Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
СПП с придаточными обстоятельственными ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
СПП с придаточными образа действий и степени
[гл. ± указ.слово], (как, сколько, настолько, что, чтобы, будто, словно)
[Больной вел себя так], (как советовал).
[указ.слово. ± прилаг.нареч.], (как,сколько,настолько,что,чтобы, будто, словно)
[Она исчезла так быстро], (что Филипп не успел повернуть голову).
СПП с придаточным места
[±указ.слово.], (где, куда, откуда)
[Иди], (куда влечет тебя свободный ум).
[Там], (где глаз не мог отличить поле от неба), ярко мерцал огонек.
СПП с придаточными времени
[±указ.слово.], (когда, пока, едва, как только, с тех пор, до тех пор, пока)
Пока не взошло солнце, [дышать было легко].
[Очнулся он], (когда солнце стояло уже высоко).
СПП с придаточным условия [±указ.слово.], (если, когда, раз)
Если исчезнет воображение, [то человек перестает быть человеком].
[Любое дело можно загубить], (если делать его равнодушным руками).
СПП с придаточными причины
[±указ.слово.], (потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо вследствие того что…)
[Лес стоял тихий и молчаливый], (потому что главные певцы улетели). СПП с придаточными цели
[±указ.слово.], (чтобы, для того чтобы)
[Все молчали], (чтобы расслышать шорох цветов).
(Чтобы волосы не падали на лоб), [Никита подвязал их веткой березы].
СПП с придаточными цели [±указ.слово.], (как, чем, чем-тем, словно, будто, точно)
[Мы так спешили], как будто за нами кто-то гнался.
СПП с придаточными уступки [ ], (хотя, несмотря на то что, пускай, как ни)
[Ночь была тиха и светла], хотя луны не было.
Пускай тебе взгрустнется даже, [ты головы не опускай].
СПП с придаточными следствия
[ ], (так что)
[Дождь лил как из ведра], так что на крыльцо нельзя было выйти.
СПП с придаточными присоединительными (содержат дополнительные сведения или добавочные замечания)
[Он вежливо поклонился Чичикову], на что последний ответил тем же.
§121 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
1. Придаточное предложение отделяется запятой.
[Мы тронулись], (когда взошло солнце).
2. При использовании составных союзов: потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как.
[Мы сидели на углу бастиона], (так что в обе стороны могли видеть все).
3. Запятая не ставится: а) отрицание + союз
Он стал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
б) Прид.предл. = одно союзное слово
Он обещал вернуться, но не сказал когда.
в) Перед подчинительным союзом слова: в частности, то есть, а именно, особенно.
Он подобрел, особенно_когда узнал о случившимся.
122 СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
§123 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
§124 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПЕРЕД СОЮЗОМ КАК
§125 БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Знаки препинания в БСП
§126 СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Если рядом оказались сочинительный и подчинительный союз. а) запятая между ними ставится, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.
[ ], [и, (хотя), [ ] ]
По небу носились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно.
б) запятая между ними не ставится, когда после придаточного есть вторая часть двойного союза (то, так) или союза но.
[ ], и (хотя), но [ ]
По небу неслись густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.
§127 ПРЯМАЯ РЕЧЬ И СЛОВА АВТОРА
Прямая речь после слов автора: А: «П.» - Товарищ сказал: «Я подожду.» А: «П?» - Он спросил: «Что ты делаешь?» А: «П!» - Он возмутился: «Что ты делаешь!» Прямая речь перед словами автора:
«П, - а, - п.» - «Мы решили, - сказал вожатый, - остаемся здесь ночевать.» «П, - а. - П.» - «Я приду завтра вечером, - сказал он. - Принесу тебе книгу.» «П? – а. - П.» - «Не воротиться ли? - подумал я. - Нет, надо идти.» «П! – а. - П.» - «Морозка! - крикнул Бакланов. – Вы все-таки не теряйте друг друга из виду.»
Прямая речь стоит внутри авторских слов:
А: «П», - а - Он сказал: «Я очень устал», - и сразу же замолчал. А: «П!» - а - Кто-то закричал: «Да здравствует Гагарин!» - и следом полетели шапки ввысь. А: «П…» - а - Сергей говорит: «Ветру бы теперь дунуть…» - и отвернулся.
