Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А.Пономарева.
При помощи творческого мышления человек в процессе познавательной деятельности создает субъективно новый продукт. Можно выделить двенадцать параметров креативности (то есть выраженной способности к творческому мышлению). Чем больше этих факторов имеется у того или иного человека, тем выше уровень его креативности. 1. Чувствительность ко всему новому. 2. Способность к обнаружению и постановке проблем. 3. Способность к генерированию большого числа идей. 4. Гибкость ума — способность оперативно менять подходы к решению проблемы, что позволяет быстро перебирать различные варианты действий. 5. Оригинальность — способность к нестандартным ответам. 6. Стремление совершенствовать объекты, добавляя к ним детали. 7. Способность к анализу и синтезу. 8. Способность к действиям в уме. 9. Смелость — способность идти на разумный риск. 10. Готовность преодолевать препятствия. 11. Готовность противостоять мнению окружающих. 12. Толерантность к ситуациям неопределенности.
Творческое (т.м.) и нетворческое мышление: проблема критериев Т.м. - мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения задачи. Для нетворческого мышления характерен: зависимость от мнения окружающих, желание найти ответ немедленно и чрезмерно высокая мотивация. Для творческого мышления характерно: а) продукт мыслительной деятельности обладает новизной и ценностью; б) мыслительный процесс характеризуется наличием сильной мотивации и устойчивости, протекая либо в течении значительного периода, либо с большой интенсивностью. Творческое мышление можно определить как вид мышления, характеризующийся новизной, не традиционностью, устойчивостью и трудностью в формулировании проблемы.
Представление о процессе творческого мышления в концепции Пономарева. Роль прямого и побочного продукта в процессе решения задачи. Побочный продукт: не осознаваем Прямой продукт: осознаваем Проблема осознанного и неосознаваемое. Прямой и побочный продукт деятельности отражается субъектом, только побочный продукт нельзя описать словами но он также оказывает влияние на деятельности. Побочный продукт отражается субъектом но не представлен в форме сознания он складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений которые включаются в действие но не существенны с точки зрения его цели.
Фазы тв.м 1. Постановка-проблема.(сознание) 2. Интуитивное мышление(бессознательное) 3. Проверка интуитивного решения(переход бессознательного в сознательное) 4. Оформления решения задачи. Автор взял в качестве исходного факта неоднородность предметного действия: в результате успешного (целенаправленного) действия получаем результат, соотв. предварительно поставленной цели (прямой продукт действия), и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели (т.е. являлся побочным продуктом). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась у Пономарева в проблему взаимоотношения этих продуктов. Побочный продукт действия также отражается субъектом, но он не представлен в форме сознания. Он складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включаются в действие, но несущественны сточки зрения его цели. Опыт: даны 4 точки и нужно провести через них 3 прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы он возвратился в исходную точку. Перед этим давалась наводящая задача, которая оставалась на уровне побочного продукта и не всегда помогала решению второй задачи. Перевод побочного продукта в прямой (т.н. переориентировка) возможен в случае когда подсказка предваряет основную задачу, да и то не всегда. Факторы, способствующие переводу: простота стимульной и выставляющей задачи; малая автоматизированность способа действия, которым выполняется подсказка; обобщенность способа, в котором преобразуется побочный продукт. В этих исследованиях уточняется представление о мышлении как ориентировки, с которой связано выделение собственно психологического аспекта исследования. Ориентировка здесь дифференцируется на опирающуюся на отражение прямого продукта действия и побочного. В первом случае человек уверен в успехе решения и способен дать правильный отчет в своих действиях, а во втором нет.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.006 с.) |