Цель и задачи психологической практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи психологической практики



ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

для студентов 5 курса специальности

 «Практическая психология»

Основная цель психологической практики - обеспечить овладение каждым студентом необходимыми профессиональными умениями и навыками, основными видами деятельности психолога; обучить студентов использовать полученные профессиональные знания, технологии, методы и формы деятельности психолога для решения прикладных задач; сформировать у будущих специалистов умения и навыки работы с современными методиками и технологиями.

Задачи психологической практики:

• сориентировать студентов на поиск и решение актуальных психологических проблем, научить изучать состояние реальной социальной практики, описывать его языком науки, осмысливать с позиции современной психологии;

• направлять деятельность будущих специалистов на сбор фактического материала для подготовки, организации и реализации начального этапа самостоятельной профессиональной деятельности;

• совершенствовать навыки описания и интерпретации результатов эмпирического исследования;

• подводить студента к осознанию и учету факта взаимного влияния субъекта и объекта психодиагностической, развивающей, психопрофилактической и коррекционной работы, к пониманию постоянной верификации (проверки на истинность) положений психологической теории и технологий;

• совершенствовать навыки ведения необходимой документации психолога (план работы психолога, протоколы психологических исследований, опросные листы, бланки обследования и др.), заполнять и оформлять ее в соответствии с формальными требованиями;

• осуществлять текущее (на день) и перспективное (на неделю, месяц) планирование своей деятельности (с выделением профориентационной, психодиагностической, просветительской, психокоррекционной профилактической, психоконсультативной работы), определять конкретные задачи, методы и методики работы;

• оказывать помощь учебному заведению в решении текущих задач;

• анализировать и оценивать собственную работу с применением критериев и показателей оптимальной профессиональной деятельности психолога, своевременно вносить коррективы, заключать отчеты о ходе выполнения профессиональной деятельности, а также итоговый отчет психологической практики в целом.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

1. Титул (Смотрите приложение А)

2. Содержание (пункты записываются в соответствии к тому перечню, в котором материалы будут выложены в папке).

3. Итоги психологической работы (См. приложение Б).

4. Составить план работы психолога на четыре недели (См. приложение В).

При составлении плана работы необходимо учесть, что срок работы психолога-практиканта в учреждениях образования составляет 6 часов в день с понедельника по субботу (всего 36 часов в неделю).

Форма контроля – письменный отчет.

5. Работа по индивидуальному заданию.

Индивидуальные задания по психологической работе является составной частью программы производственной педагогической практики для студентов 5-го курса.

Индивидуальное задание на производственную практику выдается каждому студенту на кафедре психологии. Методисты практики от кафедры психологии фиксируют в бланке конкретное индивидуальное задание, которое выбирается студентом самостоятельно из «Перечня индивидуальных заданий по психологической работе для производственной практики студентов 5 курса» под роспись.

Выбрав тему, студенты начинают работать над своим индивидуальным заданием по 5 основным  направлениями работы практического психолога: просвещение, психодиагностика, психокоррекция, консультирование, психопрофилактика в русле своей темы. По каждому из этих направлений нужно предоставить качественный и количественный анализ работы с приложениями, составить план исследования, определить цель и задачи, методы и методики.

А) просвещение - студенты самостоятельно выбирают формы работы с администрацией, педагогическим коллективом, коллективом студентов (школьников) и оформляют сценарии, программы мероприятий, отчеты в зависимости от избранного вида деятельности (семинар, лекция, круглый стол и тому подобное). Подается в произвольной форме.

Б) психодиагностика - самостоятельно разработать и провести психодиагностическое исследование (индивидуальное или групповое в зависимости от темы индивидуального задания). Схему психодиагностического отчета см. в Приложении Г.

К отчету с индивидуального исследования добавить протоколы, бланки исследования; полный анализ полученных данных по каждому протоколу, выводы и рекомендации отдельно по каждому из протоколов и общие выводы.

Отчет группового исследования добавить протоколы и бланки исследования (группа исследуемых 25-30 человек) и сделать общий полный анализ по результатам исследования по группе в целом.

