Развитие политических идей в православии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие политических идей в православии



 

 

Православие — христианская религия (с I в. н. э.), основные положения которой прояснены в догматике, принятой на семи Вселенских соборах (с IV по VIII в.), представлены в Никео-Цареградском символе веры: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь».

Основные источники: Священное Писание (Ветхий и Новый Завет) и Священное Предание (каноны, литургические тексты, творения Отцов Церкви, жития святых, а также церковные обычаи). Правила, определяющие порядок жизни Православной церкви: ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан, называются каноны и носят подчиненный по отношению к догматам характер.

Церковь, согласно «Основам социальной концепции Русской Православной церкви», мистически едина, и принципиально отличается от всех других человеческих, в том числе религиозных, сообществ тем, что Христос Глава «Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем... Будучи телом Христовым, Она соединяет в себе два естества — божеское и человеческое …делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории…». Церковь составляют все христиане, умершие и живые, призванные на Её собрание.

Управление церковью: V—VI вв. в границах Римской империи существовала пентархия (от греч. πεντά — «пять» и αρχία — «власть» — «пятивластие») система главенства в христианской Церкви пяти патриархов (Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима, при формальном первенстве Рима). Позднее начался процесс образования национальных церквей; с отпадением Рима первенство (среди равных) перешло к Константинополю. В 1589 г. Константинополь признал каноничность учреждения патриаршества на Руси. В XIX в. вместе с распадом Османской империи, выделились поместные православные церкви на Балканах: Албанская, Болгарская, Румынская, Сербская. Территориальный принцип — главный в административном делении церкви.

Исторически каждая поместная (автокефальная) церковь складывалась на определенной территории, получившей название канонической, где согласно церковным правилам (канонам) может править только один епископ. Каноническая территория делится на области — епархии. Каждая епархия, согласно канонам, является самостоятельной церковью. Но фактически Вселенское православие сегодня представлено 15 поместными (автокефальными) церквами: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (на правах автономии: Украинская, Молдавская, Латвийская, Белорусская, Японская и Китайская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская. Автокефальный статус Православной церкви в Чехии и Словакии и Православной церкви в Америке признается не всеми.

Существует ряд неканонических (не признанных полнотой Вселенского православия) церквей, действующих на одной территории с каноническими: Македонская, Черногорская, Белорусская автокефальная православная церковь, старостильники в Греции, в Украине — УАПЦ, УАПЦ (объединенная), УАПЦ К (каноническая), УПЦ КП, старообрядцы.

Православие исповедуют 215 млн чел. (3,6 %) населения Земли.

Отношение церкви к государству строится на примерах Священного Писания. Так, Христос главное внимание обращал на борьбу с грехом внутри себя: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18,36), «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Лк. 20,25). Апостолы учили: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2,17); «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога…» (Рим. 13,1-4). На протяжении первых трехсот лет Церковь переживала гонения властей и не искала сближения с империей. Однако в 313 г. император Константин Миланским эдиктом уравнял христианство с другими религиями империи, а в 325 г. Константин созвал I Вселенский собор, на котором было осуждено учение Ария и выработан Символ православной веры. При императоре Феодосии I православие стало государственной религией Римской империи.

Православие в своем Предании хранит традиционный идеал монархической государственности. Концепцию христианской императорской власти и державы и образ идеального христианского императора обосновал епископ Евсевий Кессарийский (IV в.): если Бог Пантократор (Вседержитель) — глава существующего порядка как небесного, так и земного, то император — космократор — глава земного порядка. В IX в. патриарх Фотий сформулировал доктрину единства православной веры, власти василевса и божественной империи. Император Константин Багрянородный обосновал, что василевс правит «под защитой десницы Бога», но если он забудет страх Божий, неизбежно впадет в грех, превратится в деспота, будет недостоин называться христианином, лишен своего поста, подвергнут анафеме и убит как «общий враг» любым ромеем.

Идеал церковно-государственных отношений — «Симфония» — обоснован в кодексе императора Юстиниана (VI в.): «Величайшие дары Божии… — это священство и царство. Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому, если первое поистине беспорочно и украшено верностью Богу, а второе украшено правильным и порядочным государственным строем, между ними будет добрая симфония, с которыми она для пользы человеческого рода предлагается». «Симфония» неоднократно нарушалась в истории, но ее признание для православных является одним из ориентиров легитимности государства.

Византийцы единственной империей считали только свою, а государство, как считалось в раннее Средневековье, могло быть легитимным только в случае, если оно вело происхождение от римской власти или имело христианскую (римскую) веру. Свое государство византийцы считали ромейским (римским), а всю предшествующую римскую историю рассматривали как приготовление к распространению христианства в мире. В словах ап. Павла: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не свершается до тех пор, пока не будет отнят от среды удерживающий теперь…»(2 Сол. 2,7), именно в империи византийцы видели «удерживающего» (приход Антихриста). После падения Константинополя в 1453 г. православные балканские народы утратили возможность развивать собственные политические концепции. Единственным институтом, отстаивающим их интересы, осталась Вселенская патриархия, вынужденная часто проводить политику соглашательства с Портой, которая получила прозвище «фанариотство» (от квартала Фанар, где расположена резиденция патриархов).

