Ориентировочный репертуар для контрольных уроков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ориентировочный репертуар для контрольных уроков



ВСТУПЛЕНИЕ

 

Учреждения дополнительного образования сферы культуры (школы искусств по видам искусств): школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы согласно Положению, утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 76-ОД от 13.04.2016, зарегистрированном в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016, в своей деятельности руководствуются Конституцией и другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и предоставляют государственные гарантии эстетического воспитания через доступность к достижениям отечественной и мировой культуры, готовят базу для занятий художественным творчеством, а для наиболее одаренных учеников – к выбору профессии в области культуры и искусств.

В соответствии с Законом «Об образовании» Донецкой Народной Республики, принятым Постановлением Народного Совета 19.06.2015 (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС), в учреждениях дополнительного образования – школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств.

Реализация образовательных программ в области культуры и искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также на последовательном прохождении взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Государственный стандарт предпрофессионального образования в сфере культуры и искусств определяют Типовые учебные планы учреждений дополнительного образования – школ искусств по видам искусств (школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы), утвержденные Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 156-ОД от 28.07.2016 г., и устанавливают требования к содержанию и объему образовательной подготовки учащихся в соответствии с профессиональным направлением.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хоровое пение занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования, так как этот предмет развивает музыкальные способности учеников. Правильное и систематическое хоровое обучение с детских лет есть основой общей музыкальной культуры, и является первой ступенью в мир музыки.

Актуальность программы заключается в раннем музыкальном развитии ребенка, позволяющем наиболее точно определить его перспективы с учетом музыкальных способностей.

Исполнение этой задачи ставит перед учащимся хорового отделения возможность подготовки в дальнейшем к обучению на дирижёрско-хоровом отделении в музыкальных училищах и консерватории. Но для того, чтобы дети, которые поступают на это отделение, имели хотя бы элементарные представления о хоровом дирижировании в школах искусств, где открыты хоровые отделения, необходимо вводить с первого класса понятие о хоровом дирижировании, а с пятого класса – чтение партитур и дирижирование (элементарное представление о технике дирижирования).

Этим и обусловлено место предмета по выбору «Чтение хоровых партитур и дирижирование» в комплексе специальных дисциплин учебного плана хорового отделения школы искусств и музыкальной школы.

Предмет «Чтение хоровых партитур и дирижирование» ставит перед собой цель:

· научить детей понимать хоровое искусство, познакомить с народной песней в обработке выдающихся композиторов, а также хоровыми произведениями классического наследия;

· развить в учениках способность самостоятельной работы над партитурой, умение её анализировать;

· познакомить детей с основными элементами дирижирования.

 

Класс

Цель: подготовка к обучению на хоровом отделении в детской музыкальной школе или школе искусств.

Задачи:

обучающие:

· развитие музыкального слуха, интонационных данных, музыкальной памяти;

развивающие:

· раскрытие и выявление музыкальных способностей ребенка;

· развитие у детей координации между слухом и голосом;

· развитие творческой активности, художественного вкуса, накопление музыкальных впечатлений;

воспитательные:

· воспитание любви к музыке;

· развитие внимания, соблюдение правил поведения на уроке, приучение детей к дисциплине и труду.

Специфика музыкального воспитания в 0 классе определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на учащихся 5-7 летнего возраста.

Формы и режим занятий.

Форма занятий – урок.

Продолжительность урока – 45 мин.

Изучаемые предметы:

· сольное пение;

· сольфеджио;

· хоровое пение.

Контрольный урок – I полугодие.

Переводной академконцерт – II полугодие.

    На начальном этапе происходит координация слуха и голоса, перестройка голосового аппарата с речевой функции на певческую, формируются все вокально-хоровые навыки, музыкальный слух, память, внимание.

Раздел 1. Вокальные упражнения (сольное пение)

1.1. Певческая установка – правильное положение корпуса, плеч, рук, ног при пении сидя и стоя.

