Лекция на тему: « Анатомия нервной системы у детей » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция на тему: « Анатомия нервной системы у детей »



Лекция на тему: «Анатомия нервной системы у детей»

Цель лекции: Составить представление о строении нервной системы у детей.

План лекции:

1. Строение нервной системы

2. Строение головного мозга

3.Черепные нервы

4. Оболочки головного мозга

5. Строение спинного мозга

6. Рефлексы

7. Центральная и периферическая нервные система

8. Периферическая нервная система

9. Вегетативная нервная система

10. Кровоснабжение головного мозга

11. ЧМН – черепно-мозговые нервы

12. Безусловные рефлексы у детей

СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Нервная система у детей, с одной стороны, очень близка к структурной организации нервной системы у взрослых, с другой стороны, при рождении у ребенка многие образования головного и спинного мозга сформированы не полностью, просто они не достаточно зрелы анатомически и физиологически. Это определяет особенности, своеобразие двигательной, чувствительной и психоэмоциональной жизнедеятельности ребенка. Поступательное развитие нервной системы идет до 20-25 лет.

Нервная система — это сложные анатомические и физиологические образования. Они представлены головным и спинным мозгом, периферическими нервными структурами: корешками, нервными сплетениями, отдельными нервами, чувствительными узлами.

Нервная система устанавливает единство, целостность организма во всех его реакциях и проявлениях. Головной мозг похож на гигантской мощности компьютер, обрабатывающий информацию, поступающую через органы чувств из внешней среды и внутренних органов. Мозг анализирует эту информацию, формирует ответные двигательные и поведенческие реакции. В головном мозге осуществляются процессы высшей нервной деятельности, обеспечиваются функции, характерные только для человека: мышление, речь, способность чтения, письма, счета, способность создания музыки, воспроизведения мелодий.

Главной структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка — нейрон.

Нейроны, подобно маленьким ячейкам, хранят очень много упакованной информации. Нейроны имеют тело, короткие и длинные отростки. Отростки нервных клеток связывают между собой все структуры головного и спинного мозга, формируют проводящие пути. По ним, как по телефонным проводам, нейроны обмениваются информацией, принимают ее и отдают команды органам и тканям. Они же формируют корешки, нервы к сухожилиям, мышцам, внутренним органам; принимают сигналы от анализаторов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса и других.

К моменту рождения ребенок обладает огромным количеством нервных клеток. Его мозг содержит примерно 20 миллиардов нейронов. Нейроны воспринимают, перерабатывают и передают нервные импульсы через корешки другим клеткам. В них вырабатываются специальные химически активные вещества — нейромедиа-торы, участвующие в проведении нервных импульсов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность нервной системы. С поломкой медиаторной сферы связано возникновение многих заболеваний нервной системы.

Кроме нервных клеток, в состав нервной ткани входят специальные питающие и обслуживающие ее клетки — нейроглия, соединительная, опорная ткань, элементы сосудистой системы. Природа надежно защитила головной и спинной мозг от механических воздействий, травм. Она поместила их внутри специальных «футляров»: костных образований — черепа и позвоночника. Смягчает ударную волну особая мозговая (цереброспинальная) жидкость, окружающая вещество мозга, мозг омывается ею снаружи и изнутри. К защитной системе мозга относится и гематоэн-цефалический барьер — соприкасающаяся граница между структурами мозга и кровеносной системы. Этот барьер обеспечивает защиту мозга от различных веществ и токсических, инфекционных агентов, не пропуская их к мозгу. Лежащий в черепной коробке мозг повторяет ее конфигурацию.

Вес мозга мужчины в среднем 1400 г, женщины — 1200-1300 г, новорожденного мальчика — около 400 г, а новорожденной девочки — около 350 г. Нетрудно подсчитать, что за всю жизнь человека вес его мозга увеличивается лишь в 3 раза, в то время как общая масса тела — более чем в 20 раз. А это значит, что основная работа по созданию мозговых структур происходит до появления ребенка на свет, еще в утробе матери. Вот поэтому так важно создавать все условия для нормального протекания беременности, а значит, и для внутриутробного развития ребенка, формирования его мозга.

