Социальные движения и социальные изменения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные движения и социальные изменения



Социальные движения представляют собой совокупность усилий, действий направленных на поддержание социальных изменений и против них. Социальные движения – это массовые коллективные действия по реализации специфических интересов и целей (движение рабочее, крестьянское, экологическое, национально-освободительное, женское, молодежное и др.). Все социальные движения вызваны чувством недовольства существующим социальным устройством, заведенным порядком вещей. Это обусловлено двумя причинами:

объективными событиями и ситуациями;

стандартами, по которым люди оценивают эти события или ситуации. Эти стандарты формируются на основе культурных ценностей или норм (равенство и справедливость).

Недовольство возникает в результате несоответствия между объективными условиями и представлениями о том, какими они должны быть.

Социальные движения включают огромное количество людей, мобилизованных для отстаивания социальных изменений или сопротивления им. Они представляют собой самую организованную и массовую форму поведения больших групп (социальные революции, религиозные реформации). Большинство людей участвуют в движениях не прямо. Они симпатизируют и поддерживают программу движения, не участвуя в формальных организациях. Социальные движения могут продолжаться многие годы и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) началось в конце XVIII в., закончилось в конце ХХ в. Многие политические партии начинали путь как общественные движения.

В обществе существует множество социальных движений. Одни требуют запрета продажи спиртного, другие легализации проституции, третьи защиты окружающей среды и т.д. Классифицировать социальные движения довольно трудно, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут смешаться друг с другом в разные периоды своего развития. Выделяют следующие разновидности социальных движений по целям.

Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы, без осуществления полной трансформации общества. Для появления таких движений необходимо два условия: участники должны позитивно относиться к существующему порядку в обществе, сосредоточив внимание на отдельных негативных сторонах общественного устройства, возможность высказать свое мнение и активных действий в поддержку какой-либо реформы.

Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам.

Утопические движения  выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества.

Революционные движения – это коренное качественное преобразование во всех сферах жизни общества, насильственного характера.

Американские исследователи Л. Эдварде и К. Бринтон смогли выделить наиболее типичные стадии успешного развития революционных движений:

накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;

неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимала их;

появление побуждения к активным действиям, к восстанию и социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение;

революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

период правления умеренных, которое в дальнейшем сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе;

выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

период режима террора;

возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней предреволюционной жизни.

По такой схеме в целом протекали французская, китайская и, наконец, российская революции.

Любое социальное движение возникает в недрах общества. Как правило, оно обусловлено теми или иными причинами, способствующими его возникновению. Основными условиями возникновения социальных движений являются: культурные течения, социальная дезорганизация и неудовлетворенность.

Культурные течения. Изменения в ценностях и нормах поведения людей называют культурными течениями. Культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, подстегивают и ускоряют их развитие.

Социальная дезорганизация. Социальные движения процветают в изменяющемся, нестабильном обществе. В дезорганизованном обществе индивиды тяготеют к потере культурной основы и устойчивых норм. Широко распространено отчуждение и аномия. Признаки социальной дезорганизации: неуверенность, социальный страх, беспокойство и высокая внушаемость индивидов.

Социальная неудовлетворенность. Общее недовольство людей условиями жизни и системой социальных отношений в данном обществе.

В стабильном обществе очень редко возникают социальные движения. В изменяющемся и постоянно дезорганизованном обществе многие люди ощущают несправедливость и неудовлетворенность. Обычно социальные движения в процессе своего развития проходят четыре стадии.

1. Стадия беспокойства. Возникновение состояния социального беспокойства: неуверенность в завтрашнем дне, чувство социальной несправедливости.

2. Стадия возбуждения. Возникает, когда беспокойство фокусируется на определенных условиях, а причины несчастий и неудач соотносятся с реальными социальными объектами, побуждая к активным действиям. Стадия охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей интереса к этому движению.