§128 ВИДЫ РАЗБОРА СЛОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Фонетический разбор: План разбора: 1. Разделить слово на слоги, указать, сколько слогов. 2. Записать фонетическую транскрипцию слова. 3. Охарактеризовать последовательно каждый гласный и согласный звук: а) для гласного звука указать – ударный или безударный; б) для согласного звука указать – твердый или мягкий, звонкий или глухой, отметить парность или непарность по глухости/звонкости, твердости/мягкости. 4. Подвести итог: сколько букв и сколько слогов в слове.
Образец разбора: рас|ши|ты|ми – 4 слогов [расшы’тым’и]
р – [р] – согл., тверд., парн., звонк., непарн. а – [а] – гласн., безударн. с – [-] – согл., тверд., непарн., глухой, парн. ш – [ш] – согл., тверд., непарн., глухой, парн. и – [ы] – глас., удар. т – [т] – согл., тверд., парн., глух., парн. ы – [ы] – глас., безудар. м – [м’] – согл., мягк., парн., звонк., непарн. и – [и] –глас., безудар. ______________ 9 б, 8 звук.
Разбор слова по составу План разбора:
1. Выделить основу и окончание 2. Выделить части слова: корень, приставку (или приставки), суффикс (или суффиксы)
Образец разбора:
Словообразовательный разбор слова
План разбора:
1. Дать толкование лексического значения слова. 2. Сравнить состав данного слова с однокоренным; выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано. 3. Определить, от чего образована основа.
Образец разбора:
Морфологический разбор
Имя существительное
План разбора: I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (именительный падеж един.числа); 2. Постоянные признаки; а) собственное или нарицательное; б) одушевленное или неодушевленное; в) род; г) склонение. 3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число. III. Синтаксическая роль.
Образец разбора:
На западе вечерний луч еще горит на ребрах туч.
туч – сущ., I. (чего?) туч. Н.ф. – туча. II. Пост. – нариц., неодуш., ж.р., I скл.; непост. – Р.п., мн.ч. III. (чего?) туч
Имя прилагательное
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма(именительный падеж мужского рода единств. числа) 2. Постоянные признаки; а) качественное, относительное или притяжательное; б) степень сравнения (сравнительная, превосходная) в)полное или краткое Непостоянные признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если в единств. числе). III. Синтаксическая роль.
Образец разбора: С самого раннего утра небо ясно. С самого раннего-прил. IС утра (какого?) самого раннего. Н.Ф.-ранний IIпост.-качеств., превосх. степень, полное. Непост.-Р.П., ср.р., ед.ч. III С утра (какого ?) самого раннего.
Числительное План разбора: I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки. 1.Начальная форма;2.Пост. признаки:а)простое,сложное или составное; Б)количественное или порядковое;в)целое, дробное,собирательное. 3.непост. признаки:а)падеж;б)число(если есть);в)род(если есть) III.Синтаксическая роль. Образец разбора: В толпе нас двоих никто не замечал.
Двоих – числит. I. (скольких?) двоих. Н.ф. – двое. II. Пост. – простое, количеств., собират., непост. – Р.п. III. (кого?) двоих
Местоимение
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа); 2. Постоянные признаки; а) разряд; б) лицо (у личных местоимений); 3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть). III. Синтаксическая роль.
Образец разбора:
Не видно нигде никого.
Никого– местоим. I. (кого?) никого. Н.ф. – никто. II. Пост. – отрицат, непост.- Р.п. III. (кого?) никого
Глагол
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (неопределенная форма); 2. Постоянные признаки; а) вид; б) переходность; в) спряжение; г) возвратность. 3. Непостоянные признаки: а) число; б) время(если есть); в) лицо (если есть); г) род (если есть). III. Синтаксическая роль..
Образец разбора:
Редеет облаков летучая гряда. I. (что делает?) редеет. Н.ф. – редеть. II. Пост. – несов.в., неперех., невозвр., I спр. непост.- изъяв. накл., наст. вр., ед.ч., 3 л. III. (что делает?) редеет Причастие
План разбора:
I. Часть речи(особая форма глагола). Общее значение. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (им. падеж, ед. число, мужской род);
2. Постоянные признаки; а) действительное или страдательное; б) время; в) вид; г) переходность. д) возвратность. 3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных причастий); б) падеж (у полных причастий); в) число; г) род. III. Синтаксическая роль.
Образец разбора:
В ров из трубы, висящей на деревянных подпорках, падала вода.