1.2. Пение несложных вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов. Приобретение начальных вокально-хоровых навыков.

1.3. Работа над дыханием – спокойный бесшумный вдох, смена дыхания между фразами.

1.4. Работа над звуком – правильно открытый рот, пение без напряжения, правильное формирование гласных. Упражнения по развитию звукообразования и звуковедения. Упражнения на расширение диапазона.

1.5. Развитие артикуляции и дикции. Активность губ без напряжения лицевых мышц. Ясное произношение согласных с опорой на гласные, короткое произношение согласных в конце слова. Выделение логического ударения. Дикционные упражнения.

Раздел 2. Вокально-хоровая работа

2.1. Работа над интонацией, унисоном, динамикой, ритмом.

2.2. Работа над текстом. Разбор текста в доступной учащимся форме с объяснением незнакомых слов и с выражением.

2.3. Усвоение дирижерских жестов преподавателя.

2.4. Разучивание произведения по слуху, развитие музыкальной памяти.

2.5. Работа над исполнением музыкального произведения – характеристика содержания, анализ средств выразительности.

2.6. Подготовка к концертным выступлениям. Умение вести себя на сцене. Применение элементов театрализации для раскрытия художественного образа.

Первый класс

1. Понятие про звуковую высотность. Голос – низкий, высокий.

2. Понятие инструментальной и вокально-хоровой музыки. Разница.

3. Одноголосные мелодии. Движения вверх, вниз постепенно и скачкообразно.

4. Размер 2/4, 3/4.

5. Мелодии в тональностях до двух знаков в ключе.

6. Игра мелодии одной рукой, затем другой.

7. Пение мелодии – сольфеджирование и пение со словами.

8. Простейший анализ (размер, автор произведения, движения мелодии, различие тона и полутона).

9. Знакомство с двухголосием.

Второй класс

1. Понятие хоровой партитуры.

2. Простейший анализ хорового произведения (композитор, автор поэтического текста, тональность, размер).

3. Деление на голоса (сопрано, альт).

4. Знакомство с двухголосными партитурами.

5. Размер 2/4, 3/4.

6. Тональность партитур до двух ключевых знаков (Мажор).

7. Игра партитур и по голосам. Функции правой и левой руки. Правая рука сопрано, левая – альт.

8. Пение партий – сольфеджирование и пение со словами.

9. Игра партитуры с тактированием: пение, игра одной рукой тактирование другой.

 

Третий класс

1. Усовершенствование знаний и навыков, приобретённых учащимися во втором классе.

2. Размер 2/4, 3/4.

3. Тональность партитур – мажорные и минорные тональности до 2-х ключевых знаков. Двухголосие с элементами трехголосия (II семестр).

4. Понятие о диапазоне.

5. Анализ произведения (автор музыки и поэтического текста, размер; со IIсеместра – интервальный состав партий).

6. Пение партий с тактированием одной рукой (сольфеджирование и пение со словами).

Ориентировочный репертуар для контрольных уроков

1. Колесса Ф. «Січова пісня» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
2. Колесса Ф. «Ой летіла зозуленька» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
3. Колесса Ф. «Та не жур мене» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
4. РНП «Ах вы сени мои, сени» (обр. Любского С.) Сборник песен для средней школы. 2 издание. М., Государственное учебно-педагогическое издательство. Министерство просвещения РСФСР, 1965.

 

Четвертый класс

1. Углубление знаний и усовершенствование навыков, приобретенных в предыдущих классах.

2. Партитуры в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

3. Тональности – мажорные и минорные до трёх знаков в ключе.

4. Двухголосие с элементами трехголосия.

5. Пение партий с игрой партитуры.

6. Анализ произведения (автор музыки и поэтического текста, размер, диапазон, интервальный состав партий – горизонталь и вертикаль).

 

Пятый класс

1. Углубление знаний и усовершенствование навыков, приобретенных в предыдущих классах.

