Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания у младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания у младших школьников



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

            специальность  начальное образование

дисциплина  психология

      Курсовая работа

         НА ТЕМУ: Развитие произвольного внимания детей

                младшего школьного возраста

                   

        

                                                                         Выполнила: студентка 3курса, ЗО

                                                                              Группы НО-3 Леонова С.Г.

                                                                       Научный руководитель: Доцент

                                                                    Кандидат педагогических наук

                                                                    Тукшумская А.В.

                                                                      

                                     Москва 2016

 

      Содержание

 

Введение- ------------------------------------------------------------3-6

Глава 1. Основные теоретические вопросы проблемы                   произвольного внимания младших школьников

1.1 Сущность произвольного внимания---------------------7-9

1.2 Особенности внимания у младших школьников-----10-13

школьном возрасте-------------------------------------------------14-19

Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания у младших школьников

2.1 Методы организации исследования--------------------20-26

2.2 Подбор упражнений и реализация коррекционной развивающей                               программы-----------------------------------------------------------27-29

2.3 Получение конечных результатов исследования и их анализ-------------------------------------------------------------30-31

Заключение --------------------------------------------------    32-33

Список литературы-----------------------------------------     34-35

Приложение Методика «Запомни и расставь точки»------36

 

Введение

Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться.

По мнению большинства исследователей, внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Важность внимания в жизни человека трудно переоценить, его иногда называют регулятором деятельности, определяющим ее успешность.

Проблемой развития внимания младшего школьника занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, О.Ю. Ермолаев, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и другие.

Обращение психологов к проблеме внимания обусловлено тесной его связью со многими проблемами, возникающими у младших школьников в процессе овладения новой ведущей деятельностью. Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности младшего школьника делает ее продуктивной, организованной, активной. Несформированное   произвольное внимание у младших школьников может препятствовать освоению учебной деятельности.

Актуальность темы исследования определяется тем, что сегодня с проблемой внимания в её практическом плане приходится сталкиваться любому педагогу, работающему в сфере начального образования. Многие трудности в обучении связаны с неумением, либо неспособностью того или иного ребёнка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании. Учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом. Очень часто это является следствием недостаточности внимания, прежде всего произвольного, ведущего в учебной деятельности школьников.

Цель курсовой работы: изучить проблему развития произвольного внимания младших школьников.

Объектом исследования является: личность младшего школьника.

Предметом исследования является: влияние специально организованных коррекционно- развивающих занятий на формирование и развитие произвольного внимания младших школьников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие произвольного внимания младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих условий:

• систематическом и целенаправленном формировании произвольного внимания в интересной для младшего школьника деятельности

• целенаправленной работе по развитию произвольного внимания как в процессе обучения, так и во внеучебной деятельности

Цель и гипотеза определяют задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме развития произвольного внимания и на основе её анализа подобрать надежные тесты для осуществления диагностических мероприятий;

2. диагностическим путем выявить уровень развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста;

3. подобрать, изучить  и апробировать коррекционные  развивающие упражнения  по развитию произвольного внимания;

4 проанализировать полученные результаты.

 

Методологической основой курсовой  работы являются основополагающие подходы, теории, концепции, разработанные и обоснованные ведущими учеными, такими как: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, В.А. Крутецкий, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.

Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, наблюдение и ряд специализированных методик:  методика «Запомни и расставь точки»; треугольники 1; треугольники 2

Экспериментальной базой исследования являлось школа номер 21, учащиеся 3 класса в возрасте 9 лет, в количестве 20 человек.

В проводимом психолого-педагогическом эксперименте можно выделить следующие этапы:

1. Аналитический. На данном этапе осуществлялся теоретический анализ литературных источников по проблеме развития произвольного внимания у младших школьников, происходило знакомство с имеющимся практическим опытом;

2. Диагностический. На данном этапе осуществлялся подбор диагностических методик, направленных на определение уровня развития произвольного внимания, а также проводилась первичная диагностика (констатирующий эксперимент);

3. Подготовка и проведение формирующего эксперимента. На данном этапе осуществлялось составление коррекционной развивающей программы, ее внедрение в образовательный процесс;

4. Анализирующий. На данном этапе осуществлялся качественный анализ полученных результатов;

5. Заключительный этап включал в себя оформление результатов проведенного курсового исследования.

 

Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

 

Глава 1. Основные теоретические вопросы проблемы произвольного внимания младших школьников

Запомни и расставь точки.

