Ульяновское высшее авиационное училище 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ульяновское высшее авиационное училище



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ульяновское высшее авиационное училище

Гражданской авиации (институт)

 

А. С. Лушников

 

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ И ПРИБОРНОЕ
ОБОРУДОВАНИЕ самолЁта DA 40 NG
и его лЁтная эксплуатация

Учебное пособие

 

 

 

Ульяновск 2012

ББК О561.5я7 + О567я7

   Л87

Рецензент: начальник лётно-методического отдела УВАУ ГА(И) А. М. Минаков

Лушников, А. С. Радиоэлектронное и приборное оборудование самолёта DA 40 NG и его лётная эксплуатация: учеб. пособие. В 3 ч. / А. С. Лушников. – Ульяновск: УВАУ ГА(И), 2012. – 172 с.

Содержит основные сведенияя о назначении, решаемых задачах, размещении на самолёте, основах эксплуатации радиоэлектронного, радионавигационного и приборного оборудования самолёта DA 40 NG.

Предназначено для курсантов и студентов заочной формы обучения специальности 160503.65 – Лётная эксплуатация воздушных судов, а также для слушателей АУЦ и технических специалистов АТБ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть 1. Радио и электронное оборудование связи, локации и индикации....................................3

Перечень обозначений и сокращений. 4

Введение. 6

Тема 1. Общие сведения о радиоэлектронном

 и приборном оборудовании самолёта DA 40 NG.. 7

Тема 2. Радиоэлектронное оборудование самолёта DA 40 NG.. 14

Тесты.. 46

Библиографический список. 53

Часть 2. Радионавигационное оборудование. 54

Перечень обозначений и сокращений. 55

Введение. 59

Тема 1. Общие сведения о радионавигационном оборудовании самолёта DA 40 NG.. 60

Тема 2. Отображение радионавигационной информации. 65

Тема 3. Автоматический радиокомпас Becker 3502. 71

Тема 4. Приёмник радиосигналов маркерных маяков. 74

Тема 5. Самолётный радиодальномер DME KN 63. 76

Тема 6. Система ближней навигации и посадки VOR/ILS. 79

Тема 7. Система спутниковой навигации GPS. 83

Тема 8. Планирование полёта. 95

Тесты.. 99

Библиографический список. 105

Часть 3. Приборное оборудование. 106

Перечень обозначений и сокращений. 107

Введение. 109

Тема 1. Общие сведения о приборном оборудовании самолёта DA 40 NG.. 110

Тема 2. Приборное оборудование самолёта DA 40 NG.. 115

Тема 3. Система автоматизации управления полётом GFC 700. 135

Тема 4. Регистрация полётной и звуковой информации. 159

Тесты.. 162

Библиографический список. 171

 

ISBN 978-5-7514-0161-0                                                      Ó Ульяновск, УВАУ ГА(И), 2012

 

Часть 1

Радио и электронное оборудование

Связи, локации и индикации

 

 

 
 


Перечень обозначений и сокращений (надо общий)

АРК               автоматический радиокомпас

БРЭО             бортовое радиоэлектронное оборудование

ЛЗП                линия заданного пути

ОВЧ               очень высокие частоты

ППД               приёмник воздушных давлений

ПВП               правила визуальных полётов

ППП              правила полетов по приборам

РУД                рычаг управления двигателем

УВД               управление воздушным движением

ACAS II        Airborne Collision Avoidance System (бортовая система предотвращения столкновений самолётов в воздухе с выдачей рекомендаций экипажу по маневрированию)

ADC               Air Data Computer (цифровая система воздушных сигналов – СВС)

ADF               Automatic Direction Finder (автоматический радиокомпас – АРК)

AH                 Artificial Horizon (авиагоризонт, в данном случае резервный)

AHRS            Attitude Heading Reference System (система для определения пространственного положения и курса самолёта – курсовертикаль)

ARINC 429   всемирный авиационный стандарт, определяющий протокол (правила) передачи цифровых данных, разработанный международной корпорацией ARINC

AUX              Auxiliary (дополнительные – группа страниц «AUX» на дисплее MFD для просмотра и выбора параметров системы)

AV                 Avionic (авионика – приборное и радиоэлектронное оборудование самолёта)

CAS               Crew Announce System (система аварийного оповещения экипажа)

CDI                Course Deviation Indicator (индикатор отклонения от заданного путевого угла или линии пути для управления самолётом по принципу так называемого «нуль-вождения»)

CDU               Common Display Unit (объединённый блок дисплеев PFD и MFD)

