Государственное воздействие на рыночное равновесие. Потоварные налоги и дотации. Государственное регулирование цен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное воздействие на рыночное равновесие. Потоварные налоги и дотации. Государственное регулирование цен.



 

Государственное регулирование рынка предполагает ограниченное вмешательство через следующие механизмы:

1) изменения в налоговой политике

2) изменение в политике дотаций и субсидий

3) изменение системы контроля качества (стандартизация)

4) появление прямых запретов на производство отдельных товаров

           При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка.

           Государство устанавливает «правила экономической игры» и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.

 

           Налоги. В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Наиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее.

           Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

           Непосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

           Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие потоварного налога. Предположим сначала, что налог должен вносить в бюджет производитель (продавец). Нарисуем стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 34).

           Пересечение кривых спроса (d) и предложения (S1) определяет рыночное равновесие (E1) с ценой Pe1 и объемом Qe1. Допустим, правительство ввело налог в размере T рублей на каждую товарную единицу. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии предложения влево - вверх на величину T (S2). Если ранее производители согласны были предложить на рынке данный товар в объеме соответственно кривой S1 (в зависимости от уровня цены), то теперь каждый возможный объем они готовы предложить по цене на T руб. больше, чем раньше. В этом случае, уплатив налог, производители получат за свой товар ту же цену, что и раньше. В результате линия предложения займет положение S2. Прежний равновесный объем Qe1 производители захотят продать по цене P2 (P2 = Pe1+T). Но при данной цене спрос (Qd2) значительно меньше прежнего (Qe1). Возникнет затоваривание, следствием которого станет тенденция к снижению цены на единицу товара и сокращение выпуска. Несколько активизируется спрос, и в результате равновесие рынка будет достигнуто на новом уровне (E2). Новая равновесная цена Pe2 окажется выше прежней (Pe1), но ниже той, которую хотели бы получить продавцы (P2). Меньшим будет и новый равновесный объем (Qe2 < Qe1).

           Итогом прихода рынка данного товара в новое равновесное состояние станет фактическое распределение потоварного налога между продавцом и покупателем при том, что формально налог вносит в бюджет продавец (производитель). Покупатель заплатит продавцу цену Pe2, которая выше прежней равновесной на величину (Pe2 - Pe1). Это «доля» покупателя в потоварном налоге. Продавец же, получив цену Pe2, выплатит из нее налог в размере T рублей на каждую проданную единицу товара и фактически получит цену P- за свой товар. Его «доля» в потоварном налоге составит величину (Pe1 - P-).

           Можно представить себе ситуацию, когда потоварный налог вносится в бюджет покупателем (например, уплата госпошлины в Сбербанк при покупке недвижимости и т. п.). В этом случае происходит параллельный сдвиг вниз на величину T рублей линии спроса.

           Нетрудно убедиться, что и в этом случае результат тот же: происходит распределение в уплате налога между продавцом и покупателем. Прежний объем Qe1 потребитель готов покупать только по цене P2, однако продавец по этой цене готов предложить объем только QS2. Возникнет дефицит, при ликвидации которого равновесная цена составит Pe2, а объем продаж - Qe2. Цену Pe2 за каждую единицу своего товара получит продавец. Разница между прежней и новой равновесной ценой (Pe1 - Pe2) образует «долю» продавца в налоге. Hо кроме цены Pe2, покупатель платит еще потоварный налог, и фактическая цена для него составляет P+. Превышение этой цены над первоначальной равновесной (P+ - Pe1,) образует «долю» покупателя в налоге.

           Таким образом, практически не имеет значение, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

           Сила воздействия потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от наклонов линий спроса и предложения, то есть от их эластичности. Рассмотрим два графика:

           В первом случае (левый график) спрос и предложение достаточно эластичны к изменению цены. Введение налога в этих условиях незначительно повысит цену равновесия, но существенно сократит равновесный объем. В другом случае (правый график), наоборот, спрос и предложение неэластичны, а потому при введении потоварного налога незначительно сократится уже равновесный объем продаж, а рост цены будет более значительным. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Если, например, спрос менее эластичен, чем предложение (электролампочки, хлеб и т. п.), то основную тяжесть налога будут нести покупатели. Наоборот, если спрос достаточно эластичен, а предложение - нет (ювелирные украшения, бытовая техника и т. п.), то налоговое бремя в большей степени ляжет на производителей.

 

           Дотации. Дотация - выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают непосредственно и потребители (как компенсацию за повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары, обручальные кольца и другие).

           Изобразим стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 38). Предположим, мэрия ввела дотацию из городского бюджета производителям товара (услуги) в размере V рублей в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения вниз на V рублей. Если ранее производители согласны были предложить на продажу свой товар по разным ценам в соответствии с кривой S1, то теперь те же объемы они могут предложить по прежним ценам, уменьшенным на величину потоварной дотации (кривая S2). В том числе прежний равновесный объем по цене P- (P- = Pe1-V). Hо при этой цене спрос на товар существенно возрастет (до Qd2). Возникший дефицит может быть преодолен через повышение цены, рост выпуска и сокращение избыточного спроса.