2. Партитуры в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

3. Тональности – мажорные и минорные до трёх знаков в ключе.

4. Трехголосие.

5. Пение партий с игрой партитуры.

6. Анализ произведения (авторы музыки и поэтического текста, размер, диапазон, гармонический анализ: простейшие аккорды – Т5/3, S5/3, D5/3 с обращениями).

7. Начальные элементы дирижирования (понятие про ауфтакт, постановка корпуса, постановка рук, размер 2/4, снятие на первую и вторую доли).

8. Форма записи музыкального текста в хоровой партитуре.

Шестой класс

1. Углубление знаний и усовершенствование навыков, приобретенных в предыдущих классах.

2. Партитуры в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

3. Тональности – мажорные и минорные до трёх знаков в ключе.

4. Трехголосие с элементами четырехголосия.

5. Пение партий с игрой партитуры.

6. Анализ произведения (авторы музыки и поэтического текста, тональность, размер, диапазон, теоретический материал – в соответствии с планом теоретических дисциплин шестого класса с 8-летним сроком обучения).

7. Понятие про аккомпанемент, дифференциация рук.

8. Усовершенствование приобретенных навыков – ауфтакт, схема размера 2/4, снятие первой и второй доли. Знакомство со схемой 3/4 и 4/4.

9. Пение песен под собственный аккомпанемент.

 

Седьмой класс

1. Углубление знаний и усовершенствование навыков, приобретенных в предыдущих классах.

2. Партитуры в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

3. Пение партий по горизонтали и вертикали.

4. Разбор простейшего произведения с хором.

5. Трехголосие с элементами четырехголосия (a’cappella и с сопровождением).

 

 

Восьмой класс

1. Углубление знаний и усовершенствование навыков, приобретенных в предыдущих классах.

2. Партитуры в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

3. Знакомство с размерами 3/8, 6/8.

4. Понятие смешанного хора и мужского.

5. Игра партитур смешанного хора и мужского.

6. Трех-, четырехголосные партитуры – игра, пение партий (горизонталь и вертикаль). Дирижирование.

7. Анализ произведения (авторы музыки и поэтического текста, тональность, размер, диапазон, теоретический материал – в соответствии с планом теоретических дисциплин восьмого класса с 8-летним сроком обучения).

8. Произведения с сопровождением.

9. Работа с хором – подготовка программы выпускных экзаменов (два произведения - a’cappella и с сопровождением).

 

Контрольные мероприятия

I, II, III, IV классы – два академических концерта на год.

1 академический концерт – в первом семестре.

Требования:

· исполнить одно произведение a’cappella – играть и петь партии сольфеджио и со словами, тактировать;

· теория в объеме знаний данного класса.

2 академический концерт – переводной. Исполняются два произведения (одно с сопровождением).

Требования: как и в 1 академическом концерте.

V, VI, VII классы – два академических концерта на год.

1 академический концерт – в первом семестре.

Требования:

· исполнить одно произведение a’cappella – играть и петь партии с игрой партитуры, затем отдельно каждый голос со словами и тактированием;

· теоретический анализ в объеме знаний данного класса.

2 академический концерт – переводной.

 

 

Требования:

· исполнить два произведения – a’cappella и с сопровождением (под собственный аккомпанемент), играть и петь партии с игрой партитуры, затем отдельно каждый голос со словами и тактированием;

· теоретический анализ в объеме знаний данного класса.

VIII класс – выпускной экзамен.

Требования к выпускному экзамену:

· продирижировать двумя произведениями, одно из которых без сопровождения;

· произведение a’cappella играть, петь партии с игрою партитуры, затем петь партии по горизонтали и вертикали;

· дать полный теоретический анализ произведения (автор произведения и поэтического текста, форма произведения и полный анализ в объеме знаний 8-летнего срока обучения).