Количество выбранных методик не меньше трех.

В) психокоррекция – индивидуальная или групповая работа с учащимися по выводам проведенной психодиагностики по тематике индивидуального задания.

Коррекционная работа разрабатывается самостоятельно каждым студентом. Минимальное количество занятий – 16. 1(одно) занятие демонстрируется методисту.

Программа должна быть выполнена с основными требованиями к написанию коррекционных программ (см. Приложение Д).

Г) консультирование – работа практикантов со студентами первых курсов, родителями, преподавателями.

Консультационная работа должна быть занесена в таблицу, которая представлена в Приложении.

Д) психопрофилактика - организация и проведение работы со студентами 1 – 2 курсов, педагогическим коллективом учебного заведения, оформление наглядности, брошюры и тому подобное. Выполняется и оформляется в произвольном порядке.

Форма контроля каждого из направлений – письменный отчет.

6. Оформление наглядности по одной из психологических дисциплин и пополнение методического фонда кабинета (с предварительным обсуждением с методистом).

Студенты самостоятельно выбирают психологическую дисциплину (например, «Общая психология»), отдельную тему (например, «Виды памяти»), оформляют стенд или таблицу, или рисунок, или диаграмму по данной теме.

Форма контроля – наглядный материал. Форма контроля – письменный отчет.

7. Проведение зачетного урока по психологии. См. Приложение Ж.

Форма контроля – письменный отчет.

8. Написание статьи по теме индивидуального задания (для студентов которые по результатам практики претендуют   на оценку «отлично»).

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Титульный лист.

 

Отчетная документация

прохождение производственной педагогической практики в качестве практического психолога

 

студентом (-кой) ______ группы факультета ____________________________

 

__________________________________________________________________

(фамилия, имя отчество)

 

в_________________________________________________________________

(полное название ОУЗ, место нахождения)

 

 

с «_____» __________ 2019 г.     по «_____» __________ 2019 г.

 

 

Защита состоялась «_______» _____________ 20 р.

 

С оценкой ______ баллов

 

В национальной шкале _________________,

 

ECTS ________

 

Методист от кафедры психологии _________________________ _________

                                                                    (ученое звание, научная степень, фамилия, имя, отчество)     (подпись)

 

 

Приложение В

План работы практического психолога на неделю

                      по                    )     

ПОНЕДЕЛЬНИК

Время проведения Вид, цель и форма работы Место проведения
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    

ВТОРНИК

Время проведения Вид, цель и форма работы Место проведения
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    

СРЕДА

Время проведения Вид, цель и форма работы Место проведения
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    

ЧЕТВЕРГ

Время проведения Вид, цель и форма работы Место проведения
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    

ПЯТНИЦЯ

Время проведения Вид, цель и форма работы Место проведения
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    

СУББОТА

Время проведения Вид, цель и форма работы Место проведения
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    
с        до    

 

 

       

 

 

Приложение Г

Приложение Д

Основные требования к составлению психокоррекционных  программ

1. Четкое формулирование целей коррекционной работы.

2. Определение круга задач, конкретизирующих эти цели.

3. Определение стратегии и тактики работы.

4. Отбор конкретных методик и техник.

5. Подготовка необходимых материалов и оборудования.

6. Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная).

7. Определение продолжительности проведения коррекционной программы.

8. Определение частоты встреч (например, ежедневно, один или два раза в неделю и тому подобное).

9. Определение длительности каждой встречи или коррекционного занятия(от 10-15 минут в начале программы до 1,5-2 часов на заключительном этапе).

10. Разработка конкретного содержания коррекционной программы в целом и каждого занятия отдельно

11. Планирование форм участия других лиц в программе (медиков, педагогов, социальных работников и др), при работе с семьей – подключение членов семьи.

12. Определение формы контроля реализации программы

13. Проведение коррекционной программы и внесение дополнений по ходу работы.

14. Оценка эффективности выполненной программы.

8 содержательных компонентов коррекционной программы

1. Общая характеристика программы.

2. Методологические и теоретические основы.

