Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гальцева Р., Роднянская И. Помеха - человек. С. 225.
96 Условно-метафорическая проза на для героя. Но противостоять Рослому он не способен. Он еще пытается сопротивляться, не соглашается своими руками осуществить казнь, но его действия предрешены: ужас перед Властью живет в нем еще с той, надземной поры. А. Курчаткин не открывает нового, когда показывает ло гику развития Дела, —все это уже было сказано в “Бесах”. Но оживление ушедших, казалось бы, методов и форм идейного и физического закабаления не перестает воздействовать, тем более что дополняется фразеологией сталинских тридцатых годов. “За это я тебя и люблю —за верность твою, за надежность. Но сейчас ты смешиваешь две верности. Верность личным привязанностям и верность Делу. Высшую и низшую. Ясно? А ведь ты философ, вспомни, должен уметь разделять поня тия. Если верность Делу для тебя высшая, ты обязан низшею поступиться. Если наоборот... Если наоборот, придется отдать под суд и тебя. Не в наказание, нет. Просто не вижу иного выхода. Или ты с нашим Делом, а значит, со мной. Или про тив меня, а значит, против Дела. А кто против Дела — тот враг”. “Записки экстремиста” предупреждают об опасности идеологизации, лишающей человека воли. Начинаясь как уто пия (движение за строительство метро), повесть затем приоб ретает отчетливый антиутопический характер. Разрушается техническая утопия энтузиастов, откровенно идеологичной становится их общественная жизнь. Тридцать лет провели стро ители под землей. Когда они завершили работы и поднялись наверх, то их ожидал крах Идеи: метро никому не нужно, так как за это время изобрели новый вид транспорта — летающие магнитные пеналы. Жертвы, понесенные за Дело, оказались напрасными. Напрасной оказалась сама жизнь героя. Антиутопия —это мысленный социальный (плюс техниче ский, биологический) эксперимент, в котором намеренно иг норируются какие-то параметры, без которых моделируемый мир не мог бы в реальности состояться, но зато до упора до водятся избранные для анализа тенденции. В “Записках экс тремиста” техническая сторона — лишь повод для изображе ния идеологической антиутопии. Противостояние идеологий, когда оно выражается в фор ме войны, может привести к необратимым последствиям. Об этом “ядерная” антиутопия А. Адамовича “Последняя пасто раль”. Написанная в 1982—1986 годах, еще до распада Совет
Условно-метафорическая проза 97 ского Союза как главного противника США, повесть обраща лась к самой трепещущей и острой проблеме того времени — угрозе самоуничтожения человечества в ядерной войне. Фабула “Последней пасторали” проста: после ядерной войны, которая уничтожила все на Земле, чудом сохранился остров, где оказываются двое — Он и Она. Несмотря на ката строфу, жизнь их на острове идиллична и безмятежна. Между Нею и Им существует гармония, которая дополняется распо ложенностью природы к людям. В окружающем их мире нет ничего угрожающего. Иногда появляется что-то не совсем приятное (крысы-мутанты, пахнущие гнилью цветы, огром ные пауки), но все это не враждебно по отношению к людям. В замкнутом островном мире царит атмосфера нежности. Лишенные социальных и идеологических детерминант, Он и Она пребывают в состоянии игры-любви. Пасторальный мир острова — это реализация рая с его отсутствием конфликтов, гармонией природы и первочеловека. Недаром Он мысленно называет женщину Евой и вспоминает картину Боттичелли “Рождение Венеры”. Вначале повесть представляет собой ро бинзонаду в духе пасторали. Герои оказываются в замкнутом географическом пространстве, время в котором дискретно, солнце здесь ходит по кругу, луны нет, остров окружен какой- то черной стеной, в которой вспыхивают молнии. Судить о времени можно только по взрывным, неожиданным измене ниям: “вдруг, в одну ночь, все переменилось”, “но в одну ночь все переменилось”. Эти внезапные перемены — своего рода симптомы чувственного и нравственного климата на острове. Огромные липкие желтые цветы, которые вдруг по явились после первой ночи близости героев, постоянно пре следуют ее своим запахом. Они — знак не такой уж полной гармонии в отношениях людей. Герой каждое утро скашивает эти цветы, но они упорно вырастают снова. Появившийся Третий даже не замечает их. Когда Она уходит с Третьим, цветы исчезают и для нее. Таким образом, почти все реалии острова являются материализованными метафорами.
