Расстройство самовосприятия - это: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расстройство самовосприятия - это:



  а) деперсонализация;                       в) психосоматика; 

б) дереализация;                                  г) псевдоагнозия.

8. Ощущения, которые имеют болевой и болезненный характер, называются:

 а) парастезии;                         в) гипостезии;                 д) псевдоагнозия.

б) сенестопатии;                      г) агнозии;

ІІІ. Соотнесите правую часть с левой:

9. Процессы нарушения восприятия:

1) – агнозии        А) неправильное восприятие реально существующих предметов;

2) – психосенсорные расстройства  Б) восприятие, при котором субъект не может           объяснить значение и название воспринимаемого предмета.

3) – иллюзии                               В) – восприятие в виде образов, возникающее при отсутствии реального раздражителя);

4) – галлюцинации    Г) – искаженное восприятие реально существующих предметов, собственного «Я».

Стратегия самостоятельного изучения и закрепления материала

1. Охарактеризуйте основные исторические этапы развития патопсихологии.

2. Составьте таблицу, в которой будут приведены все отечественные и зарубежные классики патопсихологии.

3. Систематизируйте и обобщите в форме таблиц количественные и качественные расстройства восприятия и ощущений.

4. Изучите и осмыслите этапы проявления деперсонализационно-дереализационного симптомокомплекса при органических поражениях головного мозга.    

 

                                             

                        

С. С. Корсаков                                                  И. М. Сеченов

Тема № 2. Нарушение памяти и интеллекта

План

1. Непосредственная и опосредованная память и нарушение соотношений при разных болезнях.

2.  Фиксационная амнезия, прогрессирующая амнезия, гипомнезия, гипермнезия, ретроградная амнезия, антероградная амнезия, конфабуляции, псевдореминисценции.

3. Нарушения динамики мнемической деятельности.

4. Нарушение мотивационного компонента памяти

5. Нарушения интеллекта. Олигофрении и деменции.

Ключевые понятия: память, амнезия, гипомнезия, гипермнезия, ретроградная амнезия, антероградная амнезия, конфабуляции, псевдореминисценции, закон Рибо, Корсаковский синдром, олигофрении, деменции, дебилизм, имбецильность, идиотия, понятие аутизма, сенильные деменции, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика.

 

    Выделяют следующие формы олигофрений:

Дебильность (легкая умственная отсталость; IQ = 69-50). Больные не способны абстрактно мыслить, у них преимущественно конкретно-описательный тип мышления, непонимание ситуации в целом. Они не справляются со сложной работой, нуждаются в помощи взрослых. Такие дети легко попадают под влияние окружающих.

Имбецильность (умеренная умственная отсталость; IQ = 49-35 и тяжелая умственная отсталость; IQ = 34-20). Такие дети не могут формулировать понятия, абстрактно мыслить, имеют только навыки по самообслуживанию (одевание, элементарная аккуратность). Понимают несложную речь, имеют словарный запас в размере 300 слов. Полноценно и самостоятельно мыслить не могут из-за неспособности к обобщениям. Требуют присмотра, имеют примитивные интересы. Лёгкие имбецилы способны обучаться в специальных школах, тяжёлые – не способны обучаться.             

Идиотия (глубокая умственная отсталость; IQ = 19-0). Характеризуется неспособностью к познавательной деятельности. У таких больных ограничено восприятие, они не могут мыслить, говорить. Произносят лишь отдельные звуки, не понимают окружающих, не узнают родных, не различают съедобное от несъедобного. Имеют глупое выражение лица, поздно начинают ходить, иногда ползают, не имеют привычек по самообслуживанию, неопрятны, неспособны к познавательной деятельности.

Существует 3 критерия диагностики умственной отсталости:

а) школьный – дети с легкой степенью умственной отсталости, плохо учатся, до 9 лет отстают от ровесников на 2года, после 9 лет – на 3.

б) социальный – особы с легкой умственной отсталостью, могут работать самостоятельно (физический труд). Лица с умеренной умственной отсталостью могут выполнять несложную работу под контролем. Требуют присмотра и опеки.

в) психометрический – определяется IQ (при помощи метода Векслера).

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Память как психический процесс фиксации, ретенции и репродукции информации.

2. Назовите количественные и качественные расстройства памяти.  

3. Назовите виды нарушений памяти.

4. Что вы знаете о законе обратного хода памяти Рибо?

5.  Опишите Корсаковский синдром.

6. Какой комплекс признаков характерен для прогрессирующей амнезии?

