Сущность и явление. Суть. Видимость, или кажимость 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и явление. Суть. Видимость, или кажимость



Окружающий нас Мир состоит из множества вещей, взаимосвязанных друг с другом, в том числе и с нами. Благодаря этим связям мы непосредственно воспринимаем вещи своими органами чувств. Вещи представляются нам неизменными, тождественными с собой.

Но мы уже знаем, что все вещи изменчивы, противоречивы, существуют благодаря борьбе противоположностей внутри их. Существование вещи есть процессы, протекающие внутри вещи и способствующие ее сохранению. То есть все качественные и количественные изменения вещи должны происходить в пределах меры, а именно, чтобы основные свойства вещи, изменяясь, не переходили бы в противоположные им свойства. Это значит, что вещь должна находиться только в одной из своих форм. В этой форме вещь и находится в окружающем нас Мире. Другая, противоположная форма, скрыта. Эту скрытую форму мы не видим и часто даже не можем представить, какова она. От нас скрыты внутренние процессы существования вещей. Вещи лишь являются нам, не раскрывая своего внутреннего строения, внутренних процессов. Поэтому окружающий нас Мир мы воспринимаем как Мир явлений.

Созерцая, наблюдая, вещи, мы не видим внутренней борьбы двух противоположных форм вещи, которая приводит вещь к смене своей формы на противоположную, т.е. мы не видим внутреннего процесса, механизма, существования вещи от ее возникновения до ее исчезновения, не видим сущности вещи. Т.е. сущность вещи есть механизм ее существования.

В случаях кратковременного существования вещи мы можем видеть обе формы вещи, как результат ее существования. Например, сажая зерно пшеницы в землю, мы наблюдаем далее появление растения – другой формы пшеницы, и созревание колоса со многими зернами – возврат к прежней форме пшеницы. В этом смысл земледелия. Обнаружение двух форм вещи и их смены в процессе ее существования открывают нам суть вещи. Т.е. суть любой вещи – это двоякое ее существование. Высказать суть вещи – значит, показать две противоположные формы ее существования.

Любая вещь существует благодаря взаимообмену веществом и энергией с другими вещами. Этот взаимообмен устанавливает различные взаимосвязи (постоянные и временные, необходимые и случайные, непосредственные и опосредованные, существенные и несущественные) между вещами. Через эти взаимосвязи проявляются свойства вещи, и эти свойства мы воспринимаем своими органами чувств или непосредственно, или опосредованно (по движению, изменению, другой вещи, например, магнитное свойство). При восприятии свойств вещи у нас складывается представление о ней (мы ее видим, слышим, осязаем и т.д.); вещь является нам. Явление вещи есть восприятие ее свойств органами чувств.

Однако на наши органы чувств всегда воздействует одновременно множество вещей, что приводит к искажению восприятия являющейся нам вещи. Явление предстает перед нами не в чистом, истинном виде, а в деформированном другими явлениями. Такое искаженное явление есть видимость, кажимость. И при исследовании вещи мы сначала должны установить истинные свойства вещи, представить явление в неискаженном виде, а уж потом «докапываться» до сущности вещи. Например, каждый день мы наблюдаем движение Солнца по небосводу, и нам кажется, что Солнце вращается вокруг Земли. Чтобы установить, находясь на Земле, истинные положения и движения этих небесных тел, понадобились века. Создать видимость можно искусственно, например, при фотографировании человека, стоящего рядом с самосвалом трехметровой высоты, можно найти такую точку съемки, что на фото человек будет выше самосвала. Вообще нередко, при созерцании окружающего нас Мира, мы воспринимаем разного рода иллюзии: миражи, приведения, призраки, фантомы.

Видимость, явление и сущность – объективны, т.е. существуют независимо от нас, от нашего сознания. Видимость и явление связаны с конкретной единичной вещью, сущность же есть особенное и всеобщее. Явление и сущность – противоположности, и их единство и борьба аналогичны другим парам противоположностей. Явление и сущность неразделимы, они представляют собой две стороны одной и той же вещи.

Для лучшего уяснения вышесказанного обратимся к добавлению «О физической сущности света».

Свет есть явление. Издревле была известна противоположная свету вещь – тьма. Свет – это форма одной противоположности, участвующей наравне с другой противоположностью, тьмой, в процессе передачи световой энергии. В этом суть света.

