Превенция и интервенция отклоняющегося поведения личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Превенция и интервенция отклоняющегося поведения личности.



Отклоняющееся поведение личности регулируется системой социальных воздействий (правовые санкции, медицинское вмешательство, педагогическое влияние, социальная поддержка и психологическая помощь). Психологическая помощь отличается выраженной гуманистической направленностью и отражается в таких принципах, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.

 

Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Психодиагностика является вспомогательным видом деятельности.

 

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Объектом профилактической работы являются, прежде всего, подростки и молодёжь.

 

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.

 

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Вторичная профилактика — это раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика - это лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения (предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением). Психопрофилактическая работа наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение на ранних этапах появления проблем.

 

Е. Змановская выделяет следующие формы психопрофилактической работы:

1. Организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций.

2. Информирование (лекции, беседы, распространение специальной литературы или видео- и телефильмов). Так, беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.

3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам (групповые тренинги). В настоящее время распространены следующие формы:

а) тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.;

б) тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом;

в) тренинг формирования жизненных навыков. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружески связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы, навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

5. Организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.

6. Активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста.

7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

 

По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

 

В зависимости от используемых методов психопрофилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.

 

Принципы психопрофилактической работы:

- комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);

- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

- массовость (приоритет групповых форм работы);

- позитивность информации;

- минимизация негативных последствий;

- личная заинтересованность и ответственность участников;

- максимальная активность личности;

- устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).

Психологическая интервенция - это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Отличительной особенностью психологической интервенции является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом.

 

Ведущими методами психологической интервенции являются психотерапия, психологическое консультирование, психологический тренинг, организация терапевтической среды.

 

Наиболее популярной формой психологической работы с личностью является консультирование в сочетании с психотерапией. Термин «консультирование» более приемлем для работы со здоровыми людьми. При отсутствии единой теории личности существуют различные концепции и формы консультирования (психотерапии). Наибольшее развитие и признание получили три ведущих направления: психоаналитическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое.

 

В зависимости от целей интервенции выделяют три вида психотерапии:

- поддерживающая психотерапия - ориентируется на поддержку имеющихся защитных сил и выработку новых эффективных способов поведения;

- переучивающая психотерапия - ориентируется на изменение поведения;

- личностно--реконструктивная психотерапия — ориентируется на внутриличностные изменения через осознание внутрипсихических конфликтов.

 

Формы психотерапии - групповая, семейная, индивидуальная, длительная или краткосрочная, директивная или недирективная, ориентированная на решение проблем или личностные изменения.

 

Подростковый период - сложное время как для самого индивидуума, так и для окружающих его людей. В рамках школы подростки - достаточно большая категория детей (6-11 классы), а подростки-девианты - самая проблемная категория в школе. С данной категорией детей работает целый комплекс специалистов: социальные педагоги, классные руководители, общественные воспитатели, медработники, инспектор по делам несовершеннолетних и педагоги-психологи. Роль последних в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков наиболее важная.

 

Когда психолог получает «сигнал» о проблемном подростке, то для определения девиантного поведения он ориентируется на следующие признаки:

- отказ от посещения школы;

- отказ от учения (пропуск уроков без уважительной причины);

- агрессивное поведение (вербальная агрессия, насилие и т.д.);

- уходы из дома;

- низкая успеваемость;

- мелкие правонарушения (кражи и пр.).

 

Если данные признаки проявляются на протяжении трех месяцев и более, то имеет место девиантное поведение. Далее психолог должен определить причины проблем подростка, организовать комплексную помощь (т.е. привлечь к работе всех заинтересованных лиц) и начать работу непосредственно с личностью подростка через проведение групповой психокоррекционной работы.

 

Работа с подростками в группах предпочтительнее индивидуальной работы с ними, поскольку, как мы знаем, в этом возрасте сверстники играют важную роль в их жизни.

 

Трудности в работе с девиантными подростками отмечаются многими психологами. Это и нежелание заниматься в тренинговой группе, и трудности в установлении контакта с подростком, защитные реакции, а также личностные особенности подростков (озлобленность, отчуждённость, тревожность, агрессивность, склонность к риску алекситимия, духовная опустошённость и другие). Необходимо мотивировать подростков к взаимодействию в процессе предварительной индивидуальной беседы. Во время такой беседы психологу нужно проявить особую гибкость при контакте с подростком, не использовать поучительную, менторскую позицию. Помимо сочувствия и тепла важно выразить уважение к подростку.

 

При установлении контакта с трудным ребенком, необходимо учитывать, что у него часто не удовлетворены потребности в развитии и безопасности, что ребенок уже боится верить взрослому, и психолог должен постоянно подтверждать, что он не прервет данный контакт. Ребенок может провоцировать своим поведением взрослого, но часто за этим стоят такие вопросы, как: «Можно ли доверять?», «Какой ты?», «Какой я?». Подросток осознает, что человек, с которым он общается, не просто взрослый (как отец или мать), но это еще и психолог. Поддержка заключается в том, что психолог принимает ребенка таким, какой он есть, но не всегда принимает его поведение.

