Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность профессионально-педагогической культуры
В последнее десятилетие в педагогической науке наметилась тенденция культурологического анализа педагогической реальности. Анализ профессионально-педагогической культуры, работ культурологов свидетельствует о двух основных направлениях исследования культуры – культуры общества и культуры личности, между которыми существует диалектическая взаимосвязь. Культура личности и культура социума – объекты, совместно развивающиеся, творящие, обогащающие друг друга. Культура есть и условие, и поле проявления, реализации индивидуальности и неповторимости человека. Уровень культуры личности зависит от культуры социума, который, в свою очередь, определяется культурой человеческих индивидов, составляющих его, в противном случае социум рискует превратиться в серую аморфную массу, лишенную каких-либо источников и стимулов развития. Культура социума порождает и некие общесистемные черты и качества, интересы и ценности, присущие всем индивидуальностям, входящим в него. Культурно-личностные качества есть результат распредмечивания мира культуры, усвоение норм, ценностей, идеалов индивидуумом. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, является предпосылкой развертывания его творческой деятельности, превращая его в созидателя культурного процесса. Усвоение культуры как результата исторического творчества представляет собой процесс личностного открытия, создания особого микромира культуры в себе через сопереживание и сотворчество, в которых каждым новым элементом дополняется и преобразуется предыдущий элемент. При рассмотрении профессионально-педагогической культуры как элемента культуры общества возможно изучение педагогических явлений и процессов в контексте педагогических ценностей, технологий, уровней и направлений творческой самореализации личности. Овладевая общей и педагогической культурой как «внебиологическим механизмом» передачи социально-педагогической наследственности, преподаватель становится способным не только к воспроизводству культуры, но и к ее созданию и трансляции. Культурологический подход позволяет провести анализ профессионально-педагогической культуры в системе общефилософских категорий общего, особенного, отдельного и единичного и построить логически субординированный ряд понятий: общая культура – профессиональная культура – педагогическая культура – профессионально-педагогическая культура. Рассмотрим более подробно составляющие элементы профессионально-педагогической культуры.
Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности; цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития изменяются и профессии. Профессионально-педагогическая культура преподавателя – это часть педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся воспитательной практикой не только профессионально. А носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять на профессиональном уровне труд, составными частями которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект названных деятельности и общения. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры – это совокупность педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития школы. В этом процессе преподаватели овладевают определенными идеями и концепциями, приобретают знания и умения, составляющие гуманистическую технологию педагогической деятельности, и в зависимости от степени их приложения в реальной жизни они оценивают их как более или менее значимые. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают в качестве педагогических ценностей. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности преподавателя. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, и это подтверждается фактом неразрывной связи данной культуры и данной деятельности.
Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения профессионально-педагогической культурой. Процесс присвоения преподавателем ценностей педагогической культуры происходит на личностном уровне. Творчески интерпретируя ту или иную теорию, концепцию, педагог реализует свои интеллектуальные возможности и становится как бы сотворцом определенных ценностей. Анализ философской и психолого-педагогической литературы, исследования деятельности преподавателя, теоретические обобщения позволяют сделать вывод о том, что профессионально-педагогическая культура – это мера и способ творческой самореализации личности преподавателя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленной на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.