Воспоминания о ядерном апокалипсисе единичны и не нарушают общей идиллии, хотя недоговоренность, тайна по степенно создают ощущение дисгармонии. С появлением Третьего пасторальная тональность постепенно исчезает. На острове возникает Общество, возникают и конфликты: “где третий, там ищи ревность”. Она уходит к Третьему. Он с бо лью воспринимает ее уход. Но в условиях замкнутого мира, 98 Условно-метафорическая проза когда их жизнь могла стать возрождением человеческого рода на Земле, ее уход Он начинает считать ударом по всему чело вечеству. Герой свою ревность пытается объяснить высокой миссией, которая уготована ему как последнему мужчине — миссией прародителя. “... На моей стороне не одна лишь оби да и не личная правота, а историческая — да, как это ни громко звучит. О, это совсем особенное самочувствие, и оно снимает, отменяет многие запреты тем, что возлагает огром ные обязательства. Самочувствие, больше позволяющее, чем воспрещающее... На моих плечах будущее!” Если до сделанного Женщиной выбора герой рассуждал о личной ответственности каждого человека за происшедшую катастрофу, то теперь ревность заглушает все. Эгоистические желания побуждают его идти на крайние меры: он думает об убийстве Третьего. Но в его сознании еще сохраняются какие- то нравственные понятия. Просто так убить человека он не может. И он предлагает “благородную” дуэль. А. Адамович показывает, что даже в экстремальных усло виях люди не могут подняться над обыденным сознанием. Та вражда, которая привела к гибели человечества, убивает и возможность его возрождения на острове. Остров восприни мается как универсальная модель человечества, где в сверну том состоянии имеются все конфликты и антагонизмы, кото рые разрушили жизнь на Земле. В первоначальной идиллии воплощался синкретизм духовного и материального бытия человека. Но появление враждебности людей друг к другу ве дет и к враждебности природы. Если раньше стены, окру жавшие остров, защищали его от всех внешних воздействий ядерной катастрофы, то дисгармония мира людей разбудила и космические силы: стены разверзлись (реализация метафоры “разверзлись небеса”), и остров открылся для уничтожения. Повесть А. Адамовича состоит из двух сюжетов: репортаж- ные главы из внешнего по отношению к острову мира, где еще идет ядерная война, и важно, “кто нанесет последний удар”, и рассказ героя об островной жизни. Эти сюжеты, взаимодействуя, определяют нравственное и философское пространство произведения; конкретно-бытовые ситуации переводятся в план всевременного, общечеловеческого. В этом отношении большое значение имеют эпиграфы, которые придают обобщающий смысл событиям островной жизни. В пасторальных главах эпиграфом служат строки из поэмы Янки Купалы “Она и я”, романа Лонга “Дафнис и Условно-метафорическая проза 99 Хлоя”, которые настраивают на восприятие красоты и гармо нии чистых “райских” отношений. После появления Третьего и разрушения идиллии эпиграфы берутся из “Сказания о Гильгамеше”, “Сатапатхи Брахманы”, “Книги Иова”. Они придают последующим главам эсхатологическое звучание, иг рают прогностическую роль.
“Боги припадали к Земле, как собаки, жались у стен. Иш- тар надрывалась от крика, как женщина в родовых муках; ца рица богов обливалась слезами и восклицала своим дивным голосом: “Да обратится в прах тот день, когда я в собрании богов накликала горе! Увы, это я накликала горе в собрании богов! Это я накликала смерть для уничтожения моих людей! Где они теперь —те, которых я призвала к жизни? Как рыбь ей икрой кишит ими море”. Этот эпиграф из “Сказания о Гильгамеше” предваряет главу, в которой герой решает стре ляться на дуэли с Третьим. Причина всего — Она, женщина. Из-за нее может прекратить свое существование, не возобно виться человеческий род. “Мир повести действительно пред ставляет собой “символический образ человечества”, которое мучительно ищет пути выхода из экзистенциального тупика, в который люди завели себя сами” 1. Антиутопия А. Адамовича утверждает, что если человече ство не одумается, не посмотрит на себя с новой точки зре ния, то погибнет. Она предупреждает об абсолютной катаст рофичности ядерной войны для судеб цивилизации. С этих позиций “Последняя пастораль” — действительно последняя. В 1987 году появилась еще одна постядерная антиутопия — “Первый день спасения” Вяч. Рыбакова. Все рассмотренные современные антиутопии обладают ря дом общих специфических черт, характеризующих антиуто пию как содержательную литературную форму. Как и в традиционной антиутопии, примеры которой дала мировая литература (“Мы” Е. Замятина, “1984” Дж. Оруэлла, “О дивный новый мир” О. Хаксли и т. д.), повествование ве дется от лица участника событий. Это могут быть записки, дневник, репортаж, но антиутопический мир всегда дан из нутри, через чувства его единичного обитателя, претерпеваю щего на себе его законы и поставленного перед нами в каче стве “ближнего”21. Антиутопия всегда персоналистична.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.009 с.) |