Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы организации исследования
Психодиагностика свойств внимания испытуемых должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций. Нам уже известно, что в младшем школьном возрасте центром психологического развития ребёнка становится формирование произвольности; развиваются произвольная память, внимание, мышление. На протяжении всего младшего школьного возраста ребёнок учится управлять своим поведением, в том числе и вниманием. Происходит это медленно и постепенно. Зачастую произвольность внимания развивается стихийно, причём ребёнок нередко приспосабливается к условиям учёбы. Выбор метода обследования уровня развития внимания - один из наиболее сложных этапов диагностико- коррекционной работы. В психологии существуют два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида, основанный на предпосылке и множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого психологического факта. Очень важно сочетание этих подходов, но главным является качественная характеристика полученных данных. Тестовые методики обладают целым рядом достоинств: хороший тест аккумулирует в себе богатый клинический опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах. Однако принципиально недопустимо использовать тесты для жёсткого отбора, селекции учащихся. Эти методы помогают выявить психологические особенности, причины отдельных нарушений или недостатков с целью их коррекции и содействия развитию учащихся. Применяя различные методические средства, психолог и педагог получают всё более точную картину индивидуальных особенностей ребёнка, в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки решающего фактора развития. В целом ряде случаев психолог и педагог должны получить быструю и оперативную информацию о ребёнке. Отсюда острая потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществить экспресс-диагностику.
Экспресс - методики большей частью основаны на качественном анализе высказываний, продуктов деятельности, способов выполнения заданий. В качестве таких психодиагностических средств могут быть использованы так называемые функциональные пробы. Роль функциональной пробы могут играть экспериментальные задания, способные актуализировать умственные операции, которыми пользуется ребёнок в своей жизнедеятельности. Работа психолога и педагога обязательно должна приводить к выработке конкретных рекомендаций. Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем и выполняется педагогом с помощью и под постоянным наблюдением психолога.
Далее ставится психологический диагноз и составляются соответствующие рекомендации. Психологический диагноз - центральный момент диагностико-коррекционной работы. В ходе работы для определения уровня развития внимания младших школьников (учащиеся 3 класса) можно использовать конкретные экспресс-методики «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки» «Домик», «Да и нет», «Оценка распределения внимания», «Оценка переключения внимания», «Определение объема внимания».
Для диагностики внимания были отобраны и использованы следующие методики: -запомни и расставь точки; -треугольники 1; -треугольники 2. Запомни и расставь точки. Цель: определение объёма внимания. Описание: испытуемый работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребёнку последовательно сверху вниз показывается (на 1 – 2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд. Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.
Инструкция: «Я буду показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом вы сами будите ставить точки у себя на листочке так, как вы это видели на карточках. Фиксируемые параметры: t – время выполнения; N – количество правильно воспроизведённых точек. Объём внимания оценивается по 10 – бальной системе:
Нормативы:
Треугольники 1.
Цель: определение переключаемости произвольного внимания. Описание: по указанию взрослого испытуемый рисует треугольники 2-3 строки. По количеству ошибок определяется уровень развития переключаемости произвольного внимания. Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, протокол. Инструкция: «Будь очень внимателен! Сейчас я дам вам одно за другим два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить. Первое задание – рисовать треугольники уголком вверх (показать образец на доске) Через 2-2,5 строчки рисунка предлагается второе задание – продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз (показать образец). Второе задание выполняется также в 2-3 строки. Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания. Нормативы:
Треугольники – 2.
Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти. Описание: испытуемому предлагают нарисовать в ряд определённое количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если испытуемый не запомнил, пусть делает по-своему. Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов. Инструкция: «Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд пятнадцать треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, девятый и тринадцатый треугольники» Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания. Нормативы: -высокий уровень – задание выполнено правильно; -средний уровень – рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке; -низкий уровень – количество фигур и порядок штриховки не соответствуют инструкции.
В ходе эксперимента были обследованы 20 учащихся третьего класса Школы №21 г.Череповца
В ходе констатирующего эксперимента, обработки проведённых тестов, были получены следующие результаты: -переключаемость произвольного внимания у большинства учащихся находится на среднем уровне, у 5-х учащихся(25%) - на низком уровне и 1-го(5 %) - на очень низком. -более низкий результат показало обследование объёма внимания: лишь у 2-х(10%) детей высокий уровень, у 10 –(50%) средний и у 6-х(30%) - низкий и 2-х(10%) - очень низкий уровень. -уровень развития произвольного внимания находится на среднем уровне у большинства учащихся класса, на низком уровне – 4(20%) и очень низком – 2учащихся(10%). Подведя итоги констатирующего эксперимента можно сделать вывод: в классе нужно проводить работу по развитию внимания, включая в систему уроков специально подобранные игры и упражнения.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.016 с.) |