Многие исследователи отмечают, что прямой зависимости между весом мозга и интеллектуальными способностями человека нет. Вместе с тем известно, что для осуществления нормальной функции вес мозга не может быть меньше 1000 г у мужчин и 900 г у женщин. Спинной мозг составляет лишь 2 процента от веса головного мозга, появляется важнейшим «исполнительным» отделом центральной нервной системы.

 

 

Строение головного мозга

Являясь носителем всей информации, материальным субстратом, обеспечивающим многочисленные функции организма человека, головной мозг имеет очень сложное своеобразное строение. Он представлен двумя полушариями — правым и левым. Площадь поверхности полушарий значительно больше, чем видимая при обзоре, так как поверхность мозга увеличена благодаря углублениям — бороздам. Борозды и щели покрывают всю поверхность мозга. Щели и глубокие борозды отделяют друг от друга доли мозга. Большая и очень глубокая продольная щель отделяет одно полушарие от полушарие мозга от другого. Менее глубокие борозды ограничивают извиты мозга, которые объединяются в отдельные доли.

 

В каждом полушарии четыре доли:

ü Лобная

ü Теменная

ü Височная

ü Затылочная

 Анатомически доли полушарий зеркально одинаковы, но функционально значительно различаются. Внешне, видом сверху, головной мозг похож на половинку ядра грецкого ореха.

Верхний слой полушарий — это серое вещество, содержащее миллиарды нервных клеток. Оно называется корой головного мозга. В коре мозга представлены центры жизнедеятельности человека. Корковые центры обоняния, вкуса, зрения, слуха, чувствительности, движений находятся в обоих полушариях.

Однако некоторые функции человека представлены только в одном полушарии. Так, центр речи, письма, счета располагается лишь в доминантном полушарии: для левшей доминантным полушарием является правое, а для правшей — левое полушарие. Среди всех людей левши встречаются достаточно редко. В целом доминирующим полушарием у человека считается левое полушарие. А вот центр музыкального слуха находится в недоминирующем полушарии: у правшей — в правом, у левшей — в левом.

 

Как узнать: правша человек или левша, если он владеет обеими руками одинаково?

Есть простой способ, возможно, известный многим. Попросите ребенка скрестить пальцы, вложить пальцы между собой. Оказавшийся сверху большой палец, принадлежащий правой руке, будет указывать, что человек правша, и наоборот.

При развитии какого-то заболевания с поражением коры головного мозга могут возникать так называемые признаки «выпадения» функции того или другого коркового анализатора и признаки раздражения коры головного мозга. Болезненными симптомами раздражения коры головного мозга часто бывают эпилептические приступы в виде судорог, галлюцинации (необычные видения).

В глубине полушарий расположены крупные скопления серого вещества, нейронов. Их называют базальные ядра полушарий, или подкорковые узлы. Они носят необычные интересные названия, отражающие их внешний вид: хвостатое ядро, скорлупа, чечевичное ядро, бледные шары, миндалевидное ядро. При их поражении у человека возникают различные двигательные нарушения, сопровождающиеся повышением или снижением мышечного тонуса.

Белое вещество полушарий похоже на пучки проводов и представляет собой проводящую систему. Она образована длинными отростками нервных клеток. Компактные связки этих отростков в глубине полушарий разделяются подкорковыми ядрами и носят название внутренней и наружной капсулы. Через них проходят магистральные проводящие нервные пути, несущие нервные импульсы в восходящих и нисходящих направлениях. Соединены полушария между собой особой связкой, называемой мозолистым телом, также состоящей из проводников нервных отростков, относящихся к белому веществу мозга.

Под полушариями располагается промежуточный мозг. В него входит зрительный бугор. На определенном этапе глобального развития животного мира (филогенеза) это был единственный высший чувствительный орган. Он также состоит из нервных клеток, к которым с периферии идут пути всех видов чувствительности. Болезненные процессы в этой области дают различные виды нарушения чувствительности у человека.