Цель: определение объёма внимания.

Описание: испытуемый работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребёнку последовательно сверху вниз показывается (на 1 – 2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.

Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.

Инструкция: «Я буду показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом вы сами будите ставить точки у себя на листочке так, как вы это видели на карточках.

Фиксируемые параметры:

t – время выполнения; N – количество правильно воспроизведённых точек. Объём внимания оценивается по 10 – бальной системе:

 

 

Баллы Воспроизведённые точки
10 6 и более
8-9 4-5
6-7 3-4
0-3 1

Нормативы:

 

Баллы Уровень развития объёма внимания
10 Очень высокий
8-9 Высокий
6-7 Средний
4-5 Низкий
0-3 Очень низкий

 

Треугольники 1.

 

Цель: определение переключаемости произвольного внимания.

Описание: по указанию взрослого испытуемый рисует треугольники 2-3 строки. По количеству ошибок определяется уровень развития переключаемости произвольного внимания.

Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, протокол.

Инструкция: «Будь очень внимателен! Сейчас я дам вам одно за другим два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить. Первое задание – рисовать треугольники уголком вверх (показать образец на доске)

Через 2-2,5 строчки рисунка предлагается второе задание – продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз (показать образец). Второе задание выполняется также в 2-3 строки.

Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания.

Нормативы:

Результат и его интерпретация БАЛЛ
1. Испытуемый  правильно выполняет второе задание, достаточная концентрация и устойчивость внимания, отсутствие даже лёгких признаков инертности. 5
2.Ошибки при рисовании первых трёх фигур второго задания, затем правильно – слабо выраженные переключаемость, врабатываемость. 4
3. Исправленные ошибки по ходу выполнения второго задания – нарушение переключаемости (единичные случаи «застревания» на предыдущем действии) 3
4. Первые три треугольника второго задания выполнены правильно, затем ошибочно (отчётливые нарушения переключаемости внимания) 2
5. Отказ от выполнения второго задания, сразу ошибки, выраженные нарушения переключаемости («застревание» на предыдущем действии 1

 

 

Треугольники – 2.

 

Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.

Описание: испытуемому предлагают нарисовать в ряд определённое количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если испытуемый  не запомнил, пусть делает по-своему.

Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.

Инструкция: «Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд пятнадцать  треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, девятый и тринадцатый треугольники»

Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания.

Нормативы:

-высокий уровень – задание выполнено правильно;

-средний уровень – рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке;

-низкий уровень – количество фигур и порядок штриховки не соответствуют инструкции.

 

В ходе эксперимента были обследованы 20 учащихся третьего класса Школы  №21 г.Череповца

В ходе констатирующего эксперимента, обработки проведённых тестов, были получены следующие результаты:

-переключаемость произвольного внимания у большинства учащихся находится на среднем уровне, у 5-х учащихся(25%) - на низком уровне и 1-го(5 %) - на очень низком.

-более низкий результат показало обследование объёма внимания: лишь у 2-х(10%) детей высокий уровень, у 10 –(50%) средний и у 6-х(30%) - низкий и 2-х(10%) - очень низкий уровень.

-уровень развития произвольного внимания находится на среднем уровне у большинства учащихся класса, на низком уровне – 4(20%) и очень низком – 2учащихся(10%).

Подведя итоги констатирующего эксперимента можно сделать вывод: в классе нужно проводить работу по развитию внимания, включая в систему уроков специально подобранные игры и упражнения.

Свойства внимания Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Очень низкий уровень
Переключаемость внимания ----------- 70% 25% 5%  
Объём внимания 10% 50% 30% 10%
         
Уровень развития произвольного внимания -----------            70% 20% 10%

 

Исключение лишнего.

Цель: развитие мышления и объёма внимания.

Оборудование: карточки с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание: Испытуемому предлагается найти из пяти изображённых на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.(эту игру можно проводить со словами, цифрами, понятиями)

 

Найди отличия.

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание: ребёнку предлагается карточка, на которой изображены картинки, надо найти пять отличий.

Найди букву.

    Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

    Оборудование: Лист с изображением наложенных букв.

    Инструкция: «Посмотрите, на этом листе изображены замаскированные буквы. Найдите все буквы, которые спрятались.

Срисовывание по клеткам.

    Цель: развитие концентрации внимания, объёма внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.

    Оборудование: чистый лист бумаги в клетку, образец, остро отточенный карандаш.

