Общая характеристика монополии, олигополии, монополистической конкуренции, дуополии, квазимонополии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика монополии, олигополии, монополистической конкуренции, дуополии, квазимонополии.



 

           Монополия – это состояние рынка, на котором функционирует один товаропроизводитель, полностью контролирующий его. Основные характеристики:

1) один участник (в виде исключения – 2 участника)

2) товары уникальны и отсутствуют заменители

3) абсолютный контроль за ценой товара

4) вхождение в отрасль и выход из нее абсолютно заблокирован

           Виды:

§ естественная (возникает за счет обладания уникальными ресурсами)

§ искусственная (возникает в результате монополистических объединений и сговоров)

               

           Олигополия – состояние рынка, на котором функционирует несколько товаропроизводителей, полностью контролирующих его. Основные характеристики:

1) кол-во участников рынка от 3х до 7

2) возможно появление тайного сговора между товаропроизводителями

3) товары однообразны или дифференцированы

4) вход на рынок и выход из него имеют существенные ограничения, в первую очередь ресурсные.

               

           Монополистическая конкуренция – складывается на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии предлагаемых товаров и услуг. Основные характеристики:

1) большое число товаропроизводителей

2) продукция разнообразна (дифференцирована)

3) товары и услуги обладают мнимыми или реальными уникальными свойствами

4) вход на рынок и выход из него свободный

5) возможно возникновение ценовой дискриминации и демпинговых цен

6) стимулирует проявление промышленного шпионажа из-за активного внедрения достижений НТП

               

           Дуополия – состояние рынка, на котором функционируют только два продавца определенного товара, не связанных между собой монополистическим соглашением о ценах, рынках сбыта, квотах и др. (частный случай олигополии)

           Квазимонополия – ситуация на рынке, когда ряд производителей или продавцов, являясь по сути монополистами в данном сегменте рынка, конкурируют между собой.

 

 

Антимонопольное регулирование экономики: сущность, цели и методы. Антимонопольная политика в РФ. Функции Федеральной антимонопольной службы РФ.

 

           Антимонопольная политика - система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

           Цель антимонопольного законодательства – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии.

           Методы антимонопольного регулирования:

§ Прямой метод регулирования - включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке.

§ Косвенный метод регулирования, к которому относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

           Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики.

           Весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:

§ естественные монополии;

§ разрешенные монополии;

§ временные монополии.

               

К основным направлениям регулирования антимонопольной политики Российской Федерации относятся:

§ конкурентная политика;

§ контроль над деятельностью естественных монополий;

§ контроль над размещением госзаказа;

§ контроль над рекламной деятельностью;

 

В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:

1) Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

2) Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

3) Снижение барьеров входа на товарные рынки.

4) Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5) Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

 

           В России осуществление государственной политики по антимонопольному регулированию также возложено на органы центральной исполнительной власти. Это Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС РФ). Основными функциями ФАС являются:

§ контроль над соблюдением антимонопольного законодательства.

§ надзор и контрольнад соблюдением законодательства о естественных монополиях;

§ надзор и контроль над соблюдением законодательства о рекламе;

§ контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (кроме оборонных заказов и там, где присутствует государственная тайна);

§ контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;

§ контроль над осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.006 с.)