Беляева-Конеген С. Упырь // Стрелец. 1992. № 3. С. 168. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беляева-Конеген С. Упырь // Стрелец. 1992. № 3. С. 168.



3 Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренес­ санса. М., 1990. С. 33.


212                                                                                           Поиски новых путей

вместилище всей ее жизни —от детства, когда она играла в оло­ вянных солдатиков, до последнего ее дня, т. е. расстаться с животом —значит расстаться с жизнью.

Часто в рассказах Ю. Мамлеева сакральный смысл полу­ чают руки. Они могут жить почти отдельно от человека. Руки, что-то делающие по велению разума, продолжающие свою работу даже во сне и перед смертью, воспринимаются как пе­ редатчик воли Абсолюта, Божества (рассказы "Великий чело­ век”, "Чарли”).

Сюрреалисты особое значение придают различным анома­ лиям в человеческом теле. Люди, имеющие какие-то уродства, отмечены свыше, они напрямую связываются с Божеством, обладают знанием некоей Тайны.

Большое значение в поэтике сюрреализма имеет сон, сно­ видение. Он является промежуточным состоянием между жизнью и смертью. Заторможенное во сне сознание открыва­ ет дорогу бессознательному (вспомним “Сон разума рождает чудовищ” — знаменитые рисунки Гойи). Сон как близкое смерти состояние запечатлен в фольклоре, больше всего — в сказках.

Сюрреализм Ю. Мамлеева, особенно в “Русских сказ­ ках”, основан на фольклоре. Как положено в сказках, герои Ю. Мамлеева лишены индивидуальности, характера, обезли­ чены. Они воплощают мысль, идею. "Сон в лесу” — что-то среднее между сказкой и быличкой. "В глубоком тайном лесу, куда не любят заглядывать и звери, приютилась небольшая деревушка”, где все, как родные, жили. Как и положено в сказках, самое невероятное случается с самой красивой де­ вушкой Настей. Однажды, когда девушки играли в прятки, Настя пропала, а когда через год нашлась, то стала жить во сне. Не "будто во сне”, а именно во сне, от которого ее про­ будил, поцеловав (как в сказке), проезжий красавец. Вышла Настя замуж, казалось, счастливо зажила. Но на самом деле еще глубже стал ее сон. "Любовь не только не пробудила ее, а в еще больший сон погрузила”. И не могут от этого сна спа­ сти ни боль, ни знания. Каждое погружение в сон все более глубокое и все больше похоже на явь. Но далекий холодный голос говорит Настеньке, что даже Божий свет —это сон. Де­ вушка с короной Небесной России раскрывает Насте суть ее состояния. Только вернувшись в родную деревню, проснется Настя: "Ты очнешься в своей деревне, и она —не сон”.


П оиски новых путей                                                                                           213

Вся сказка — это сюрреалистическая метафора любви к Родине. Жизнь — сон, правда лишь то, что связано с местом рождения, и от этого нельзя спрятаться.

Сон рассматривается как “встреча реальных индивидуаль­ ных впечатлений дня с архетипами коллективного бессозна­ тельного... Одновременно происходит встреча настоящего с прошлым и личного с общим” 1.

Герои Ю. Мамлеева все время ищут Божество, Абсолют. В этих поисках они стоят на грани между бытием и небыти­ ем, пытаются ощутить какие-то предельные состояния. Мир его рассказов и сказок причудливый, таинственный. Это мир недомолвок, шепотов, странностей, с одной стороны, и под­ черкнутой обыденности — с другой. Герои пытаются постиг­ нуть тайны. Но усилий разума для этого оказывается мало. Потустороннее, запредельное — это то, “отчего у людей ум расколется”.

В сказке “Голубой” “отличник учебы”, человек “стертого возраста” Николай хочет узнать основные тайны жизни. Ему удается приблизиться к главной тайне только в бессознатель­ ном состоянии. Он испытывает ужас, который нельзя срав­ нить ни с чем: “Этому” не было слов, и любое безумие было только нежным шелестом утренних трав по сравнению с этим”. Но Николаю не пришлось дойти до конца, до той дверцы, где спрятана последняя тайна. Что-то вытолкнуло его, голубой струей вошло в сознание. Ю. Мамлеев показыва­ ет, что, приблизившись к сокровенному, человек стал спо­ койнее, доверчивее, но вел будто две жизни. Одна —метафи­ зическая, с верой в то, что “там” лучше, чем на земле. Другая — земная, с участием в различных общественных ор­ ганизациях, в помощи людям. Герой думает, что узнал нечто, что этим он отмечен свыше. Но писатель иронически отно­ сится к возможностям человека: сколько бы ни приближался к тайне, она не дается, можно познать только ее тень. И даже смерть не каждому открывает дверь к Главной Тайне.

Пограничным состоянием в движении к Абсолюту являет­ ся в концепции сюрреализма безумие, сумасшествие. Поэтому Дурак понимается как ступень на этом пути. В народных сказках не случайно Дураку все удается лучше, чем другим, хотя в делах повседневных он беспомощен.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.005 с.)