COM              Communication (радиосвязь; в данном случае ОВЧ-радиостанция № 1 или № 2)

EGPWS          Enhanced Ground Proximity Warning System (бортовая система предупреждения о близости земли)

ELT                Emergency Locator Transmitter (радиомаяк международной космической системы поиска и спасения КОСПАС-SARSAT для определения местоположения потерпевших аварию объектов)

FAN               вентиляторы для охлаждения блоков авионики и дисплеев

FMS               Flight Management System (система управления полётом)

GPS/NAV1    Global Positioning System / Navigation 1 (система глобальной спутниковой навигации GPS, интегрированная с системой навигации по VOR-маякам в блоке радиоэлектронного оборудования GIA 63 / комплект №1)

HSI                 Horizontal Situation Indicator (плановый навигационный индикатор)

HPA               гектопаскаль – единица измерения атмосферного давления

ICAO             международная организация гражданской авиации

ILS                 Instrument Landing System (радиомаячная система посадки по приборам, состоящая из курсового, глиссадного и маркерных радиомаяков)

kt                    knot (узел – единица измерения скорости, равная 1,852 км/ч)

LCD               Liquid Crystal Display (жидко-кристаллический дисплей)

LH                  Left Hand (левый / по левую руку)

MFD               Multi-Function Display (многофункциональный индикатор / дисплей)

MSG               Message (сообщение)

NM                 Nautical Mile (морская миля, равная 1852 м)

OBS               Omni direction Bearing Selection (задание ЛЗП выбором направления полёта)

PAN               Panoramic (панорамный, изображение общего вида)

PFD                Primary Flight Display (командно-пилотажный индикатор / дисплей)

PTT                  Push-To-Talk (нажми для передачи) – аналог кнопки «Радио»

RH                  Right Hand (правый / по правую руку)

RPM               Revolutions per Minute (обороты в минуту – число, определяющее частоту вращения, в частности, воздушного винта)

RS-232           протокол двухстороннего асинхронного обмена цифровыми данными

SARSAT        Search and Rescue Satellite Aided Tracking System (спутниковая система поиска и спасения)

TAWS            Terrain Awareness Warning System (система предупреждения о близости земли по направлению полёта на основе сравнения текущей высоты ВС и превышений рельефа земной поверхности)

VOR               Very high frequency Omni directional Range (система ближней навигации ОВЧ-диапазона на основе радиомаяков, позволяющая определять на борту ВС магнитный азимут маяка с любого направления)

XPDR            Transponder (самолётный радиоответчик для УВД)

Введение

Изучение бортового радиоэлектронного и приборного оборудования, устанавливаемого на самолёте DA 40 NG, базируется на знаниях, полученных при изучении общетехнических и специальных дисциплин, в первую очередь, электротехники и электроники, радиоэлектронного и приборного оборудования ВС, а также пилотажно-навигационных комплексов.

В целях наиболее эффективного изучения устройств радиоэлектронного и приборного оборудования самолёта DA 40 NG весь материал распределён в следующем порядке:

– назначение устройства и решаемые им задачи;

– состав и размещение элементов изучаемого оборудования на самолёте, электропитание и защита;

– основные эксплуатационно-технические показатели;

– взаимодействие с другими самолётными устройствами и системами;

– особенности конструкции и расположение органов индикации и управления;

– включение, предполётная проверка работоспособности устройств изучаемого оборудования самолёта;

– основные приёмы эксплуатации оборудования в полёте;

– основные эксплуатационные ограничения или особенности эксплуатации;

– неисправности и отказы устройств радиоэлектронного и приборного оборудования; их признаки и действия экипажа при возникновении неисправностей.

Тема 1

Тема 2

Самолёта DA 40 NG

Радиоэлектронное оборудование самолёта состоит из систем связи, радионавигации, радиолокации, индикации, а также вычислительной системы. Оно является в основном цифровым и построено на современной элементной базе, на основе твёрдотельной технологии с использованием больших интегральных микросхем.