 

Репертуарные списки

Первый класс

1. РНП «Как пошли наши подружки» Попов В. Русская народная песня в детском хоре. М., «Музыка», 1985.
2. РНП«Как у наших у ворот» Попов В. Русская народная песня в детском хоре. М., «Музыка», 1985.
3. РНП «Во поле береза стояла» Попов В. Русская народная песня в детском хоре. М., «Музыка», 1985.
4. Колесса Ф. «Гриби» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
5. РНП «Кукует кукушечка» Попов В. Русская народная песня в детском хоре. М., «Музыка», 1985.
6. Колесса Ф. «Коза-дереза» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
7. Колесса Ф. «До школи час» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.

 

Второй класс

1. Колесса Ф. «Тато й мама» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
2. Колесса Ф. «Баранчик» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
3. Колесса Ф. «За горою, за лугом» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
4. РНП «Как по лугу, лугу» Попов В. Русская народная песня в детском хоре. М., «Музыка», 1985.
5. РНП «Поиграем, девушки» Попов В. Русская народная песня в детском хоре. М., «Музыка», 1985.
6. Леонтович Н. «Закувала зозуленька» Леонтович Н. «Хорові твори».                 К., «Музична Україна», 1970.
7. Одоевский В. «Пой в восторге, русский хор» «Детский хор». Репертуар хормейстера. Вып. 2. М., «Музыка», 1983.
8. Михальчук Г. «Іде літо» «Пісня про нас». Сборник песен композиторов Донетчины для детей. Донецк, 2005.
9. Шаинский В. «Веселая карусель» Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс. Пособие для детских музыкальных школ и школ искусств. М., «Советский композитор», 1988.

 

Третий класс

1. РНП «Ах вы сени мои, сени» (обр. Любского С.) Сборник песен для средней школы. 2 издание. М., Государственное учебно-педагогическое издательство. Министерство просвещения РСФСР, 1965.
2. РНП «Ай, во поле липенька» (обр. Юрлова А.) Детский хор. Выпуск 6. М., «Музыка», 1987.
3. РНП «На калине белый цвет» (обр. Попова В.) Детский хор. Выпуск 6. М., «Музыка», 1987.
4. Белорусская народная песня «Савка и Гришка» Песни для учеников 1-3 класса общеобразовательных школ. К., «МузичнаУкраїна», 1985.
5. Бах И. «Ария» «Хоровой класс». М., 1988.
6. Бартак Б. «Я иду» «Хоровой класс». М., 1988.

 

Четвертый класс

1. Колесса Ф. «Подоляночка» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
2. Леонтович Н. «Грицю, Грицю до роботи» Леонтович Н. «Хорові твори».                 К., «Музична Україна», 1970.
3. Леонтович Н. «Пливе човен» Леонтович Н. «Хорові твори».                 К., «Музична Україна», 1970.
4. РНП «Со двора, со дворика» (обр. Марисовой И.) Детский хор. Выпуск 6. М., «Музыка», 1987.
5. РНП «А я по лугу гуляла» (обр. Марисовой И.) Детский хор. Выпуск 6. М., «Музыка», 1987.
6. Корзин В. «В знойный день» Репертуар детских и юношеских хоров. Выпуск 6. Из репертуара детской хоровой студии «Весна». Сост. Пономарев А., М., «Советский композитор», 1976.

Пятый класс

1. Колесса Ф. «Думка» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
2. Колесса Ф. «Любо ластівко» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
3. Колесса Ф. «Осінь» Хоровые произведения украинских композиторов для детского и женского хора. Составитель – доцент Зеленецкая И. К., 2004.
4. Леонтович Н. «Ой у полі жито» Леонтович Н. «Хорові твори».                 К., «Музична Україна», 1970.
5. Леонтович Н. «Ой за гори кам’яної» Леонтович Н. «Хорові твори».                 К., «Музична Україна», 1970.
6. Леонтович Н. «Добрий вечір, дівчино» Леонтович Н. «Хорові твори».                 К., «Музична Україна», 1970.
7. Финская народная песня в обр. Г. Струве «Над озером» Попов В. Халабузарь П. Хоровой класс. Пособие для детских музыкальных школ и школ искусств. М., Советский композитор, 1988.
8. Карминский М. «Осыпаются астры в садах» Карминский М. Для детского хора                без сопровождения. К., «Музична        Україна», 1988.
9. Японская народная песня «Сакура» (обр. Соколова В.) Детский хор. Выпуск2. М., «Музыка», 1987.
10. Литовская народная песня «Солнышко вставало» (канон) Детский хор. Выпуск 2. М., «Музыка», 1987.