3. Цель и задачи, ожидаемые результаты.

4. План и содержание занятий.

5. Характеристика использованного оборудования.

6. Организация, формы и методы работы.

7. Основные этапы работы.

8. Оценка эффективности программы.

 

Приложение Е

Консультационная работа

В отчете о проведенной психологической консультации необходимо указать следующие этапы и четко их прописать:

1. Дата и время проведения консультации.

2. Информация о клиенте.

3. План-конспект самостоятельно разработанной консультации.

4. Основные этапы работы.

5. Характеристика проблеме.

6. Стратегия и шаги консультанта по решению проблемы.

7. Перечень литературных источников.

 

Приложение Ж

План работы психолога на 4 недели.

Психодиагностический отчет;

Коррекционную программу;

4.3- психопрофилактическое мероприятие (+ отчет);

План-конспект урока по психологии

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

для студентов 5 курса специальности

 «Практическая психология»

Основная цель психологической практики - обеспечить овладение каждым студентом необходимыми профессиональными умениями и навыками, основными видами деятельности психолога; обучить студентов использовать полученные профессиональные знания, технологии, методы и формы деятельности психолога для решения прикладных задач; сформировать у будущих специалистов умения и навыки работы с современными методиками и технологиями.

Задачи психологической практики:

• сориентировать студентов на поиск и решение актуальных психологических проблем, научить изучать состояние реальной социальной практики, описывать его языком науки, осмысливать с позиции современной психологии;

• направлять деятельность будущих специалистов на сбор фактического материала для подготовки, организации и реализации начального этапа самостоятельной профессиональной деятельности;

• совершенствовать навыки описания и интерпретации результатов эмпирического исследования;

• подводить студента к осознанию и учету факта взаимного влияния субъекта и объекта психодиагностической, развивающей, психопрофилактической и коррекционной работы, к пониманию постоянной верификации (проверки на истинность) положений психологической теории и технологий;

• совершенствовать навыки ведения необходимой документации психолога (план работы психолога, протоколы психологических исследований, опросные листы, бланки обследования и др.), заполнять и оформлять ее в соответствии с формальными требованиями;

• осуществлять текущее (на день) и перспективное (на неделю, месяц) планирование своей деятельности (с выделением профориентационной, психодиагностической, просветительской, психокоррекционной профилактической, психоконсультативной работы), определять конкретные задачи, методы и методики работы;

• оказывать помощь учебному заведению в решении текущих задач;

• анализировать и оценивать собственную работу с применением критериев и показателей оптимальной профессиональной деятельности психолога, своевременно вносить коррективы, заключать отчеты о ходе выполнения профессиональной деятельности, а также итоговый отчет психологической практики в целом.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

1. Титул (Смотрите приложение А)

2. Содержание (пункты записываются в соответствии к тому перечню, в котором материалы будут выложены в папке).

3. Итоги психологической работы (См. приложение Б).

4. Составить план работы психолога на четыре недели (См. приложение В).

При составлении плана работы необходимо учесть, что срок работы психолога-практиканта в учреждениях образования составляет 6 часов в день с понедельника по субботу (всего 36 часов в неделю).

Форма контроля – письменный отчет.

5. Работа по индивидуальному заданию.

Индивидуальные задания по психологической работе является составной частью программы производственной педагогической практики для студентов 5-го курса.

Индивидуальное задание на производственную практику выдается каждому студенту на кафедре психологии. Методисты практики от кафедры психологии фиксируют в бланке конкретное индивидуальное задание, которое выбирается студентом самостоятельно из «Перечня индивидуальных заданий по психологической работе для производственной практики студентов 5 курса» под роспись.

Выбрав тему, студенты начинают работать над своим индивидуальным заданием по 5 основным  направлениями работы практического психолога: просвещение, психодиагностика, психокоррекция, консультирование, психопрофилактика в русле своей темы. По каждому из этих направлений нужно предоставить качественный и количественный анализ работы с приложениями, составить план исследования, определить цель и задачи, методы и методики.

