Религиозная философия западной европы 20века; Персонализм, неотомизм, религиозный эволюционизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозная философия западной европы 20века; Персонализм, неотомизм, религиозный эволюционизм



Религиозная философия ХХ в. также характеризуется иррационализмом. Ее основной чертой является стремление осмыслить проблемы современного человека с позиций христианской религии.

Несмотря на бурное развитие науки, западная религиозная философия не уступила своих позиций. В течение всего XX в. она достаточно успешно противостояла материализму и позитивизму

В западной религиозной философии ХХ в. выделяется несколько направлений.

1) Неотомизм (Этьен Жильсон, Жак Маритен). В конце ХIХ в. по решению Ватикана учение Ф.Аквинского (томизм) признается официальной доктриной католической церкви. Целью этого является необходимость поднять престиж Церкви в эпоху НТР. Основные идеи Ф Аквинского: о структуре мироздания, о соотношения веры и разума, о месте человека в мире – являются основой неотомизма. Характерные черты этого направления, отличающие его от томизма, – внимание к проблемам современного мира и к внутреннему миру человека.

Неотомизм принимает 5 доказательств существования Бога, приведенные Ф.Аквинским, но расходится с ним в понимании отношения Бога и человека. Человек обладает бессмертием души и свободой - это делает его сопричастным Богу и обусловливает его творческие возможности. В центре внимания неотомизма – вопросы культуры, человеческого творчества. Все возможности человека – его разум, нравственные устои, интуиция – реализуются в сфере творчества. Создавая культурные ценности, человек воплощает в них основы Божественного бытия – Истину, красоту, благо, и при этом совершенствуется сам.

Будущее европейской культуры неотомисты (Маритен) связывают с «интегральным гуманизмом», смысл которого - соединение ценностей христианства и современного человечества.

2) Персонализм (Э.Мунье, Ж.Лакруа и др.) формируется в 20-30-е гг.

В центре внимания – проблема личности, ее свободы.

Персонализм рассматривает человека в его постоянной связи с внешним миром. В реальном мире, в конкретных жизненных ситуациях происходит становление личности – персонализация. Главное качество личности – свобода, понимаемая как свобода выбора.

Личность проявляется во взаимодействии с внешним миром и в сосредоточении на своем внутреннем мире, причем эти 2 аспекта тесно взаимосвязаны. Основой этой взаимосвязи является творчество и человеческая коммуникация.

3) Религиозный эволюционизм (тейярдизм) – философия П.Тейяра де Шардена и его последователей.

Тейяр де Шарден (1881 – 1955) – французский ученый-естествоиспытатель, священник. В своих воззрениях он объединил идею творения с идеей эволюции. Идея эволюции Божественного начала – центральная в его труде «Феномен человека».

Мир (Универсум) в его понимании – живой организм, пронизанный Божеством и устремленный к совершенству. Причиной этого стремления является внутренняя духовная энергия, которая ведет к повышению уровня организации материи, к усложнению материального мира. Вершиной эволюции является человек.

В эволюционном процессе Тейяр де Шарден выделяет 4 этапа (4 главы книги):

·преджизнь – этап геогенеза;

·жизнь – этап биогенеза;

·мысль – этап ноогенеза, возникновения сферы разума - ноосферы;

·сверхжизнь – достижение «точки Омега», высший этап эволюции, где происходит соединение в Боге всех элементов – от атома до разумного человечества.

Термин «ноосфера» введен им под влиянием идей В.И. Вернадского. Ноосфера, в понимании Т. де Шардена – оболочка вокруг Земли, развитие которой идет в направлении «точки Омега». На этапе ноосферы направление эволюции контролируется коллективным человеческим сознанием. Но для этого людям нужно преодолеть эгоизм и потребительское отношение к природе и отнестись к ней разумно и творчески, соучаствуя в великом божественном деянии.

Понятие бытия и его виды.

Онтология – учение о существовании.

(Ontos – сущее) Это раздел философии изучающий фундаментальные принципы бытия.

Предмет онтологии пересекается с предметом естествознания: физики, астрономии.

В ряду многочисленных философских категорий, категория бытия занимает центральное место.

