L. Сущность и функции финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

L. Сущность и функции финансов



Вопросы к государственному экзамену по специальности «Финансы и кредит»

По курсу: «Финансы»

Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья,

Государство как центральный институт по управлению обществом состоит из политической, экономической, социальной, религиозной и других структур. Основу экономической структуры составляют отношения, возникающие в государстве. В них участвуют четыре субъекта: государственные органы власти; региональные органы власти; хозяйствующие субъекты; население. У каждого из этих субъектов свои права и обязанности. С целью реализации этих прав они вступают в определенные отношения, в т.ч. и товарно-денежные, что приводит к возникновению финансовой системы.

Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы.

Организационная структура финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в стране осуществляют органы государственной власти и управления.

Структура финансовой системы – это совокупность ее элементов и связей между ними. Известно, что государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает четыре звена (подсистемы):
*государственный бюджет;
*местные финансы;
*специальные внебюджетные фонды;
*финансы государственных корпораций.
Вместе с тем, возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. Например, выделение финансов холдингов, финансово-промышленных групп, финансов семей и граждан.

 

Налоговая политика.

Налоговая политика - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Цели налоговой политики:

1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).

Доходы и расходы бюджетов.

В соответствии с бюджетной классификацией бюджеты всех уровней могут наполняться за счет:

налоговых доходов;

неналоговых доходов;

безвозмездных перечислений;

доходов целевых бюджетных фондов;

доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

Налоговые доходы включают в себя:

- налоги на прибыль:  налог на прибыль организаций;  налог доходы физических лиц;  налог на игорный бизнес;  единый социальный налог;  страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд.

- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:  НДС;  акцизы;  лицензионные и регистрационные сборы;  налог на покупку иностранной валюты;  налог с продаж

- налоги на совокупный доход: единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

- налоги на имущество:  налог на имущество физических лиц;  налог на имущество предприятий;  налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;  налог на операции с ценными бумагами

- платежи за пользование природными ресурсами:  платежи за пользование недрами  платежи за пользование континентальным шельфом РФ  налог на добычу полезных ископаемых  платежи за пользование лесным фондом  плата за пользование водными объектами  земельный налог  и др.

- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:  таможенные пошлины

- другие

Неналоговые доходы

Неналоговые доходы, равно как и налоговые устанавливаются органами представительной власти РФ и субъектов РФ. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, к неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и др.)

доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (кроме ссуд и бюджетных кредитов)

иные неналоговые доходы

По своему экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Рассмотрим более подробно некоторые их виды: закупки товаров и услуг и социальные трансферты, которые относятся к текущим расходам; а также бюджетные инвестиции и кредиты, которые являются капитальными расходами.

I. Текущие расходы

Государственные закупки

Социальные трансферты

Трансферты направляются на поддержку тех слоев населения, которые оказываются исключенным из рыночного процесса распределения доходов и не могут самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни. Речь идет о полностью или частично нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных социально-незащищенных категориях населения. Помимо этого, целью трансфертов может быть поддержка тех, кто имеет особые заслуги перед обществом (ветераны войн, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, люди, отмеченные за особые трудовые достижения), и поощрение общественно-желательного поведения (например, стимулирование рождаемости).

Финансирование производителей. Государство может предоставлять субсидии или льготы

II. Капитальные расходы

Бюджетные инвестиции

Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий и др.). Как правило, они направляются в государственный сектор. Инвестиции целесообразно учитывать в составе целевых программ, перечень которых утверждается законодательно.

Бюджетные кредиты

Бюджетные кредиты могут быть использованы для финансирования не только государственных предприятий и учреждений, но и негосударственных субъектов экономики. Особенностью данной формы государственных расходов возмездность: кредиты предоставляются на возвратной основе, и на них начисляются проценты как плата за пользование кредитом.

В отличие от других видов кредитов, бюджетные кредиты не просто являются долговыми операциями, они содержат в себе элемент государственных расходов. Государство не конкурирует с коммерческими банками в сфере кредитования. Действуя в интересах общества в целом, оно ориентируется не на прибыль, а на социально-экономические и политические результаты. Именно поэтому бюджетные кредиты обычно носят льготный характер. Они могут предоставляться для решения таких социальных задач, как расширение занятости, сокращение безработицы, решение жилищной проблемы. Эти цели преследует, например, льготное кредитование малого бизнеса, сельского хозяйства, ипотечное кредитование и др.

 

Исполнение бюджета.

Исполнение бюджета – процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а так же финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:

- казначейская, при которой на специальные органы министерства финансов (казначейства) возложены организация и исполнение бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Казначейство является кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетный учреждений.

- банковская, когда функцию организации исполнения бюджета выполняет центральный банк (коммерческие банки).

- смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральным банком.

Схема доведения средств ФБ до производителей ТРУ,
действовавшая до создания системы казначейства:

Для совершенствования бюджетного процесса в РФ был осуществлен переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета Это связано с тем, что при банковской системе для государства был затруднен контроль за правильностью и эффективностью использования бюджетных средств. При казначейской системе уменьшается количество звеньев, участвующих в работе с бюджетными средствами, что позволяет усилить контроль за их целевым использованием..

Схема доведения средств ФБ до производителей ТРУ при казначейской системе

Участники процесса исполнения бюджета: главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств, бюджетные учреждения, финансовые и банковские учреждения.