Но для раскрытия сущности света необходимо было обнаружить противоположные свойства света. И когда был открыт дуализм света, т.е. проявление светом свойств и корпускулы (вещества), и волны (энергии), был установлен факт, что распространение света происходит при участии вещества (материальных частиц). Осталось «только» описать механизм этого распространения: каким образом противоположные формы взаимодействуют, переходя друг в друга, с использованием материальных частиц, которые создают волны. А механизм этого движения (существования, распространения) и есть сущность. Эта сущность первого порядка, или первого уровня. Если мы познаем механизм передачи световой энергии от частицы к частице, то раскроем сущность второго порядка, более глубокую.

Вещи, созданные человеком, имеют сущность одного уровня, так как они представляют вторую, искусственную, природу, сотворенную человеком с использованием уже имеющегося в естественной природе материала. А вот материал естественной природы имеет сущность многоуровневую.

В главе 1 раскрыт механизм существования биологического – механизм смены биологическим своих противоположных форм, т.е. раскрыта сущность первого порядка. Но не только. Показан также механизм существования (развития) одной из форм – телесной, а это уже часть сущности второго порядка. Полностью сущность второго порядка будет раскрыта, когда будет понят механизм существования (развития) другой, половой, формы – гамет.

Форма и содержание

Содержание есть совокупность всех элементов вещи. Форма есть внешняя граница совокупности всех элементов вещи.

Форма и содержание – очередная пара противоположностей, которая присутствует в любой вещи. На первый взгляд кажется, что форма всего лишь внешняя оболочка вещи, никакого отношения не имеющая к внутреннему, к содержанию. Однако при исследовании вещи оказывается, что форма зависит от содержания, а содержание зависит от формы. Если рассмотрим, например, жидкость и твердое тело, которые различаются лишь силой взаимного сцепления внутренних элементов, то увидим, что у жидкости нет стабильной формы, каждый раз она принимает форму емкости, в которую ее наливают, а твердое тело сохраняет свою форму.

В главе 1 было показано, как телесная форма биологического в своем становлении и развитии изменяет все внутренние процессы в эмбрионе, расширяя обмен веществ и, тем самым, создавая внутренние органы и системы, обеспечивающие придание эмбриону формы человека. Здесь трудно даже мысленно разделить элементы на группы, относящиеся только к форме или только к содержанию.

Форма вещи имеет свойства, которые обеспечиваются содержанием, внутренним строением вещи. Например, мимика человека зависит от его здоровья, его настроения. В свою очередь, мимика через сокращения мышц лица воздействует на нервные окончания, передавая сигналы в мозг, и мозг в зависимости от мимики дает команды отдельным органам человека. Поэтому медики советуют людям чаще улыбаться, а смех считают дополнительным «лекарством».

Не безынтересно привести здесь рассуждения Гегеля по поводу формы и содержания. Гегель пишет: «Возьмем, например, книгу: для ее содержания, конечно, безразлично, написана она или напечатана, переплетена она в картон или в кожу. Но это отнюдь не значит, что (если отвлечься от такой внешней и безразличной формы) само содержание книги бесформенно. Существует, разумеется, достаточно много книг, которые справедливо можно назвать бесформенными также и со стороны их содержания. Но здесь имеется в виду, однако, не отсутствие всякой формы, а лишь отсутствие надлежащей формы. Но эта надлежащая форма так мало безразлична для содержания, что она, скорее, составляет само это содержание». [3, с. 299] 

Из этого фрагмента следует, что Гегель не понимал диалектику. Во-первых, он не раскрывает диалектику формы и содержания, во-вторых, надлежащая форма соответствует надлежащему содержанию, а ненадлежащая форма имеет ненадлежащее содержание и, в-третьих, вносит путаницу, не различая книгу и текст в его смысловом содержании как разные вещи. На самом деле, если мы берем книгу, то тип переплета придает книге определенные качества (красоту, долговечность, удобство пользования), а напечатанный, да еще и комфортным для чтения шрифтом текст опять же придает книге полезные качества (удобство чтения). Эти все качества относятся к книге как таковой, независимо от содержания, смысла текста (философский ли это трактат или сказки, или сборник анекдотов).

Если мы рассмотрим текст, как носитель информации (ради чего и создаются книги), то он является совершенно другой вещью, имеющей свою форму и свое содержание. Форма изложения есть его содержание, а содержание изложенного есть его форма. Например, у Гегеля изложение диалектики в идеалистической форме (начинается с «Абсолютной идеи», «Мирового разума», «Мирового духа») дает идеалистическую диалектику, которая по содержанию антинаучна, не способна к практическому применению. Мое же изложение диалектики в материалистической форме (начинается с исследования конкретных вещей) дает материалистическую диалектику, диалектику окружающего нас Мира, единственно научную диалектику, пригодную к практическому применению.

