Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимоотношений политики и религии
Разные религии в зависимости от отношения к миру стоят или на позиции религиозного аутизма (греч. λυτοζ — «сам», «один») или предполагают социальное служение как одно из средств спасения. В последнем случае становится возможным взаимодействие религии с политикой. В зависимости от мировоззрения исследователя выделяют три взгляда на политико-религиозное взаимодействие. 1. Политика и религия слиты. Идея коренится в мифологии политеизма; сверхъестественное видится производным от природы. 2. Политика и религия — явления, не взаимодействующие друг с другом. Подход порожден мироотрицающими религиями (не входят в предмет рассмотрения) и сторонниками освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви. 3. Политика и религия взаимодействуют в сферах: · политизированной / политической религии; · конфессиональной / сакрализованной политики. Для общественных наук, чей инструментарий «работает» только с внешней стороной явлений, в изучении религии доступны: формы организации социума, пространства, времени, структурных связей, техники установления связи между человеком, группой и предметом религиозного интереса. Религиозная деятельность делится на культовую (система ритуалов и психофизическая техника) и некультовую (в частности, социально-политическую деятельность). В политико-религиозных отношениях нас интересует то, что относится к некультовой деятельности. Сверхъестественное остается за границами предмета исследования. Предмет: политизированная религия; политическая деятельность конфессиональных структур и поддержка религиозными организациями основных партий; политическое и электоральное поведение верующих; политизированные религиозные движения, конфессиональная политика государства и государственно-церковные отношения. Основные задачи учебной дисциплины: · изучить основные принципы и модели государственно-конфессиональных отношений; · осветить содержание социальных концепций, политические традиции и деятельность наиболее распространенных в Украине конфессий; · осветить законодательство, принципы и практический опыт конфессиональной политики государства Украина;
· ознакомиться с примерами социального взаимодействия государства и религиозных организаций; · раскрыть роль, место акторов политико-конфессиональных отношений в политических процессах в мире и в Украине. Политика и религия взаимодействуют структурно (вычленение элементов структуры представляет собой внутренний аспект системы) и функционально (механизм проявления структуры в функциях как внешний аспект системы). Отношения политики и религии строятся на уровнях структуры: 1) сознания, которое представлено: · идеологией (политическими теологиями, социальными концепциями религиозных организаций и пр.); · психологией (восприятием верующими политических теологий, политических концепций и пр.); 2) деятельности, для верующих — мотивированной религиозной верой, использующей политико-правовой инструментарий; 3) институтов, важнейшими из которых являются государство и религиозные организации. Акторы политико-религиозных отношений: государственные институты, религиозные организации и их руководство, конфессиональные политические партии, братства, общины, ордена, международные конфессиональные организации и союзы, политизированные религиозные движения, неформальные группы верующих, экспертные религиоведческие группы, религиозно-политическая журналистика и пр. Конфессиональная политическая партия — политическая партия, объединяющая граждан по принципу общности вероисповедания. Существуют, как правило, в поликонфессиональных государствах. Т. Парсонс в 1960-х гг., разрабатывая понимание религии как фактора стабильности общества, представлял стабильность как способность социальной системы к изменению без разрушения ее устоев. К функции религии он отнес решение задач легитимации, обоснования, поддержания культурных образцов поведения. То есть общественная интеграция и стабильность могут быть обеспечены только с помощью духовно-культурных факторов — системы идей, ценностей, значений, символов. Социальные функции религии: · мировоззренческая — дает смысл истории и политике; · мотивационная — задает мотивацию политической деятельности;
· легитимирующая — узаконивает существующие общественные порядки, институты и отношения; · компенсаторная — религия служит выработке идеологии примирения социальных антагонизмов; · коммуникативная — происходит общение и объединение людей, групп, этносов, устанавливаются связи; устанавливаются границы влияния конфессий; · регулятивная — с помощью религиозных норм и традиций регулируются сознание и поведение индивидов, религиозных общностей; · культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, музыка, мораль, философия и т. п.); · интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе. Следует заметить, что по мере развития социальной дифференциации эти функции ограничились пределами религиозной группы. Политическая функция религии в настоящее время чаще проявляется тогда, когда политические лидеры используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях. Функциональный подход был подвергнут обоснованной критике: вне поля зрения остались насилие и принуждение в политике, относительность влияния религии на моральное состояние общества. Стабильность плюралистического общества достигается в настоящее время не посредством религии, а механизмами социокультурной системы: уважения и удовлетворения определенных интересов и потребностей, их согласования на основе права. Более того, каждая из вышеперечисленных функций имеет и обратную сторону. Как, например, интегративная функция имеет свою обратную сторону — дезинтегративную, когда религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды, войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Поэтому, если функциональная теория