В организационно-управленческой деятельности: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В организационно-управленческой деятельности:



- способность планировать комплексное информационное воздействие и осуществлять руководство им (ПК-15);

- способность и готовность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-20);

- способность к подготовке методических пособий и организации профориентационной работы (ПК-25).

Рекомендации к работе с пособием

Готовясь к семинару, студенты должны ознакомиться с темой семинара, ключевыми понятиями, внимательно прочитать рекомендованную литературу по теме семинара. Опираясь на стратегию самостоятельного изучения и закрепления материала, студент может в систематизированном виде получать знания по определенным темам. Проверить готовность к семинарскому занятию помогут контрольные вопросы и тестовые задания, которые составлены в соответствии с содержанием темы.

  

Тема № 1. Предмет и задачи патопсихологии.                                             Методы патопсихологии. Расстройства восприятия и ощущений

                              

План

1. Предмет и задачи патопсихологии.

2. История развития патопсихологии.

3. Патопсихологический эксперимент. Общая характеристика методов патопсихологического исследования.

4. Нарушения ощущений. Изменение интенсивности ощущений: гипестезия, гиперестезия, анестезия. Качественные расстройства ощущений: парестезии и сенестопатии.

5. Нарушения личностного компонента восприятия. Нарушение константности восприятия, иллюзии, галлюцинации, классификация галлюцинаций по анализаторам, псевдогаллюцинации, расстройства восприятия времени.

6. Нарушение самовосприятия. Деперсонализация. Соотношение измененного самовосприятия и бреда.

 

Ключевые понятия: патопсихология, синдром, симптом, патогенез, онтогенез, этиология, восприятие, ощущение, самовосприятие, иллюзии, галлюцинации, классификация галлюцинаций по анализаторам, псевдогаллюцинации, расстройства восприятия времени, нарушения самовосприятия, деперсонализация, дежавю, жамевю, гипостезия, гиперстезия, анестезия, парастезия, сенестопатия, астенический и кататонический синдромы.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что изучает патопсихология как наука?

2. Какие отличия существуют между патопсихологией и психопатологией?

3. Назовите основные исторические этапы развития патопсихологии.

4. Кого и почему считают основателем патопсихологии в отечественной науке?

5. Какие этапы включает в себя патопсихологический эксперимент?

6. В чём состоит разница между симптомом и синдромом? Какие основные синдромы патопсихологии вы знаете?

7. Назовите расстройства ощущений, при которых происходит отсутствие чувствительности (например, температурной или болевой). Какие расстройства встречаются при неврологических заболеваниях, при кататоническом синдроме? 

8. Что такое астенический и кататонический синдромы?

9. О каком расстройстве идет речь, когда горячее кажется тёплым, яркое – блеклым, громкое – тихим и так далее? Дайте характеристику качественным расстройствам ощущений, таким как «парестезии» и «сенестопатии». Приведите примеры таких расстройств.

10.  Назовите расстройство восприятия, при котором больной не может объяснить значение и название воспринимаемого объекта.

11.  О каком расстройстве восприятия идёт речь, когда существует чувство изменения окружающей среды, живых и неживых предметов, явлений природы, времени? 

12.  Что такое деперсонализация? Приведите примеры.

13.  Как называется процесс, при котором человек не способен испытывать радость?

14.  Объясните процессы дежавю и жамевю. Что такое иллюзии?

15.  Что такое галлюцинации? Приведите классификацию галлюцинаций по анализаторам.

Литература

1. Бизюк А. П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии: учебное пособие / А. П. Бизюк; под ред.                Л. М. Шипицыной. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. ­–  415 с.

2. Блейхер В. М. Практическая патопсихология: [руководство для врачей и медицинских психологов] / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – Ростов – н/Д.: «Феникс», 1996. ­– 448 с.

3. Воропаева С. В. Основы общей психопатологии / С. В. Воропаева. – М.: МПГУ, 2012. – 161 с.

4. Зейгарник Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник – [издание 2-е, переработанное и дополненное] – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 286 с.

5. Личко А. Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. – М.: Апрель-ПРЕСС: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.  

6. Максимова Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: [учебное пособие]/ Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.

7. Мягков И. Ф. Медицинская психология: пропедевтический курс [учебник для вузов] / Мягков И. Ф., Боков С. Н., Чаева С. И. – [изд.второе, перераб. и доп.]. – М.: Логос, 2002. – 320 с.

8. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методы патопсихологии и опыт применения их в клинике / С. Я. Рубинштейн. – М.: Апрель-Пресс: Психотерапия, 2007. – 224 с. 

9. Справочник по психиатрии / под ред. А. В. Снежневского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1985. – 416 с.

Дополнительная литература

1. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Лубовский В. И. – М.: Педагогика,1989. – 104 с.: ил.

2. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности / Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. – М.: Изд-во Моск. Ун-та,1980. – 169 с.

3. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / Соловьев И. М. – М.: Просвещение, 1966. – 223 с.

 

 

Тестовые задания для самоконтроля

І. Закончите предложение:

1. Неправильное восприятие предметов, которые реально существуют в данный момент – это __________________.

2. Искаженное восприятие размеров (макро- и микропсия), формы взаимного расположения окружающих предметов или пространства. Встречается при органических заболеваниях головного мозга, инфекциях, интоксикациях, называется ________________.

3. Патологическое состояние, которое характеризуется быстро наступающей усталостью, наступающей быстро после обычной активности - ________________________?

ІІ. Выберите правильный ответ:

  4. Нарушение ощущения, связанное с потерей чувствительности, называется:

 а) гипестезией;                             в) анестезией; 

 б) амнезией;                                г) гиперестезией.   

5. Расстройства восприятия, при которых происходит нарушение при познании предметов – это:

а) галлюцинации;               в) агнозии; 

б) иллюзии;                         г) деперсонализация.

6. Расстройство восприятия частей собственного тела называется:

 а) соматоагнозией;                                     в) симптомом Фреголи;                     

б) синдромом Капгра.                              г) дисморфоманией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.006 с.)