К теме №4. Типология культур. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К теме №4. Типология культур.



 

Задание №1

Идея общественного прогресса получила широкое распространение в эпоху:

          а) Древнего мира

         б) Античности

          в) Средневековья

г) Просвещения

Задание №2

Чередование в культуре века богов, века героев и века людей описал:

а) Платон

б) Дж. Вико

в) Вольтер

г) О. Конт

Задание №3

Понятие «душа культуры» является центральным в теории:

           а) Н. Я. Данилевского

          б) О. Шпенглера

          в) П. Сорокина

г) К. Ясперса

Задание №4

Стимулом для формирования цивилизации А. Тойнби считает:

а) Вызов истории

б) солнечную энергию

в) творчество широких народных масс

г) Провидение

Задание №5

Сущность социально-культурного кризиса составляет:

а) ненормативное поведение

б) появление новых обычаев

в) ценностная дезориентация общества

г) вульгаризация языка

Задание № 6

Осевое время охватывает период:

а) VIII-II вв. до н. э.

б) I-II вв.

в) XIV-XVI вв.

г) XX-XXI вв.

 

Задание № 7

Несистемное неструктурированное образование:

а) душа культуры

б) ризома

в) этнос

г) флуктуация

 

Задание № 8

Сенситивной в концепции П. Сорокина является культура:

а) Древней Индии

б) IX-XI вв.

в) Возрождения

г) современная

 

Задание № 9

Александр Македонский, по мнению Л. Н. Гумилѐва, относится:

а) к пассионариям

б) субпассионариям

в) лунариям

г) сверхлюдям

 

Задание № 10

Концепцию «последнего человека и конца истории» обосновал:

а) К. Леви-Строс

б) Ю. Хабермас

в) Ж. Делѐз

г) Ф. Фукуяма

 

Задание №11

Завершите определение соответствующим понятием

1)    Общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы и виды их деятельности, – …

2)    Система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, – …

3)    Нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, – …

4)    Обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения – …

5)    Совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса – …

 

Задание №12

Комментарии

•     Познакомьтесь с отрывком из работы П. Сорокина «Кризис нашего времени».

«Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) – все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации.

Возьмем, например, культуру Запада Средних веков. Ее главным принципом или главной истиной (ценностью) был Бог. Все важные разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность, как он формулируется в христианском Credo…

Архитектура и скульптура Средних веков были «Библией в камне». Литература также насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер… Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким является Бог. Наука была всего лишь прислужницей религии. Этика и право представляли собой только дальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз, выражала всю ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией, налагавшей запреты на многие формы экономических отношений, которые могли оказаться уместными и прибыльными, поощряя в то же время другие формы экономической деятельности, нецелесообразные с чисто утилитарной точки зрения. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, его богатствам, радостям и ценностям. Чувственный мир рассматривался только как временное «прибежище человека», в котором христианин всего лишь странник, стремящийся достичь вечной обители Бога и ищущий путь, как сделать себя достойным того, чтобы пойти туда. Короче говоря, интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога, Бога вездесущего, всемогущего, абсолютно справедливого, прекрасного создателя мира и человека. Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной. Такая же в основном сходная посылка, признающая сверхчувственность и сверхразумность Бога, хотя воспринимающая отдельные религиозные аспекты по-иному, лежала в основе интегрированной культуры брахманской Индии, буддистской и даоистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI века до нашей эры. Все они были преимущественно идеациональными.

Закат средневековой культуры заключался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Он начался с конца XII века, когда появился зародыш нового, совершенно отличного основного принципа, заключавшегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или ничего нет, или есть что-либо такое, чего мы не можем прочувствовать, а это – эквивалент нереального, несуществующего. Как таковым им можно пренебречь. Таков был новый принцип, совершенно отличный от основного принципа идеациональной культуры.

Этот медленно приобретающий вес новый принцип столкнулся с приходящим в упадок принципом идеациональной культуры, и их слияние в органичное целое создало совершенно новую культуру в XIII – XIV столетиях. Его основной посылкой было то, что объективная реальность частично сверхчувственная и частичного чувственна; она охватывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, плюс рациональный и, наконец, сенсорный аспекты, образуя собой единство этого бесконечного многообразия. Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической. Культура XIII – XIV столетий в Западной Европе, так же как и греческая культура V – IV веков до нашей эры, были преимущественно идеалистическими, основанными на этой синтезирующей идее.

Однако процесс на этом не закончился. Идеациональная культура средних веков продолжала приходить в упадок, в то время как культура, основанная на признании того, что объективная реальность и смысл ее сенсорны, продолжала наращивать темп в последующих столетиях. Начиная приблизительно с XVI века новый принцип стал доминирующим, а с ним и основанная на нем культура. Таким образом, возникла современная форма нашей культуры – культуры сенсорной, эмпирической, светской и «соответствующей миру». Она может быть названа чувственной. Она основывается и объединяется вокруг этого нового принципа: объективная действительность и смысл ее сенсорны. Именно этот принцип провозглашается нашей современной чувственной культурой во всех ее основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдо религии, этике и праве; в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей…

…Основной принцип средневековой культуры делал ее преимущественно потусторонней и религиозной, ориентированной на сверхчувственность Бога и пронизанной этой идеей. Основной принцип идеалистической культуры был частично сверхсенсорный и религиозный, а частично светский и посюсторонний… Основной принцип нашей современной чувственной культуры – светский и утилитарный – «соответствует этому миру». Все эти типы: идеациональный, идеалистический и чувственный – обнаруживаются в истории египетской, вавилонской, греко-римской, индуистской, китайской и др. культур».

•     Что служит основанием типологии культур в работе П. Сорокина?

•     Какие типы культур выделяет автор?

•     Что является главной характеристикой каждого типа культуры?

•     Чем принципиально они отличаются друг от друга?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.007 с.)