Она является исходной категорией философии т. к. выражает самую славную характеристику любого предмета и явления: его способность быть, существовать.

Бытиё - философская категория, обозначающая существование.

Бытие – самое широкое по объему понятие. Оно является первичным ко всем основным свойствам.

Но оно и самое бедное по содержанию, т.к. оно выделяет только один признак - признак существования.

Бытиё - это что-то существующее, а небытие - это отрицания бытия, т. е. когда вещи и явления перестают существовать или быть самими собой.

Бытиё - нечто, а небытие - ничто. Это антиподы, диалектические полярности. Они тесно связаны.

Связь между ними выражается:

- Бытиё возникает из небытия. Любая вещь имеет начало своего существования из небытия.

- Бытиё превращается в небытие. Все имеет свой срок, свое время. Вещи и явления перестают существовать.

Таким образом каждый предмет - это единство бытия и небытия. Бытиё всегда в настоящем, а небытиё в прошлом или в будущем. Бытиё – это уже или еще не небытие.

Нередко веши и явления исчезают навсегда, но они могут получать второе бытиё в сознании конкретного человека, в его памяти. Это бытиё – субъективное.

Вещи и явления могут быть не только в сознании человека, но и на другом носителе информации: книги, картины и т. д. Это бытиё - идеальное. И в такой форме бытия исчезнувшие вещи могут существовать практически вечно. В этом смысле мы можем говорить о бессмертии идей, вещей, близких людей, исторических личностей.

Традиционно в философии выделяют два вида бытия:

- Материальное бытие (физический мир). Это существование вещей и процессов, личностей. Оно всегда индивидуально и неповторимо и имеет ограничение в пространстве и времени.

- Идеальное бытие (духовное бытие). Его составляют идеи, ценности, понятия, сущности. Характеристика: вечность и неизменность.

Т. о. Материальное и идеальное это противоположные полюсы бытия.

Выделяют три наиболее значимых формы бытия:

- Неживая природа.

- Живая природа.

- Человеческая природа.

Каждая из этих форм обладает своей спецификой и включает в себя несколько уровней, и все три формы образуют пирамиду бытия.

В основе пирамиды: неживая природа. Она имеет два уровня:

- Естественная природа (первая природа). Первозданная природа, которая существует вне зависимости от человека: звезды, планеты, земля, вода. Для этого природного мира характерна постоянная изменчивость, эволюция.

- Искусственная природа (вторая природа) - это созданная человеком природа для удовлетворения его потребностей: вся инфраструктура - города, дороги, машины, производство.

Первая и вторая природа имеют общее и различное.

Общее: у них едина основа, они вещественны, подвержены разрушению.

Различное: естественная природа бесконечна в пространстве и во времени и неуничтожима по существу. Искусственная природа очень ограничена в пространстве и во времени и в принципе уничтожима.

Выше – живая природа. Характерная черта: жизнь – это то, чем мир организмов отличается от всего остального мира. Живая природа возникла из неживой и, отмирая снова в нее возвращается.

Живая природа – это качественно более высокая ступень бытия.

Живая природа ничтожно мала по сравнению с неживой. Её критерии:

- Способность существовать, обмен веществом и энергией.

- Способность к размножению. Только живые организмы могут производить себе подобных.

Выделяют 2 уровня живого:

- Живые неодухотворённые тела, т е. все, то, что отвечает критериям жизни, но не обладает сознанием - это флора и фауна.

- Живые одухотворенны тела или человек;

Второй вид бытия – Человеческое бытиё. Оно двойственно. Своим телом человек принадлежит к живой природе, и на него распространяются критерии и законы живых организмов, но с другой стороны человек обладает сознанием, душой и психикой (идеальная природа). Это мыслящее существо способное создавать и оперировать идеальными образами. Именно это поднимает человека на качественно более высокую ступень.

Критерий человеческого существования – неразрывное единство души и тела. Утрата этого единства - означает смерть человека. При этом тело, как природно-физическое образование продолжает существовать после смерти. Но смерть разума и означает смерть человека.

Бытиё человека делиться на три группы:

- индивидуальное бытие,

- социальное бытие,

- идеальное (духовное).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.247 (0.013 с.)