Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Айтматов Ч. Цена - жизнь // Литературная газета. 1986. 13 августа. С. 4.
Неоклассическая проза 41 волчица, недаром ее прозвали Великой, недаром писатель на деляет ее особой приметой —синими глазами. Обращение Ч. Айтматова именно к образу волка берет ис токи в киргизской мифологии и опирается на поверья и ле генды мировой культуры. Широко известна римская легенда о капитолийской волчице, вскормившей будущих основателей Рима. Аналогичные сказания имеются в иранской, китайской, индейской мифологии, где волчица выкармливала человече ского детеныша. В одном из киргизских мифов волчица считалась прароди тельницей племени, а вождь выступал либо в образе волка, либо имел способность превращаться в волка. Кроме того, по киргизской мифологии у человеческих детей и волчат один и тот же покровитель. Поэтому не случайно появление пары волков в сюжетной канве романа. Волки олицетворяют весь природный мир, и история их жизни очень важна в философской концепции романа. Мир природы жесток, но целесообразен. Волки не станут уничтожать сайгаков больше, чем им нужно для пропитания. Это люди, вооруженные новой техникой, способны бессмыс ленно, не задумываясь о завтрашнем дне, уничтожать живое. Гармония жизни в Моюнкумской саванне, которая опре делялась “изначальным ходом вещей”, была взорвана “хун той”. На стадо сайгаков обрушилась облава, устроенная вер толетчиками и расстрелыциками. В безумной гонке волки мчатся рядом с сайгаками. “Такого — чтобы волки и сайгаки бежали в одной куче — Моюнкумская саванна не видывала даже при больших степных пожарах”. Они как бы соединяют ся в стремлении уйти от общего врага — человека. Человек и зверь поменялись местами. И Акбара в этом апокалипсисе увидела лицо, которое “явилось так близко и так страшно, с такой четкостью, что она ужаснулась...” Волчица увидела в человеке страшного зверя с бессмысленной жаждой убивать. Ч. Айтматов создает экспрессивную, динамичную картину от стрела, достигая высших вершин художественного мастерства. “Несколько раз Акбара пыталась выскочить из потока бегу щих, но это оказалось невозможным — она рисковала быть растоптанной мчащимися бок о бок сотнями антилоп. В этом бешеном убийственном галопе Акбарины волки пока еще держались кучно, и Акбара пока еще могла видеть их краем глаза —вот они среди антилоп, распластавшись, ускоряют бег,
42 Неоклассическая* проза ее первые отпрыски, выкатив от ужаса глаза,— вот Большего ловый, вот Быстроногий и едва поспевает, все больше слабея, Любимица, а вместе с ними и он обращен в панический бег — гроза Моюнкумов, ее Ташчайнар....Страх достиг таких апока липтических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от вы стрелов, показалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце, беззвучно пылающее над голо вой, тоже гонимо вместе с ними в этой бешеной облаве, что оно мечется и ищет спасения...” Трагедия Моюнкумов предстает как гибель живого мира, как предвестие конца света. Расстрелянная природа не может не мстить человеку. Но месть ее не целенаправленная. В по ток зла попадают и невиновные. Трагична судьба чабана Бостона Уркунчиева. Это честный и надежный человек, труженик, чувствующий себя хозяином на земле. Обостренная совесть, ощущение несправедливости ставят его в один типологический ряд с Едигеем Буранным. Бостон обладает большим авторитетом среди жителей гор Ис- сык-куля. Он —человек высокой духовности, внутренней чис тоты. Бостон знает и понимает природу, близок к ней. Его имя недаром переводится как “серая шкура”, то есть в его роду тотемом был волк. Бостона возмущает, что Базарбай разорил волчье логово, унес маленьких волчат. Но вернуть их Акбаре Бостон не смог. В третий раз Акбара и Ташчайнар потеряли свое потомст во. Природой предназначенная миссия не была выполнена. Еще раз была нарушена природная гармония. Когда волчица уносит Кенджеша, приняв его за своего, за волчонка, траге дия Моюнкумов завершается. Бостон, стреляя в Акбару, неча янно убивает своего маленького сына. Это роковой выстрел. Убив сына, Бостон убивает свое будущее. Но даже если бы он не убил Кенджеша, выстрел в волчицу означал бы самоубий ство, если принять во внимание, что Акбара — Волчица- прародительница.