Воздушным движением GTX 33

На самолёте DA 40 NG установлен ответчик (Transponder) GTX 33 системы вторичной радиолокации с селективным дискретно-адресным запросом режима «S» уровня 2. Ответчик полностью соответствует современным требованиям ICAO и Евроконтроля, включает возможности подрежимов «A» и «C» режима RBS и обеспечивает бóльшую помехозащищённость и информативность системы вторичной радиолокации. Ответчик режима «S» GTX 33 предназначен для формирования ответных радиосигналов, содержащих информацию о:

– введённом пилотом четырёхразрядном коде ICAO (Squawk). Установка кода 7700 означает передачу сигнала «Бедствие», кода 7600 – сигнала «Отказ радиосвязи», а кода 7500 – сигнала «Нападение на экипаж»;

– введённом пилотом радиотелефонном позывном (Flight ID);

– текущем значении высоты полёта от барометрического высотомера, отсчитанной по уровню стандартного давления 1013,2 гПа с дискретностью 100 ft для режима «С» RBS и 25 ft – для режима «S»;

– дополнительном опознавании при кратковременном нажатии клавиши с обозначением «IDENT» по запросу авиадиспетчера.

Ответчик GTX 33 формирует ответные сигналы не только на запросы наземных вторичных радиолокаторов УВД, но и на запросы бортовых систем предотвращения столкновений самолётов в воздухе ACAS II и бортовых систем предупреждения о сближении самолётов TAS, установленных, например, на самолётах DA 42.

Кроме того, ответчик GTX 33 формирует самогенерируемые посылки (Squitter), содержащие идентификационную информацию, информацию о местоположении самолёта (географические широту, долготу и пр.) для вещательного автоматического зависимого наблюдения. Эту информацию ответчик получает от спутниковой навигационной системы GPS и вычислительной системы управления FMS.

Ответчик GTX 33 установлен вместе с интегрированными блоками бортового радиоэлектронного оборудования GIA 63 в защитном кожухе за креслами пассажиров под задним багажным отсеком (см. рис. 1.5) и вместе с ними охлаждается вентилятором.

Размещение всенаправленной антенны ответчика GTX 33 в нижней части центроплана показано на рис. 1.2, а внешний вид на рис. 2.20. Антенна принимает запросные сигналы на частоте 1030 МГц и передаёт ответные сигналы, а также самогенерируемые посылки на частоте 1090 МГц. На время излучения ответчик посылает бланкирующие импульсы в аппаратуру самолётного дальномера DME для блокирования входа его чувствительного приёмника. Ответчик GTX 33 характеризуется следующими основными эксплуатационно-техническими показателями:

 

Частота работы приёмника (запроса), МГц                   1030

Частота работы передатчика (ответа), МГц                   1090

Импульсная мощность передатчика, Вт                        200

Напряжение электропитания, В                                28 постоянного тока

Дальность взаимодействия с наземными

радиолокаторами, км                                                 не менее 130–140

при высоте полёта 1000 м

Ответчик GTX 33 получает электропитание постоянным током напряжением 28 В от шины ESSENTIAL BUS с защитой через автомат защиты XPDR номиналом 5 А.

Ответчик не имеет собственного пульта управления. Управление режимами работы ответчика, а также ввод экипажем идентификационной информации производится с помощью программируемых клавиш на нижней части дисплея PFD (см. рис. 2.2). Логическая схема обозначений программируемых клавиш на экране дисплея PFD, касающихся ответчика, приведена на рис. 2.9, а назначение программируемых клавиш всех трёх уровней, представлено в табл. 2.2.

Буквенно-цифровая информация, относящаяся к ответчику, представляется в его окне на экране дисплея PFD в нижнем правом углу (рис. 2.6, поз. 18; рис. 2.21).

Индикация в режиме «ГОТОВ» – STBY. Ответчик не излучает.

 

Рис. 2.21. Окно ответчика на дисплее PFD

Индикация в режиме «A» RBS – ON. Информация о высоте не передаётся.
Индикация в режиме «C» RBS – ALT. Информация о высоте передаётся.
Индикация в режиме «IDNT» – IDNT. Дополнительное опознавание.
Индикация в режиме «На земле» – GND. Ввод кода ответчика (Squawk).
 

Для стирания неправильно введённых цифр служит программируемая клавиша с обозначением «BKSP». В адресном ответчике режима «S» предусмотрена возможность передачи для наземных служб УВД полётного идентификатора (FLIGHT ID), например, радиотелефонного позывного, который вводится экипажем самолёта. В настоящее время такая передача позывного уже осуществляется в воздушном пространстве Европейского союза. Это в значительной степени повышает уровень безопасности полётов, поскольку радиотелефонный позывной появляется на индикаторе воздушной обстановки авиадиспетчера сразу после входа самолёта в зону действия радиолокатора УВД и без ошибок.