8 Педагогические ценности в структуре профессионально-педагогической культуры
Признанием профессионально-педагогической культуры сложным социально-педагогическим явлением обусловливается обращение к анализу различных аспектов ее исследования. Аксиологический аспект предполагает построение модели профессионально-педагогической культуры преподавателя, содержание которой составляют педагогические ценности. Совокупность педагогических ценностей как норм, регламентирующих профессиональную работу преподавателя, носит целостный характер и выступает как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся в обществе взглядом на проблемы профессионального обучения и воспитания, с одной стороны, и профессионально-педагогической деятельностью преподавателя – с другой. Педагогические ценности – относительно устойчивые ориентиры, с которыми педагоги соотносят свою жизнь и свою педагогическую деятельность. Общечеловеческие ценности добра и красоты, справедливости и долга, равноправия и чести в сочетании с педагогическими ценностями создают основу для совершенствования профессионально-педагогической деятельности. Степень присвоения личностью этих ценностей зависит от состояния педагогического сознания, так как факт установления ценности той или иной педагогической идеи, педагогического явления происходит в процессе ее оценки данной личностью. Критерием такой оценки и ее результатом является обобщенный образ, сложившийся на основе психолого-педагогических знаний преподавателя, результатов его собственной профессиональной работы и сопоставления ее с деятельностью других преподавателей. Образы индивидуального педагогического сознания могут совпадать, а могут и не совпадать с выработанными и признанными в обществе или в профессиональной группе представлениями о целях, содержании, субъекте и объекте педагогической работы, обо всем том, что обеспечивает компетентность и целесообразность деятельности педагога. Профессионально-педагогическое сознание преподавателя выполняет сложную регулятивную функцию. Оно структурирует вокруг единого личностного «ядра» все многообразие усваиваемых и выполняемых способов учебной, методической, воспитательной, научной, общественно-педагогической деятельности.
Профессиональное сознание направлено на анализ разных сторон Я личности преподавателя и его профессиональной деятельности и призвано определять границы и перспективы личностного смысла, т. е. внутренне мотивированного, индивидуального значения для субъекта того или иного действия, поступка. Оно позволяет преподавателю самоопределяться и самореализовываться, решать для себя в конечном счете проблему смысла жизни. Представляя собой не только систему наиболее общих суждений, знаний о работе, о себе, о других и об обществе в целом, педагогическое сознание является в то же время продуктом исключительно личного опыта, особым механизмом профессионального становления преподавателя, позволяющим сделать всеобщность педагогической культуры индивидуальной сферой деятельности. Педагогические ценности, являясь условием и результатом соответствующей деятельности, имеют разные уровни существования: индивидуально-личностный, профессионально-групповой и общественно-педагогический. Общественно-педагогические ценности раскрывают характер и содержание ценностей, функционирующих в масштабе всего общества и сконцентрированных в общественном сознании в форме морали, религии, философии. Они представляют собой идеи, нормы и правила, регламентирующие воспитательную деятельность и социальные контакты. Профессионально-групповые ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих профессионально-педагогическую работу. Эта совокупность носит целостный характер, обладая относительной стабильностью и повторяемостью. Названные ценности выступают ориентирами в определенных профессиональных группах (школа, училище, колледж, вуз). Совокупность индивидуально-личностных ценностей представляет собой сложное социально-психологические образование, в котором сливаются целевая имотивационная направленность личности, составляя систему ценностных ориентации. Эта система, представляя собой аксиологическое Я, дана личности не как система знаний, а как система когнитивных образований, сопряженных с эмоционально-волевыми компонентами, и принимаемая личностью в качестве собственного внутреннего ориентира, побуждающего и направляющего ее деятельность. Сознание каждого конкретного преподавателя, ассимилируя общественно-педагогические и профессионально-групповые ценности, строит свою личностную систему ценностей, элементы которой принимают вид аксиологических функций, к числу которых может быть отнесена концепция формирования личности специалиста, представления о технологии построения учебно-воспитательного процесса, о специфике взаимодействия с учащимися, о себе как профессионале и др. Функцией, объединяющей все другие, является индивидуальная концепция смысла профессионально-педагогической работы как стратегия деятельности в жизни преподавателя.
