Тема: медико-биологические основы физической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: медико-биологические основы физической культуры



Тема: МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

План

1. Организм человека как биосистема.

2. Кровеносная система.

3. Нервная система.

4. Эндокринная система.

5. Мышечная система. Функциональные исследования мышц.

6. Анатомия скелета и соединение костей. Функциональное исследование суставов.

7. Понятие о правильной осанке.

8. Функции дыхания. Рекомендации по дыханию при занятиях физическими упражнениями и спортом.

9. Влияние гипоксии на человека в горах.

10. Кардиореспираторная система и оценка физической работоспособности. 

 

Организм человека как биосистема

Человеческий организм – сложная биологическая система. Все органы человеческого тела взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии и, в совокупности, являются единой саморегулируемой и саморазвивающейся системой. Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиями окружающей среды.

Кровеносная система

Сердечно-сосудистая система осуществляет движение крови, разносит ее по всему телу. Система кровообращения состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце – это полый мышечный орган, который выталкивает кровь в сосуды. Кровеносные сосуды образуют два круга кровообращения – большой и малый. Большой круг начинается от левого желудочка, откуда выходит самый крупный кровеносный сосуд тела – аорта. По аорте и артериям, отходящим от нее, кровь разносится по всему телу; в капиллярах она отдает тканям кислород и питательные вещества, а из них забирает углекислый газ и продукты окисления, превращается из артериальной в венозную и по венам возвращается в правое предсердие. Малый круг кровообращения начинается от правого желудочка. Своими сокращениями он выталкивает венозную кровь в легочную артерию, откуда она разносится к легочным капиллярам. Здесь кровь отдает углекислый газ, насыщается кислородом и по легочным венам течет к левому предсердию. Из левого предсердия через левый желудочек кровь снова поступает в большой круг кровообращения.

Сосуды, по которым кровь движется от сердца, называются артериями, к сердцу – венами. В большом круге кровообращения по артериям течет артериальная кровь, а по венам – венозная. В малом круге, наоборот, по артериям от сердца течет венозная кровь, а по венам возвращается в сердце артериальная.

Сердце тренированного человека имеет более толстую мускулатуру, большую силу и большие размеры, чем нетренированного. При физической нагрузке, когда мышцы тела требуют увеличенного кровоснабжения, тренированное сердце усиливает свои сокращения. Сердце нетренированного человека неспособно к значительному усилению сокращений и для обеспечения возросших во время нагрузки потребностей организма в кровоснабжении увеличивает частоту сокращений. В этом случае сердце быстро утомляется и хуже обеспечивает кровью работающие органы.

При малоподвижном образе жизни деятельность сердца ослабляется и ткани организма получают недостаточное количество крови, а, следовательно, и меньше кислорода и питательных веществ. Это отрицательно сказывается на состоянии всего организма.

Нервная система

Центральная нервная система координирует деятельность различных органов и систем организма и регулирует эту деятельность в условиях изменяющейся внешней среды по механизму рефлекса. Процессы, протекающие в центральной нервной системе, лежат в основе всей психической деятельности человека — мышлении, памяти, разумном поведении в обществе, восприятии окружающего мира, познании законов природы и общества и т.д. Деятельность человека, как биологическая, так и социальная, осуществляется благодаря реализации взаимоотношений организма и среды по принципу рефлекса.

Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга.

Вегетативная нервная система подразделяется на симпатическую и парасимпатическую системы.

Эндокринная система

Эндокринную систему в организме человека представляют железы внутренней секреции — эндокринные железы. Эндокринные железы называются так потому, что не имеют выводного потока, они выделяют продукт своей деятельности — гормон прямо в кровь. Гормоны эндокринных желез передвигаются с кровью к клеткам организма. Гормоны обеспечивают гуморальную регуляцию физиологических процессов в организме. Часть гормонов продуцируется только в определенный возрастной период, большинство же — на протяжении всей жизни человека. Они могут тормозить или ускорять рост организма, половое созревание, физическое и психическое развитие, регулировать обмен веществ и энергии, деятельность внутренних органов.

