Добавление. Философия Гегеля и ее историческое место 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Добавление. Философия Гегеля и ее историческое место



Еще многие изучающие диалектику не понимают, что произведения Гегеля не подходят на роль учебников. Здесь я наглядно покажу и, надеюсь, окончательно докажу ненаучность философской системы Гегеля.

Выше было показано, что понятие - это результат познания, но не сам процесс познания. Переходов между понятиями не существует. От понятия 1 нельзя перейти к понятию 2, не заглянув внутрь радио.

Но понятия, как результаты познания, как скачки, сменяют друг друга по законам диалектики. Вот эту-то смену понятий и уловил, заметил Гегель. В смене понятий, в смене результатов познания он угадал диалектику, но не понял ее. Вся система Гегеля состоит из переходов понятий, а диалектика выступает как способ мышления для осуществления этих переходов. За диалектическое мышление, за разум выдается мышление, обладающее гибкостью, хитростью, способное схватить противоположности в единстве. Гегель писал: «Разум столь же хитер, сколь и могущественен». Судя по изложению диалектики Гегелем, под словом «хитер» нужно понимать «изворотлив», «пронырлив», «лукав», «нечестен».

Я наложил на схему 1 графическое изображение переходов Гегеля, - получилась схема 2.

 

Несуществующие в действительности переходы Гегель осуществляет словоблудием, используя многозначность слов (например, немецкое слово Grund означает дно, основание, почва, гибель, причина), которая часто образует непереводимую игру слов, и этим переходит от одного понятия к другому. Но если игра слов не переводима на другой язык, то значит, на нем такой переход невозможен. (Поэтому, скорее всего, Гегель отказался перевести на английский язык «Науку логики»). Также для осуществления переходов Гегель нередко использует исторические изменения смысла слов или их частей (корней, суффиксов, приставок). Таким образом, переходы от понятия к понятию Гегель совершает жонглированием словами немецкого языка.

Но у Гегеля часто возникают непреодолимые трудности в подборе слов для перехода, и тогда, или переход получается нечетким, туманным (Ленин пишет: «Темна вода»), или Гегель обращается к действительности, помещая рассуждения о реальных вещах в примечания. И даже там диалектические, истинные, переходы едва просвечивают, да еще и искажаются, потому что основной целью для Гегеля было изложение его замкнутой философской системы.

Для большей убедительности я приведу слова Энгельса о философской системе Гегеля (лучше не скажешь). Энгельс писал: «Гегель был идеалист, т. е. для него мысли нашей головы были не отражениями, более или менее абстрактными, действительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля лишь воплотившимися отражениями какой-то «идеи», существовавшей где-то еще до возникновения мира. Тем самым все было поставлено на голову, и действительная связь мировых явлений была совершенно извращена. И поэтому, как бы верно и гениально ни были схвачены Гегелем некоторые отдельные связи явлений, все же многое и в частностях его системы должно было по упомянутым причинам оказаться натянутым, искусственным, надуманным, словом — извращенным. Гегелевская система как таковая была колоссальным недоноском, но зато и последним в своем роде» [1, т. 19, с. 206].

Эти надуманные Гегелем переходы, все эти метаморфозы слов, Фейербах отбросил, как ахинею, но вместе со словесной чепухой отбросил и слабые намеки на диалектику, лишь иронично заметив, что Гегель всю природу свел в примечания. У Гегеля намеки на действительную диалектику, ее элементы настолько размазаны и не играют практической роли, что Фейербах, выдающийся философ, их не увидел.

Обратим внимание на последовательность появления категорий у Гегеля, - она оказывается обратной познанию вещей. Мы начинаем познание с созерцания существующей вещи, потом изучаем ее внутреннее устройство, затем через внешние связи вещи (ее свойства) мы изучаем взаимосвязи ее частей и элементов, а через это познаем механизм существования, т.е. сущность вещи, и наше понятие о вещи становится ближе к истине. Гегель же сразу начинает с понятия о вещи, когда еще вещи нет. Этим понятием у него обладает Абсолютная идея, Мировой разум, Мировой дух или, попросту говоря, Бог. Естественно, Бог и начинает создавать все вещи: и Землю, и Небеса, и растения, и животных. Понятия у Бога переходят в сущность, сущность переходит в существование, а существование – в вещь. Философия Гегеля бессмысленна без Бога, да и с Богом не имеет никакого значения для практической деятельности человека.