7.   Может ли нарушение динамики мнемической деятельности выступать как следствие аффективно-эмоциональной стойкости?

8. В чём заключается разница между олигофрениями и деменциями?

9. Классификация деменций по возрасту.

10.  В чем заключается нарушение мотивационного компонента памяти?

11.  Дайте определение антероградной и ретроградной амнезий.

12.   Дайте характеристику расстройству памяти при конфабуляциях и псевдореминисценциях.

13.   Причины олигофрении и классификация по этиологическим признакам. Принципы терапии, коррекции, экспертизы, реабилитации при олигофрениях. Как организовывается учебно-воспитательный и трудовой процесс при олигофрении?

14.  Клинические формы олигофрении. Соматоневрологические проявления олигофрении.

15.  Психофизический инфантилизм. В чём состоит приграничная умственная отсталость?

                                             Литература

1. Бизюк А. П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии: учебное пособие / А. П. Бизюк; под ред. Л. М. Шипицыной. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. ­–  415 с.

2. Блейхер В. М. Практическая патопсихология: [руководство для врачей и медицинских психологов] / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – Ростов – н/Д.: «Феникс», 1996. ­– 448 с.

3. Воропаева С. В. Основы общей психопатологии / С. В. Воропаева. – М.: МПГУ, 2012. – 161 с.

4. Зейгарник Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник – [издание 2-е, переработанное и дополненное] – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 286 с.

5. Личко А. Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – М.: Апрель-ПРЕСС: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.  

6. Максимова Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: [учебное пособие]/ Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.

7. Мягков И. Ф. Медицинская психология: пропедевтический курс [учебник для вузов]/ Мягков И. Ф., Боков С. Н., Чаева С. И. – [изд. второе, перераб. и доп.]. – М.: Логос, 2002. – 320 с.: ил.

8. Немов Р. С. Психология: [учебн. для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн.]./ Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Кн. 1. Общие основы психологии. – 1997. – 688 с.

Дополнительная литература

1. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Лубовский В. И. – М.: Педагогика,1989. – 104с.: ил.

2. Зейгарник Б. В.Очерки по психологии аномального развития личности / Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. – М.: Изд-во Моск. Ун-та,1980. – 169 с.

3. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / Соловьев И. М. – М.: Просвещение, 1966. – 223 с.

Тестовые задания для самоконтроля

І. Закончите предложение:

1. Ошибочное воспоминания событий, которые были или могли быть в жизни человека, но в другое, не настоящее время, - это ______________________.

2. Нарушение памяти, которое характеризуется заполнением пробелов памяти придуманными воспоминаниями и переживаниями фантастического содержания, - это __________.

3. Группа разных по этиологии и патогенеза непрогредиентных болезненных состояний психики, связанных с нарушением онтогенеза, общим признаком которых является наличие врожденной или приобретенной в раннем детском возрасте общей психической неполноценности с недостаточностью интеллектуальных функций, называется - ______________________.

ІІ. Выберите правильный ответ:

 4. Легкой формой олигофрении считается:

а) идиотия;                                      в) дебильность;

б) имбецильность;                         г) кретинизм.

5. Расстройство памяти, которое характеризуется нарушением сохранения полученной человеком информации и резко ускоренным процессом забывания, называется:

а) антероградной амнезией;       в) фиксационной амнезией;

 б) ретроградной амнезией;          г) антероретроградной амнезией;                                              

д) Корсаковским амнестическим синдромом.

6. Врождённая умственная отсталость - это:  

а) олигофрении;    в) агнозии; 

б) деменции;         г) шизофрения.

7. Резкое обострение памяти - это:     

а) гипермнезии;          в) амнезии;

б) гипомнезии;         г) криптомнезии.  

8. З акон обратного хода памяти имеет название:

а) закон Рибо;                  б) закон Зейгарник;

в) закон Эббингауза;       г) закон Вебера.  

  ІІІ. Соотнесите правую часть с левой:

9. Формы олигофрений:

1. Имбецильность                          А) легкая форма умственной отсталости;

2. Дебильность                               Б) умеренная умственная отсталость;

3. Идиотия                                      В) глубокая умственная отсталость.

     Стратегия самостоятельного изучения и закрепления материала

1. Изучите и проанализируйте основные особенности проявления Корсаковского амнестического синдрома.

2. Составьте обобщённую характеристику деменций позднего возраста.

3. Изучите своеобразие проявления псевдоагнозий у больных с органической деменцией.

4. Систематизируйте и обобщите в виде таблицы отличия между стадиями олигофрении.

 

 

                        



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.014 с.)