А) просвещение - студенты самостоятельно выбирают формы работы с администрацией, педагогическим коллективом, коллективом студентов (школьников) и оформляют сценарии, программы мероприятий, отчеты в зависимости от избранного вида деятельности (семинар, лекция, круглый стол и тому подобное). Подается в произвольной форме.

Б) психодиагностика - самостоятельно разработать и провести психодиагностическое исследование (индивидуальное или групповое в зависимости от темы индивидуального задания). Схему психодиагностического отчета см. в Приложении Г.

К отчету с индивидуального исследования добавить протоколы, бланки исследования; полный анализ полученных данных по каждому протоколу, выводы и рекомендации отдельно по каждому из протоколов и общие выводы.

Отчет группового исследования добавить протоколы и бланки исследования (группа исследуемых 25-30 человек) и сделать общий полный анализ по результатам исследования по группе в целом.

Количество выбранных методик не меньше трех.

В) психокоррекция – индивидуальная или групповая работа с учащимися по выводам проведенной психодиагностики по тематике индивидуального задания.

Коррекционная работа разрабатывается самостоятельно каждым студентом. Минимальное количество занятий – 16. 1(одно) занятие демонстрируется методисту.

Программа должна быть выполнена с основными требованиями к написанию коррекционных программ (см. Приложение Д).

Г) консультирование – работа практикантов со студентами первых курсов, родителями, преподавателями.

Консультационная работа должна быть занесена в таблицу, которая представлена в Приложении.

Д) психопрофилактика - организация и проведение работы со студентами 1 – 2 курсов, педагогическим коллективом учебного заведения, оформление наглядности, брошюры и тому подобное. Выполняется и оформляется в произвольном порядке.

Форма контроля каждого из направлений – письменный отчет.

6. Оформление наглядности по одной из психологических дисциплин и пополнение методического фонда кабинета (с предварительным обсуждением с методистом).

Студенты самостоятельно выбирают психологическую дисциплину (например, «Общая психология»), отдельную тему (например, «Виды памяти»), оформляют стенд или таблицу, или рисунок, или диаграмму по данной теме.

Форма контроля – наглядный материал. Форма контроля – письменный отчет.

7. Проведение зачетного урока по психологии. См. Приложение Ж.

Форма контроля – письменный отчет.

8. Написание статьи по теме индивидуального задания (для студентов которые по результатам практики претендуют   на оценку «отлично»).

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Титульный лист.

 

Отчетная документация

прохождение производственной педагогической практики в качестве практического психолога

 

студентом (-кой) ______ группы факультета ____________________________

 

__________________________________________________________________

(фамилия, имя отчество)

 

в_________________________________________________________________

(полное название ОУЗ, место нахождения)

 

 

с «_____» __________ 2019 г.     по «_____» __________ 2019 г.

 

 

Защита состоялась «_______» _____________ 20 р.

 

С оценкой ______ баллов

 

В национальной шкале _________________,

 

ECTS ________

 

Методист от кафедры психологии _________________________ _________

                                                                    (ученое звание, научная степень, фамилия, имя, отчество)     (подпись)

 

 

Приложение В

План работы практического психолога на неделю

                      по                    )     

ПОНЕДЕЛЬНИК

Время проведения Вид, цель и форма работы Место проведения с        до     с        до     с        до     с        до     с        до     с        до     с        до    

ВТОРНИК

Время проведения Вид, цель и форма работы Место проведения с        до     с        до     с        до     с        до     с        до     с        до     с        до    

СРЕДА

Время проведения Вид, цель и форма работы Место проведения с        до     с        до     с        до     с        до     с        до     с        до     с        до    

ЧЕТВЕРГ

Время проведения Вид, цель и форма работы Место проведения с        до     с        до     с        до     с        до     с        до     с        до     с        до    

ПЯТНИЦЯ

Время проведения Вид, цель и форма работы Место проведения с        до     с        до     с        до     с        до     с        до     с        до     с        до    

СУББОТА

Время проведения Вид, цель и форма работы Место проведения с        до     с        до     с        до     с        до     с        до     с        до    

 

 

       

 

 

Приложение Г



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.1 с.)