 

Шестой класс

1. Колесса Ф. «Заповіт Тараса Шевченка» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
2. Колесса Ф. «Косарі» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
3. Колесса Ф. «Стоїть Явір» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
4. Леонтович М. «Пішов милий» Леонтович Н. «Хорові твори». К., «Музична Україна», 1970.
5. Леонтович Н. «Пливе човен» Леонтович Н. «Хорові твори».                 К., «Музична Україна», 1970.
6. Леонтович Н. «Ой піду я в ліс по дрова» Леонтович Н. «Хорові твори».                 К., «Музична Україна», 1970.
7. Карминский М. «Чудная картина» Карминский М. Для детского хора                без сопровождения. К., «Музична        Україна», 1988.
8. Лученок И. «Соняшна пісенька» Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс. Пособие для детских музыкальных школ и школ искусств. М., «Советский композитор», 1988.
9. Пение детских песен с сопровождением «Весела карусель». Выпуск 1,5. М., «Музыка», 1980. Сборник песен для средней школы. Второе издание. – М., Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1965.

 

Седьмой класс

a’cappella

1. Колесса Ф. «Коломийки» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
2. Колесса Ф. «Ой, гаю мій» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
3. Колесса Ф. «Удівонька» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
4. Леонтович Н. «Щедрик» Леонтович Н. «Хорові твори». К., «Музична Україна», 1970.
5. Колодуб Ж. «Тече вода з під явора» Хорові твори українських композиторів для дитячого та жіночого хору. Сост. Зеленецкая И. – К., 2004.
6. Карминский М. «Околдован лес стоит» Карминский М. Для детского хора                без сопровождения. К., «Музична        Україна», 1988.
7. Карминский М. «Сияет солнце» Карминский М. Для детского хора                без сопровождения. К., «Музична        Україна», 1988.
8. Карминский М. «И дни бегут» Карминский М. Для детского хора                без сопровождения. К., «Музична        Україна», 1988.

 

с сопровождением

1. Бах Й. «Перед дорогою» Попов В. Халабузарь П. Хоровой класс. Пособие для детских музыкальных школ и школ искусств. М., Советский композитор, 1988.
2. Стеценко В. «Красавица зима» «Пісні про нас». Збірка пісень композиторів Донеччини для дітей. Донецьк, 2005.
3. Шопен Ф. «Желание» Попов В. Халабузарь П. Хоровой класс. Пособие для детских музыкальных школ и школ искусств. М., Советский композитор, 1988.
4. Леонтович Н. «Хор русалок и новая русалка» из оперы «На русалчин великдень» Хоровые произведения украинских композиторов для детского и женского хора. Составитель – доцент Зеленецкая И. К., 2004.
5. Михальчук Г. «О чем расскажет музыка» «Пісні про нас». Збірка пісень композиторів Донеччини для дітей. Донецьк, 2005.
6. Завалишина М. «Кульбаба» «Пісні про нас». Збірка пісень композиторів Донеччини для дітей. Донецьк, 2005.
7. Чичков Ю. «Мой солнечный зайчик» Детский хор. Выпуск 2. М., «Музыка», 1987.
8. Гладков Г. «Песня о волшебниках» (перел. для 2-х голосов Марисовой И.) Детский хор. Выпуск 2. М., «Музыка», 1987.
9. Моцарт В. «Маленькая пряха» Детский хор. Выпуск 2. М., «Музыка», 1987.