Многообразие педагогических ценностей требует не только их классификации, но и объединения наиболее близких, однородных из них в упорядоченные группы. Критерием такой классификации являются достаточно устойчивые структуры общественного бытия, а также формы сознания и деятельности. Названные ценности могут перегруппировываться в соответствии с разными исследовательскими задачами и условиями. С учетом изложенного можно выделить следующие группы профессионально-педагогических ценностей. Первая группа – ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя школы (ценности-цели): концепция личности профессионала в ее многообразных проявлениях в различных видах деятельности и концепция Я -профессиональное как источник и результат профессионального самосовершенствования. Вторая группа – ценности, раскрывающие значение и смысл способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности (ценности-средства): концепции педагогического общения, педагогической техники и технологии, педагогического мониторинга и инновации и др. Третья группа – ценности, раскрывающие значение и смысл отношений (преподавателя к ученикам, к себе, к другим преподавателям) как основы педагогической деятельности (ценности-отношения), концепция собственной педагогической позиции как совокупности названных отношений. Четвертая группа – ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в профессионально-педагогической деятельности (ценности-знания): теоретико-методологические знания закономерностей формирования личности, целостного педагогического процесса, знание психологии и др. Пятая группа – ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества): многообразие взаимосвязанных индивидуальных, личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных и внешнеповеденческих качеств личности преподавателя как субъекта профессионально-педагогической деятельности, находящих отражение в специальных способностях (программировать свою деятельность и предвидеть ее последствия; творчески действовать; соотносить свои цели и действия с целями и действиями других; вырабатывать совместную позицию сотрудничества; диалогически мыслить и т.д.). Представленные группы педагогических ценностей образуют систему как содержательную основу, стержень профессионально-педагогической культуры преподавателя. Очевидна связь между группами: ценности-цели определяют характер ценностей-знаний и ценностей-средств, ценности-отношения определяются характером ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д. В качестве доминирующей аксиологической функции в системе педагогических ценностей выделены ценности-цели, определяющие смысл профессиональной деятельности преподавателя.
Особое место в данной системе занимают ценности-качества, раскрывающие личностный потенциал преподавателя, его сущностные и профессиональные силы. В этой связи возникает необходимость обращения к личности и индивидуальности педагога, к анализу его профессиональных и индивидуальных качеств преподавателя как субъекта своей профессиональной деятельности. Система объективно существующих ценностей (целей, средств, отношений, качеств и знаний) порождает в сознании преподавателя индивидуальную систему ценностных ориентации. При этом важно, чтобы она существовала не только в сознании, но и в реальных профессионально-ориентированных действиях и поступках, выявляя себя в роли регулятора профессионально-педагогической деятельности.
9 Технология педагогической деятельности как компонент профессионально-педагогической культуры
Понятия «педагогическая культура» и «педагогическая деятельность» не тождественны, но взаимосвязанны. Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой преподавателя, предстает как способ его профессиональной деятельности в единстве целей, средств и результатов. Многообразные виды педагогической деятельности образуют функциональную структуру культуры и имеют общую предметность, результат которой оформляется в виде решения специфических задач, т.е. реализации индивидуальных и коллективных возможностей. Этот процесс образует технологию педагогической деятельности как компонента, раскрывающего способ существования и функционирования профессионально-педагогической культуры преподавателя школы. Возросший интерес к педагогической технологии в школе можно объяснить следующими причинами: • многообразные задачи, стоящие перед учебными заведениями, предполагают развитие не только теоретических исследований, но и разработку вопросов технологического обеспечения учебного процесса; теоретические исследования раскрывают логику познания от изучения объективной реальности к формулировке законов, концепций, в то время как прикладные исследования анализируют педагогическую практику, аккумулирующую научные результаты; • классическая дидактика не всегда оперативно реагирует на научное обоснование многих идей, подходов, методик обучения; отстает, а часто и сдерживает внедрение новых приемов и способов обучения; • широкое внедрение (в учебный процесс) обучающей, контролирующей техники, информатики и ЭВМ потребовало существенного изменения традиционных способов обучения; • общая дидактика ограничена в основном теорией, а методика обучения – практикой, поэтому требуется промежуточное звено, позволяющее в действительности связать теорию и практику. В настоящее время в методологии педагогики «задачный» подход разрабатывается как теоретическая база исследования педагогической деятельности. Педагогическая задача выражает единство цели субъекта деятельности и условий, в которых она решается: задача должна отвечать ряду требований, для