Главный распорядитель бюджетных средств (министерства, ведомства) – орган государственной власти Российской Федерации или иной прямой получатель средств федерального бюджета, определенный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов по направлениям, установленным этим федеральным законом, по распорядителям и получателям средств федерального бюджета, находящимся в его ведении. Выступает в суде от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности, по искам подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти Российской Федерации или организация, находящаяся в ведении главного распорядителя средств, получающая ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов федерального бюджета от главного (вышестоящего) распорядителя средств федерального бюджета для их распределения между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, находящимися в его ведении.

Получатель бюджетных средств – орган государственной власти Российской Федерации или организация, находящаяся в ведении главного распорядителя или распорядителя средств, имеющие право на получение бюджетных ассигнований и принятие денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств федерального бюджета.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами власти. Эта стадия бюджетного процесса ставит задачу выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной классификации расходов по каждому направлению использования бюджетных средств.

Задачи исполнения бюджета:

– обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а так же доходов в целом и по каждому источнику.

– финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

– правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляющегося по бюджетной росписи доходов и расходов.

Бюджетная роспись составляется и утверждается в установленном порядке и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

Одновременно с утверждением бюджета на год устанавливается размер оборотной кассовой наличности на начало следующего года. Т.е. сумма резерва, предназначенного для покрытия временных кассовых разрывов, подлежащая восстановлению к началу нового года.

25. Состав, принципы построения и назначение бюджетной классификации РФ. Сущность и содержание бюджетного федерализма. Модели бюджетного федерализма. Формирование российской модели бюджетного федерализма.

Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

Под принципами бюджетного федерализма понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:

- самостоятельность бюджетов разных уровней. Самостоятельность бюджетов в данном случае означает:

- закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства;

- недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов в вышестоящие бюджеты;

- компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и управления, бюджетам.

- разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней;

- соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям;

- наличие формализованного механизма корректировки дисбаланса между расходными обязательствами и доходными полномочиями каждого уровня власти;

- наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления.

Российские специалисты предлагают более обобщающую классификацию, подразделяя модели бюджетного федерализма на два типа — децентрализованные и кооперативные. В децентрализованных моделях из трех главных функций государства макроэкономической стабилизации, перераспределения национального дохода и производства товаров и услуг — первые две чаще всего относятся к сфере деятельности центрального правительства, а третья — делится между тремя уровнями власти, но считается важнейшей в деятельности субнациональных правительств.

Более широко распространена кооперативная модель бюджетного федерализма, предполагающая: более широкое участие региональных властей в перераспределении национального дохода и макроэкономической стабилизации, что ведет к более тесному бюджетному сотрудничеству региональных и центральных государственных структур; повышение роли региональных властей в системе распределения налоговых доходов, в том числе и национальных; активную политику горизонтального бюджетного выравнивания, повышенную ответственность центра за состояние региональных государственных финансов, уровень социально — экономического развития территорий, что ведет к усилению контроля со стороны центра и некоторому ограничению самостоятельности региональных властей.

 

В соответствии с “Программой развития бюджетного федерализма на период до 2005 года” совершенствование межбюджетных отношений в РФ будет проводиться по следующим направлениям:

- упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ;

- разграничение расходных полномочий;

- разграничение налоговых полномочий и доходных источников;

- совершенствование механизма финансовой помощи другим уровням;

- улучшение управления общественными финансами на региональном и местном уровнях.

Необходимость упорядочения бюджетного устройства субъектов РФ связано с существованием муниципальных образований различных уровней, размытостью круга вопросов местного значения, неупорядоченностью территориального организации муниципальных образований.

В сфере совершенствования разграничения расходных полномочий должны быть решены задачи более четкого их разграничения между уровнями бюджетной системы в соответствии с теоретическими принципами, обеспечения самостоятельности региональных и местных органов власти в управлении расходами соответствующих бюджетов и ликвидации нефинансируемых федеральных мандатов.

В области разграничения налоговых полномочий планируется существенно повысить роль собственных доходов региональных и местных бюджетов, уменьшив роль расщепления налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в российской модели бюджетного федерализма.

Совершенствование механизма предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам будет направлено на выделение в общем объеме финансовой помощи текущей, инвестиционной, выравнивающей и инвестиционной составляющих. Кроме того, в результате реализации “Программы” финансовая помощь должна выделяться в соответствии с принципами стабильности (предсказуемости финансовой помощи) и прозрачности методик расчета

Вопросы к государственному экзамену по специальности «Финансы и кредит»

По курсу: «Финансы»

l. Сущность и функции финансов

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

1. Распределительная функция. Она наиболее наглядно проявляется при распределении НД, когда создаются основные (первичные) доходы. Их сумма равна НД. Основные (первичные) доходы формируются среди участников материального производства и делятся на 2 группы:

I группа: заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров и крестьян, занятых в материальном производстве;

II группа: доходы предприятий сферы материального производства.

Однако, первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение НД.

Это связано:

· с наличием наряду с производственной сферой непроизводственной, в которой НД не создается (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.);

· с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

· перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные (производные) доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы и налоги (налог на доходы физических лиц и др.)

2. Контрольная функция. Она проявляется в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. То есть, финансы постоянно сигнализируют о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают деньги к субъектам хозяйствования. Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов: Министерства финансов, Федеральной налоговой службы и т.д.

3. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако, на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

4. В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию, т.е. обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, т.к. без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.038 с.)