Прочитайте два текста. Со вступлениями к ним мы уже работали в упр. 1. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочитайте два текста. Со вступлениями к ним мы уже работали в упр. 1.



1.  Кому был бы интересен тогда глупый и непослушный Колобок? Или даже умная и послушная Красная Шапочка?
Или семеро козлят? Эка невидаль! Вывод ясен всем: пути искусства лежат через желудок.

Допустим, царевна не стала бы кушать наливное яблоко, которое подсунула ей колдунья. Тогда она не уснула бы мертвым сном, и не целовал бы ее царевич, и никакой свадьбы не было бы. Так и состариться могла бы бедняжка, штопая носки для семи богатырей.

Кстати, о богатырях. Если бы драконы не пристрастились пожирать юных девушек — как богатыри демонстрировали бы свою удаль? И брали в жены лавных красавиц? Красавицы на них и глядеть бы не стали.

Кстати, о красавицах. Вот, к примеру, Баба Яга. Это ведь главное украшение всех сказок. Кто стал бы переживать за каких-то маленьких мальчиков, если бы старушка не варила из них супчик?

Кстати, о мальчиках. Неизвестно, чем окончилась бы история Мальчика с пальчик, не попадись ему на жизнен ном пути Людоед.

Кстати, о людоедах. Если бы Кот в сапогах не слопал так удачно одного — боюсь, маркизу Карабасу пришлось бы очень туго. Тогда прощай счастливый конец.

Наконец, о счастливых концах. Внимательный читатель уже наверняка заметил, что все сказки непременно кончаются буйным поеданием. Герои, отдышавшись, затевают пир на весь мир, чтобы немного подкрепиться после всех передряг. И даже рассказчика приглашают, хотя он-то и устраивал им всю дорогу разные неприятности. Наверное, поэтому у рассказчиков на этих пирах вечно мед-пиво по усам течет, а в рот не попадает.
Так им и надо.

(Из журнала «Трамвай»}

2. Древние философы первыми поняли ценность времени — они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно угнетало своей быстротечностью.

Однако мы по своему самомнению уверены, что у древних времени девать было некуда. Что они, со своими солнечными, водяными и песочными часами, измерять его как| следует не умели, а значит, и не берегли. Прогресс — он ведь к тому сводится, по мнению делового человека, чтобы сэкономить этому деловому человеку время. Для этого деловой человек из кареты пересел в поезд, оттуда в самолет.
Вместо писем придумали телеграммы и телефон, вместо театров — телевизор, вместо гусиного пера — шариковую ручку. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы, электробритвы — все изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает. Деловой человек наращивает скорость, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. Не только у него — цейтнот становится всеобщим. Недостает времени на друзей, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннему лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев. Времени нет ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. Время куда-то исчезает, его становится все меньше.

(По Д. Гранину)

Составьте схему основной части каждого из прочитанных текстов.

Отследите смену микротем в схемах и в формулировках пунктов плана.

Согласны ли вы с тем, что темп развития темы (смена микротем) идет в обоих текстах достаточно плавно, в естественной логической последовательности?

Все ли микротемы «одной величины» в каждом тексте? Чем отличается в этом аспекте второй текст от первого? Почему в первом тексте автор подчеркивает соразмерность микротем, а автор второго текста — их несоразмерность? Как эта характеристика второго текста сочетается (или вступает в противоречие) с логичной сменой микротем? Оцените мастерство каждого из авторов в сохранении вашего интереса к тексту.

Повторите на материале этих текстов тему «Межфразовые связи в тексте». Найдите эти связи между основной мыслью и микротемами, между микротемами, внутри микротем, определите их значение (содержание), средства связи. Найдите закономерности в накоплении информации, которую дает анализ содержания межфразовых связей.

Достаточно спокойный темп развития темы может «усыпить», утомить читателя. Чтобы этого не произошло,автор научно-популярного, публицистического и художественного текста украшает смену микротем. Он использует для этого противопоставление, контраст содержания микротем (иначе это называется антитезой), подчеркнутое перечисление однотипных по содержанию и объему микротем, кроме того, автор может так расположить микротемы, что каждая последующая усиливает или ослабляет смысл предыдущей микротемы (это называют градацией).
Антитеза, перечисление и градация, использованные в композиции текста, делают текст красивым, эстетически привлекательным для читателя.

Микротемы, сменяясь в основной части текста, могут составлять не одну, а несколько композиционных линий:

■ основную линию, которая определяется ведущим типом речи;

■ фоновую линию, включающую предысторию событий, различные сведения справочного типа, пояснения и т. п.;

■ линию авторских отступлений: размышлений, пояснений, ассоциаций и т. п.
Включение «добавочных» композиционных линий в основную часть разнообразит темп развития темы, то замедляя, то ускоряя его. Эта смена темпа всегда эмоционально привлекательна для читателя. Добавочная информация, присутствующая в фоновой линии и в авторских отступлениях, может сделать текст авторитетным и информативным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.006 с.)