 

Восьмой класс

a’cappella

1. Колесса Ф. «Журавель» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
2. Колесса Ф. «Удівонька» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
3. Колесса Ф. «Коломийки» Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
4. Леонтович М. «Світе тихий» Леонтович Н. «Хорові твори». К., «Музична Україна», 1970.
5. Леонтович М. «Ой, піду я в ліс по дрова» Леонтович Н. «Хорові твори». К., «Музична Україна», 1970.
6. Леонтович М. «Дударик» Леонтович Н. «Хорові твори». К., «Музична Україна», 1970.
7. Леонтович М. «Щедрик» (для смешанногохора) Леонтович Н. «Хорові твори». К., «Музична Україна», 1970.
8. Леонтович М. «Піють півні» Леонтович Н. «Хорові твори». К., «Музична Україна», 1970.
9. Леонтович М. «Гаю, гаю, зелень розмаю» (для мужского хора) Леонтович Н. «Хорові твори». К., «Музична Україна», 1970.
10. Леонтович М. «На добраніч, усім на ніч» (для мужского хора) Леонтович Н. «Хорові твори». К., «Музична Україна», 1970.
11. Мейтус Ю. «Утоптала стежечку» Хоровые произведения украинских композиторов для детского и женского хора. Составитель – доцент Зеленецкая И. К., 2004.
12. Глюк К. «Праздник хора» Детский хор. Выпуск 2. М., «Музыка», 1987.

 

с сопровождением

1. Некрасов О. «На зеленому горбочку» Хоровые произведения украинских композиторов для детского и женского хора. Составитель – доцент Зеленецкая И. К., 2004.
2. ГригЭ. «Лесная песня» Детский хор. Выпуск 2. М., «Музыка», 1987.
3. Шаповаленко В. «Серце віддаємо вчителям» Хоровые произведения украинских композиторов для детского и женского хора. Составитель – доцент Зеленецкая И. К., 2004.
4. Фильц Б. «Йде весна» Хоровые произведения украинских композиторов для детского и женского хора. Составитель – доцент Зеленецкая И. К., 2004.
5. Дычко Л. «Травень» Хоровые произведения украинских композиторов для детского и женского хора. Составитель – доцент Зеленецкая И. К., 2004.
6. Мусоргский М. «Гопак» изоперы «Сорочинскаяярмарка»  
7. УНП «Ой там на вершечку» (обр. Кирилиной Л.)  

 


 

Методическая литература

1. Алмазов Е. «Анатомо-физиологические предпосылки для звучания детского голоса». – М., 1965.
2. Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе». – М., 1983.
3. Багадуров В. «Воспитание и охрана детского голоса». – М., 1953.
4. Виноградов К. «Работа над дикцией в хоре». – М., 1967.
5. Емельянов В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». – СПб., 1997.
6. Егорычева М. «Упражнения для развития вокальной техники». –                          Киев, 1980.
7. Чистый голос: Методические материалы для организаторов и педагогов детских Эстрадно-вокальных студий. – М., 2003.