Очень важная часть мозга находится под зрительным бугром — гипоталамус (от слов «гипо» — под, «таламус» — зрительный бугор). Гипоталамус является главным центром, регулирующим функцию большинства эндокринных желез, а также обмен веществ. Это важный вегетативный центр, управляющий работой всех внутренних органов, терморегуляцией. Гипоталамическая область мозга обильно кро-воснабжается и характеризуется высокой скоростью обменных процессов, поэтому она очень ранима при инфекциях, интоксикациях, травмах мозга.

Под промежуточным мозгом начинается ствол головного мозга. Ствол мозга образуется средним мозгом, мостом и продолговатым мозгом, который продолжается, переходя в спинной мозг. В стволе головного мозга также находятся множественные скопления нервных клеток. Это ядра черепных нервов, ядра экстрапирамидной системы, ретикулярная или сетчатая формация. Кроме того, в стволе проходят важнейшие проводящие пути. Все эти образования имеют очень большое значение для жизни человека. Структуры ствола мозга обеспечивают такие жизненно важные функции, как сознание, дыхание, сердечно-сосудистую деятельность. Обширные повреждения ствола мозга несовместимы с жизнью.

Движение у человека обеспечиваются двумя системами мозга — пирамидной и экстрапирамидной. Пирамидные двигательные пути начинаются в коре головного мозга от пирамидных клеток. Они внешне похожи на крошечные пирамидки, поэтому и имеют такое название. Длинные отростки центрального нейрона спускаются к периферическим нейронам, располагающимся в передних рогах спинного мозга. На границе между спинным и головным мозгом пирамидный путь переходит на противоположную сторону (перекрещивается). Из-за перекрестка волокон двигательного пути при поражении левого полушария движения нарушаются в правой половине тела, и наоборот. В случае частичного поражения развивается только слабость в руке и ноге.

Слабость мышц в результате частичного поражения нервной системы носит название пареза. Если нарушаются движения только в одной конечности, такое поражение называется монопарез, если пострадали рука и нога на одной стороне, справа или слева, то это называют гемипарезом. Поражение центрального нейрона, пирамидального пути проявляется так называемым центральным парезом. Врач, обследуя больного с помощью молоточка, выявляет высокие сухожильные рефлексы, высокий мышечный тонус, патологические рефлексы, которых нет в нормальном состоянии.

Иначе обстоят дела при поражении периферического двигательного нейрона, находящегося в спинном мозге. Врач видит противоположную картину так называемого вялого, периферического паралича: слабость мышц сочетается с их вялостью, дряблостью, низким мышечным тонусом, похуданием мышц, иногда —подергиванием мышц.

Элементы экстрапирамидной системы разбросаны от коры до ствола головного мозга. Именно они отвечают за обеспечение плавности, равномерности, силы, объема, координации движений.
Ретикулярная формация ствола мозга, или сетчатая формация, тонизирует кору подкорковые образования головного мозга. Снижение активирующего действия ретикулярной формации проявляется сонливостью и понижением мышечного тонуса. Сетчатая формация ствола мозга также «заботится» о поддержании дыхания, обмена веществ, сердечной деятельности.

Важной частью мозга является мозжечок. Он имеет два полушария. Так же как и полушария мозга, мозжечок покрыт бороздами и извилинами. Полушария моз-кечка соединяются средним образованием, носящим странное название — червь. В полушариях и черве лежат ядра мозжечка. Мозжечок имеет связи со всеми образованиями головного мозга. Главная функция мозжечка — обеспечение координированных, плавных, развернутых движений во времени и пространстве. Одним из основных признаков поражения мозжечка является атаксия — нарушение координации движений. Нарушаются объем, размах движений, появляются ошибки направления и точности движений.

От ядер ствола головного мозга выходят корешки черепных нервов. Всего насчитывается 12 пар черепных нервов. Они несут двигательные, чувствительные и вегетативные волокна и иннервируют голову, лицо, частично шею, а также все внутренние органы. Однако у каждого черепного нерва своя функция.

