса. Дело здесь не в том, что большинству публики не нравится новая вещь, а меньшинству – нравится. Дело в том, что большинство, масса, просто не понимает ее…

Если новое искусство понятно не всем, это значит, что средства его не являются общечеловеческими. Искусство предназначено не для всех людей вообще, а только для очень немногочисленной категории людей, которые, быть может, и не значительнее других, но явно не похожи на других.

Прежде всего, есть одна вещь, которую полезно уточнить. Что называет большинство людей эстетическим наслаждением? Что происходит в душе человека, когда произведение искусства, например театральная постановка, «нравится» ему? Ответ не вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь их изображением человеческих судеб. Их сердца волнуют любовь, ненависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если бы они были реальными, происходили в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. В лирике он будет искать человеческую любовь и печаль, которыми как бы дышат строки поэта. В живописи зрителя привлекут только полотна, изображающие мужчин и женщин, с которыми в известном смысле ему было бы интересно жить. Пейзаж покажется ему «милым», если он достаточно привлекателен как место для прогулки. Это означает, что для большей части людей эстетическое наслаждение не отличается в принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни. Отличие – только в незначительных, второстепенных деталях: это эстетическое переживание, пожалуй, не так утилитарно, более насыщенно и не влечёт за собой каких-либо обременительных последствий. Но, в конечном счете, предмет, объект, на который направлено искусство, а вместе с тем и прочие его черты, для большинства людей суть те же самые, что и в каждодневном существовании, – люди и людские страсти. Даже если чистое искусство и невозможно, нет сомнения в том, что возможна естественная тенденция к его очищению. Тенденция эта приведёт к прогрессивному вытеснению элементов «человеческого, слишком человеческого», которые преобладали в романтической и натуралистической художественной продукции. И в ходе этого процесса наступает такой момент, когда «человеческое» содержание произведения станет настолько скудным, что сделается почти незаметным. Тогда перед нами будет предмет, который может быть воспринят только теми, кто обладает особым даром художественной восприимчивости. Это будет искусство для художников, а не для масс; это будет искусство касты, а не демоса.

Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса – тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются. Новое искусство – это чисто художественное искусство».

· В чем заключается сущность эстетических переживаний?

· Почему, по мнению автора, современное искусство делит людей на «две касты»?

· Почему в современной культуре наблюдается дегуманизация искусства?

· Подумайте, можно ли избежать удаления искусства от массового зрителя?

Задание № 38

Комментарии

· Познакомьтесь с отрывком из работы Ж. Эллюля «Технологический блеф».

«Мы производим то, в чем нет никакой нужды, что не соответствует никакой пользе, но производим это, потому что имеется техническая возможность сделать это, и нужно использовать эту техническую возможность, нужно устремиться в этом направлении неумолимо и абсурдно. Так же и используется продукт, в котором никто не нуждается, тем же самым абсурдным и непреклонным образом».

· Какую особенность техногенной цивилизации описал автор?

· Какое влияние оказывает техника на жизнь человека?

· Почему техническая рациональность оборачивается абсурдностью?

Можно избежать подобной ситуации?

 

Задание № 39

Комментарии

· Познакомьтесь с отрывками из работы Р. Барта «Смерть автора».

«Удаление автора – это не просто исторический факт или эффект письма: им до основания преображается весь современный текст, или, что то же самое, ныне текст создается и читается таким образом, что автор на всех его уровнях устраняется.

Пространство письма дано нам для пробега, а не для прорыва; письмо постоянно порождает смысл, но он тут же и улетучивается, происходит систематическое высвобождение смысла. Тем самым литература, отказываясь признавать за текстом (и за всем миром как текстом) какую-либо «тайну», то есть окончательный смысл, открывает свободу контртеологической, революционной по сути своей деятельности, так как не останавливать течение смысла, – значит, в конечном счете, отвергнуть самого бога и все его ипостаси – рациональный порядок, науку, закон».

· Что означает утверждение «смерть автора»?

· Чем вызвана «смерть автора» и каковы ее последствия?

· Как этот феномен проявляется в современной культуре?

·



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.086 с.)