Ввод позывного «FLIGHT ID» производится в окне «REFERENCES» дисплея PFD (рис. 2.22) с помощью ручек FMS. Информационное окно «REFERENCES» открывается в правом нижнем углу дисплея PFD после нажатия программируемой клавиши высшего уровня на этом дисплее с обозначением «TMR/REF» (см. рис. 2.9). Повторное нажатие клавиши приводит к закрытию данного окна.

Работоспособность ответчика определяется по периодическому свечению буквы «R» в окне индикации данных ответчика, возникающей при формировании ответного сигнала (Reply). При включении аппаратуры и в процессе работы производится её самотестирование. При обнаружении отказов появляется соответствующее сообщение в окне уведомляющих сообщений «ALERTS» на дисплее PFD. Перечень сообщений, касающихся ответчика GTX 33, приведён в табл. 2.7. При появлении таких сообщений требуется техническое обслуживание оборудования. При полном отказе ответчика в его информационном окне появляется перекрестие красного цвета и надпись «XPDR FAIL».

Таблица 2.7

Сообщение Примечание
XPDR 1 CONFIG ошибка конфигурации ответчика
MANIFEST установлено неправильное программное обеспечение
XPDR 1 SRVC требуется техническое обслуживание, когда будет возможно
XPDR 1 FAIL отказ аппаратуры ответчика. Требуется ремонт

Перед полётом при осмотре самолёта необходимо проверить целостность антенны ответчика, отсутствие на ней льда и загрязнений. После запуска двигателя и завершения процесса самотестирования пилотажно-навигационного комплекса Garmin G 1000, а также в полёте необходимо устанавливать режим и код ответчика в соответствии с указаниями диспетчера УВД. По указанию диспетчера включать индивидуальное опознавание коротким нажатием клавиши с обозначением «IDENT».

Штормоскоп WX 500

На самолёте DA 40 NG установлен штормоскоп WX 500, который предназначен для определения примерного местоположения зон активной грозовой деятельности, сопровождающейся разрядами молний. Правильная эксплуатация штормоскопа позволяет избегать попадания самолёта в опасные для полёта зоны. Разряды молний сопровождаются излучением электромагнитных волн в широком диапазоне волн, в том числе и в радиодиапазоне. Направленная антенна, входящая в состав штормоскопа позволяет определять относительный пеленг разрядов молний. Удаление молний от самолёта определяется по величине принимаемого радиосигнала, поскольку мощность разрядов молний приблизительно одинакова. Таким образом, чем сильнее принимаемый сигнал, тем ближе произошёл разряд и наоборот. Штормоскоп имеет два режима. В режиме «CELL» определяются зоны грозовой деятельности с высокой интенсивностью разрядов молний. В режиме «STRIKE» индицируется примерное расположение отдельных, довольно редких разрядов молний.

На экране дисплея MFD отображаются следующие символы:

    – разряд молнии произошёл менее 6 с назад;

– разряд молнии произошёл от 6 до 60 с назад;

– разряд молнии произошёл от 1 до 2 мин назад;

– разряд молнии произошёл от 2 до 3 мин назад.

Данные штормоскопа WX 500 используются для отображения отметок разрядов молний на экране дисплея MFD на странице «NAVIGATION MAP» (первая страница группы «MAP») в совмещённом режиме. Пример отображения отметок молний в этом режиме показан на рис. 2.25.

Рис. 2.25. Отображение отметок молний в совмещённом режиме

Совмещённый режим включается нажатием программируемой клавиши второго уровня с обозначением «STRMSCP» после нажатия клавиши с обозначением «МАР».

В комплексе Garmin G 1000 предусмотрена возможность отображения на экране дисплея MFD отдельно информации только от штормоскопа на странице «MAP–STRMSCP ®» (третья страница группы «MAP»). В этом случае на одном из четырёх масштабов 25, 50, 100 или 200 NM отображаются дальномерные кольца, соответствующие выбранному масштабу дальности и соответствующие отметки молний. Страница «MAP–STRMSCP ®» отображается всегда с ориентацией по курсу полёта самолёта HDG UP. Информация о курсе самолёта поступает в блок штормоскопа WX 500 от курсовертикали GRS 77.

Возможен выбор, как кругового отображения, так и секторного – в пределах 120° по курсу полёта самолёта.

При использовании штормоскопа в правом нижнем углу появляется условный значок в виде жёлтой стрелки-молнии.

Информация штормоскопа WX 500 отображается также на дисплее PFD в дополнительном окне Insert Map слева.

Управление режимами отображения экипаж может производить также и с помощью клавиши MENU и ручек FMS.

