Какую новость выбирает пресса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какую новость выбирает пресса



Принцип отбора очень важен. У нас в стране долгое время практиковался преимущественно отбор сведений по принципу «факты против» и «факты за» (в эпоху всеобщей политизации прессы) или такой расклад: факты локального значения, «мало­существенные», и факты «весомые» с точки зрения пропаганди­стского эффекта. Сегодня выбор зависит от того, отличается ли факт рядом особенностей, позволяющих ему называться «фактом, содержащим новость».

Для того, чтобы событие могло стать новостью для всех, оно должно (еще до журналистской обработки) обладать рядом качеств. Не каждое происшествие заслуживает внимания, но общественно значимое, либо любопытное, необычное. В XX веке была сделана попытка развить профессиональное «чутье на новость» у репортеров, для чего закрепить в сознании журналистов «классические элементы новости», — такие при­меты факта, которые обещают интересный для аудитории материал. Вот черты событий, которые предстоит распознать, а затем — развить и поддержать в своем произведении:

• ощутимая своевременность происшествий или высказан­ных мнений;

• их явная близость аудитории (когда «чужое» узнаваемо и может восприниматься как часть собственной жизни);

• их конфликтность (наглядная сложность или драматизм);

• связь с «человеческим интересом» (так называемыми «общечеловеческими» темами, всегда цепляющими вни­мание, — например, жизнь—смерть, любовь, дети, здо­ровье и т. д.);

• масштабность происшествий (новость для многих) либо эффект «эмоционального толчка» (нечто экстраординар­ное, ошеломляющее)

Помимо новости, для материала необходимы: оператив­ный повод (он связан с «сиюминутностью» события, проис­шедшего в ближайшие часы, дни, на этой неделе, либо с памятной датой) и информативный повод— им может быть само происшествие или шаги, предпринятые журналистом: встреча, те­лефонный звонок, поиск под «маской», или напоминание о хо­рошо известном факте, который в течение какого-то времени остается «важным» в сознании читателя.

Требования к качеству

Очень важен «эффект точности и достоверно­сти» — ссылки, свидетельства, цитаты; определение места, вре­мени, обстоятельств. Приветствуется краткость — выверенная протяженность и ритмика сообщения, точность и простота слов и фраз. Однако лаконизм — не самоцель. Ясность подразуме­вает уточнения, сопоставление цитат, рассказов нескольких очевидцев, их перепроверки собственным опытом. Иногда имеется в виду и ясность ситуации, изображенной журналистом, и «про­зрачность» его отношения к событию. Очень желательна на­глядность — ценятся детали, сильные своей очевидностью. Острота, публицистичность отличает не только «горячие» ре­портажи, конфликтные интервью, но и точные, выразительные строки крепко скрученной хроники, хлесткий фрагмент портрета, промелькнувший в отчете, яркую деталь в репортаже или опера­тивной колонке. 6 целом же, повторим:

• «Новости» (news) — творчески преобразованные факты с расчетом на их восприятие аудиторией.

• Необходимо профессиональное ощущение пригодности факта к тому, чтобы его «подать» как новость.

• Уже представленные факт, происшествие или мнение должны выглядеть значительными (важными), занимательными (неординарными), свежими («Факт, как рыба, должен быть только свежим...»).

• Результат публикации прямо связан с читательским ин­тересом, и надо так обрабатывать факт, чтобы этот ин­терес возрастал: суметь сбалансировать неожиданное (сенсационное) и значимое (что может помочь в «соци­альной ориентации»).

Типы новостей:

-календарная новость (запланированная новость. Например, встреча президентов России и Казахстана на экономическом форуме) Позволяет журналистам тщательнее гтовить материал, искать интересные подробности, заранее продумывать форму подачи.