Черепные нервы

Предназначение черепных нервов раскрывается уже названием многих из них: зрительный, обонятельный, слуховой.

Ø Движения глазных яблок обеспечиваются функцией трех черепных нервов: глазодвигательного, блокового и отводящего.

Ø Тройничный нерв преимущественно чувствительный. Он отвечает за чувствительность в зоне лица, частично головы, полости рта, носа.

Ø Лицевой нерв руководит движениями мимической мускулатуры лица.

Ø Языкоглоточный нерв обеспечивает акты глотания, выделения слюны, чувствительность языка.
Блуждающий нерв «блуждает» почти по всему организму, от мозговых оболочек до толстого кишечника, обеспечивая работу практически всех внутренних органов.

Ø Добавочный нерв осуществляет поворот головы в противоположную сторону, поднимает плечо выше горизонтали.

Ø Подъязычный нерв — двигательный. Его задача только одна — иннервировать мышцу языка.

Мозговые оболочки

Рефлексы

В основе работы всей нервной системы лежат рефлексы. Они делятся на безусловные и условные. Нервные рефлекторные дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения. Условные рефлексы возникают в процессе индивидуального развития и накопления новых навыков. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при определенных условиях стимуляции их развития.

Рефлексы подразделяются на глубокие, вызываемые с сухожилий мышц (то, что врач-невропатолог проверяет молоточком), и поверхностные — с кожных покровов и слизистых оболочек.

Врач, оценивая вызванные рефлексы, делает заключение о физиологических, нормальных рефлексах или измененных, патологических, свидетельствующих о ненормальном состоянии определенных отделов нервной системы. Врачи используют специальные приемы для выявления патологических рефлексов, которых у здоровых людей не бывает.

 

Кровоснабжение мозга

Ведущая, регулирующая роль мозга в жизнедеятельности человека требует высокой активности метаболических процессов и хорошего кровоснабжения нервных клеток. Головной мозг активен не только во время бодрствования, но и во время сна. Известно, что в фазе быстрого сна обмен веществ в мозге может быть даже большим, чем при бодрствовании.

В одну минуту через мозг протекает около 700-900 мл крови, что составляет 15-20 процентов общего минутного выталкиваемого сердцем объема крови. Необратимые изменения в головном мозге развиваются при отсутствии кровотока в течение пяти минут. Для предупреждения или уменьшения сосудистых катастроф в системе кровообращения мозга существует много защитных механизмов. Кровоснабжение мозга относительно постоянно и не зависит от изменений общего кровообращения, зоны мозга с наиболее активным метаболизмом более интенсивно кровоснабжаются.

Артериальное кровоснабжение головного мозга осуществляется двумя парами основных магистральных сосудов: двумя внутренними сонными и двумя позвоночными артериями.
От внутренней сонной артерии отходят ветви, кровоснабжающие большую зону головного мозга. Глазничная артерия снабжает кровью глазное яблоко и зрительный нерв. Нарушение кровообращения в ней приводит к снижению остроты зрения. Передняя мозговая артерия питает передние отделы полушарий. В случае сосудистых катастроф в ее бассейне кровоснабжения появляется слабость в ноге на противоположной стороне в сочетании с нарушением чувствительности. Изменяется и психика: нарушается память, нет критики к своему состоянию, появляется дурашливость, могут быть явления недержания мочи.

Средняя мозговая артерия кровоснабжает очень важные корковые центры: двигательный, чувствительный, слуховые анализаторы, речевые центры, а также центры праксиса, чтения, зрительные пути.

Веточка ворсинчатой артерии питает сосудистые сплетения, подкорковые образования, зрительный бугор. Задняя соединительная артерия участвует в образовании Виллизиева круга, круга «взаимопомощи» в системе мозгового кровообращения.

Магистральные позвоночные артерии отделяются от подключичной артерии на уровне 7-го шейного позвонка и вскоре вступают в канал позвоночных артерий. Этот канал проходит в поперечных отростках шейных позвонков. Нахождение позвоночной артерии в узком костном канале делает ее легко уязвимой при многих патологических состояниях. Эта уязвимость часто приводит к нарушениям мозгового кровообращения.