При полном отказе штормоскопа выдаётся уведомляющее сообщение «STRMSCP FAIL» в окне «ALERTS» на дисплее PFD. При этом экипаж должен усилить визуальный контроль метеорологической обстановки.

Электронный блок штормоскопа WX 500 размещён за пассажирскими креслами. Направленная рамочная антенна расположена на горизонтальном стабилизаторе над килем (см. рис. 1.2).

Штормоскоп получает электропитание постоянным током напряжением 28 В от шины AVIONICS BUS бортового радиоэлектронного оборудования с защитой через автомат защиты WX 500 номиналом 3 А.

Тесты

Автор обращает внимание на то, что предлагаемые тестовые ответы могут содержать как один, так и несколько правильных ответов.

Тема 1

1. Встроенная в комплекс G 1000 навигационная система NAV 1 (NAV 2) предназначена для:

а) определения местоположения ВС угломерным методом по двум маякам VOR;

б) самолётовождения по маякам VOR;

в) фиксации пролёта маркерных маяков системы посадки ILS;

г) захода на посадку по маякам радиомаячной системы ILS.

2. Радиокомпас ADF предназначен для:

а) определения местоположения ВС угломерным методом по двум маякам VOR;

б) определения местоположения ВС угломерным методом по двум маякам NDB;

в) самолётовождения по маякам NDB;

г) захода на посадку по системе ОСП («По приводным»).

3. Самолётный дальномер DME предназначен для:

а) определения местоположения ВС угломерно-дальномерным методом по маяку VOR/DME;

б) самолётовождения по маякам VOR/DME («Полёт на маяк»);

в) измерения наклонной дальности до маяка DME;

г) измерения горизонтальной дальности до маяка DME.

4. Маркерный приёмник предназначен для:

а) определения высоты пролёта ВС маркерных маяков;

б) измерения расстояния до начала ВПП при посадке по системе ОСП или ILS;

в) фиксации пролёта маркерных маяков систем посадки ОСП или ILS;

г) информирования экипажа о расстоянии, оставшемся до начала ВПП.

5. Система воздушных сигналов GDC 74A на самолёте DA 40 NG расположена:

а) под задним багажным отсеком;

б) в носовом багажном отсеке;

в) под креслами пилотов;

г) за приборной доской.

6. Курсовертикаль GRS 77В на самолёте DA 40 NG расположена:

а) под задним багажным отсеком;

б) в носовом багажном отсеке;

в) под креслами пилотов;

г) за приборной доской.

7. Радиокомпасы ADF на самолёте DA 40 NG расположены:

а) под задним багажным отсеком;

б) в носовом багажном отсеке;

в) под креслами пилотов;

г) за приборной доской.

8. Самолётный ответчик (транспондер) GTX 33В на самолёте DA 40 NG расположен:

а) под задним багажным отсеком;

б) в носовом багажном отсеке;

в) под креслами пилотов;

г) за приборной доской.

9. Самолётные дальномеры DME на самолёте DA 40 NG расположены:

а) под задним багажным отсеком;

б) в носовом багажном отсеке;

в) под креслами пассажиров;

г) за приборной доской.

10. Блоки авионики GIA 63В на самолёте DA 40 NG расположены:

а) под задним багажным отсеком;

б) в носовом багажном отсеке;

в) под креслами пилотов;

г) за приборной доской.

11. Маркерный приёмник входит в состав:

а) аппаратуры VOR блока авионики GIA 63;

б) аппаратуры ILS блока авионики GIA 63;

в) аудиопанели GMA 1347;

г) системы навигации и посадки ADF.

12. Антенны каких систем расположены на верхней поверхности фюзеляжа самолёта DA 40 NG?

а) системы спутниковой навигации GPS;

б) радиостанции СОМ 1;

в) радиостанции СОМ 2;

г) автоматического радиокомпаса ADF.

13. Антенны каких систем расположены на нижней поверхности фюзеляжа самолёта DA 40 NG?

а) самолётного ответчика GTX 33;

б) радиостанции СОМ 2;

в) радиостанции СОМ 1;

г) автоматического радиокомпаса ADF.

Тема 2

1. На левой панели дисплеев PFD и MFD расположены следующие органы управления:

а) ручки для настройки навигационных систем NAV 1 и NAV 2;

б) ручка задатчика путевого угла;

в) ручки задатчика курса;

г) ручки задатчика высоты.

2. На правой панели дисплеев PFD и MFD расположены....