3. Стадия формирования. Возбужденные массы последователей движения ничего не могут создавать и совершать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не направлен на достижение строго определенных целей. Возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной.

4. Стадия институционализации. Наблюдается во всех долговременных движениях. Движение кристаллизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. Придает движениям законченность и определенность (разработанные правила, униформа, идеология).

Однако далеко не все социальные движения институционализируются. Движения, которые превращаются в социальные институты, закрепляют свое влияние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (политические партии). Реакция широких кругов общества оказывает решающее влияние на успех или на неудачу движения. Если широкая публика воспринимает движение как подлинный протест, шансы его поддержки повышаются. Они снижаются, если на его участников смотрят лишь как на группу нарушителей порядка. Оппозиция со стороны властей в какой-то мере необходима для поддержания боевого духа участников движения. Однако слишком жесткая оппозиция может разрушить движение. Движение может прекратиться на любой стадии своего развития.

Основные факторы, влияющие на участие индивидов в движениях:

Мобильность. Постоянно перемещающиеся в обществе индивиды имеют мало шансов для укоренения в социальной группе и интеграции в жизнь общества.

Маргинальность. Люди, находящиеся на границе двух или более социальных миров, не входящие полностью ни в один из них (эмигранты, дети смешанных браков, лица, обращенные в новую религию).

Социальная изоляция. Личности и группы изолированные от общества более восприимчивы к массовым движениям.

Изменение социального статуса. Усиливает восприимчивость индивида, обостряет чувство социальной несправедливости. Наиболее значимая причина – постоянная угроза экономической безопасности и социальному статусу.

Потеря семейных связей. Активность в социальном движении отнимает много времени, сил и становится серьезной помехой в семейной жизни.

Личностная неустроенность. Неустроенность в личной жизни часто приводит людей в ряды социальных движений. При изучении социального состава и установок экстремистских социальных движений, было отмечено, что невротиков, неустроенных, неуравновешенных людей привлекают не идеи социального движения, а поиски единения с себе подобными, принадлежности к группе, которые снижают чувство страха, беспомощности и изоляции. Во многих движениях большинство составляют люди, принимающие его идеи и стремящиеся через него достичь свои цели.

Социальные движения служат одним из способов изменения общества. Трудно точно предсказать развитие и результаты любого движения. При этом нельзя рассчитывать на некие нерушимые правила. В период своего существования социальное движение может развиваться в любом из нескольких направлений от обновления до застоя.

 

Социальные изменения

Социальное изменение -   это любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения.Социальное изменение это изменение способа организации самого общества. Изменения сопровождают нас повсюду: в семье, студенческой группе, в армии и образовании, культуре и науке. Ими охвачены все сферы жизнедеятельности общества, они происходят на всех уровнях социальной структуры. Социологи выделяют несколько уровней социальных изменений:

межличностные отношения (в структуре и функциях семьи);

малые и большие социальные группы (состав рабочего класса, крестьянства, возникновение новых социальных групп – предприниматели);

организации и институты (постоянные изменения в сфере образования и науки);

глобальный уровень (миграционные процессы, экологическая угроза).

Основными причинами, вызывающими социальные сдвиги, являются - рост населения, окружающая среда, перемены в области технологии и культуры, а также социальные движения.

Население. Огромный рост населения за последние десятилетия стал угрозой для выживания значительной части человечества. Улучшение медицинского обслуживания, жилищных условий и питания способствуют снижению уровня смертности и возрастанию продолжительности жизни. В то время как многие сравнительно бедные народы мира стараются предотвратить массовый голод.

Окружающая среда. Стихийные бедствия (наводнения, ураганы, извержения вулканов и засухи) могут вызвать значительные изменения социальных структур. Неурожай, вызванный этими явлениями, воздействует на экономику и становится причиной социальных конфликтов. Стихийные бедствия могут вызвать миграцию населения, разрушение сложившихся сельскохозяйственных структур. Загрязнение воздуха часто является причиной миграции населения в другие районы страны.