           Hовая равновесная цена будет больше P-, но меньше прежней равновесной Pe1. Равновесный объем вырастет (Qe2 > Qe1). Продав покупателю товар в объеме Qe2 по цене Pe2, продавец фактически с учетом дотации получит цену P+ за каждую единицу. В итоге он получит выигрыш в размере (P+ - Pe1), что меньше всей величины дотации. Это его «доля» дотации. Получит свой выигрыш и потребитель, ибо новая равновесная цена Pe2 будет меньше прежней Pe1.

           Таким образом, и дотация, как и налог, распределится между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем), причем то же самое произойдет в случае, если дотация будет выплачена потребителю. Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации - покупателю или продавцу - в свою очередь, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

 

           Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены. Возьмем опять обычный график линий спроса и предложения.

           Колебания равновесных цен являются обычным делом на рынке. Руководствуясь различными соображениями, государство иногда пытается зафиксировать цены либо на более низком, чем равновесный, уровне (P2), либо на более высоком (P1), либо на равновесном, сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит товаров на рынке, во втором - их избыток, в третьем - очень быстро возникает первая или вторая ситуация.

Заниженные фиксированные цены чаще всего применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, то есть дополнительного налогообложения отдельных товаров (алкоголь, золотые украшения и т. п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве). В последнем случае возникает избыток сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные финансовые затраты.

 

 

13. Экономическое содержание издержек и их виды. Себестоимость товаров (услуг): сущность и структура. Виды себестоимости и их характеристика.

 

           Издержки производства – это затраты, связанные с производством и обращением товаров, т.е. затраты, необходимые для осуществления процесса производства и реализации продукции. С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затраченных материалов и услуг. Это важнейшая экономическая категория, от которой зависит:

§ Уровень цен

§ Величина прибыли

§ Конкурентоспособность

§ Положение на рынке

           В издержки производства входят затраты на сырье, материалы, амортизацию средств труда, на зарплату. Издержки производства – это главный фактор, влияющий на объем предложения, поэтому прежде чем решить, сколько товаров производить фирма должна проанализировать издержки производства.

           Виды издержек:

1) в зависимости от влияния на них объемов производства выделяют:

  • постоянные издержки (FC) - это те издержки, которые не зависят от объемов производства, их величина не меняется при изменении объемов производства. Они должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия.
  • переменные издержки (VC) - это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, зарплату и по мере роста производства они возрастают.
  • валовые издержки (TC) – представляют собой сумму переменных и постоянных издержек при каждом конкретном уровне производства.
  • средние издержки (ATC) – равные частному от деления валовых (общих) издержек на объем выпускаемой продукции
  • предельные издержки (MC) – определяются как дополнительные издержки на производство каждой новой дополнительной единицы продукции, представляют собой частное от деления прироста валовых издержек и прироста количества произведенного товара.

2) В зависимости от метода оценки затрат различают:

  • Бухгалтерские – это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.
  • Альтернативные – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном использовании ресурсов из всех возможных альтернативных способов. Альтернативность требует выделения 2 видов издержек:

§ Явные – те фактические затраты на производство продукции

§ Вмененные – это издержки упущенных возможностей из-за неиспользования ресурсов.

3) По форме возникновения издержки делятся на:

  • Внешние издержки – это затраты, которые несет предприятие, оплачивая экономические ресурсы, принадлежащие внешним субъектам
  • Внутренние издержки – затраты, равные денежным платежам, которые могут быть получены предприятием за самостоятельно используемые собственные экономические ресурсы, включая предпринимательство.

4) по месту возникновения:

  • издержки общества – общественно-необходимые затраты труда на производство одного вида товаров и услуг при среднем уровне развития производства (средней производительности и интенсивности труда, среднем уровне техники и технологий)
  • издержки предприятия – затраты конкретного предприятия на производство определенного товара или услуги

 

           Себестоимость – денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию единицы продукции конкретного предприятия.

           Структура себестоимости:

1) Материальные затраты (стоимость сырья и материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, вспомогательных материалов, топлива и энергии)

2) Затраты на оплату труда (основная и дополнительная зар.плата, стимулирующие и компенсирующие выплаты, стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты, оплата труда работников по заключенным договорам).

3) Отчисления во внебюджетные фонды (отчисления в ПФ, ФСС, ФОМС и фонд занятости).

4) Амортизационные отчисления (затраты на восстановление (реновацию) основных фондов предприятия)

5) Прочие затраты (некоторые налоги и сборы, платежи по страхованию имущества, арендная плата, затраты на командировки и представительские расходы).

 

           Виды себестоимости:

1) Цеховая себестоимость – затраты отдельных подразделений на создание товара или услуги

2) Производственная себестоимость – затраты на создание товара или оказание услуги

3) Полная себестоимость – затраты на производство и реализацию товаров или услуг (производственная себестоимость + коммерческие расходы).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.024 с.)