реализации которых и осуществляются педагогические действия, составляющие суть педагогической технологии, способов и приемов решения задач. Способы решения названной задачи могут быть алгоритмическими или квазиалгоритмическими. Алгоритмический способ – это решение задачи, состоящее из эффективных операций и не содержащее неоднозначно детерминированных разветвлений. Квазиалгоритмический способ – это решение задачи, содержащее неоднозначно детерминированные разветвления. В педагогической практике преобладают квазиалгоритмические способы. Высокий уровень решения задач в деятельности педагога обусловлен наличием разнообразных моделей, конструкций решения, зафиксированных в памяти индивида. Часто не находится адекватное решение не потому, что в «запасниках» памяти нет адекватных способов решения, а потому, что преподаватель (часто – начинающий) не видит и не понимает самой ситуации, требующей решения. Понимание способа решения выводит на проблему решения педагогических задач, выявления наиболее характерных затруднений в их решении. Решение педагогической задачи – это последовательность (этапы) действий и способов ее анализа; прогнозирования и конструирования системы названных действий и способов; оценки ее функционирования; коррекции и организации деятельности этой системы. В свою очередь, каждый из упомянутых этапов представляет собой совокупность своеобразных частных задач, имеющих свою внутреннюю специфику и логику решения. Педагогическая система характеризуется, с одной стороны, стремлением к организации, направляемой деятельностью преподавателей, а с другой стороны, подвержена дезорганизации под воздействием различных внешних и внутренних факторов. С целью устранения данного противоречия и противодействия случайным факторам формирования личности будущего специалиста и возникает необходимость в решении коррекционно-регулирующих задач, способствующих нейтрализации внешних явлений благодаря достоверной и компетентной информации. Необходимость в регулирующей деятельности возникает в виду постоянного изменения, развития компонентов учебно-воспитательного процесса. Изменяющийся уровень профессионально-педагогической культуры преподавателей, повышение общеобразовательного и специального уровней подготовки учащегося, характер социально-педагогических условий – все это требует обоснованного решения задач со стороны преподавателя для обеспечения перехода данной системы на новый уровень, из одного качественного состояния в другое. Таким образом, принятое в качестве единицы анализа профессионально-педагогической деятельности понятие «задача деятельности» позволило обосновать категорию «технология педагогической деятельности» как компонент профессионально-педагогической культуры и рассмотреть ее задачную природу, представленную бинарными группами аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих задач.
10 Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
Представляя собой постоянно обогащающийся ценностный потенциал общества, педагогическая культура не существует как нечто данное, материально зафиксированное; она функционирует, будучи включенной в процесс творчески активного освоения педагогической реальности личностью. Профессионально-педагогическая культура преподавателя школы объективно существует для всех преподавателей как возможность, а как действительность она возможна лишь для тех, кто способен творчески усвоить ценности и технологии педагогической деятельности в условиях школы, наполнив их личностным смыслом. Профессиональное самосознание, с одной стороны, обеспечивает устойчивость и интенсивность педагогического сознания и мышления, а с другой – способствует социальной детерминации творческой педагогической деятельности. Иначе говоря, самосознание обеспечивает внутреннюю устойчивость и преемственность осознания своих переживаний, состояний, эмоций и, таким образом, поддерживает стабильную работу интеллекта личности. Кроме того, субъект творчества сопоставляет свои цели, установки, средства с нормами своей социальной группы, общества в целом, нормами и ценностями, которые были освоены им и благодаря которым он стал творческой личностью. Так как индивидуальное самосознание предполагает саморегуляцию и самоконтроль, то оно выступает и условием сознательного развития творческих сил и способностей личности. Самосознание преподавателя не только способствует формированию интегративного образа Я -профессиональное, но и построению некоторой теоретической модели, оказывающей влияние на решение индивидуальных профессиональных проблем, связанных с реализацией (преподавателем) своих творческих возможностей преподавателя. Используя разнообразные формы творческой деятельности, выступая в качестве ее необходимого условия, самосознание влияет на оптимальность, интенсивность, направленность и объективность самооценки творческой активности индивида, обеспечивая состояние внутренней устойчивости. Эффективность профессиональной деятельности преподавателя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способности использовать данную в педагогических ситуациях информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет преподавателю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания студенческой молодежи. Рефлексивность, гуманизм, направленность в будущее и ясное понимание средств, необходимых для профессионального самосовершенствования и развития личности будущего специалиста, являются характерными свойствами интеллектуальной компетентности преподавателя. Развитое педагогическое мышление, обеспечивающее глубокое понимание смысла педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму собственного индивидуального профессионально-педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности. Творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора, склонность к шутке и др. Педагогическое творчество имеет ряд особенностей. Во-первых, оно более «регламентировано» во времени и пространстве; этапы творческого процесса – возникновение педагогического замысла, его разработка и реализация и т.