В полости черепа обе позвоночные артерии сливаются вместе и образуют основную артерию. Из бассейна двух позвоночных и основной артерий кровь получают мозжечок, затылочные доли и ствол мозга, оболочки мозга, внутреннее ухо, а также верхние отделы спинного мозга.

Артерии головного мозга связаны между собой. Благодаря запасным путям кровообращения (коллатералям), в случае дефицита кровотока компенсация недостаточного кровоснабжения мозга происходит из других сосудов. Весь секрет в том, что системы позвоночных и внутренних сонных артерий обеих сторон соединены между собой. Это соединение имеет форму круга и называется именем автора, его описавшего, — Виллизиевым кругом, который, подобно спасательному кругу, выручает мозг в тяжелых ситуациях.

Отток крови от головного мозга осуществляется поверхностной и глубокой венозными системами в синусы твердой мозговой оболочки.

 

Черепно–мозговые нервы

1 параобонятельный: в ответ на любой резкий запах у носа ребенок морщит нос, зажмуривает глазки и иногда чихает.

2 паразрительный: в ответ на источник света новорожденный зажмуривает глазки (смыкает веки).

3, 4, 6 парыглазодвигательный, блоковый, отводящий: проверяется ширина и равномерность глазных щелей, отсутствие птоза.

5 паратройничный: для новорожденных важна двигательная функция нерва, потому что жевательная мускулатура осуществляет движения челюсти при присасывании и сосании (совместно с 7 и 12-й парами).

7 пара – лицевой: следует отличать врожденную асимметрию лица от повреждения лицевого нерва. Обычно врожденная асимметрия лица (мускулатуры) сочетается с костной асимметрией как лицевого, так и мозгового скелетов. При повреждении лицевого нерва отмечается асимметрия глазных щелей с большим раскрытием на стороне поражения, резкое перетягивание рта в здоровую сторону.

8 паравестибулослуховой нерв: к моменту рождения здоровый ребенок должен четко реагировать на звуки – при резких звуках вздрагивает, зажмуривает глазки. Резкое вздрагивание нередко говорит о повышенной судорожной готовности. Функцию вестибулярной порции нерва характеризует ряд безусловных рефлексов: Моро, шейно–тонический асимметричный, тонические лабиринтные, защитный рефлекс.

9–10 параязыкоглоточный, блуждающий: среди других функций этих нервов чрезвычайно важным является глотание, которое осуществляется мускулатурой глотки и мягкого неба, иннервируемой общим моторным ядром этих нервов.

11 парадобавочный: иннервирует мускулатуру шеи и плечевого пояса, осуществляет повороты и в дальнейшем поворот головы. В позиции на животе дает возможность реализации защитного рефлекса.

12 параподъязычный нерв: иннервирует мускулатуру языка. В норме язык у бодрствующего ребенка находится в активном состоянии.

 

Двигательная сфера. Проверка двигательной сферы начинается с осмотра позы ребенка. Ребенок в развернутом виде находится в хаотичном постоянном движении конечностями, с преобладанием в них флексорной позиции. Руки и ноги должны быть прижаты или приближены к туловищу и согнуты. Кисти сжаты в кулачок с оппонированным большим пальцем (поза фиги), стопы в умеренном тыльном сгибании (по отношению к голеням под углом 120˚). Отличием от внутриутробной позы плода является тенденция к запрокидыванию головки за счет повышения тонуса разгибателей шеи. Кроме анализа позы ребенка, обращают внимание на активность движений конечностями. Сухожильные рефлексы у новорожденных очень лабильны. Обычно удается вызвать только коленные рефлексы и то только у 25–30% детей.

Чувствительность. У новорожденных существует реакция на тепловые и холодовые раздражения в виде изменения двигательной активности, а иногда и звуковая реакция на болевые раздражения.