 

Познание подростком себя происходит в ходе групповой работы через соотнесение себя с другими, через восприятие себя другими (посредством обратной связи), через результаты собственной деятельности, через восприятие своего внешнего облика и внутренних переживаний.

 

При организации тренинговой работы с детьми психологу необходимо побуждать их к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, к обсуждению, разбору предложенных тем. Эффективность проводимой работы зависит также от создания в группе условий для полного раскрытия подростками своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты. Необходимым условием организации тренинга является разработка и поддержание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

 

Одним из принципов коррекционной работы является принцип единства диагностики и коррекции, который гласит о том, что эффективная коррекция может быть построена лишь на основе тщательного и всестороннего психологического обследования, в то же время самые точные и глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий. Поэтому необходимо проводить первичную (до реализации психокоррекционной программы) и повторную диагностику подростков (после реализации психокорреционной программы).

 

Как показывает практика одним из наиболее эффективных методов психопрофилактики и психокоррекции девиантного поведения подростков являются методы арт-терапии. Творческая коммуникация в арт-терапии создаёт уникальные условия для эффективной работы с подростками:

- экспрессивные формы самовыражения через движение, музыку, рисунок, коллаж, сценическое действие наиболее близки подростковой субкультуре, а потому наиболее притягательны для молодёжи;

- игровые аспекты творческой коммуникации создают атмосферу безопасности, интереса и эмоционального подъёма;

- общение преимущественно невербального характера посредством образов, пластики тела, музыки, сценической игры, изобразительных материалов, вызывают спонтанность, открытость, способность экспериментировать с новыми формами опыта и справляться с трудностями;

- создание визуальных образов напоминает «технику свободных ассоциаций» и может вести к проявлению забытых или вытесненных переживаний и сопровождаться катарсисом;

- наполненные символическим смыслом визуальные образы позволяют передать, в отличие от речи, тонкие и сложные переживания, которые могут быть осознаны как автором, так и участниками группы, что способствует общности в проблемах и опыте, умении понимать и принимать окружающих, вступать с ними в конструктивное взаимодействие;

— в процессе творческой экспрессии актуализируются скрытые потребности и свойства личности, раскрываются внутренние ресурсы и творческие способности.

 

Творческая коммуникация в арт-терапии рассматривается в контексте современных холистических практик. Для них характерна интегративная направленность, осуществляемая с использованием самых разных каналов коммуникации и способов творческого самовыражения в целях более тесного взаимодействия между мышлением, поведением, эмоциями, интуицией и духовным опытом. Не следует забывать о работе с телом. Ведь в теле, как в зеркале, отражается весь жизненный опыт человека. Через работу с телом можно управлять физиологическими процессами. Релаксация, например, высвобождает энергию, которая использовалась телом для удержания внутреннего напряжения, а работа с образами направляет энергию в нужное русло. Телесные движения «оживляют» нервные связи между различными участками тела и корой головного мозга, обновление пластики тела расширяет набор реакций человека. Посредством совершения необычных движений посылаются новые импульсы нервной системе, это снимает внутренние ограничения, появляется чувство радости и свободы, психологической раскрепощённости. Тело и психика едины. Воздействуя на двигательные и дыхательные стереотипы можно изменить стереотипы поведения на уровне психики.

 

Таким образом, интеграция различных модальностей творческого самовыражения в условиях группового тренинга является одним из факторов положительных изменений подростка, как в личностном развитии, так и во взаимодействии участников группы и может быть использована специалистами психологами, социальными работниками, психотерапевтами с целью психопрофилактики, психокоррекции, психотерапии и реабилитации.

 

В настоящее время социально-психологическая реабилитация признается наиболее адекватной формой оказания помощи зависимым подросткам. Семья должна убедить подростка в необходимости получения социальной помощи. Вместе с подростком или консультантом-психологом семья может выбрать наиболее адекватную для нее и подростка форму социально-психологической реабилитации:

1. Группы самопомощи «Анонимные наркоманы», «Анонимные алкоголики», действующие в соответствии с программой «12 шагов».

2. Центры социально-психологической реабилитации, в которых наряду со специалистами работают бывшие наркозависимые.

3. Трудовые коммуны и лагеря с длительным проживанием.

4. Овоцерквление - обращение в веру, служение церкви, поселение в монастыре на ограниченный или длительный срок. (Ограничение - личное непринятие веры.)

 

Семья не только должна выбрать форму реабилитации, но и получить на месте исчерпывающую информацию о целях реабилитации и используемых методах. Независимо от того, остается подросток в семье или помещается в реабилитационный центр, члены семьи параллельно должны получать помощь.

 

С этой целью проводится психологическая работа с родителями в следующих формах:

- периодическое консультирование семьи (родителей) зависимого подростка специалистами (наркологами, семейными психологами, психотерапевтами);

- организация и проведение групповой тренинговой работы с родителями (например, «Тренинг родительской успешности», «Трениг эффективного взаимодействия с зависимым подростком»);

- организация групп самопомощи (например, «Матери против наркотиков»).

 

В работе с подростками с начальными проявлениями аддиктивного поведения хорошо зарекомендовала себя групповая психотерапия (когнитивно-поведенческой ориентации) и тренинговая работа, решающая одновременно профилактические и коррекционные задачи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.048 с.)