   

     

Найди тень.

    Цель: развитие наблюдательности.

    Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.

    Инструкция: «Посмотри на картинку внимательно. На нём изображены фигуры и их тени. Необходимо соединить фигуру и её тень»

Строители.

    Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

    Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых – образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями, простой карандаш.

    Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображение полное, на других есть недостающие детали. Вам надо сделать так, чтобы рисунки стали одинаковыми»

Найди слова.

    Цель: развитие концентрации внимания.

    Оборудование: карточки со словами.

    Инструкция: «Посмотрите на доске слова (смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель). В каждом из этих слов нужно найти другое спрятавшееся сл

 

Методика Мюнстерберга.

    Цель: развитие концентрации внимания.

    Оборудование: лист с буквами у каждого ученика, простой карандаш.

    Инструкция: «В этой таблице спрятано 10 названий животных. Вам надо отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Ребёнку дают лист бумаги с беспорядочно написанными буквами. Нужно найти десять слов.

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗ

 

Чтение с помехой.

    Цель: тренировка распределения внимания.

    Оборудование: книги для чтения, простые карандаши.

    Описание: учащиеся читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети ищут ответы на вопросы.

Свойства

Внимания

Заключение.

В ходе исследования была изучена психолого-педагогическая литература: изучены основные свойства внимания, сущность и особенности произвольного  внимания у младших школьников, условия и методы его развития, подобраны и включены в систему уроков и внеурочной деятельности  игры на внимание. Была проведена диагностика внимания у младших школьников.

    Были выявлены следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Можно отметить следующие свойства внимания: объём, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение, переключение, колебания. Были изучены следующие виды нарушений внимания у младших школьников: отвлекаемость (внутренняя и внешняя), рассеянность (мнимая и подлинная), инертность. Были диагностированы следующие свойства внимания:  переключаемость произвольного внимания, объём внимания, уровень развития произвольного внимания. Были использованы методики диагностики:» Запомни и расставь точки»,» «Треугольники 1» и»Треугольники 2».

Вся проделанная работа позволяет сделать следующие основные выводы:

1. младшие школьники еще не могут самостоятельно развивать произвольное внимание, им необходима помощь взрослых;

2. помощь взрослых должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, в том числе и игры;

3. благоприятную почву для этого создает наличие программы, разработанной на основе наблюдений за детьми и проведенных экспресс-диагностик;

4. ведя наблюдения за детьми, можно получить точную картину возможностейкаждого, и это сделает работу по развитию детей более эффективной.

Коррекционная работа по развитию произвольного внимания младших школьников эффективн а лишь в случае, если используется значительный спектр методов: наблюдение, психологический эксперимент, изучение опыта, анализ документации, изучение детских работ, изучение литературных источников. Каждый из указанных методов обретает действенность в совмещении с другими, так как их использование носит комплексный характер.

 

    Сравнивая результаты диагностики, можно сделать вывод, что после проведения игр и упражнений на развитие произвольного внимания, уровень развития основных свойств внимания значительно увеличился.

        

    Завершая исследование можно с уверенностью сказать, что наша гипотеза полностью подтвердилась. Введение в систему уроков и внеурочной деятельности  упражнений и игр на внимание, способствует его развитию, что в свою очередь приводит к повышению качества знаний.

 

 

Список литературы

1.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М.: Академия, 1999. 2. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006
3.Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. - М.1976.

4.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

5. Гальперин П. Я. К проблеме воспитания // Хрестоматия по вниманию. - М.1975

 6. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М. 1999.

7.Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания. – М.: Просвещение, 1992. – 233 с.

8. Джеймс У. Научные основы психологии. - Мн. 2003.

9. Добрынин Н. Ф. О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. - М. 1973.

10. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий

11.Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология: учебник. - М. 2007.

12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб. 2008.

13.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. - М. 1984.

14. Мокрищева С.В. Особенности внимания детей младшего школьного возраста.

15. Мухина В.С. Возрастная психология. - М. 2000.

16.Никольская И.М., Грановская Р.М. Развитие внимания, памяти и воображения у детей младшего школьного возраста.

17. Обухова Л.С. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М. 1995.

18. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. - М. 1976.

19.Рождественская Е.А., Рощина Н.А. Возрастная психология. - Томск. 2001.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. 2008.

21. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. Том 2. - М. 1954.

22. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 6. - М. 1949.

23. Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. - М. 2007.