Функция эндокринных желез регулируется центральной нервной системой. При занятиях физической культурой для достижения функциональной активности организма человека необходимо учитывать высокую степень биологической активности гормонов. Функциональная активность организма человека характеризуется способностью к выполнению различных двигательных процессов и возможностью поддерживать высокий уровень функций при выполнении напряженной интеллектуальной (умственной) и физической деятельности.

Мышечная система.

Мышцы осуществляют двигательную функцию организма, его частей и отдельных органов. Различают гладкие и поперечнополосатые мышцы. Гладкие мышцы расположены в стенках кровеносных сосудов и полых внутренних органах. Поперечнополосатые мышцы относятся к скелетным мышцам. В зависимости от областей тела различают мышцы туловища, головы, конечностей.

Функции дыхания

Дыханием называется процесс потребления кислорода и выделения углекислого газа тканями живого организма. Его осуществляют две системы организма: дыхательная и кровеносная. Различают внешнее (легочное) и внутриклеточное (тканевое) дыхание. Внешним дыханием называется обмен воздухом между окружающей средой и легкими, внутриклеточным — обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела.

Список используемой литературы

1. Теория и методика физической культуры: Учеб. для вузов по направлению 521900 "Физ. культура" и спец. 022300 - "Физ. культура и спорт" / Под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Сов. спорт, 2003. - 464 с.

2. Фурманов А. Г. Оздоровительная физическая культура: [Учеб. для специальности "Оздоров. физ. культура" вузов] / А. Г. Фурманов, М. Б. Юспа. - Минск: Тесей, 2003. - 528 с.

3. Свиридов А. И. Анатомия человека: [Учебник для сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов] / А. И. Свиридов; Под общ. ред. Е. И. Даниловой. - 2-е изд., испр. и доп. - К.: Вища шк., 1983. - 359 с.: ил.

4. Коган А. Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности: [Учеб. для биол. специальностей вузов] / А. Б. Коган. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1988. - 368 с.: ил.

5. Скок В. И. Нервно-мышечная физиология: [Учеб. пособие для биол. фак. ун-тов] / В. И. Скок, М. Ф. Шуба. - К.: Вища шк., 1986. - 223 с.

Дополнительная литература

1. Козловский И. И. Адаптивная физическая культура с основами педагогики и психологии в вопросах и ответах: учебное пособие / И.И.Козловский, Я.О.Филиппов, С. Н. Филиппова. - Москва: [Серп и молот], 2015. - 144 с.

2. Здоровое сердце и сосуды. / Улесова Г.В. – ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», г.Белгород, 2012, -209с.

3. Здоровые суставы, сосуды и мышцы. / Т.В.Лукьяненко. - ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», Харьков Белгород, 2011, - 318с.

4. Бражник А.Л. /Здоровый позвоночник. (Практическое руководство)- Харьков:ФЛП Дудукчан И.М.,2010.-184 с.:ил.-(Оздоровительные системы)

5. Родыкин В.А. Человек сидящий: правила здорового позвоночника/ В.А.Родыкин.- Ростов н./Д.:Феникс, 2012.-286с. – (Здоровье нации)

6.Современный шейпинг и целительное дыхание. – Донецк.:ООО «ПКФ «БАО», 2009.-352 с.: ил. 

7. Хилл, А. В. Механика мышечного сокращения: старые и новые опыты / А.В.Хилл; пер. с англ. Ю. А. Шаронова; под ред. и с предисл. Г. М. Франка. - Москва: Мир, 1972. - 183 с.

Тема: МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

План

1. Организм человека как биосистема.

2. Кровеносная система.

3. Нервная система.

4. Эндокринная система.

5. Мышечная система. Функциональные исследования мышц.

6. Анатомия скелета и соединение костей. Функциональное исследование суставов.

7. Понятие о правильной осанке.

8. Функции дыхания. Рекомендации по дыханию при занятиях физическими упражнениями и спортом.

9. Влияние гипоксии на человека в горах.

10. Кардиореспираторная система и оценка физической работоспособности. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.009 с.)