Менингеальные симптомы в периоде новорожденности и у детей первых месяцев жизни имеют ряд особенностей: ригидность затылочных мышц отсутствует, так как в силу раскрытия родничков и частично швов, напряжения мозговых оболочек не происходит. Симптомы Кернига и нижний Брудзинского до 4–6-месячного возраста наблюдается в норме. Необходимо проверять симптомы Мейтуса и Леcсажа ("подвешивания").

Безусловные рефлексы

В позиции ребенка на спине

 

- П оисковый (Куссмауля) – поглаживание пальцем или соской угла рта вызывает опускание угла рта, и ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя. Сохраняется до 3–4-месячного возраста, а затем является реакцией на зрительный раздражитель (бутылочка, грудь матери).

- Сосательный – соска, палец, сосок, помещенные между губами, плотно захватываются и удерживаются в полости рта, одновременно губами производятся ритмичные сосательные движения. Сохраняется в течение первого года жизни.

- Хоботковый – при легком ударе пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком. Определяется до 2–3 месяцев.

- Ладонно–ротовой (Бабкина) – при надавливании на ладонную поверхность обеих рук в области тенора, ребенок открывает рот, слегка нагнув голову кпереди, иногда высовывает язык по средней линии. В первые 2 месяца жизни ярко выражен, к 3 месяцам можно отметить лишь отдельные его элементы.

- Рефлекс объятия (Моро) – является отражением функции 8-й пары нервов, в первую очередь его вестибулярной функции. Вызывается он различными путями, например, резким ударом по пеленальному столу в 20–30 см от головки ребенка и проявляется частичным разведением ручек с раскрытием кулачков (1–я фаза), а затем их сведением с тенденцией к обхвату туловища (2–я фаза). Хорошо выражен до 4–5 месяцев.

- Хватательный рефлекс – при надавливании на ладони ребенка его пальцы рефлекторно сжимаются и обхватывают палец врача. Степень сжатия настолько выражена, что ребенка можно поднять за ручки (рефлексРобинзона). Физиологичен до 4 месяцев жизни.

- Шейно–тонический асимметричный рефлекс (Магнуса–Клейна) –вызывается поворотом головы в сторону (подбородок на уровне плеча). Конечности, к которым поворачивается голова выпрямляются, и сгибаются противоположные. Поза, принятая ребенком, напоминает позицию спортсмена и носит название "позы фехтовальщика". Физиологичен до 2 месяцев.

- Подошвенный рефлекс – аналогичен хватательному. При надавливании на подушечку стопы ребенок поджимает пальчики. Важна симметричность этого рефлекса.

- Рефлекс Бабинского – является нормой для новорожденных. Вызывается очень нежным раздражением наружного края подошвы, в ответ на которое возникает тыльное сгибание стопы с веерообразным раскрытием пальцев. Анализ этого рефлекса идет с позиций симметричности и живости. Сохраняется до 2 лет.

- Кернига – сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставе, а затем пытаются выпрямить её в коленной суставе. При положительном рефлексе это сделать не удается. Исчезает после 4 месяцев.

Лекция на тему: «Анатомия нервной системы у детей»

Цель лекции: Составить представление о строении нервной системы у детей.

План лекции:

1. Строение нервной системы

2. Строение головного мозга

3.Черепные нервы

4. Оболочки головного мозга

5. Строение спинного мозга

6. Рефлексы

7. Центральная и периферическая нервные система

8. Периферическая нервная система

9. Вегетативная нервная система

10. Кровоснабжение головного мозга

11. ЧМН – черепно-мозговые нервы

12. Безусловные рефлексы у детей

СТРОЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Нервная система у детей, с одной стороны, очень близка к структурной организации нервной системы у взрослых, с другой стороны, при рождении у ребенка многие образования головного и спинного мозга сформированы не полностью, просто они не достаточно зрелы анатомически и физиологически. Это определяет особенности, своеобразие двигательной, чувствительной и психоэмоциональной жизнедеятельности ребенка. Поступательное развитие нервной системы идет до 20-25 лет.

Нервная система — это сложные анатомические и физиологические образования. Они представлены головным и спинным мозгом, периферическими нервными структурами: корешками, нервными сплетениями, отдельными нервами, чувствительными узлами.

