Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиология . Основные принципы построения профессиологического исследования
Это научная дисциплина, появившаяся на стыке философии, социологии, психологии и целого ряда других наук и изучающая закономерности и тенденции профессионализации. Профессионализация – целостный непрерывный процесс становления личности, специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии, и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятельности определяется методами профессиональной ориентации и профессионального отбора. Профессиологические исследования интегрируют научную информацию в различных направлениях. Чаще всего этими направлениями являются деятельностно‐нормативное и профессиолого‐психологическое. В этом смысле и понятийно‐терминологический аппарат, и принципы исследования профессиологических явлений возможно выявлять в соответствии с данными направлениями. Деятельностный и интегративный методологические подходы используются как базовые в профессиологии. Общепрофессиологические принципы являются основой для формирования профессионализма деятельности. К ним можно отнести следующие принципы: профессио нальной принадлежности; исследования профессиональной деятельности; социальных и психофизиологических особенностей профессии; взаимодействия индивидуального; личностного и профессионального развития; психологического сопровождения профессионального труда и педагогического об разования; техникотехнологический; обеспечения профессиональной мобильности. Вторая группа принципов – это принципы изучения психологии профессио нальной деятельности и профессий. Согласно выделению психологических проблем исследования профессиональной деятельности педагогов и педагогических профессий группу принципов можно разбить на подгруппы: – принципы профессионального станов ления личности. К ним отнесем: принцип противоречивости между свойствами, качествами личности и требованиями к педагоической деятельности; принцип взаимодействия индивидного, личностного и профессионального в педагоге; принцип профессионально обусловленной структуры личности педагога; – принципы исследования профессио нального самоопределения личности педа гога. К ним отнесем принцип избирательности, принцип типизации самоопределения, принцип возраста и принцип внутриличностных конфликтов;
– принципы профессионального кризиса и профессиональной деструкции личности педагога. К ним отнесем: принцип типологизации, принцип факторности, принцип психологической детерминированности профессиональной деструкции, принцип уровневости профессиональных деструкций; – принципы психологического диагно стирования и мониторинга профессиологи ческих объектов: методический принцип, принцип оценивания результативности деятельности, принцип психологического сопровождения, принцип консультирования. 1. Методологические принципы профессиологии педагогического образования – это базовая отправная точка исследования профессиологических явлений и объектов. Они указывают начальные позиции исследования в профессиологии педагогического образования, которые позволяют обоснованно использовать те или иные методы, средства, формы изучения деятельностно-нормативного и профессиолого‐психологического направлений профессиологии. 2. Философские принципы ориентируют рассмотрение профессиологических объектов в непрерывном многоуровневом образовании на использование фундаментальных понятий, отражающих окружающую нас действительность, обязывающих познавать материальность мира, детерминировать его устойчивость и изменчивость. К философским принципам можно отнести: принцип единства анализа и синтеза, принцип универсальной всесторонности, принцип восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, принцип историзма, принцип причинности в познании. - Единство анализа и синтеза в познании профессиологии рассматривается как принцип диалектической логики, изучающей законы и формы мышления как отражение всеобщих законов развития в профессиональной действительности и познания педагогической деятельности, ориентирующей исследования в профессиологии педагогического образования в их познавательной и практической деятельности.
- Реализация принципа универсальной всесторонности возможна лишь при ис‐ пользовании единства анализа и синтеза, которые объединяются при исследовании любого объекта профессиологии педагогического образования и тем самым выделяются как необходимые для исследования. 3. На межнаучном уровне выделены принципы, позволяющие формировать общее научное знание о педагогической деятельности, педагогических профессиях в отличие от специальных областей педагогического знания, так как без обоснования научных фактов взаимодействия наук невозможно повысить качество педагогического образования. К принципам общенаучного уровня можно отнести следующие: системности, системной дополнительности, обратной связи, прогностичности, ин теграции и дифференциации, альтернатив ности, вариативности и другие. -Принцип системности обеспечивает построение, функционирование и развитие профессиологических систем в педагогическом образовании. При этом функционирование принципа системности может проявляться в четырех взаимодополняющих аспектах – как единство интердисциплинарного и системного подходов в виде синтеза сложной профессиологической системы (например, интегрированной профессии, системы профориентационной работы); как соединение теоретических и практических аспектов в анализе системы содержания педагогической деятельности и системы педагогического образования, их под‐ систем и компонентов; как взаимопроник новение технико‐технологических процессов (моделирование, конструирование) в явление профессиологического проектирования; как взаимодействие интегрированных и дифференцированных процессов в содержании и функциях профессиональной деятельности педагогов, проявляющихся в процессе теоретического и практического обучения. - Принцип системной дополнительности выражается в том, что подсистема одной профессиологический системы в своем развитии обеспечивает предпосылку для успешного развития и саморегуляции других подсистем, входящих в ту же систему. - Принцип прогностичности предусматривает создание содержания и процесса педагогического образования с учетом дальне‐, средне‐ и краткосрочной профессиологической перспективы. - Принцип альтернативности предусматривает возможность применения иных методологических подходов к решению вопроса об исследовании содержания педаго‐ гической деятельности и ее переноса в систему педагогического образования, которые бы более обосновали его интегративность, комплексность, результативность, позволили бы учащимся в сокращенные сроки овладеть педагогической профессией, специальностью, способствовали бы формированию конкурентоспособности педагога. 4. Принцип вариативности в исследовании профессиологических явлений реализуется через изменение их целей и путей достижения. 5. Принцип конкурентоспособности обусловливает такое содержание и процесс практического обучения, которые дают возможность обеспечить человеку конку‐ рентоспособность на рынке труда, несмотря на изменяющуюся социальнопрофес‐ сиональную среду. 6. Принцип непрерывности и многоуровневости требует создания таких профессиологических проектов и моделей, которые бы обеспечивали возможность получения разноуровневого образования в рамках одного учебного заведения или комплекса учебных заведений. Непрерывность и многоуровневость образования рассматриваются всегда в определенных пространственно- временных рамках. Например, центр профессионального образования реализует подготовку по профессиям начального, среднего и высшего образования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.008 с.) |