Греческое представление о переходящей универсальной империи было принято русским религиозно-политическим сознанием. В XVI в. псковский монах Филофей написал: «Два убо Рима падоша, а третии стоит, а четвертому не быти». В том смысле, что теперь роль «удерживающего» от Византии перешла к России; с падением последнего православного царства наступит конец истории. В Уложенной грамоте Вселенской патриархии русский царь стал поминаться патриархами как покровитель вселенского православия, а Русь названа «великое Российское царствие, Третие Рим». Первый русский царь, Иван IV, развивал идею сильной, не ограниченной самодержавной власти, отказывал церкви во вмешательстве в государственные дела. Усилению самодержавия в России способствовала и победа во внутрицерковном споре иосифлян над нестяжателями. Реформы Петра I подчинили церковь государству, проложили дорогу идеям Просвещения и либерализма. Идеологом просвещенного абсолютизма стал сподвижник Петра, выходец из Украины архиепископ Феофан Прокопович.

В середине XIX в. как реакция на европеизацию была сформулирована официальная доктрина: «Православие. Самодержавие. Народность». Традиционное направление разрабатывал святитель Филарет Московский, который обозначил принципы монархической государственности: государство — большая семья; государственная власть признается служением, сродни церковному послушанию; идеал церковно-государственных отношений — «симфония властей».

Новым субъектом — разработчиком идеологий стала интеллигенция, создав идейные течения: славянофильство, отстаивающее идею противопоставления славянского православного мира    во    главе  с      Россией     «безверной»  Европе   (К. Аксаков, Н. Данилевский, И. Киреевский, А. Хомяков и др.) и евразийство, отводящее России как особому этнографическому миру «срединное» место    между  Европой  и  Азией   (П. Савицкий,    Н. Трубецкой, Г. Флоровский). Теорию монархической государственности разработали И. Ильин, К. Леонтьев, Л. Тихомиров. Однако в ходе революции в России развитие православной политической мысли было перенесено в эмиграцию.

Воинствующая антирелигиозная политика советского государства вызвала протест церкви (обращение патриарха Тихона (Белавина), уход в раскол Истинно-православной церкви, непримиримость позиции Русской православной церкви заграницей) и поддержку советской власти (обращение митрополита Сергия (Старгородского)).

На постсоветском пространстве в начале 1990-х гг. началась политизация православия. Если по вопросам богословия и организации внутрицерковной жизни основной дискурс проходил между церковнослужителями — модернистами и фундаменталистами, то в вопросе реконструкции православного пространства активную роль играла «православная общественность», развивающая идеологии так называемого «политического православия».

    Политическое православиеидеология, основанная на православии, которая мобилизует на достижение религиозных целей политическими средствами.

На протяжнии 1990-х гг. среди актива групп-союзников «политического православия», включающих православие как элемент традиции, степень воцерковленности и религиозной мотивированности невысока. Наиболее адекватна понятию «политическое православие» была идеология так называемых «православных фундаменталистов».

Православный фундаментализм ставит цель: воцерковление общества, восстановление самодержавия, выход России в эсхатологической перспективе на всемирную проповедь православия, в чем и заключается историческая миссия русского народа. В рамках фундаментализма отождествляются понятия «русский» и «православный», ему присущи: державность, монархизм, антилиберализм, антииудаизм, антиамериканизм, антиглобализм.

Радикальный фундаментализм выдвигает идею «православной революции» как способ преодолеть «отчуждение современного мира»; пропагандируется черносотенцами и опричниками, не принадлежащими к Русской православной церкви, поэтому не имеет массовой поддержки.

Монархизм как религиозно-политическая идея широко распространен (кроме Греции) в среде православных как идеал общественно-политического устройства эпохи, когда православие служило фундаментом жизни. В русском православии получил распространение культ царя-мученика Николая II.

Традиционализм как принцип организации русской жизни на основе православия разрабатывался в эмиграции А. Карташовым, сейчас — А. Андреевым и А. Селивановым.

Православный коммунизм («левые патриоты», «державники») ставит знак равенства между «антилиберальным», «советским» и «православным»; Запад рассматривается одновременно как классовый и как религиозный враг.

Неославянофильство предлагает сплочение в рамках «славяно-православной цивилизации» славянских, православных и мусульманских народов.

Неоевразийство отличается выраженной ориентацией на союз православия и ислама, противостояние традиционализма Евразии либеральному Атлантизму.

Национализм допускает христианство, но только как часть национальной традиции, предпочитая ему «родную веру» — языческую религию.

В украинское «политическое православие» элементы национализма вошли по националистической линии («независимому государству — независимую церковь»). В идеологии и практике УПЦ КП и УАПЦ это выражается: в последовательном отстаивании независимости Украины от России, вплоть до евроинтеграции; в поддержке любого политического противостояния Украины с Российской Федерацией; в поддержке украинского национализма как единственно правильной, формирующей нацию и государство, идеологии; в снятии анафемы с гетмана Ивана Мазепы и проведении параллели о «неканоничности» обретения «московской церковью» статуса патриархата; в создании образа УПЦ как «агента московского православия и Российской Федерации», в попытках дискредитации иерархов УПЦ — сторонников единства Московского патриархата и восточнославянских народов; в создании образа УПЦ КП как альтернативы РПЦ в мировом православии; в создании концепций «православия киевской традиции» и «украинского православия» при противостоянии «концепции «русского мира» патриарха Кирилла»; в попытке объединения всех (в том числе, балканских) неканонических православных церквей во «вторую семью православных церквей»; в стремлении к объединению украинских церквей (УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ и, если возможно, УПЦ) и получении канонической автокефалии Украинской церкви через Константинополь. Верующих УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ объединяет украинский язык богослужения, общее видение исторической судьбы, героев, церкви и государства.

Идеи христианской демократии оказались малосовместимы с православием в онтологических основах; идеология продолжает разрабатываться.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.016 с.)