Смерть маленького Кенджеша — последнее звено в цепи зла, которую составляли вертолетчики, загонявшие стадо сайгаков, расстрелыцики, уничтожавшие животных, те руково дители, которые решили выполнить план за счет убийства сайгаков. В той длинной цепи преступников против природы и укравший волчат Базарбай, и те, кто ради близких целей готов свести на нет всю природу. Неоклассическая проза 43 Люди, способные “выпотрошить земной шар, как тыкву”, воплощают не только нравственное, но и социальное зло. “Гонцы”, “хунта” — силы откровенно антиприродные и без нравственные. Это алкоголики, не имеющие ни семьи, ни до ма, потерявшие человеческий облик. Это жаждущие легких денег сборщики анаши, для которых не существует никаких моральных критериев. В этом же ряду и краснощекий скопец — гладенький, как яичко, всегда при галстуке, всегда с какой-то папкой, всегда “озабоченный” парторг Кочкорбаев. Откро венное человеческое “дно” смыкается с идейными предводи телями, с теми, кто стоит наверху. В концепции романа поруганная природа мстит нецелена правленно. Ее удар приходится как раз на самого достойного человека — тем страшнее трагедия. Но носитель зла может быть наказан только человеком. Бостон убивает Базарбая. И это расплата за трагическую участь семьи волков и семьи Бос тона. Параллель Акбара, Ташчайнар, волчата — Бостон, его жена, сын, которая пронизывала роман, получила цельное, законченное трагическое воплощение. “Вот и конец света,— сказал вслух Бостон, и ему откры лась страшная истина: “весь мир до сих пор заключался в нем самом, и ему, этому миру, пришел конец”. Убив Базарбая, Бостон, хотя и наказал зло, но “понял, что с этой минуты он преступил некую черту и отделил себя от остальных”. Имеет ли человек право даже во имя большой идеи, справедливой цели посягать на жизнь другого —это во прос, возникающий не только в связи с образом Бостона. В этом вопросе как раз и переплетаются линии судьбы Авдия Каллистратова и Бостона. Особую роль связки играет и при дает философскую наполненность проблеме грузинский рас сказ “Шестеро и седьмой”, который вспоминается Авдию во время выступления болгарского хора. Седьмой без колебаний, во имя идеи, убивает шестерых. Он считает поступок справедливым. Но до этого седьмой ел и пил вместе с шестерыми, пел грузинские песни, прощаясь с родной землей. Он чувствовал себя родным среди земляков, но должен был выполнить революционный долг. Убив шесте рых, седьмой убивает и себя. Он не выдерживает этого по ступка, так как, согласно личной этике, он безнравствен. Этот рассказ напрямую смыкается с финалом романа. Ощутив ко нец своего личного мира, Бостон уходит в манящие воды Ис- сык-куля. 44 Неоклассическая проза В романе “Плаха” соединились и реалистическая повесть, и апокриф, и притча, и животный эпос, и философский диа лог, и открытая публицистичность. Линия “гонцов”, Авдия и его богоискательства написана философствующим публици стом. Наиболее ценное воплощение художественный талант Ч. Айтматова получил в повествовании о жизни волков и о судьбе Бостона. Роман продемонстрировал связь прямого со циального обличения с христианской мифологией и вечными вопросами бытия.