Из висящей (трубы)– причастие, особая форма глагола. I. Из трубы (какой?) висящей. Н.ф. – висящий. II. Пост. – действ., наст. вр. несов.в., неперех., невозвр.; непост.- Р.п., ж.р., ед.ч. III. Из трубы (какой?) висящей
Деепричастие
План разбора:
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. II. Морфологические признаки. 1. Начальная форма (неопределенная форма глагола); 2. Постоянные признаки; а) вид; б) переходность; в) возвратность; г) неизменяемость;
III. Синтаксическая речь.
Образец разбора:
В семь утра Тави проснулась, увидев всё, что видим и мы.
увидев – деепричастие, особая форма глагола. I. (что сделав?) увидев. Н.ф. – увидеть. II. Сов.в., перех., невозвр., неизм. III. проснулась (как?) увидев
Наречие.
План разбора:
I. Часть речи.. Общее значение. II. Морфологические признаки. 1. Разряд по значению; 2. Степень сравнения (если есть); 3. Неизменяемость. III. Синтаксическая роль.
Образец разбора:
Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло.
назло – наречие. I. (зачем?) назло. Н.ф. – увидеть. II. Цели, неизм. III. (зачем?) назло Предлог.
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки. а) производный или непроизводный; б) простой, сложный или состав; III. Синтаксическая роль.
Образец разбора:
Отсутствовать на занятиях.
на – предлог
I. Отсутствовать на занятиях II. непроизв, простой. III. Не член предложения.
Союз
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки. - сочинительный или подчинительный; - разряд; - простой, сложный или составной. III. Синтаксическая роль.
Образец разбора:
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
Когда – союз. I. (когда…), ← [ ] II. Подчинит., временной, простой III. Не член предложения. Частица
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки. - разряд (формообразующая, отрицательная, модальная); - неизм.слово; III. Синтаксическая роль.
Образец разбора:
Была бы охота, заладится любая работа.
Бы – союз. I. Образует условное наклонение. II. Формообразующая. III. Не член предложения.
Синтаксический разбор словосочетания
План разбора:
1. Выписать словосочетание из предложения. 2. Найти главное и зависимое слово. 3. Указать, какими частями речи выражено главное и зависимое слово. 4. Указать вид словосочетания (именное, глагольное, наречное). 5. Определить способ подчинительной связи.
Образец разбора: Грамотный человек не делает ошибок. Грамотный человек (прилаг. + сущ.х) – именное, согласование Не делает ошибок (глаг.+ существ.) – глагольное, управление
Синтаксический разбор простого предложения
План разбора:
1. Определить вид предложения по цели высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное. 2. Определить вид предложения по эмоциональной окраске: восклицательное, невосклицательное. 3. Определить (подчеркнуть) главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Указать вид сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. 4. Простое или сложное. 5. Односоставное или двусоставное (если односоставное, то какое) 6. Полное или неполное. 7. Распространенное или нераспространенное. 8. Осложненное или неосложненное (если осложненное, то чем: однородными членами, вводными словами, обращением, обособленными членами) 9. Разбор по членам предложения. 10. Построение схемы.
Образец разбора:
Листья, седые от росы, были неподвижны. (повеств., невоск., простое, двусост., полное, распр., осложнено обособл. определ.) [сущ., | |, …]
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения
План разбора:
1. Вид предложения по цели высказывания. 2. Вид предложения по эмоциональной окраске. 3. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного. 4. Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий). 5. Объяснить расстановку знаков препинания. 6. Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного. 7. Построить схему. Образец разбора:
[ Небозаволоклотучами ],[и по землегулялветер, поднимая с земли пыль].
(повеств., невоск., сложное, союзно, ССП, состоит из двух простых предложений, соединительных союзом «и», перечесление.)
1. небозаволокло – двусост., полное, распр. 2. гулял ветер – двусост., полное, распр.осложн., обособл., обстоят. [ ], и [гл., | |, ]
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным
План разбора:
Образец разбора:
[В небольшойкомнате, (куда явошел), былодовольнотемно ].
(повеств., невоск., сложное, союзное, ССП с придаточным определителем)
1. Главное предложение - былотемно – односоставное, безличное, полное, распр. 2. Придат. предложение – явошел – двусост., неполное, нераспр.
