Религия как институт социального взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия как институт социального взаимодействия



 

Слово «религия» вошло в обиход общества в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера – не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система. Существует мнение, что научно определить сущность религии невозможно, так как это своего рода «терра инкогнито», область неизведанная инедоступная. Сегодня в научной, богословской и популярной литературе можно встретить достаточно большое множество определений религии, содержание которых раскрывает сущность этого явления. Вот некоторые из них.

Философские

Т. Гоббс: Религия - выдумки, допущенные государством. (А не допущенные им выдумки - это суеверия).

Г. Гегель: Религия - это своего рода понимание и представление сущего человеком.

Психологические

З. Фрейд: Религия - универсальный коллективный невроз, следствие чувства страха, вины и безуспешной борьбы человека со своими природными бессознательными влечениями.

К. Юнг: Религия - продукт «коллективного бессознательного», развитые и переработанные в систему символов древние архетипы человечества.

Культурологические

Э. Тейлор: Религия - результат психической деятельности индивидов, вера в «духовные существа», основанная на интересе человека к особым состояниям: сну, обморокам, болезням.

Богословские

А. Мень: Религия - «преломление бытия в сознании людей».

Учитывая эти разногласия, приведем следующее научное определение религии, признаваемое как учеными материалистами, так и богословами. Религия - это устойчивая вера в сверхъестественное и возможность контакта с ним посредством определенных действий (обрядов). Структурно религия представляет собой систему, состоящую из следующих компонентов: религиозное сознание, религиозная деятельность и религиозная организация.

Религиозное сознание является специфической формой общественного сознания, которая включает в себя религиозную идеологию и религиозную психологию. Оно обладает рядом закономерностей функционирования и развития, отличается от остальных форм общественного сознания.

Религиозная идеология - это система идей о сверхъестественном и его отношении к миру, природе, обществу и человеку, целенаправленно и систематически развиваемая богословами. Религиозная идеология характеризуется строгой системой, полнотой и последовательностью религиозных представлений и содержится в Священных книгах (Библия, Талмуд, Коран и т.п.). Религиозная идеология появилась с выделением умственного труда в самостоятельный вид человеческой деятельности и составляет теоретическую основу любой религии. В ее состав входят: богословие или теология; богословские концепции истории, права, морали, искусства и т.д.; религиозная философия. Центральным звеном религиозной идеологии выступает богословие. Оно имеет сложное строение и обладает определенной спецификой в различных религиях. Однако наряду с этим любая богословская система содержит ряд общих черт. Такими чертами выступают: доказательства бытия Бога; характеристика его отношений с миром (сверхъестественное - природа, общество, человек); обоснование истинности догматов, богоданности нравственных, бытовых и ритуальных предписаний и запретов данной религии.

Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам. В религиозной психологии следует различать несколько составных частей. Она представляет собой совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение бессилия людей перед лицом социальных условий их жизни. Многие богословы, философы и социологи давно уже заметили тот факт, что в сфере религии чувства играют важную роль. Христианские богословы, начиная с «отца церкви» Августина (IV-V вв.), подчеркивали значение религиозных чувств и настроений.

Религиозное сознание проявляется в религиозной деятельности, которая осуществляется в культовой и внекультовой форме.

Культовая деятельность – это система особых действий, с помощью которых люди стремятся повлиять на сверхъестественные существа, свойства и отношения, выступающие предметом их веры. Религиозный культ – это совокупность религиозных действий, определяемых каноном и направленных на служение Богу (богам). Он является важнейшим видом религиозной деятельности. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами, прежде всего – священными текстами. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа является для верующего человека воспроизведением «высшей» реальности, служением ей.

Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов: материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и др., или Бог, боги и другие высшие существа. Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изображения животных – предметов охоты, заклинания духов (на ранних стадиях развития религии), богослужения, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых религиях).

Субъектом культа может быть религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: потребность служить «высшей» реальности и, тем самым, участвовать в ней, поскольку именно это считается правильным, долженствующим, хорошим, добрым, соответствующим миропорядку, замыслу Бога и т.п. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности – эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа неоднородна: в ней можно выделить непосредственных служителей культа (священников, пасторов, шаманов и т.д.) и большую часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители.

К средствам культа причисляют культовые здания (храм, мечеть, синагога, кирха, молитвенный дом и др.), религиозное искусство (архитектуру, живопись, скульптуру, музыку), различные культовые предметы (облачения, утварь). Культовое здание – важнейшее средство культа. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в принципиально иной, непривычной обстановке. Внимание человека сосредоточивается на предметах, действиях, имеющих религиозный смысл и значение. Средства культа и сами культовые действия имеют символическое значение. Так, храм – это культовое строение (действительное значение) и дом Бога (символическое значение), следовательно, храм – это символ божественного присутствия и т.д.

Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. На основе религиозных взглядов, священных текстов, догматов и канонов складываются определенные нормы и предписания о том, что и как нужно делать, чтобы воспроизвести, актуализировать «высшую» реальность и послужить ей. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (поклоны, падение ниц и т.п.), так и более сложных (богослужение, праздники, проповеди).

Результатом культа является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного чувства, сознание выполненного долга. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции. В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности: убранство храма, песнопения, чтение молитв и т.д. – все доставляет эстетическое наслаждение.

Внекультовая деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Производство религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии составляет духовную внекультовую деятельность. К практической внекультовой деятельности относятся миссионерство, участие в работе Соборов, преподавание богословия, управление религиозными организациями и институтами, религиозная пропаганда и т.п.

Для реализации своих религиозных мировоззрений верующие объединяются в группы, которые, в свою очередь, составляют религиозные организации. Религиозные организации – одна из форм реализации конституционного права граждан на объединение для достижения общих целей. Их отличительной особенностью является совместное исповедание и распространение веры. Этой цели подчинено осуществление любой иной деятельности религиозной организации, не противоречащей закону. Выделяются три основных типа религиозных организаций: церковь, секта и деноминация.

Церковь - это тип религиозной организации со слож­ной строго централизованной и иерархизированной системой взаи­модействия между священнослужителями и верующими, осуще­ствляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятель­ности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви оп­ределяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе опре­деленного обряда индивид автоматически включается в данную ре­лигиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго кон­тролируемое членство.

Секта возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно не­большое количество последователей, добровольное постоянно кон­тролируемое членство, стремление отгородиться от других религи­озных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избран­ничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.

Деноминация это промежуточный тип религиозной организа­ции, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимству­ет относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а, следовательно, и спасения души для всех верующих. С сектой же ее сближает принцип добро­вольности, постоянства и строгой контролируемости членства, пре­тензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.

Необходимо иметь в виду: что приведенная классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Ре­ально в обществе постоянно функционируют церковно-образовательные и секто-образовательные процессы. Возникающие харизматические культы и секты в процессе своей эволюции могут превра­титься в церкви. Так, например, возникли христианство, ислам, а протестантизм с самого начала разделился на ряд самостоятельных вероисповеданий – лютеранство, кальвинизм, англиканство и др. Позже возникло множество деноминаций, протестантских сект; этот процесс продолжается и в наше время, а прежние секты превратились в церкви, такие как баптистская, методистская или адвентистская. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы, которые образуют секты.

С позиции социологии, религия предстает в качестве необхо­димой, составной части общественной жизни. Она выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений и выполняет в обществе ряд определенных функций: регулятивную, коммуникативную, мировоззренческую, экзистенциальную, интегрирующую и политическую.

Регулятивная функция заключается в создании определенной системы ценностей и норм, мотивирующих и регулирующих поведение людей.

Коммуникативная функция религии проявляется в ее способности быть средством общения верующих. Такое общение имеет два уровня: общение верующих со сверхъестественным (богообщение); общение верующих друг с другом.

Мировоззренческая функция заключается в передаче религией человеку миропонимания (объяснения мира в целом и отдельных вопросов в нем), миросозерцания (отражения мира в ощущении и восприятии), мирочувствования (эмоционального принятия и отторжения), мироотношения (оценки).

Экзистенциальная функция религии состоит в ее внутренней поддержке человека, для которого она выступает смыслообразующим фактором.

Интегрирующая функция религии заключается в ее единении общества вокруг одних принципов и направлении общества по определенному пути развития.

Политическая функция религии состоит в ее способности влиять на государственный строй гражданского общества. В некоторых обществах и на определенных этапах своего развития религия может служить делу освящения власти, обожествления правителя и приданию ему высшего духовного статуса.

Итак, сам термин «религия» полисемантичен, он может пониматься как в широком, так и в узком смысле. По мнению, П.И. Пучкова, под религией в широком смысле этого слова понимается важнейший и наивысший элемент духовной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога (монотеизм) или несколько божеств (политеизм). Религия в узком смысле слова (конкретная религия) - это своего рода социальный организм, имеющий общее происхождение, характеризующийся определенной догматической, культовой, организационной спецификой и не сводимый к более крупным организмам подобного же характера. Таких основных конкретных религий сравнительно немного. Это христианство, ислам, буддизм, иудаизм, мандеизм, зороастризм, йезидизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, а также несколько так называемых новых религий, возникших, в отличие от перечисленных, сравнительно недавно - в XIX - XX вв. (бахаизм и др.).