д. «жестко» связаны между собой во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому. Если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы паузы между различными этапами творческого акта, то в практической деятельности педагога они практически исключены. Преподаватель ограничен во времени количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, аудиторным временем и др. В ходе учебного занятия возникают предполагаемые и непредвиденные проблемы, требующие квалифицированного решения. Качество решения этих проблем, выбор наилучшего варианта решения обусловлены указанной особенностью, психологической спецификой решения именно педагогических задач. Во-вторых, результаты творческих поисков педагога отсрочены. В материальной сфере деятельности результат сразу же материализуется и может быть соотнесен с поставленной целью. А результаты деятельности преподавателя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения будущих специалистов и оцениваются весьма частично и относительно. Данное обстоятельство существенно затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе педагогической деятельности. Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности преподавателя позволяют на основе частичных результатов предвидеть и прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности. В-третьих, сотворчество преподавателя с учащимися и коллегами, основанное на единстве цели профессиональной деятельности, атмосфера творческого поиска в педагогическом и школьном коллективах выступает мощным стимулирующим фактором. Преподаватель – ученый, педагог, специалист в определенной области знаний – в ходе учебно-воспитательной работы, производственной практики демонстрирует своим ученикам творческое отношение к профессиональной деятельности. В-четвертых, проявления творческого педагогического потенциала преподавателя зависят от методического, технического оснащения учебно-воспитательного процесса. Стандартное и нестандартное учебно-исследовательское оборудование, техническое обеспечение, методическая подготовленность преподавателя и психологическая готовность учеников к совместному поиску характеризуют специфику педагогического творчества. В-пятых, умение преподавателя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием и вызывать адекватное поведение учащихся. Способность педагога организовать общение с учениками как творческий процесс не подавляет их инициативы и изобретательности, создает условия для полного творческого выражения и самореализации учащихся. Педагогическое творчество, как правило, совершается в условиях открытости, публичности. Реакция аудитории может стимулировать преподавателей к импровизации, раскованности, но может и подавлять, сдерживать творческий поиск. Названные особенности педагогического творчества позволяют лучше понять обусловленность сочетания установленного и творческого компонентов в педагогической деятельности. Овладение педагогическими ценностями и технологиями решения педагогических задач – творческий процесс. Как было показано ранее, педагогические задачи независимо от их отнесенности к той или иной группе могут решаться и на алгоритмическом и на творческом уровнях. В том случае, когда педагогические задачи решаются на творческом уровне, это происходит поэтапно: 1) возникновение педагогического замысла; 2) разработка замысла; 3) воплощение педагогического замысла в деятельность; 4) анализ и оценка результатов такого творчества. Наибольшее значение приобретает такое решение аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических и коррекционно-регулирующих задач, которое производится путем самостоятельного поиска его. Педагог включается в творческое решение задач тогда, когда у него появляется стремление к подобному поиску, когда он овладевает эффективной системой педагогических знаний. Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе. Для его развития необходимы благоприятная культурно-творческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия. Одним из таких условий, не получившим пока научного обоснования, можно считать влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического контекста, в котором творит, созидает педагог в определенном промежутке времени. Без признания и осмысления этого обстоятельства невозможно понять действительную природу, источники и средства реализации педагогического творчества. К другим объективным условиям относятся: положительный эмоционально-психологический климат в коллективе; уровень развития научного знания в психолого-педагогической и специальной сферах; наличие адекватных средств обучения и воспитания; научная обоснованность методических рекомендаций и установок; материально-техническая оснащенность педагогического процесса; наличие общественно-необходимого времени. Субъективные условия развития педагогического творчества составляют: знания основных закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса; высокий уровень общей культуры преподавателя; владение современными концепциями подготовки специалиста с высшим образованием; знание типичных ситуаций и умение принимать