Технологии. Технические изобретения могут также являться причиной глубоких социальных перемен. Появление автомобилей, самолетов полностью изменило окружающий мир. Развитие промышленности привело к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды. Развитие медицины полностью избавило человечество от таких еще недавно неизлечимых болезней, как оспа, холера.

Культура. Овладение новыми знаниями, изменение верований, ценностей и выразительных средств культуры способствует переменам в обществе. Научные открытия становится источниками передовых технологий. Новые верования и ценности, могут стать источником перемен (например, появление и утверждение протестантизма (с его установкой на усердный труд и будущее вознаграждение) способствовало созданию благоприятных условий для развития капитализма в Европе).

Социальные движения. Социальные движения также являются мощным источником перемен. Борьба за отмену торговли рабами, права голоса, гражданские права, улучшение положения женщин – лишь некоторые из движений, оказавшие влияние на развитие общества.

Социальные изменения носят противоречивый и взаимообусловленный характер. Индустриально развитые страны обрели огромные богатства, улучшили здоровье населения, овладели новыми знаниями и технологиями, но в свою очередь породили такие проблемы как опасность разрушения окружающей среды и истощение ресурсов, от которых зависит дальнейшее развитие человечества. Источниками социальных изменений могут быть экономические, политические и социальные (взаимодействие между разными социальными институтами, структурами, общностями) причины. По своему характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на две большие группыэволюционные и революционные социальные изменения.

Эволюционные социальные изменения. Они представляют собой изменения частичные, постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые, постоянные тенденции. Все сферы жизнедеятельности общества подвержены в той или иной степени эволюционным изменениям – хозяйственная жизнь, различные общности, политические и организационные структуры, системы ценностей и др. Эволюционные изменения могут быть как сознательно организованными, так и стихийными. К сознательно организованным изменениям относятся социальные реформы (реформа 1861 года об отмене крепостного права, реформы П.А. Столыпина и др.). Примером стихийных изменений являются: увеличение продолжительности жизни, общее уменьшение числа неграмотных и т.п. Эволюционные изменения это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система.

Революционные социальные изменения. Это изменения радикальные, предполагающие коренную ломку социального объекта, они всеобщие, опираются, как правило, на насилие. Исторический опыт свидетельствует, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших социальных проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации масс населения – ускорению преобразований в обществе. Свидетельством этого является целый ряд социальных революций в Европе, Америке и других регионах за последние два-три столетия.

 

3.2. Модернизация и ее сущность

Категорией «модернизация» в мировой социологии обозначается переход от доиндустриального общества к индустриальному и далее к постиндустриальному. Само слово «модернизация» в русском языке означает «осовременивание» и представляет собой процесс усовершенствований, которые делают общество соответствующим современным требованиям на основе отказа от старых форм и поиска новых, внедрения инноваций, приводящих к существенным изменениям социальных процессов

Теория модернизации появилась на свет после второй мировой войны, когда в результате освобождения колоний возникли проблемы взаимодействия Запада с освободившимися странами. Западные социологи и политологи полагали, что эти страны в ближайшие годы должны повторить путь Запада. Однако время показало утопичность и даже опасность подобных преобразований для этих молодых государств. В последнее время термин «модернизация» понимается расширенно, и многие специалисты говорят о трех волнах модернизации.

Первая волна модернизации относится к самому Западу, в котором в конце XVIII-XIX вв. произошли важные преобразования: усиление ответственности государства на основе принципа разделения власти; расширение избирательного права вплоть до всеобщего (сначала для мужчин, а потом и для женщин); возникновение массовых общественных движений, партий на постоянной основе как конкурентоспособных организаций; кристаллизация основ гражданского общества, уважающего мнение и собственность индивида; становление массовой, не подверженной жесткому контролю государства печати.