Репертуарные сборники

1. Аренский А., Детские песни. – М., 1979.
2. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста.          Вып. 14. – М., 1978.
3. Дубравин Я., «Песни героев любимых книг». – Л., 1978.
4. Песенник для малышей. – М., 1987.
5. Песенник для малышей. – М., 1991.
6. Струве Г. «Ступеньки музыкальной грамотности». – СПб., 1997.
7. Шаинский В. Избранные песни. – М., 1985.
8. Чичков Ю. «Песни нашего сердца». – М., 1975.
9. Чичков Ю. «Чьи песни ты поешь». – М., 1979.
10. Карминский М. Для детского хора без сопровождения. К., «Музична Україна», 1988.
11. Колесса Ф. «Шкільний співаник». Изд. второе. К., «Музична Україна», 1993.
12. Леонтович Н. «Хорові твори». К., «Музична Україна», 1970.
13. Нашим детям. Сборник песен для детей среднего школьного возраста. Вып. 20. – К.: «МузичнаУкраїна», 1980.
14. Веселая карусель. Вып. 1-5. – М.: Музыка, 1980-1987.
15. Попов В. Русская народная песня в детском хоре. М., «Музыка», 1985.
16. Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс. Пособие для детских музыкальных школ и школ искусств. М., «Советский композитор», 1988.
17. Репертуар детских и юношеских хоров. Вып. 8. Из репертуара детской хоровой студии «Весна». Сост. А. Пономарев. – М.: Советский композитор, 1976.
18. Сборник песен для средней школы. Пение с фортепиано. Изд. второе. – М.: Государственная учебно-педагогическое издательство Министрества просвещения РСФСР, 1965.
19. Хоровые произведения украинских композиторов для детского и женского хора. Составитель – доцент Зеленецкая И. К., 2004.
20. Детский хор. Выпуск 2, 6. Сост. Марисова И. М., М., «Музыка», 1983.
   

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Учреждения дополнительного образования сферы культуры (школы искусств по видам искусств): школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы согласно Положению, утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 76-ОД от 13.04.2016, зарегистрированном в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016, в своей деятельности руководствуются Конституцией и другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и предоставляют государственные гарантии эстетического воспитания через доступность к достижениям отечественной и мировой культуры, готовят базу для занятий художественным творчеством, а для наиболее одаренных учеников – к выбору профессии в области культуры и искусств.

В соответствии с Законом «Об образовании» Донецкой Народной Республики, принятым Постановлением Народного Совета 19.06.2015 (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 № 111-IНС), в учреждениях дополнительного образования – школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств.

Реализация образовательных программ в области культуры и искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также на последовательном прохождении взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Государственный стандарт предпрофессионального образования в сфере культуры и искусств определяют Типовые учебные планы учреждений дополнительного образования – школ искусств по видам искусств (школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы), утвержденные Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 156-ОД от 28.07.2016 г., и устанавливают требования к содержанию и объему образовательной подготовки учащихся в соответствии с профессиональным направлением.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хоровое пение занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования, так как этот предмет развивает музыкальные способности учеников. Правильное и систематическое хоровое обучение с детских лет есть основой общей музыкальной культуры, и является первой ступенью в мир музыки.

Актуальность программы заключается в раннем музыкальном развитии ребенка, позволяющем наиболее точно определить его перспективы с учетом музыкальных способностей.

Исполнение этой задачи ставит перед учащимся хорового отделения возможность подготовки в дальнейшем к обучению на дирижёрско-хоровом отделении в музыкальных училищах и консерватории. Но для того, чтобы дети, которые поступают на это отделение, имели хотя бы элементарные представления о хоровом дирижировании в школах искусств, где открыты хоровые отделения, необходимо вводить с первого класса понятие о хоровом дирижировании, а с пятого класса – чтение партитур и дирижирование (элементарное представление о технике дирижирования).

Этим и обусловлено место предмета по выбору «Чтение хоровых партитур и дирижирование» в комплексе специальных дисциплин учебного плана хорового отделения школы искусств и музыкальной школы.

Предмет «Чтение хоровых партитур и дирижирование» ставит перед собой цель:

· научить детей понимать хоровое искусство, познакомить с народной песней в обработке выдающихся композиторов, а также хоровыми произведениями классического наследия;

· развить в учениках способность самостоятельной работы над партитурой, умение её анализировать;

· познакомить детей с основными элементами дирижирования.

 

Класс

Цель: подготовка к обучению на хоровом отделении в детской музыкальной школе или школе искусств.