Философская система Гегеля ненаучна, даже встречающиеся в ней элементы истины деформированы, искажены, мистифицированы этой системой, потому что только в таком виде они могут в ней находиться, соответствовать ей.

Поэтому и диалектика выступает у Гегеля в мистифицированном виде, и в этом виде она не пригодна для практического применения. Ленин писал: «Логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде; нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от Ideenmystik: это еще большая работа» [2, т. 29, с. 238].

Научная диалектика – это материалистическая диалектика. Идеалистическая диалектика Гегеля, античная диалектика и множество промежуточных диалектик есть ненаучные теории, есть этапы развития научной диалектики, содержащие в себе разрозненные, искаженные ее элементы.

Теперь представим себе нашу воображаемую абстрактную схему. Под понятием 1 в качестве тезиса поставим философскую систему Гегеля, диалектическую по форме и мистическую по содержанию. Под понятием 2 разместится в качестве антитезиса ее отрицание – вульгарно-материалистическая философская система Фейербаха, мистическая по форме и материалистическая по содержанию. А под понятием 3 располагается в качестве синтеза двух первых – философская система Маркса, диалектическая по форме и материалистическая по содержанию, свободная от мистики, научная система. Материалистическая диалектика, или диалектический материализм, - в зависимости от того, на чем нужно сделать акцент. Если идти от Гегеля, то нужно было идеалистическую диалектику преобразовать в материалистическую диалектику. Если идти от Фейербаха, то нужно было вульгарный материализм преобразовать в диалектический материализм.

Несколько слов о «Философских тетрадях» Ленина. Всё написанное в них Лениным нельзя принимать за истину, так как эти заметки, пометки, реплики и т.п. представляют собой предварительные и часто противоречивые суждения и размышления, не проработанные и не изложенные в логической связи, записанные для себя, для дальнейшего осмысливания. Логическое изложение, часто, сильно изменяет отрывочно набросанные мысли.

 Я противник использования цитат для доказательства истинности каких-то утверждений, но уж если кому-то хочется подтвердить свои высказывания цитатой, то ее нужно брать из готового произведения, где мысли изложены в логической связи друг с другом, доказательно. И в этом смысле «Наука логики» Гегеля намного лучше «Философских тетрадей» Ленина.

Принизить значение Гегеля в развитии философии и диалектики невозможно. Он, действительно, один из немногих гениев, достижения которых стали, по выражению же Гегеля, узловыми пунктами в развитии наук. Скажу больше: когда я, поняв диалектику, работал над изложением ее теории, то чаще всего обращался к трудам этого великого мыслителя, находя там многосторонние взгляды на диалектику понятий и категорий, находя там множество нюансов и тонкостей (конечно, переосмысливая всё материалистически).

Однако, объективный идеализм Гегеля антинаучен, а потому вреден и опасен в применении на практике. Объективные идеалисты при разрешении проблем и решении насущных задач вместо конкретных действий, основанных на изучении, исследовании проблемных объектов, занимаются словоблудием, игрой в понятия. Они считают, что если вписать в документ какое-то пожелание, то оно непременно сбудется. Жизнь убеждает нас, что это не так. При отсутствии необходимых условий ничего не может осуществиться. Красноречивый пример этому – провал идеи построения коммунизма к 1980 году, провозглашенной КПСС, самой могущественной политической партией мира.

Философы тупо настаивают изучать диалектику по «Науке логики» Гегеля, потому что так написал Ленин. Вот вам догма. И современные профессора не могут отступиться от этой догмы, т.к. не понимают главного в высказываниях Ленина по этому поводу: «… материалистически переосмысливая Гегеля». В догму превращается любая теория, в которую верят, но которую не понимают.

Гений – это человек, который сделал открытие, затрагивающее все без исключения сферы деятельности людей. Таковым был Аристотель, создавший теорию формальной логики. Таковым был и Гегель, открывший в рамках объективного идеализма диалектическую логику. Именно только этих двух мыслителей К. Маркс считал гениями во всей истории человечества. Я же утверждаю, что К. Маркс – третий гений, основатель диалектического материализма, создавший универсальный научный метод познания Мира, диалектический метод, и написавший «Капитал» - образец применения этого метода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.208.25 (0.011 с.)