Понятие истины. Относительная и абсолютная истина. Догматизм и релятивизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие истины. Относительная и абсолютная истина. Догматизм и релятивизм.



Истина – соответствие между возникающим в сознании образом и реальным объектом, соответствие наших знаний действительности.

 Истина – это процесс движения от незнания к знанию.

Классическое понимание истины было сформировано в античности Аристотелем, и предполагает, что истина есть соответствие человеческий знаний самой реальности.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Относительная истина -это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Свойства относительной истины-приближенность и неполнота-органически присущи процессу познания, поскольку человек не может познавать мир, не фиксируя своего внимания на одних его сторонах и не отвлекаясь от других.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Наше знание всегда относительное, т.к. зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т. д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем нас мире и создаем о нем все более полные и точные знания. Этот постоянный процесс перехода от одних относительных форм объекта истины к другим -важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Т.е. каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных.

Догматизм и релятивизм.

Догматизм зародился еще в античной философии и получил большое распространение в средневековье, когда в качестве истины позиционировалось священное писание и религиозные проповеди, а источником всякого истинного знания объявлялся бог. В этот же период особенно ярко проявилась и отрицательная черта догматизма – стремление объявить сомнительным или попросту уничтожить всякое иное знание и мнение, которое не укладывается в провозглашенные догмы. Догматизм получил свое распространение и в научной среде, так в восемнадцатом - девятнадцатом веках физика и механика Ньютона играли роль неопровержимых догматов, конечного и безусловного знания, на котором строилась вся картина мира

Под Догматизмом понимается некритический тип мышления, при котором выдвигаемые представления рассматривается как абсолютные, вечные истины, пригодные во все времена, во всех условиях и т.п. Характерными примерами Догматизма являются положения религиозных вероучений, которые преподносятся как вечные, священные истины, не подлежащие критическому обсуждению и требующие слепой, беспрекословной веры. Догматик это человек, для которого характерно слепое доверие авторитетам, некритический подход к действительности, консерватизм и инертность ума. Релятивизм противоположен догматизму. Если Догматизм абсолютизирует некритичность, неизменность, статичность подходов и представлений, то Релятивизм, наоборот преувеличивает относительность, недостоверность, зыбкость как бытия, так и познания. С точки зрения крайнего Релятивизма действительность лишена какого-либо устойчивого субстанционального ядра, а наука являет собой совокупность заблуждений. Крайности Догматизма и Релятивизма преодолеваются диалектикой, соединяющей в своих представлениях устойчивость и изменчивость явлений, абсолютность и относительность знания.

Релятивизм развивается в противовес догматизму, его крайние формы получили свое воплощение в субъективистском идеализме, согласно которому объективного мира не существует, а каждый человек наблюдает собственную уникальную картину реальности. В этом случае истина является совершенно релятивной, т.е. имеющей исключительно личностный характер. Релятивизм также является составной частью агностицизма, одним из его течений. Относительность истины приводится агностиками в качестве аргумента в доказательство невозможности познания мира, поскольку полученное знание все равно является неполным, и не соответствует действительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.005 с.)