Акмеологические основы профессионально-личностного развития специалиста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акмеологические основы профессионально-личностного развития специалиста



Предмет новой психолого-педагогической науки – акмеологии – это наиболее творческие периоды в жизни человека; этапы зрелости, сопровождающиеся повышением эффективности профессиональной деятельности; профессионализм зрелых людей; закономерности психического развития личности в период расцвета (акме); многовершинность процесса восхождения к профессионализму.

Предметом акмеологии также являются субъективные и объективные факторы, способствующие: достижению вершин профессионализма, творческого долголетия специалистов; организации обучения будущих специалистов профессионализму, совершенствованию и коррекции их деятельности. К объективным факторам относят качество полученного образования. К субъективным – талант и способности человека, его ответственность, компетентность, умение эффективно решать производственные задачи. Важнейшими факторами достижения вершин профессионализма являются задатки, одаренность, способности, талант, условия семейного воспитания, качество учебных заведений, самосовершенствование.

Главным системообразующим фактором профессионализма личности является образ искомого результата, к которому стремится субъект деятельности. Профессионализм личности формируют потребность в его достижении, анализ меры продвижения в направлении к нему, поиск причин, содействующих и препятствующих его получению.

Акмеология, изучая соотношение профессионализма и творчества, выделяет следующие категории: творческую индивидуальность, процесс саморазвития и самосовершенствования, креативный опыт, созидание как результат самообновления.

Все эти категории акмеологии составляют базисные основы профессиональной педагогики.

Профессиональная деятельность – личностная категория, созидательный процесс и результат творческой деятельности. можно предположить, что профессиональная деятельность образует трехуровневую структуру, где основанием служит рефлексия – осмысление своей поисково-творческой деятельности личностью; созидательно-преобразовательная деятельность и сотворчество.

. С одной стороны, дифференциальные признаки, отличающие одну профессию от других, ведут к системе требований, несоблюдение которых лишает человека имиджа профессиональности. С другой стороны, чем выше уровень сложности задач, чем ближе к акмеологической характеристике мастерства, тем чаще проявляется стремление к инновациям, к нарушению старых норм и к созданию новых продуктов и способов работы, не совпадающих с общепринятыми.

Следует остановиться также и на формах выражения индивидуальности в профессиональной деятельности. Возрастное психическое развитие характеризуется возрастающей индивидуализацией по мере взросления человека. Индивидуализация – это специфическая форма развития, которая может в труде иметь разные выражения:

индивидуальные различия как фрагментарные или эпизодические проявления непохожести в профессиональном поведении и деятельности;

индивидуальный стиль как устойчиво сохраняющиеся в течение длительного времени различия в профессиональной деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач профессиональной деятельности;

индивидуальность как выражение неповторимости, самобытности личности в труде, индивидуальное профессиональное мировоззрение, нередко индивидуальный вариант профессионального типа личности в труде.

Становление индивидуальности означает самоопределение способности к индивидуальному саморазвитию, самоотдаче своих способностей для других.

Творческая индивидуальность проявляется как высшая характеристика профессионального творчества.

Основные функции реализации творческой индивидуальности можно определить следующим образом: обогащение культуры, определяющейся критерием общественной значимости; преобразование педагогического процесса и личности; нахождение новых технологий, определяющихся по критериям продуктивности и значимости; саморазвитие на основе самоопределения, самовыражения личности.

Формирование творческой индивидуальности учителя – это динамический инновационный процесс преобразования и саморазвития личности. Ядром творческой индивидуальности является продуктивное самосознание.

Акмеологический подход к анализу сущности профессионально-личностного развития специалиста позволяет осмыслить закономерности развития его личности в период профессиональной подготовки, соотнести индивидуальное и творческое начала, стимулировать осознанное выполнение им своей работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.004 с.)