[сущ., (куда…), …]
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточным
План разбора:
Указать, какое это подчинение: последовательное, параллельное, однородное (или комбинация этих видов)
Образец разбора:
[ Восхищениекрасотой земли, (где жилидеды и прадеды), (где намсужденопрожитьжизнь, повторитьсебя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас), - это важнейшийисточниклюбви к Родине. ]
(повеств., невоск., сложное, союзное, ССП с двумя придаточными определитьными, однород., подчинение)
1. Главное предложение - восхищение - источник – двусоставное, полное, распр. 2. Придат. предложение – жилидеды и прадеды – двусост., полное, нераспр., однор., подлеж. a. Придат. предложение – сужденопрожить, повторить, состариться, уйти – односоставное(безличное).,полное, распр., осложнено однор. сказуемыми, обособл. определением [сущ., (где Ø и Ø), (где Ø, Ø, Ø и Ø сущх., ||, - сущ ]
Синтаксический разбор бессоюзного предложения
План разбора:
Образец разбора:
[На железнодорожномпереездебыл опущеншлагбаум ]: [ со станциишелкурьерскийпоезд ].
(повеств., невоск., сложное, бессоюзное, состоит из двух простых предложений, второе указывает на причину)
1. Восхищение опущеншлагбаум – двусоставное, полное, распр. 2. Шелпоезд – двусост., полное, распр.
[ ]: [ причина ]
Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи
План разбора:
Образец разбора:
(Когда рассвело), ←[ туманещене рассеялся ]; [ онбылтакгуст ], (что в пяти шагалсилуэтчеловекаисчезалво тьме).
(повеств., невоск., сложное предложение с различными видами связи: бессоюзной и подчинительной; состоит из двух частей соединительных бессоюзной связью; I часть – СПП с придаточным места, II часть – СПП с придаточным степени).
I часть 1 Г.П. туман рассеялся – двусоставное, полное, распр. 2 Пр.П. рассвело – одност. безличн., неполн., нераспр. II часть 1 Г.П. он был густ – двусоставное, полное, распр. 2 Пр.П. силуэтизчезал – двусост. полн., распр.
(когда…), [ ]: [ так + прилаг. ], (что…)
§ 129 СТИЛИ РЕЧИ
§131 ОБОБЩАЮЩИЕ ТАБЛИЦЫ
Буквы Ь на конце слов после шипящих
Алгоритм
§132 ПРАВОПИСАНИЕ О-Ё ПОСЛЕ ШИПЯШИХ И Ц
Алгоритм
Задание 1. Определите, пользуясь алгоритмом, какие буквы нужно написать на месте пропусков. Ч…рствый человек, раствор щ…лочи, окраинные труш…бы, увидеть зайч…нка, насмехаться над ханж…й, стесняться чуж…го человека, машина с кирпич…м, выкорч…вывать пни, деревянный боч…нок, тонка беч…вка, румяные щ…ки, выч…ркивать пункт за пунктом.
Задание 2. С помощью алгоритма вставьте пропущенные буквы, определите значение устойчивых словосочетаний. В еж…вых рукавицах; забить ключ…м; приставать с нож..м к горлу; свет клином сош…лся; огнём и меч…м; калач…м не выманишь; с чуж…го голоса; ни гроша за душ…й, оставлять на ч…рный день; от больш…го ума; у ч…рта на куличках. Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, используя алгоритмы. Прибереж…т, отвлеч…шь, нович…к, свеж…, обош…л, ш…в, этаж…м, крыш…й, увлеч…нный, толч…к, горяч…, зажж..м, лягуш…нка.
§133 ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ От чего зависит правописание? От суффикса – а -бер – бир – а со бер у - со б и р а ю -дер – дир – а сдеру - сдираю -мер – мир – а замереть - замирать -пер – пир – а запереть - запирать -тер – тир – а стереть - стирать -блест – блист – а блестеть - блистать -жег – жиг – а выжег - выжигать -стел – стил – а стелить - расстилать -чет – чит – а вычет - вычитать -кос – кас – а коснуться - касание -а- (-я-) им –а внять - внимать -а- (-я-) ин - а начать - начинать Но: сочетать, сочетание
От последующей согласной
р а с т - р а щ - рос- р а с т ение, выр а щ енный, выр о сли л а г- л о ж- изл а г ать – изл о ж ить скак- скоч- ск а к ать – вск о ч ить
От ударения
гар- гор- заг а р, заг о рать,
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.48 с.) |