Три произведения — “Пожар” В. Распутина, “Печальный де тектив” В. Астафьева и “Плаха” Ч. Айтматова ознаменовали собой переход к новому периоду в литературе, явившемуся отражением и следствием нового периода в жизни общества и государства. Они находились как бы на стыке социальной критики и апологии духовных поисков порубежного предпе- рестроечного времени. Продолжая линию критического реализма, писатели- “традиционалисты” стремились создать объективный образ человека в изменившемся обществе, обществе, насыщенном противоречиями, чреватом взрывами, непредсказуемыми по воротами. В реалистической прозе, с одной стороны, резко усилилось ощущение трагической “разорванности” мира, не гармоничности его связи с человеком, неслаженности в душе самого современника (И. Митрофанов “Кормушка для крыс”, А. Терехов “Зимний день начала новой жизни”) или прошлых поколений (В. Астафьев “Прокляты и убиты”, Г. Владимов “Генерал и его армия”). С другой стороны, “традициона листы” стремятся показать пути обретения спокойствия духа и мира в душе. Советские писатели довольно часто использовали библей ские мотивы и образы (“Плаха” Ч. Айтматова, “Покушение на миражи” В. Тендрякова, “Хранитель древностей” Ю. Дом бровского). Обращение к ним было связано со стремлением найти извечные опоры — нравственные и философские —для своих отнюдь не религиозных концепций. Но уже в начале 80-х годов были написаны произведения, которые можно оп ределить как религиозные по той идее, христианской в своей сути, что положена в их основу. С середины 80-х началось так называемое религиозное возрождение. Хотя это явление носит пока характер внеш ний (увеличился наплыв народа в церкви, как и количество самих церквей, узаконены религиозные праздники и т. д.), Неоклассическая проза 45 хотя массовое сознание еще безрелигиозно, но литература на религиозные темы уже довольно велика. Здесь еще нет произ ведений (за исключением не-православного романа “Псалом” Ф. Горенштейна), которые были бы “основаны на фундамен те лично выстраданной религиозной идеи” 1, как это было в творчестве Гоголя, Достоевского, Розанова, Мережковского. В основном современные писатели религиозного направления описывают религиозную (церковную, монастырскую) жизнь в ее бытовом или психологическом ракурсе, в художественной форме толкуют применительно к современному бытию рели гиозные категории. Проза эта уже обширна: повесть В. Ал феевой “Джвари”, рассказ О. Николаевой “Кукс из рода се рафимов”, ее же повесть “Инвалид детства”, рассказ Л. Бо родина “Посещение”, повесть “Паломники” и “Лох”
A. Варламова, “Сними проклятие, господи!” В. Лихоносова, “Отверзи ми двери” Ф. Светова. В современной прозе на религиозные темы уже выработа лись общие типологические черты. Прежде всего это реали стическая традиционная манера письма, без подтекстов и вторых планов, где каждое слово однозначно и самодостаточ но. Главный герой (часто это одновременно и автор- рассказчик) — неофит, новообращенный. Отсюда свежесть и неискушенность, иногда некоторая робость взгляда на еще малознакомый мир, отсюда обостренность восприятия и стремление к психологической мотивировке образов. Отсюда же и сюжет, движение которого определяется постепенностью постижения Истины, принятия Веры, открытия Таинств. Одной из первых в 1989 году была опубликована повесть B. Алфеевой “Джвари”. Женщине-писательнице Веронике вместе с сыном Митей "выпадает редкостный случай” пожить в мужском монастыре, затерянном в горах. Здесь обитают всего три монаха, решивших нести крест (“джвари” и есть по- грузински “крест”) отьединенности от мирской жизни. Повествование ведется от имени героини, к сорока пяти годам пришедшей к мысли о необходимости веры. Что же привело светскую женщину к Богу? Еще в те времена, когда существовала религиозная традиция, когда человек в семье с младенчества впитывал религиозное чувство, С. Булгаков ска зал, что счастливые неверующие редко видят Бога. От неве рия к вере идут или обделенные, или думающие. После семи
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.94.187 (0.011 с.) |