Задачи:

обучающие:

· развитие музыкального слуха, интонационных данных, музыкальной памяти;

развивающие:

· раскрытие и выявление музыкальных способностей ребенка;

· развитие у детей координации между слухом и голосом;

· развитие творческой активности, художественного вкуса, накопление музыкальных впечатлений;

воспитательные:

· воспитание любви к музыке;

· развитие внимания, соблюдение правил поведения на уроке, приучение детей к дисциплине и труду.

Специфика музыкального воспитания в 0 классе определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на учащихся 5-7 летнего возраста.

Формы и режим занятий.

Форма занятий – урок.

Продолжительность урока – 45 мин.

Изучаемые предметы:

· сольное пение;

· сольфеджио;

· хоровое пение.

Контрольный урок – I полугодие.

Переводной академконцерт – II полугодие.

    На начальном этапе происходит координация слуха и голоса, перестройка голосового аппарата с речевой функции на певческую, формируются все вокально-хоровые навыки, музыкальный слух, память, внимание.

Раздел 1. Вокальные упражнения (сольное пение)

1.1. Певческая установка – правильное положение корпуса, плеч, рук, ног при пении сидя и стоя.

1.2. Пение несложных вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов. Приобретение начальных вокально-хоровых навыков.

1.3. Работа над дыханием – спокойный бесшумный вдох, смена дыхания между фразами.

1.4. Работа над звуком – правильно открытый рот, пение без напряжения, правильное формирование гласных. Упражнения по развитию звукообразования и звуковедения. Упражнения на расширение диапазона.

1.5. Развитие артикуляции и дикции. Активность губ без напряжения лицевых мышц. Ясное произношение согласных с опорой на гласные, короткое произношение согласных в конце слова. Выделение логического ударения. Дикционные упражнения.

Раздел 2. Вокально-хоровая работа

2.1. Работа над интонацией, унисоном, динамикой, ритмом.

2.2. Работа над текстом. Разбор текста в доступной учащимся форме с объяснением незнакомых слов и с выражением.

2.3. Усвоение дирижерских жестов преподавателя.

2.4. Разучивание произведения по слуху, развитие музыкальной памяти.

2.5. Работа над исполнением музыкального произведения – характеристика содержания, анализ средств выразительности.

2.6. Подготовка к концертным выступлениям. Умение вести себя на сцене. Применение элементов театрализации для раскрытия художественного образа.

Ориентировочный репертуар для контрольных уроков

1. Попатенко Т. «Маме песенку пою» сост. Конотоп А. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста.                     Вып. 85 – М., 1988.
2. Ефимов В. «Пляска» сост. Конотоп А. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста.                  Вып. 85 – М., 1988.
3. Меньших И. «Дождик-огородник» сост. Вавилова Н. «Солнышко, свети». Песенник для малышей. Музыка – М., 1978.
4. Шаинский В. «Семь дорожек» сост. Бодренков С. «Песни для октябрят». Советский композитор – М., 1989.
5. Савельев Б. «Большой хоровод» сост. Бодренков С. «Песни для октябрят». Советский композитор – М., 1989.
6. Шаинский В. «Ужасно интересно все то, что неизвестно» Шаинский В. «Будет песенка». Песни для детей младшего и среднего школьного возраста. Советский композитор – М., 1981.
7. РНП «Не летай, соловей» обр. Попова В. Попов В. «Русские народные песни для детей» МузычнаУкрайина – Киев, 1987.

 

Первый класс

1. Понятие про звуковую высотность. Голос – низкий, высокий.

2. Понятие инструментальной и вокально-хоровой музыки. Разница.

3. Одноголосные мелодии. Движения вверх, вниз постепенно и скачкообразно.

4. Размер 2/4, 3/4.

5. Мелодии в тональностях до двух знаков в ключе.

6. Игра мелодии одной рукой, затем другой.

7. Пение мелодии – сольфеджирование и пение со словами.

8. Простейший анализ (размер, автор произведения, движения мелодии, различие тона и полутона).

9. Знакомство с двухголосием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.115 с.)