а) ручки для настройки радиостанций СОМ 1 и СОМ 2;

б) ручки для управления комплексной пилотажно-навигационной системой G 1000;

в) ручки установки уровня давления для барометрического высотомера;

г) ручки для установки заданной высоты на шкале барометрического высотомера.

3. Каково назначение ручки-кнопки HDG?

а) установка заданного курса;

б) установка заданного путевого угла;

в) установка заданного курса, равного текущему значению;

г) установка заданного азимута выбранного маяка.

4. Какой программируемой клавишей (Soft key) обеспечивается отображение радиомагнитного индикатора для индикации азимутов навигационных точек маршрута?

а) клавишей с надписью «CDI»;

б) клавишей с надписью «BRG 1»;

в) клавишей с надписью «ADF/DME»;

г) клавишей с надписью «BRG 2».

5. Какой программируемой клавишей (Soft key) выбирается источник навигационной информации для отображения стрелки ЗПУ на индикаторе HSI?

а) клавишей с надписью «CDI»;

б) клавишей с надписью «BRG 1»;

в) клавишей с надписью «ADF/DME»;

г) клавишей с надписью «BRG 2».

6. От каких источников представляется пеленгационная информация в канале BRG 1?

а) от системы GPS;

б) от системы NAV 1, настроенной на частоту маяка VOR;

в) от автоматического радиокомпаса ADF;

г) от системы NAV 1, настроенной на частоту маяка LOC системы посадки ILS.

7. Какие сигнальные сообщения представляет экипажу система аварийного оповещения (CAS)?

а) рекомендательные;

б) аварийные;

в) предупредительные;

г) уведомляющие.

8. Какие сигнальные сообщения сопровождаются повторяющимися звуковыми сигналами?

а) любые;

б) аварийные;

в) предупредительные;

г) уведомляющие.

9. Какие сигнальные сообщения сопровождаются однократным звуковым сигналом?

а) любые;

б) аварийные;

в) предупредительные;

г) уведомляющие.

10. Какие сигнальные сообщения выдаются без звуковой сигнализации?

а) любые;

б) аварийные;

в) предупредительные;

г) уведомляющие.

11. Каким образом информируется экипаж об отказе оборудования, информация от которого индицируется на дисплее PFD?

а) исчезновение шкал и указателей (стрелок);

б) появление уведомляющих сообщений в окне «ALERTS» на PFD;

в) появление красного перекрестия и текста жёлтого цвета в информационном окне соответствующего оборудования;

г) представление предупредительных или аварийных сообщений в специальном окне сигнализации на дисплее PFD.

12. Какие клавиши аудиопанели используются при выборе радиостанций для ведения радиообмена с диспетчером?

а) СОМ 1 (СОМ 2);

б) COM 1 MIC (COM 2 MIC);

в) TEL;

г) COM 1/2.

13. Какие клавиши аудиопанели используются для управления воспроизведением уже принятой и записанной речевой информации при радиосвязи с диспетчером?

а) PLAY;

б) MAN SQ;

в) MKR/MUTE;

г) DISPLAY BACKUP.

14. Какие клавиши аудиопанели используются экипажем для управления маркерным приёмником?

а) MKR/MUTE;

б) MAN SQ;

в) DME;

г) HI SENS.

15. Какие клавиши аудиопанели используются для выбора радионавигационных маяков при их опознавании?

а) DME;

б) NAV 1 (NAV 2);

в) ADF;

г) AUX.

16. Какие органы управления на правых панелях дисплеев PFD и MFD используются для настройки радиостанций СОМ на аварийную частоту 121,5 МГц?

а) нажатие и поворот ручки VOL PUSH/SQ;

б) нажатие малой ручки COM;

в) нажатие клавиши ««» и удержание её в течение 2 с;

г) поворот сдвоенных ручек СОМ.

17. Каким образом выбирается радиостанция (СОМ 1 или СОМ 2) для частотной настройки?

а) нажатием ручки-кнопки VOL PUSH/SQ;

б) нажатием клавиши ««»;

в) поворотом ручек СОМ;

г) нажатием малой ручки-кнопки СОМ.

18. Какой шаг сетки радиочастот может применяться в радиостанциях СОМ?

а) только 25 кГц;

б) только 8,33 кГц;

в) 25 кГц либо 8,33 кГц по выбору экипажа;

г) 25 кГц либо 8,33 кГц по выбору технического персонала при установке оборудования на самолёт.

19. Какова максимальная дальность радиосвязи с наземными службами УВД для радиостанций СОМ на самолёте DA 40 NG? (Максимальная высота полёта 5486 м).