концентрирует внимание на роли религии в качестве фактора стабильности, то теория конфликтов — на ее роли в качестве источника перемен. Теория конфликта, в противовес функционализму, смотрит на общество как на совокупность множества групп. Подразумевается, что не существует таких ценностей и верований, которые обеспечили бы единение и стабильность целого общества. Ключевым фактором в социальных отношениях являются эгоистические групповыеинтересы. Религиозные группы — только одно из звеньев системы, в которой сталкиваются интересы разнообразных враждующих сил. Религиозные различия — это чисто внешнее оформление более глубоких (экономических, этнических, классовых) причин конфликтов. Вместе с тем очевидно, что религиозно мотивированное политическое действие, в отличие от действия, продиктованного рациональным выбором, ориентировано и на определенные ценности, лежащиеза пределами «конечного» мира. Это вносит коррективы в применение конфликтного подхода. Методологические принципы исследования взаимоотношений политики и религии: · рассмотрение религиозных организаций и общин как общественных, а порой, политизированных организаций и групп, обладающих целостным мировоззрением, историческим и политическим проектом, выраженным религиозной лексикой;
· рассмотрение доктрин религиозных организаций и религиозных групп как потенциально политических проектов, дающих представление о желаемом идеальном социальном и политическом устройстве; · рассмотрение интересов религиозных организаций и групп как политических интересов, выраженных в религиозных доктринах и разработанных на их основе социально-мировоззренческих концепциях; · рассмотрение совокупностипроцессов, связанных с деятельностью религиозных организаций и групп — богословских, экономических, национальных, культурных, политических — в контексте общеполитической ситуации и в рамках текущих политических процессов. В проведении конфессиональной политики государство может ориентироваться на следующие подходы. Правовой подход позволяет проанализировать обеспечение государством конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания, регулирование государственно-конфессиональных отношений в соответствии с нормами права. Культурологический подход выявляет религиозную традицию / инновацию, раскрывает взаимозависимость религиозного, этнического, культурного факторов. Государство должно уважать религиозные субкультуры как традиции меньшинств, чьи права должны быть защищены при условии соблюдения интересов доминирующих конфессий. Государство совместно с религиозными организациями должно осуществлять меры по сохранению и использованию исторически ценных культовых сооружений. Социологический подход позволяет реагировать на отношения религии и общества, религиозных и общественных организаций. Осуществляется обсуждение религиозного видения социально-политических проблем с позиций социальных доктрин религиозных организаций. Данный подход позволяет государству взаимодействовать с: · религиозными организациями в направлении реализации программ социального партнерства; · религиозными организациями в предотвращении распространения материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду экстремизма, нетерпимости и асоциальной деятельности; · отдельными верующими и с обществом по совместному противодействию деструктивным, асоциальным, экстремистского характера, проявлениям религиозности и верований.
Контрольные вопросы
1. Чем можно объяснить рост интереса политиков к религии?
2. Раскройте сущность понятий «религия» и «политика». 3. Назовите составные элементы (структуры) религии и политики. 4. Существуют ли функции, выполняемые как религией, так и политикой? 5. Назовите основных акторов политико-конфессиональных отношений.
План семинарского занятия
1. Политика и религия — два направления религиозно-политических отношений. 2. Предмет и задачи исследования взаимоотношений политики и религии.
Тематика рефератов
1. Светские и конфессиональные концепции религии. 2. Роль религии в развитии общественно-политической мысли. 3. Социальная концепция религиозной организации (по выбору). 4. Основные подходы и методы исследования взаимоотношений политики и религии. 5. Религиозный фактор в политике.
Список литературы
1. Гараджа В. И. Религия и политическая система / В. И. Гараджа // Россия и современный мир. — 1995. — № 2. 2. Гараджа В. И. Социология религии: учебное пособие / В. И. Гараджа. — 3-е изд. — М., 2005. 3. Калиничева З. В. Политика и религия / З. В. Калиничева. — Л., 1984. 4. Конфесіологія релігії / за наук. ред. А. Колодного, Л. Филипович // Українське релігієзнавство. — К., 2009. 5. Миронов А. В. Основы религиоведения: рабочая книга преподавателя и студента / А. В. Миронов, Ю. А. Бабинов. — М., 1998. 6. Митрохин Л. Н. Религия и политика / Л. Н. Митрохин. — М., 1991. 7. Мчедлов М. П. Политика и религия / М. П. Мчедлов. — М., 1987. 8. Нуруллаев А. А. Религия и политика: учебное пособие / А. А. Нуруллаев, Ал. А. Нуруллаев. — М., 2006. 9. Политика и религия / под ред. В. И. Алябьева. — М., 1991. 10. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии [Электрон-ный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.gumer.info/bogoslov _Buks/bogoslov/SocRelig/_Index.php. — Название с экрана. 11. Саидбаев Т. С. Политика и религия / Т. С. Саидбаев // Социально-политические науки. — 1991. — № 9. 12. Синельников С. П. О методологии и междисциплинарности в исследованиях истории церковно-государственных отношений [Электронный ресурс] / С. П. Синельников. — Режим доступа: http: //www.bogoslov.ru/text/. 1610787.html. — Название с экрана. 13. Хрестоматия по социологии религии [Электронный ресурс] / В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. — М., 1996. — Режим доступа: http: // www.gumer.info/bogoslov_Buks/sekta/Article/trelch_sekt. php. — Название с экрана.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.025 с.) |