Вторая волна модернизации коснулась развивающихся стран и ныне совершенно ясно, что она протекает далеко не по тем критериям и не с той скоростью, что первая волна.

Третья волна затронула сам Запад, вошедший в этап постиндустриальной экономики с 80-х гг. ХХ в. Эта постмодернизация имеет следующие характеристики: балансирование между бюрократизацией госструктур, усиленной этатизацей и хозрасчетными принципами государственного менеджмента; усиление избирательного абсентеизма и политической индифферентности; кризис традиционных политических партий; нарушение механизма разделения властей; гипертрофированность роли СМИ в политическом процессе.

Ядром теории модернизации является обоснование общей модели глобального процесса цивилизации, путем описании характера и направлений перехода от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. В своем генезисе теория модернизации прошла три этапа: 50-60-е гг., 60-70-е гг. и 80-90-е гг. ХХ в.

Первый этап (50-60-е гг. ХХ в.) развития теории основывался на понятии «универсализм» и рассматривал модернизацию всех стран и народностей как универсальное явление, имеющее одно направление (вестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни), одни и те же стадии и закономерности. Основными чертами теории модернизации первого этапа были телеологизм (истолкование явлений действительности как существующих по «промыслу божию» для и во имя исполнения каких-то заранее предуготовленных ролей, например, вода и земля служат растениям, растения в свою очередь служат скоту и т.д. вверх по иерархической лестнице)и евроцентризм, точнее американоцентризм (провозглашает превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходство образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории).

Сам термин «модернизация» в таком контексте стал означать одновременно два состояния: во-первых, стадию общественных преобразований, во-вторых, процесс перехода освободившихся государств к состоянию современных обществ.

Модернизация на первом этапе развития теории сводилась к следующему: демократизация развивающихся стран по западному образцу (образование или усиление национальных государств, созда­ние представительных органов власти, разделение властей, введение института выборов); изменение системы ценностей (развитие индивидуальных ценностей) и способов легитимации власти (традиционные способы должны вытесняться современными).

В ходе первого этапа развития теории были выделены благоприятные и неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие на процесс модернизации в развивающихся странах. К благоприятным относились: успешное социально-экономическое развитие стран «третьего мира», их активное сотрудничество с развитыми государствами (Западной Европы и США). К неблагоприятным факторам причисляли: сохранение элементов традиционного общества, нежелание правящих элит поступиться своими интересами ради обновления страны, неграмотность, отсутствие рационального сознания у большинства населения, существование традиционных социальных слоев и сектора производства.

Однако политические события 60-х гг. ХХ в. продемонстрировали несовершенство существующей теории модернизации и необходимость ее дальнейшей доработки. Эти события вызвали волну критики, которую условно можно разделить два направления:

радикальная критика модернизации, которая осуществлялась в основном представителями развивающихся стран, а также левого движения 60-х гг. ХХ в. в Западной Европе (считая, что теория модернизации оправдывает колонизацию, они выступали против западной экспансии и за антимодернизацию);

критика модернизации, развиваемая в рамках «теории отсталости», которая организовывалась в основном левыми радикалами западных и некоторых развивающихся стран (критикуя теорию модернизации за упрощение картины развития, за недостаточный учет специфики рассматриваемых обществ, особенности культуры и т.д., они считали, что модернизация по западному образцу ведет к консервации, отсталости, зависимости, нарушению экономической структуры, разрушению экологической среды и социальным конфликтам).

Второй этап (60-70-е гг. ХХ в.) развития теории характеризуется появлением новых трактовок, основанных на разнообразных факторах политического, социального и экономического развития, отходом от евроцентризма. Основное внимание в ходе этапа было сосредоточено на проблеме стабильности развития как предпосылки для социально-экономического прогресса. В ходе этого этапа сформировалось два основных направления, представители которых давали разные ответы на вопрос о факторах стабильности: консервативное и либеральное.