а) 156 км;

б) 252 км;

в) 296 км;

г) 326 км.

20. Какие органы управления должны быть включены для работы радиостанции СОМ 1 на передачу?

а) клавиша PLAY на аудиопанели;

б) клавиша COM 1 MIC на аудиопанели;

в) клавиша COM 1 на аудиопанели;

г) кнопка PTT на ручке управления самолётом.

21. Каков уровень работоспособности радиостанций СОМ 1 и СОМ 2 при полном отказе аудиопанели GMA 1347?

а) возможна работа радиостанции СОМ 2 напрямую через авиагарнитуру 2-го пилота;

б) возможна работа только радиостанции СОМ 1 напрямую через авиагарнитуру 1-го пилота;

в) возможна работа радиостанции СОМ 1 через авиагарнитуру 1-го пилота и работа радиостанции СОМ 2 через авиагарнитуру 2-го пилота;

г) работа радиостанций СОМ 1 и СОМ 2 невозможна.

22. Каково назначение ответчика УВД GTX 33 на самолёте DA 40 NG?

а) передача идентификационной информации о коде ответчика (Squawk) и радиотелефонном позывном (Flight ID);

б) передача идентификационной информации о бортовом номере самолёта;

в) передача сигналов бедствия;

г) передача кодовой информации о высоте полёта.

23. Отсчёты барометрической высоты самолёта DA 40 NG передаются по:

а) давлению QFE;

б) давлению, приведённому к среднему уровню моря по стандартной атмосфере (QNH);

в) стандартному давлению (QNE);

г) уровню давления, установленному экипажем.

24. Код ответчика (Squawk) для передачи через ответчик GTX 33 вводится с помощью:

а) сдвоенных ручек FMS на дисплее PFD;

б) программируемых клавиш (Soft key) в нижней части дисплея MFD;

в) программируемых клавиш (Soft key) в нижней части дисплея PFD;

г) ручки-кнопки PAN на правой панели дисплея PFD.

25. Позывной ВС (Flight ID) для передачи через ответчик GTX 33 вводится с помощью:

а) сдвоенных ручек FMS на дисплее PFD;

б) программируемых клавиш (Soft key) в нижней части дисплея MFD;

в) программируемых клавиш (Soft key) в нижней части дисплея PFD;

г) ручки-кнопки PAN на правой панели дисплея PFD.

26. Какова дискретность отсчётов высоты при её передаче через ответчик в режиме «S»?

а) 1000 ft;

б) 100 ft;

в) 25 ft;

г) 75 ft.

27. Назначение и возможности штормоскопа WX 500 позволяют определять расположение:

а) зон грозовой деятельности;

б) разрядов молний;

в) кучево-дождевых облачностей;

г) зон повышенной турбулентности.

28. Карта «MAP STRMSCP®» на дисплее MFD всегда ориентирована по:

а) направлению на север (NORTH UP);

б) курсу полёта самолёта (HDG UP);

в) заданному путевому углу (DTK UP);

г) направлению на обнаруженный грозовой очаг.

29. Каким превышениям рельефа соответствует его окраска в красный цвет в режиме «TERRAIN»?

а) превышения рельефа больше или равны высоте самолёта;

б) превышения рельефа меньше высоты самолёта на величину не более 100 ft;

в) превышения рельефа меньше высоты самолёта на величину более 100 ft;

г) превышения рельефа меньше высоты самолёта на величину более 1000 ft.

29. Каким превышениям рельефа соответствует его окраска в жёлтый цвет в режиме «TERRAIN»?

а) превышения рельефа больше или равны высоте самолёта;

б) превышения рельефа меньше высоты самолёта на величину не более 100 ft;

в) превышения рельефа меньше высоты самолёта на величину 500 ft;

г) превышения рельефа меньше высоты самолёта на величину в пределах 100…1000 ft.

30. Карта «MAP–TERRAIN PROXIMITY» на дисплее MFD всегда ориентирована по:

а) направлению на север (NORTH UP);

б) курсу полёта самолёта (HDG UP);

в) заданному путевому углу (DTK UP);

г) направлению на опасный участок земной поверхности.

Библиографический список

1. Верещака, А. И. Авиационное радиооборудование: учеб. для вузов / А. И. Верещака, П. В. Олянюк. – М.: Транспорт, 1996. – 344 с.

2. Софронов, Н. А. Радиооборудование самолётов: учеб. для авиационных техникумов / Н. А. Софронов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1993. – 392 с.