Нервная система устанавливает единство, целостность организма во всех его реакциях и проявлениях. Головной мозг похож на гигантской мощности компьютер, обрабатывающий информацию, поступающую через органы чувств из внешней среды и внутренних органов. Мозг анализирует эту информацию, формирует ответные двигательные и поведенческие реакции. В головном мозге осуществляются процессы высшей нервной деятельности, обеспечиваются функции, характерные только для человека: мышление, речь, способность чтения, письма, счета, способность создания музыки, воспроизведения мелодий.

Главной структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка — нейрон.

Нейроны, подобно маленьким ячейкам, хранят очень много упакованной информации. Нейроны имеют тело, короткие и длинные отростки. Отростки нервных клеток связывают между собой все структуры головного и спинного мозга, формируют проводящие пути. По ним, как по телефонным проводам, нейроны обмениваются информацией, принимают ее и отдают команды органам и тканям. Они же формируют корешки, нервы к сухожилиям, мышцам, внутренним органам; принимают сигналы от анализаторов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса и других.

К моменту рождения ребенок обладает огромным количеством нервных клеток. Его мозг содержит примерно 20 миллиардов нейронов. Нейроны воспринимают, перерабатывают и передают нервные импульсы через корешки другим клеткам. В них вырабатываются специальные химически активные вещества — нейромедиа-торы, участвующие в проведении нервных импульсов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность нервной системы. С поломкой медиаторной сферы связано возникновение многих заболеваний нервной системы.

Кроме нервных клеток, в состав нервной ткани входят специальные питающие и обслуживающие ее клетки — нейроглия, соединительная, опорная ткань, элементы сосудистой системы. Природа надежно защитила головной и спинной мозг от механических воздействий, травм. Она поместила их внутри специальных «футляров»: костных образований — черепа и позвоночника. Смягчает ударную волну особая мозговая (цереброспинальная) жидкость, окружающая вещество мозга, мозг омывается ею снаружи и изнутри. К защитной системе мозга относится и гематоэн-цефалический барьер — соприкасающаяся граница между структурами мозга и кровеносной системы. Этот барьер обеспечивает защиту мозга от различных веществ и токсических, инфекционных агентов, не пропуская их к мозгу. Лежащий в черепной коробке мозг повторяет ее конфигурацию.

Вес мозга мужчины в среднем 1400 г, женщины — 1200-1300 г, новорожденного мальчика — около 400 г, а новорожденной девочки — около 350 г. Нетрудно подсчитать, что за всю жизнь человека вес его мозга увеличивается лишь в 3 раза, в то время как общая масса тела — более чем в 20 раз. А это значит, что основная работа по созданию мозговых структур происходит до появления ребенка на свет, еще в утробе матери. Вот поэтому так важно создавать все условия для нормального протекания беременности, а значит, и для внутриутробного развития ребенка, формирования его мозга.

Многие исследователи отмечают, что прямой зависимости между весом мозга и интеллектуальными способностями человека нет. Вместе с тем известно, что для осуществления нормальной функции вес мозга не может быть меньше 1000 г у мужчин и 900 г у женщин. Спинной мозг составляет лишь 2 процента от веса головного мозга, появляется важнейшим «исполнительным» отделом центральной нервной системы.

 

 

Строение головного мозга

Являясь носителем всей информации, материальным субстратом, обеспечивающим многочисленные функции организма человека, головной мозг имеет очень сложное своеобразное строение. Он представлен двумя полушариями — правым и левым. Площадь поверхности полушарий значительно больше, чем видимая при обзоре, так как поверхность мозга увеличена благодаря углублениям — бороздам. Борозды и щели покрывают всю поверхность мозга. Щели и глубокие борозды отделяют друг от друга доли мозга. Большая и очень глубокая продольная щель отделяет одно полушарие от полушарие мозга от другого. Менее глубокие борозды ограничивают извиты мозга, которые объединяются в отдельные доли.