Представители к онсервативного направления (С. Хантингтон, Дж. Нельсон, X. Линц и др.) считали, что главной проблемой модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью в политическую жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов. В то же время, по их мнению, неподготовленность масс к управлению, неумение использовать институты власти, а, следовательно, и неосуществимость их ожиданий от включения в политику также способствуют дестабилизации политического режима.

Представители либерального направления (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай и др.) под основным содержанием модернизации понимали формирование открытой социальной и политической системы путем интенсификации социальной мобильности и интеграции населения в политическое сообщество. Главным критерием модернизации, по их мнению, является степень вовлеченности населения в систему представительства, а условием успешной модернизации - обеспечение стабильности, порядка (с помощью диалога между элитой и населением) и мобилизации масс.

В ходе второго этапа развития теорий модернизации сформировались предпосылки для более сложного понимания этого явления, отвергающего однозначное противопоставление современности и традиционности в общественном развитии. Многие авторы теории модернизации стали полагать, что модернизация, напротив, предполагает не искоренение традиционности, а развитие с использованием традиции, которая определяет сам характер модернизационного процесса, а также выступает его стабилизирующим фактором.

Третий этап (80-90-е гг. ХХ в.) развития теории основывался на распространении идеи о несостоятель­ности строгого противопоставления традиции и современности. Во второй половине 80-х гг. ХХ в. получила свое развитие концепция «модернизации в обход модернити», т.е. концепция развития, основанного на сохранении социокультурных традиций без навязывания чуждых (западных) образцов (А. Абдель-Малек, А. Турен, С. Хантингтон, Ш. Эйзенштадт и др.). В рамках этой концепции появились термины «контрмодернизация» (альтернативный вариант модернизации по незападному образцу) и «антимодернизация» (активное противодействие этому процессу). Основными критериями модернизации считались следующие: образование централизованных государств, управляемых на основе разумного принципа разделения властей; включения широких масс населения в политический процесс; установление демократии, с сопутствующими ей институтами; формирования осознанных интересов различных общественных групп.

В зависимости от используемого механизма модернизации выделяют следующие ее типы:

Органическая (первичная) составляет момент собственного развития общества и подготавливается ходом предшествующей эволюции. Ее начало ох­ватывает эпоху первой промышленной революции, разруше­ния традиционных наследственных привилегий и провозгла­шения равных гражданских прав, демократизации и т.д. (переход Англии от традиционного общества к индустриальному в результате промышленной революции XVIII в. и экономический рывок, достигнутый американским обществом за счет внедрения в производство фордизма в первой четверти ХХ в.).

Неорганическая (вторичная) представляет ответ на внешний вызов со стороны более развитых обществ. Это способ «догоняющего» развития, используемый с целью преодолеть отсталость. Неорганическая модернизация начинается не с культурных изменений, не с перемен в общественном сознании, а непосредственно с экономики и политики, идет «сверху» в противоположность органической модернизации, осуществляемой «снизу». В таких условиях принципы модернизации не успевают проникнуть в сознание подавляющего большинства населения, не получают прочной социальной опоры (Россия - петровские реформы XVIII в., серия реформ при Александре II, сталинская индустриализация во второй половине 20-х и в 30-е гг. ХХ в., перестройка, начавшаяся в 1985 г., экономические реформы 90-х гг. ХХ в.).

Существуют и другие, более расширенные типологии, которые, например, выделяют три типа политической модернизации: эндогенная, осуществляемая на собственной основе (Европа, США и т.п.); экзогенная осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственных основа­ний; эндогенно-экзогенная, осуществляемая на собственной осно­ве, равно как и на основе заимствований (Россия, Турция, Гре­ция и т.д.).

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте понятие «социальное взаимодействие» и его основные элементы.

2. Что такое социальное изменение?

3. Охарактеризуйте понятие «религия» и ее основные элементы.

4. Раскройте сущность понятия «социальные изменения».

5. Что такое социальная модернизация?

Раздел 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.05 с.)