-«горячая» новость (незапланированное событие, какое-то ЧП, произошедшее внезапно. Например, взрыв в метро.) В западной прессе “горячие новости” связаны с драматическими, конфликтными фактами действительности (политические и военные конфликты, природные и техногенные катастрофы, выходящие за рамки нормы поступки людей, пикантные детали из личной жизни знаменитостей и т.п.). Отечественная традиция расширяет круг традиционных для прямых новостей тем, включая в него важные или интересные события повседневной жизни. -организованная новость (какое-то СМИ само устраивает событие, давая информационный повод. Например, акция «Самая красивая невеста», организованная телекомпанией «СТС-Кузбасс») Еще в начале нашего века британский газетный магнат лорд Нортклиф утверждал: журналисты не должны просто регистрировать новости, они обязаны уметь их создавать - так, чтобы потом можно было писать о них. Речь здесь идет о преднамеренном стимулировании интереса аудитории к какому-либо событию или версии о нем. Чаще всего для этого событие драматизируется или актуализируется, по сути - создается искусственная сенсация. С другой стороны, иногда таким способом прессе удается привлечь внимание общественности к действительно серьезным проблемам.

Требования к массовой информации, предназначенной для аудитории качественной и специализированной прессы.

База для разграничения прессы мнений (качественной, элитарной) и прессы новостей (массовой, популярной) существует в самой практике редакций. В известном смысле это результирующие характеристики, поскольку они вбирают в себя особенности проблематики, аудитории, тиражирования, стиля, оформления изданий

Качественной прессе свойственны

аналитичность в подходе к событиям,

взвешенность оценок,

спокойный тон публикаций

надежность фактов и мнений.

Респектабельностью отличается и ее внешний вид, вплоть до того, что газета избегает фотоиллюстраций, отдавая предпочтение текстовым комментариям.

Массовая пресса не делается на низком профессиональном уровне, но стандарты мастерства здесь не те, что в солидных изданиях.

-Они определяются умением корреспондентов и редакторов приковывать внимание аудитории, руководствуясь знанием массовой психологии и специфики броской подачи информации.

-С другой стороны, избранный редакцией тип качественного издания совсем не обязательно приводит ее к успеху — здесь тоже все зависит от уровня квалификации сотрудников.

Тем не менее наивысший авторитет в мировой журналистике завоевали именно качественные СМИ. В конце 90-х годов по результатам опроса специалистов из 50 стран выстроился список лучших изданий (по существу, это рейтинг достижений мировой прессы в XX в.): «Financial Times» (Великобритания), «New York Times» (США), «Frankfurter Allgemeine Zeitung» (Германия), «Wall Street Journal» (США) и т.д. В перечне нет ни одной массовой газеты, не говоря уже о «желтой». Очевидно, что международное сообщество отдает приоритет надежности и аналитичности, а не внешней привлекательности информации.

деловая пресса — печати, освещающей солидный бизнес и предназначенной для него. Деловая пресса принципиально не может вводить своих партнеров в заблуждение, публикуя непроверенные и бесполезные сведения.

Деловая пресса.

Ее структурно-функциональная специфика в значительной степени обусловливается характером аудитории, к которой деловая пресса апеллирует. Принято считать, что она адресована лицам, причастным к принятию ответственных решений в сфере практической и духовно-практической деятельности. Базой читательской аудитории для такой прессы являются специалисты, прежде всего из групп организаторского труда, т.е., как правило, образованные, социально активные люди, работающие во всех сферах народного хозяйства, в науке (в первую очередь прикладной) и на государственной службе. Среди читателей деловой прессы немало студентов высших учебных заведений.

Главная функция деловой прессы – быть надежным источником информации. Это определяющее требование изначально диктует строгие профессиональные стандарты. С учетом последствий, к которым может привести ложная информация в случае использования ее для принятия ответственных решений, эти стандарты отличаются весьма жесткой формой. То есть деловые издания и по характеру информации, которой они оперируют, и по характеру аудитории должны соответствовать параметрам качественной прессы.

Родообразующим признаком деловой прессы являются ее тематика, содержание. Основа информационной среды деловой прессы – информация, оказывающая влияние на поведение субъектов или агентов рынка, определяющая и отражающая это поведение.

В значительной своей части это субъекты организационных отношений, организаторы производства, бизнеса, практической деятельности. Это и субъекты управления, образовательной, научной и иной деятельности.

Любая информация, способная привести в движение рынки труда, капитала и товаров, становится деловой.

Однако тематика, даже самая широкая, имеет свои пределы, границы. То есть характер тематики можно рассматривать как ведущий типообразующий признак.

По этим параметрам можно выделить пять видов прессы: универсальную, специализированную, узкоспециализированную, профессиональную и «точечную».

Деловая пресса представлена всеми видами. Например, газета «файнэншл таймс» – качественная деловая универсальная газета.