3. Руководство по лётной эксплуатации самолёта DA 40 NG.

4. Руководство по технической эксплуатации самолёта DA 40 NG.

 

Часть 2

Введение

Изучение бортового радионавигационного оборудования, установленного на самолёте DA 40 NG, базируется на знаниях, полученных при изучении общетехнических и специальных дисциплин, в первую очередь, авиационного оборудования и радиотехнических систем, воздушной навигации и аэронавигационного обслуживания полётов. При изучении радионавигационного оборудования, представленного в данной части учебного пособия, необходимо предварительно изучить принципы отображения пилотажно-навигационной информации на экранах дисплеев PFD и MFD. Кроме того, нужно знать основные приёмы управления отображением и пультовые операции, производимые с помощью органов управления, расположенных на дисплеях. Вся эта информация изложена в части 1 учебного пособия.

В целях наиболее эффективного изучения радионавигационного оборудования самолёта DA 40 NG весь материал распределён в следующем порядке:

– назначение устройства и решаемые им задачи;

– состав и размещение элементов изучаемого оборудования на самолёте, электропитание и защита;

– основные эксплуатационно-технические показатели;

– взаимодействие с другими самолётными устройствами и системами;

– особенности конструкции и расположение органов индикации и управления;

– включение, предполётная проверка работоспособности устройств изучаемого оборудования самолёта;

– основные приёмы эксплуатации оборудования в полёте;

– основные эксплуатационные ограничения или особенности эксплуатации;

– неисправности и отказы устройств радионавигационного оборудования, их признаки и действия экипажа при возникновении неисправностей.

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Тема 6

Тема 7

Общие сведения

Приёмовычислители GPS 1 и GPS 2 встроены в радиоэлектронный пилотажно-навигационный комплекс Garmin G 1000 и относятся к классу С бортового оборудования спутниковой навигации в соответствии с классификацией, изложенной в Стандарте FAA TSO C – 129 a. Они предназначены для высокоточного определения текущего местоположения самолёта (географических координат и высоты полёта), вектора путевой скорости и текущего времени. Приёмовычислители принимают радиосигналы только спутников NAVSTAR американской системы GPS в любое время суток при любых погодных условиях. Совместно с вычислителем комплекса Garmin G 1000 и с использованием хранящейся в его памяти базы аэронавигационных данных приёмовычислители GPS 1 и GPS 2 позволяют определять множество навигационных параметров полёта. При сопряжении с системой GRS 700 они позволяют автоматизировать самолётовождение по маршруту, а также полёты в аэродромной зоне при выполнении процедур вылета (SID) и прибытия (STAR). Кроме того, приёмовычислители GPS 1 и GPS 2 могут использоваться для выполнения неточного захода на посадку по методу зональной навигации (RNAV), а также для точного захода на посадку в сложных метеоусловиях по категории I ICAO при использовании функциональных дополнений GBAS или WAAS (в РФ в настоящее время не используются). Путём сравнения полученных от приёмовычислителей текущих географических координат самолёта и его высоты, рассчитанной относительно поверхности моделирующего Землю референц-эллипсоида WGS-84 с цифровыми данными превышений над этим эллипсоидом элементов рельефа земной поверхности и препятствий, в комплексе G 1000 решается задача предупреждения экипажа об опасном приближении самолёта к этим объектам (Terrain Proximity). Координатная информация от системы GPS также используется в комплексе Garmin G 1000 для коррекции расчёта координат места самолёта при счислении пути в инерциальной системе автономной навигации на основе курсовертикали GRS 77.

Точность расчёта координат места самолёта зависит от количества спутников в зоне радиовидимости и их расположения. В северных широтах и при отсутствии функциональных дополнений (WAAS, EGNOS и т.п.) навигационные определения могут содержать ошибки и быть ненадёжными. В таких случаях комплекс Garmin G 1000 может использовать в расчётах данные о высоте от барометрического высотомера. Тем не менее, рекомендуется использовать данные от системы GPS в комплексе с навигационными данными других систем, особенно данные о высоте полёта.

Оба комплекта системы GPS 1 и GPS 2 имеют антенны для приёма спутниковых радиосигналов, которые расположены на верхней поверхности фюзеляжа над кабиной (см. рис. 1.2). Антенны защищены радиопрозрачным покрытием. Внешний вид антенн показан на рис. 7.1. Для работы используется обычно первый комплект системы GPS 1, а второй комплект – GPS 2 является резервным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.232 с.)