Таким образом, форма изложения есть форма содержания, а изложенное содержание есть содержание формы, или короче, форма всегда содержательна, а содержание всегда оформлено. Содержание и форма постоянно переходят друг в друга, обуславливают друг друга. Если при изложении своих мыслей материалист допустит существование Бога, то его мысли по содержанию сразу станут идеалистическими. При выборе книги мы читаем оглавление или выборочно просматриваем страницы, т.е. знакомимся с формой изложенного в книге, и через форму получаем представление о содержании. Например, в школьном учебнике физика изложена абстрактно-математически, что сразу видно по форме изложения – определения понятий даны через математические формулы (эл. сопротивление есть отношение напряжения к силе тока), не раскрыт физический смысл даже основных понятий. Форма предопределяет содержание, а содержание оформляется в соответствующую ему форму.

В процессе существования (развития, изменения) вещи происходит постоянная борьба между формой и содержанием. Форма изменяется под действием внешних условий, а содержание – внутренних, в частности, в рамках борьбы противоположностей в вещи, и, чтобы форма и содержание соответствовали друг другу, необходимы соответствующие в них изменения, но каждый из них сопротивляется изменениям другого. Например, из сухого речного песка нельзя сделать башенку, у него естественная форма другая; необходимо намочить песок, увеличить сцепление песчинок. Или выковать что-то из куска стали можно, лишь нагрев этот кусок до определенной температуры, чтобы уменьшить силу сцепления атомов железа, графита и присадок, иначе от первого удара кусок разрушится.

В природе соответствие между формой и содержанием находится в динамике, в постоянном нарушении и восстановлении. Но в человеческой деятельности это соответствие часто остается нарушенным, и такое положение называется формализмом.

Конечное и бесконечное

Конечным называется то, что имеет свою границу, т.е. то, что перестает быть там, где оно соприкасается с другим и, следовательно, ограничено последним. Бесконечным называется совокупность конечных, не имеющая границ. Совокупность есть множество взаимосвязанных вещей.

Иван предстает перед нами как отдельная вещь, имеющая свою форму. Внешняя поверхность тела Ивана есть граница, отделяющая его от всего другого (от других людей, предметов, явлений и прочего). Кроме того, эта внешняя граница является пределом для протекающих внутри тела биологических процессов. Таким образом, мы созерцаем Ивана отдельной, целостной, самостоятельной, оформленной (имеющей форму) конечной вещью.

Однако если мы посмотрим на Ивана в движении, в его жизнедеятельности, то увидим, что Ивану нужен воздух, вода и пища, нужны тепло, свет и много чего еще. В свою очередь, все эти необходимые вещи являются результатами других процессов, результатами взаимодействия еще большего количества вещей. Сюда включены и Земля, и Солнце, и Галактики. Следовательно, во внутренних процессах, обеспечивающих жизнь Ивана, прямо или косвенно принимает участие вся Вселенная. Таким образом, в сущности, в содержании, со стороны жизненных процессов тело Ивана выходит за свой предел и простирается далеко в Космос. Конечное тело Ивана простирается в бесконечность.

С другой стороны, тело Ивана состоит из скелета, внутренних органов, мышц и прочих частей, которые, в свою очередь, состоят из тканей, ткани из клеток, клетки из молекул, молекулы из атомов и т.д. Углубляясь внутрь материи мы обнаружим, что все существующие на Земле вещи состоят из элементов, на уровне которых происходит обмен веществ и энергий во всей Вселенной. Таким образом, и с этой стороны мы пришли к бесконечности тела Ивана.

До сих пор речь шла о внешних связях тела Ивана с веществом Вселенной. Теперь обратимся к внутренним процессам в теле Ивана.

В главе 1 было показано, что вершиной развития биологического в Иване, является его половое созревание, после чего биологическое начинает отмирать. То есть, биологическое в своем развитии переходит в свое другое; телесная форма Ивана переходит в свою противоположность, в форму половой клетки, снимается половой клеткой, чтобы вновь возродиться в телесной форме детей Ивана.

Таким образом, любая вещь в процессе своего существования, развивает внутри себя свою противоположность, которая обособляется и начинает самостоятельное существование, обрекая вещь на умирание. Но эта противоположность сняла (переняла) содержание вещи и потому в своем самостоятельном развитии вновь принимает форму вещи, как бы «реанимируя» ее.