решения в таких ситуациях; стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция; умения принимать оперативные решения в нестандартных ситуациях; проблемное видение, владение педагогическими технологиями. Современная ситуация, складывающаяся в жизни школы, стимулирует преподавателя к переходу от адаптивной формы активности, ориентированной в настоящее, к креативной – ориентированной в будущее. Профессиональная самореализация личности преподавателя – это всегда совокупность того, что реализовано на сегодняшний день, и того, что содержится как некоторая возможность последующего развития. При этом можно выделить две модели личностной самореализации преподавателя: модель прогрессивной самореализации и модель регрессивной самореализации. Прогрессивная самореализация – это процесс, когда сама личность созидает себя в самых разных сферах: нравственной, эстетической, правовой и др.; это непрерывное развитие личности преподавателя школы путем самоотрицания и самоопределения в процессе и результатах профессионально-педагогической деятельности на основе прогрессивных культурно-исторических идеалов. Регрессивная самореализация не предполагает ориентации преподавателя на решение сложных задач в планах созидания и самосозидания. Для личностной самореализации преподавателя в рамках «регрессивной» модели характерен уход в узкие сферы самореализации. Психологическое состояние преподавателей при этом определяется как «самодовольство» с присущей ему успокоенностью, падением личностного напряжения, иллюзией неисчерпаемости прошлого опыта, обеспеченного прошлым успехом. В конечном итоге видимость сохранения прежнего уровня дидактической, нравственной и других видов культуры не позволяет осуществлять полную самореализацию. Неполнота самовыражения в процессе профессиональной деятельности порождает неудовлетворенность ею, а это ведет к неудачам в работе специалиста. Способность к постоянному профессионально-личностному совершенствованию через максимально возможную реализацию своих творческих сил является одним из важнейших критериев личности преподавателя как профессионала. Самосовершенствование обеспечивает постоянное личностно-творческое обогащение педагогическими ценностями, новыми технологиями педагогической деятельности. Формирование инновационного индивидуального стиля педагогической деятельности, готовности к систематизации, обобщению своего собственного опыта, а также опыта своих коллег становится непременной характеристикой творческой деятельности преподавателя школы.
11. Организационно-педагогические основы начального профессионального образования
Учреждения начального профессионального образования согласно Типовому положению об учреждениях начального профессионального образования (1994 г.) могут создаваться (учреждаться) органами образования, государственными предприятиями и организациями, акционерными обществами, кооперативами, общественными организациями и отдельными гражданами. Для их создания необходима государственная регистрация, которая осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. Эти учреждения получают право на образовательную деятельность с момента выдачи им государственным органом управления образованием разрешения (лицензии), в котором фиксируются контрольные нормативы, предельная численность обучающихся и сроки действия лицензии. Учреждения начального профессионального образования могут по отраслевому или территориальному принципу объединяться в ассоциации, комплексы, союзы, концерны. Ведущей целью учреждений начального профессионального образования является подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утвержденному Правительством Российской Федерации. Профессиональные образовательные учреждения обеспечивают необходимые условия для удовлетворения потребностей личности человека в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности). В системе начального профессионального образования (НПО) в настоящее время функционируют следующие типы образовательных учреждений: профессиональное училище; профессиональный лицей; учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа. Каждое из названных учреждений наряду с общими характеристиками, относящимися к учреждениям начального профессионального образования, имеет свою специфику и образовательные особенности. Профессиональное училище осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих. Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования. Данный тип учреждения является опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений. Учебно-курсовой комбинат осуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовку рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» профессиональная подготовка направлена на ускоренное приобретение навыков обучающимися, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Она может проводиться в учреждениях начального образования, в производственных подразделениях предприятий, учреждений, в фирмах по договоренности с органами по труду и службами занятости. Подготовка рабочих и служащих означает получение первой профессии начальной квалификации. Повышение квалификации представляет такую форму профтехобразования, которая дает возможность работнику поддерживать, расширять и усовершенствовать полученные ранее профессиональные знания и умения. Переподготовка дает возможность освоить другую профессию, переквалифицироваться для работы в иной отрасли деятельности. Подготовка рабочих в системе профессионального образования осуществляется по учебным группам професс
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.051 с.) |