 

В каждом полушарии четыре доли:

ü Лобная

ü Теменная

ü Височная

ü Затылочная

 Анатомически доли полушарий зеркально одинаковы, но функционально значительно различаются. Внешне, видом сверху, головной мозг похож на половинку ядра грецкого ореха.

Верхний слой полушарий — это серое вещество, содержащее миллиарды нервных клеток. Оно называется корой головного мозга. В коре мозга представлены центры жизнедеятельности человека. Корковые центры обоняния, вкуса, зрения, слуха, чувствительности, движений находятся в обоих полушариях.

Однако некоторые функции человека представлены только в одном полушарии. Так, центр речи, письма, счета располагается лишь в доминантном полушарии: для левшей доминантным полушарием является правое, а для правшей — левое полушарие. Среди всех людей левши встречаются достаточно редко. В целом доминирующим полушарием у человека считается левое полушарие. А вот центр музыкального слуха находится в недоминирующем полушарии: у правшей — в правом, у левшей — в левом.

 

Как узнать: правша человек или левша, если он владеет обеими руками одинаково?

Есть простой способ, возможно, известный многим. Попросите ребенка скрестить пальцы, вложить пальцы между собой. Оказавшийся сверху большой палец, принадлежащий правой руке, будет указывать, что человек правша, и наоборот.

При развитии какого-то заболевания с поражением коры головного мозга могут возникать так называемые признаки «выпадения» функции того или другого коркового анализатора и признаки раздражения коры головного мозга. Болезненными симптомами раздражения коры головного мозга часто бывают эпилептические приступы в виде судорог, галлюцинации (необычные видения).

В глубине полушарий расположены крупные скопления серого вещества, нейронов. Их называют базальные ядра полушарий, или подкорковые узлы. Они носят необычные интересные названия, отражающие их внешний вид: хвостатое ядро, скорлупа, чечевичное ядро, бледные шары, миндалевидное ядро. При их поражении у человека возникают различные двигательные нарушения, сопровождающиеся повышением или снижением мышечного тонуса.

Белое вещество полушарий похоже на пучки проводов и представляет собой проводящую систему. Она образована длинными отростками нервных клеток. Компактные связки этих отростков в глубине полушарий разделяются подкорковыми ядрами и носят название внутренней и наружной капсулы. Через них проходят магистральные проводящие нервные пути, несущие нервные импульсы в восходящих и нисходящих направлениях. Соединены полушария между собой особой связкой, называемой мозолистым телом, также состоящей из проводников нервных отростков, относящихся к белому веществу мозга.

Под полушариями располагается промежуточный мозг. В него входит зрительный бугор. На определенном этапе глобального развития животного мира (филогенеза) это был единственный высший чувствительный орган. Он также состоит из нервных клеток, к которым с периферии идут пути всех видов чувствительности. Болезненные процессы в этой области дают различные виды нарушения чувствительности у человека.

Очень важная часть мозга находится под зрительным бугром — гипоталамус (от слов «гипо» — под, «таламус» — зрительный бугор). Гипоталамус является главным центром, регулирующим функцию большинства эндокринных желез, а также обмен веществ. Это важный вегетативный центр, управляющий работой всех внутренних органов, терморегуляцией. Гипоталамическая область мозга обильно кро-воснабжается и характеризуется высокой скоростью обменных процессов, поэтому она очень ранима при инфекциях, интоксикациях, травмах мозга.

Под промежуточным мозгом начинается ствол головного мозга. Ствол мозга образуется средним мозгом, мостом и продолговатым мозгом, который продолжается, переходя в спинной мозг. В стволе головного мозга также находятся множественные скопления нервных клеток. Это ядра черепных нервов, ядра экстрапирамидной системы, ретикулярная или сетчатая формация. Кроме того, в стволе проходят важнейшие проводящие пути. Все эти образования имеют очень большое значение для жизни человека. Структуры ствола мозга обеспечивают такие жизненно важные функции, как сознание, дыхание, сердечно-сосудистую деятельность. Обширные повреждения ствола мозга несовместимы с жизнью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.094 с.)