И так. Любая вещь, если брать ее в пространстве, конечна внешне и бесконечна внутренне через свои связи, свое существование; эта же вещь, если брать ее во времени, конечна внутренне и бесконечна внешне. Существование конечной вещи выводит ее за ее же пределы, ведет ее к отрицанию самой себя, к переходу в бесконечность. Не внешняя сила превращает конечную вещь в бесконечное, а природа самой этой конечной вещи.

Проиллюстрируем этот вывод на простом примере. Возьмем зерно пшеницы. Попадая в благоприятные условия, зерно (половая клетка пшеницы) прорастает, появляется растение (телесная форма пшеницы), которое снимает зерно, и зерно уничтожается. Растение, развиваясь, потребляет удобрения, солнечный свет и много чего другого, т.е. можно сказать, что весь окружающий Мир есть элементы растения. Но вот растение «пошло в колос», наступает вершина развития растения – колос с зернами. В растении останавливается жизнь, оно засыхает, осуществилась внутренне заложенная в растении его конечность во времени. Но его зерна опять прорастают, и опять появляется растение. И эти циклы будут повторяться, пока будут существовать благоприятные условия.

Таким образом, в действительности конечное и бесконечное одно и то же, только каждое со своей стороны представляет, раскрывает вещь.

Историческое и логическое

Историческое и логическое – противоположности.

Историю творят люди, преследующие свои интересы. История представляется людям, как хаотичное развитие общества со множеством случайностей, зигзагообразных и попятных движений, возвратов к старому. Высока роль личности в истории.

Однако за внешней хаотичностью общественного развития скрываются естественноисторические законы, отражающие причинно-следственные, необходимые, связи. Именно по этим законам возникло рабовладельческое общество, которое впоследствии было заменено феодализмом, а феодализм, несмотря на яростное сопротивление феодалов, был уничтожен капитализмом. Эти естественноисторические законы открыл Маркс. Взгляд на историю, как на хаос, как на непредсказуемый результат борьбы личных, частных, классовых и общественных интересов, был заменен научной теорией, представляющей историю как процесс развития человечества, как процесс, имеющий внутреннюю закономерность, прокладывающий себе путь среди всех случайностей. Роль личности в истории свелась лишь к временным ускорениям или замедлениям этого процесса. Закономерность этого процесса и есть логическое.

Историческое является внешним проявлением логического. Логическое существует в форме исторического. Развитие человечества осуществляется через деятельность людей, каждый из которых, в силу своих знаний и интересов, по-своему понимает и текущую ситуацию, и перспективы. Этим временно искажается, нарушается логика общественного развития.

Любая существующая вещь находится на определенном этапе своего развития и потому должна рассматриваться исторически.

Основой (основанием) исторического и логического в развитии общества является способ производства. Наука, техника, культура есть существенные элементы способа производства, его субстанция.

Реальное и действительное

Окружающий нас Мир предстает перед нами как Мир явлений. Все вещи в этом Мире воспринимаются нами через наши органы чувств (непосредственно или опосредованно). Причем мы воспринимаем вещи односторонне, в форме одной из их противоположностей, форма другой противоположности скрыта внутри вещей. Вещи предстают перед нами неизменными, взаимодействия между вещами в пределах определенных условий постоянны и выражаются законами материального Мира. Познание Мира происходит на основе формальной логики (здравого смысла, рассудка). Однако такое познание не позволяет проникнуть в сущность вещей, в Мир сущностей, раскрыть механизмы (процессы) существования и развития вещей, их внутренние противоречия.

Механизмы зарождения и развития противоречий в вещи можно раскрыть только с помощью материалистической диалектики, а точнее, с помощью ее диалектического метода исследования. Познавая сущность вещей, мы глубже познаем открытые нами с помощью формальной логики законы, свойства вещей, источники существования и развития вещей. Мир противоречивых вещей, существующих и развивающихся благодаря единству и борьбе противоположностей, есть действительный Мир, или действительность. Действительный Мир есть совокупность Мира явлений и Мира сущностей.

В процессе познания человек раскрывает сущность явлений, и окружающий Мир он уже воспринимает как познанный до определенного уровня действительный Мир, как реальный Мир. Следовательно, реальность есть познанная действительность. Окружающий Мир существует для человека как реальный Мир, как познанная часть действительного Мира.

Короче говоря, действительность, действительный Мир есть весь окружающий нас Мир (явления, сущности, видимости, иллюзии, теории, мысли и всё остальное, познанное и непознанное нами, известное нам и неизвестное, о существовании которого мы не знаем). Реальность, или реальный Мир, - это часть действительности, познанная в той или иной степени нами.

Например, космические полёты стали реальностью, после познания людьми всех необходимых для их осуществления законов природы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.202.41 (0.032 с.)