 

 

Приложение

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

            специальность  начальное образование

дисциплина  психология

      Курсовая работа

         НА ТЕМУ: Развитие произвольного внимания детей

                младшего школьного возраста

                   

        

                                                                         Выполнила: студентка 3курса, ЗО

                                                                              Группы НО-3 Леонова С.Г.

                                                                       Научный руководитель: Доцент

                                                                    Кандидат педагогических наук

                                                                    Тукшумская А.В.

                                                                      

                                     Москва 2016

 

      Содержание

 

Введение- ------------------------------------------------------------3-6

Глава 1. Основные теоретические вопросы проблемы                   произвольного внимания младших школьников

1.1 Сущность произвольного внимания---------------------7-9

1.2 Особенности внимания у младших школьников-----10-13

школьном возрасте-------------------------------------------------14-19

Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания у младших школьников

2.1 Методы организации исследования--------------------20-26

2.2 Подбор упражнений и реализация коррекционной развивающей                               программы-----------------------------------------------------------27-29

2.3 Получение конечных результатов исследования и их анализ-------------------------------------------------------------30-31

Заключение --------------------------------------------------    32-33

Список литературы-----------------------------------------     34-35

Приложение Методика «Запомни и расставь точки»------36

 

Введение

Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться.

По мнению большинства исследователей, внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Важность внимания в жизни человека трудно переоценить, его иногда называют регулятором деятельности, определяющим ее успешность.

Проблемой развития внимания младшего школьника занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, О.Ю. Ермолаев, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и другие.

Обращение психологов к проблеме внимания обусловлено тесной его связью со многими проблемами, возникающими у младших школьников в процессе овладения новой ведущей деятельностью. Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности младшего школьника делает ее продуктивной, организованной, активной. Несформированное   произвольное внимание у младших школьников может препятствовать освоению учебной деятельности.

Актуальность темы исследования определяется тем, что сегодня с проблемой внимания в её практическом плане приходится сталкиваться любому педагогу, работающему в сфере начального образования. Многие трудности в обучении связаны с неумением, либо неспособностью того или иного ребёнка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании. Учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом. Очень часто это является следствием недостаточности внимания, прежде всего произвольного, ведущего в учебной деятельности школьников.

Цель курсовой работы: изучить проблему развития произвольного внимания младших школьников.

Объектом исследования является: личность младшего школьника.

Предметом исследования является: влияние специально организованных коррекционно- развивающих занятий на формирование и развитие произвольного внимания младших школьников.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие произвольного внимания младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих условий:

• систематическом и целенаправленном формировании произвольного внимания в интересной для младшего школьника деятельности

• целенаправленной работе по развитию произвольного внимания как в процессе обучения, так и во внеучебной деятельности

Цель и гипотеза определяют задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме развития произвольного внимания и на основе её анализа подобрать надежные тесты для осуществления диагностических мероприятий;

2. диагностическим путем выявить уровень развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста;

3. подобрать, изучить  и апробировать коррекционные  развивающие упражнения  по развитию произвольного внимания;

4 проанализировать полученные результаты.

 

Методологической основой курсовой  работы являются основополагающие подходы, теории, концепции, разработанные и обоснованные ведущими учеными, такими как: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Н.Ф. Добрынин, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, В.А. Крутецкий, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.

Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, наблюдение и ряд специализированных методик:  методика «Запомни и расставь точки»; треугольники 1; треугольники 2

Экспериментальной базой исследования являлось школа номер 21, учащиеся 3 класса в возрасте 9 лет, в количестве 20 человек.

В проводимом психолого-педагогическом эксперименте можно выделить следующие этапы:

1. Аналитический. На данном этапе осуществлялся теоретический анализ литературных источников по проблеме развития произвольного внимания у младших школьников, происходило знакомство с имеющимся практическим опытом;

2. Диагностический. На данном этапе осуществлялся подбор диагностических методик, направленных на определение уровня развития произвольного внимания, а также проводилась первичная диагностика (констатирующий эксперимент);

3. Подготовка и проведение формирующего эксперимента. На данном этапе осуществлялось составление коррекционной развивающей программы, ее внедрение в образовательный процесс;

4. Анализирующий. На данном этапе осуществлялся качественный анализ полученных результатов;

5. Заключительный этап включал в себя оформление результатов проведенного курсового исследования.

 

Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

 

Глава 1. Основные теоретические вопросы проблемы произвольного внимания младших школьников



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.105 с.)