Для второго иерархического уровня можно предложить термин «направления» - это крупные, достаточно давно образовавшиеся, имеющие свою четкую специфику ветви основных религий. Так, в христианстве выделяются пять направлений: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство.  В исламе имеются три направления: суннизм, шиизм, хариджизм. Три направления есть и в буддизме: тхеравада (хинаяна), махаяна, ваджраяна. Индуизм также подразделяется на три основных направления: вишнуизм, шиваизм, шактизм.

Третий иерархический уровень назовем «течениями». Следует, впрочем, отметить, что далеко не все направления имеют четко обособленные подразделения. Так, католическое направление христианства на течения не делится (униатство представляет собой нечто иное). Протестантизм же объединяет очень большое число течений: англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонитство, баптизм, адвентизм, реставрационизм, методизм, перфекционизм, пятидесятничество, сальвационизм и др.

Каждое из течений обычно включает по нескольку деноминаций (подразделений четвертого иерархического уровня). Например, к адвентизму принадлежат адвентисты седьмого дня, адвентисты-реформисты и др. Если направление объединяет группы, не очень сильно различающиеся между собой, то их тоже лучше называть не течениями, а деноминациями (конфессиями, вероисповеданиями). Иногда небольшие обособившиеся религиозные группы называют не деноминациями, а сектами.

По этническому основанию религии делятся на национальные и мировые (вселенские) религии.

Национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.), как видно из их названия, в значительной степени связаны с определенным народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть историческая обусловленность, геополитические условия, доктринальные причины, ярко выраженное этническое своеобразие культуры и т.д.

По этим же причинам, но имевшим направленность вовне, возникли интернациональные, или мировые (вселенские) религии, получившие широкое распространение среди разных народов. Основные характерные черты мировых религий, отличающие их от национальных: отсутствие этноцентризма, социальная гибкость, прозелитизм. Их всего три: буддизм, включающий два основных направления, - хинаяна и махаяна; христианство, включающее три основных направления, - католицизм, православие и протестантизм; ислам, имеющий два главных направления - суннизм и шиизм.

Важная характерная черта современной религиозной ситуации в мире – это религиозный плюрализм, многообразие религий. Приведение точных цифр, характеризующих количество приверженцев различных религий вряд ли возможно, однако, например, по утверждению Всемирной христианской энциклопедии, издающейся в Великобритании, в мире можно насчитать порядка 10000 различных религиозных течений. Самой большой, но не доминирующей религией является христианство (33,0% общего населения). Пятая часть населения Земли исповедует ислам (19,6% населения Земли), 13,4% - индуизм, 6,4% - китайскую этническую религию, буддизм - 5,9%, этнические религии – 3,6%, новые азиатские религии 1,7%.Вне всякой религии находятся 12,7% населения Земли, атеисты составляют 2,5% населения Земли.

Менее одного процента составляют следующие малые религиозные группы сикхисты – 23 млн. человек, ок. 0,3%, иудаисты – 14 млн. человек, около 0,2%, бахаисты – 7 млн. человек, около 0,1%. Каждая из этих религий соответствует или превышает население средней европейской страны. Например, иудаисты в среднем в полтора раза превышают население таких стран как Австрия, Греция или Португалия. На краю религиозной жизни находятся квази-религии – 80 млн. человек, около 1,4% населения Земли.

Российская Федерация – одно из крупнейших в мире поликонфессиональных государств, на его территории действуют как традиционные конфессии, так и другие конфессии и отдельные религиозные объединения. Каждый пятый россиянин считает себя верующим человеком и стремится соблюдать все ритуалы, которые предписывает его религия. Еще 42% относят себя скорее к верующим, чем к неверующим. А 18% опрошенных верят, что в мире есть высшие силы. Среди неверующих убежденных атеистов немного - всего 4%, остальные 10% охарактеризовали себя как «скорее неверующие». Сегодня самая распространенная конфессия в России – Православие. В субъектах Российской Федерации, по данным Минюста России, числится религиозных организаций: Русской Православной Церкви – 53%. Общая численность православных в стране составляет, по разным оценкам, 70 – 80 млн. чел. Подавляющее большинство из них относятся к самой многочисленной деноминации России – Русской Православной Церкви, представленной практически во всех регионах страны. На втором месте протестанты – 17,8%. Далее следуют: исламисты – 14,9%, католики – 1,3%, старообрядцы – 1,2%, иудеи – 0,9%, буддисты – 0,9%, прочих – 10,1%.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.018 с.)