К числу специализированных деловых изданий в российской прессе, помимо «Финансовой газеты» и «Финансовой России», могут быть отнесены «Торговая газета», «Торгово-промышленные ведомости», «Медицинская газета» и т.п.

В то же время узкоспециализированные деловые издания широко представлены в российской прессе прежде всего ежемесячными журналами, такими, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Московский банковский вестник» и т.п.

Профессиональные издания, как правило, свою профессиональную принадлежность выносят в титул: журналы «Финансист», «Банкир» и т.д. На первый взгляд, их можно рассматривать как подвид специализированного делового издания.

Наконец, «точечные» издания – те, которые нацелены на очень узкую аудиторию. Здесь пресса достигает крайней степени сегментации рынка. В западной терминологии такое издание называется «ньюслеттер». Наиболее приближенный к нему аналог в российской практике – бюллетень. В качестве примера можно назвать реферативный и аналитический ежеквартальник «Банки: мировой опыт». «Точечные» издания можно рассматривать как подвид узкоспециализированной прессы.

В практике журналистики можно выделить три подвида корпоративных изданий:

1. Дотируемые издания, распространяемые бесплатно среди персонала и предназначенные почти исключительно для его информирования о событиях внутри корпорации. Как правило, они не распространяются за пределами корпорации. Их условно можно назвать «органами печати корпорации». Отличительная особенность – отражение исключительно точки зрения корпорации, т.е. руководства.

2. Корпоративные издания, распространяемые как по подписке, так и бесплатно, но стремящиеся информировать читателя по более широкому кругу проблем, выходящих за рамки корпоративных новостей. Нацелены не столько на сотрудников корпорации, сколько на ее клиентов. Их условно можно назвать «клиентскими изданиями». Их отличительная особенность как типологической группы – относительная независимость редакционной политики. При этом точка зрения корпорации может вовсе не отражаться в издании. Каждое из них стремится к самоокупаемости и информационной самодостаточности. Ярким примером такого издания может служить журнал «2000», издателем которого является компания «Мобильные телесистемы» (МТС).

Высокий журналистский профессионализм сотрудников – одна из неназванных в свете своей трудноопределимости черт качественной газеты.

В материалах о политике профессионализм журналиста становится особенно заметным и важным, поскольку требует, так сказать, «ролевой гигиены».
Ни одна качественная газета не может обойтись без политической тематики как основы собственной «повестки дня». А ежедневная качественная газета не может обойтись без нее вдвойне, поскольку нет такой сферы деятельности, которая бы была настолько информационно заряжена, чтобы заполнять сообщениями о себе по 8-10 газетных полос ежедневно.

Политика на страницах прессы является, по сути, экстрактом политического дискурса, поскольку, будучи оформлена печатным словом, основой своей должна иметь речевой акт политического субъекта. Не соответствуя же этому принципу, ткань журналистского текста теряет свойства политического дискурса и должна быть рассмотрена как дискурс масс-медиа в чистом виде. Исключение становится речевой акт журналиста как квазисубъекта политического дискурса. В этом случае дискурс может быть признан политическим настолько же, насколько является дискурсом масс-медиа.
Все сказанное здесь о политике как общезначимой теме, без которой не может обойтись качественная ежедневная пресса, пожалуй, настолько очевидно, что и не требовало доказательств. Целью этих разъяснений является необходимость показать, насколько объективно важным является исследование политических полос качественной газеты, которая является эффективной и незаменимой с точки зрения организации общественного диалога.

“Качественные газеты и журналы характеризует высокий аналитизм, журналистский и полиграфический уровень…Здесь ценятся не столько публицистические рассуждения журналистов, сколько мнения компетентных специалистов”.
«Качественная» пресса. Непосредственными продолжателями традиций элитарной печати в период, когда печать превратилась в средство массовой информации, стали так называемые «качественные» издания. Образцом «качественной» печати долгое время оставалась лондонская газета «The Times», адресованная кругам государственной и политической элиты, представителям бизнеса, верхушке интеллигенции. Однако по мере развития рыночных отношений, повышения сложности хозяйственного механизма и системы управления экономикой возникла потребность в создании газет, которые предназначались бы для определенной элитной аудитории, включающей в себя представителей финансовых кругов, биржевиков, промышленников, управленцев банковской сферы и страхового бизнеса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.019 с.)