Названные принципы вытекают из содержания международно-правовых актов, регулирующих ведение вооруженных конфликтов. Их должны соблюдать государства, международные организации, все воюющие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Названные принципы вытекают из содержания международно-правовых актов, регулирующих ведение вооруженных конфликтов. Их должны соблюдать государства, международные организации, все воюющие.



Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г., принятые Организацией Объединенных Наций 2:

-1- Конвенция «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (I Женевская конвенция);

-2- Конвенция «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море» (II Женевская конвенция);

-3- Конвенция «Об обращении с военнопленными» (III Женевская конвенция);

-4- Конвенция «О защите гражданского населения во время войны» (IV Женевская конвенция).

Необходимо отметить, что Женевские конвенции были дополнены двумя Протоколами от 8 июня 1977 г. и Протоколом 2005 года

-1- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I);

-2- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II).

3 Протокол

Протокол I содержит новые нормы, относящиеся к международным вооруженным конфликтам.

Протокол II - нормы международного гуманитарного права, относящиеся к вооруженным конфликтам немеждународного характера.

Оба Протокола значительно повышают эффективность защиты, которую они предоставляют наименее защищенным категориям лиц.

Протокол I сопрягает Женевское право и Гаагское право, которые прежде развивались по отдельности.

Победила точка зрения, согласно которой недостаточно помогать жертвам военных действий. Важнее, чтобы право накладывало ограничения на сами военные действия, чтобы причинялось как можно меньше излишних страданий и повреждений.

Хотя Дополнительные протоколы пока еще не приняты всеми государствами, их вполне следует рассматривать в качестве основных источников международного гуманитарного права3.

Три из указанных Конвенций посвящены достаточно известным вопросам защите раненых и больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, и военнопленных; четвертая Конвенция обеспечивает защиту от произвола и насилия гражданским лицам, оказавшимся во власти противника. Ее самый важный раздел касается оккупированных территорий.

IV Женевская конвенция свидетельствует о том, что международное сообщество усвоило урок, полученный во время Второй мировой войны. Ведь хорошо известно, что самые ужасные преступления совершались против гражданского населения на оккупированных территориях.

Конвенции и Протокол I применяются в случае объявления войны или любого другого вооруженного конфликта между двумя или более сторонами, подписавшими Конвенции и Протокол I, с начала возникновения конфликта, даже если одна из сторон не признает состояние войны.

Эти документы применяются также в случае вооруженных конфликтов, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации, а также против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.

Применение Конвенций и Протокола I прекращается после общего окончания военных действий, а на оккупированных территориях - по окончании оккупации, но не в отношении тех категорий лиц, чье окончательное освобождение, репатриация или устройство будут иметь место после указанных сроков. Эти лица должны находиться под защитой соответствующих положений Конвенций и Протокола I до окончательного освобождения, репатриации или устройства.

В последующие годы Женевские конвенции стали наиболее широко признанными международными договорами.

Вместе с тем зачастую забывают о другом ее истоке - установлении определенных правил ведения войны и запрета определенных видов оружия.

Переломным моментом в этом направлении стало принятие первой Гаагской конференцией мира 1899 г. (подтвержденной затем второй Гаагской конференцией мира 1907 г.) Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны.

Прежде всего, Гаагская конференция определила статус воюющего (комбатанта).

Армии, ополчения и добровольческие отряды, подпадающие под действие Конвенции:

1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

2) имеют определенный и явственно видимый отличительный знак;

3) открыто носят оружие;

4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны (ст. 1).

Сражающимся считается также население незанятой территории, которое при приближении неприятеля добровольно возьмется за оружие и, не имея времени устроиться, будет открыто носить оружие и соблюдать законы и обычаи войны (ст. 2).

Эти условия перешли затем в гуманитарные конвенции и повторяются (с некоторым расширением) до настоящего времени (см. ст. 13 Женевской конвенции I, ст. 13 Конвенции II, ст. 4 Конвенции III).

Специальный раздел Гаагской конвенции посвящен статусу, правам и обязанностям военнопленных.

Каждый комбатант в случае его захвата неприятелем пользуется правами военнопленного (ст. 3).

Принципиальное значение имеет положение о том, что военнопленные находятся во власти неприятельского правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших их в плен. «С ними надлежит обращаться человеколюбиво» (ст. 4).

В таком духе человеколюбия устанавливается ряд прав военнопленных. Разрешаются общества для оказания помощи военнопленным, создаются справочные бюро, призванные установить связь военнопленного с родными и близкими. Одновременно указывается, что военнопленные подчиняются законам, уставам и распоряжениям, действующим в государстве, в котором они находятся в плену (ст. 8).

Статьи Гаагской конвенции, предписавшие гуманное обращение с военнопленными, стали частью гуманитарных конвенций, где они нашли дальнейшее развитие, конкретизацию и кодификацию.

Третья Женевская конвенция 1949 г. целиком посвящена обращению с военнопленными (143 статьи).

Гаагская конвенция подтвердила Женевскую конвенцию 1864 г. Она также вновь подтвердила принцип, выдвинутый Брюссельской декларацией 1874 г.: «Воюющие не пользуются неограниченным право м выбора средств нанесения вреда неприятелю» (ст. 22).

 

 

3. Международные организации в борьбе с преступностью.

Международные организации призваны способствовать сотрудничеству государств, в том числе, в сфере борьбы с преступностью. Для этого в этих организациях могут создаваться специальные органы с соответствующей компетенцией. Однако государства идут и по пути создания специальных организаций, главной задачей которых является борьба с преступностью и координация усилий государств в этой сфере.

Начать рассмотрение деятельности организаций следует с ООН. Основными направлениями сотрудничества в рамках ООН можно назвать следующие:

1) принятие на Генеральной Ассамблее ООН международных договоров в сфере установления составов преступлений, правовой помощи по уголовным дела и т.п.;

2) на рассмотрение в Совет Безопасности ООН могут быть переданы ситуации, связанные с совершением международных преступлений (например, терроризм в Ливане, геноцид и убийство мирных жителей в Судане);

3) Сектор секретариата ООН готовит свои рекомендации Генеральному секретарю ООН и секретариату в области сотрудничества в борьбе с преступностью;

4) Международный Суд ООН может рассматривать споры, связанные с исполнением международных обязательств в сфере борьбы с преступностью и давать консультативные заключения по этому поводу;

5) в рамках ЭКОСОС созданы вспомогательные органы – Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по международному терроризму, Комитет по предупреждению преступности и борьбе с нею (устраивал Конгрессы, где принимались и разрабатывались планы сотрудничества, резолюции, типовые договоры и т.п.);

6) под эгидой ООН созданы научно-исследовательские институты по изучению проблем преступности;

7) для работы по конкретным проблемам борьбы с преступностью создаются временные органы – рабочие группы.

Свой вклад в борьбу с преступностью вносят и специализированные учреждения ООН. Каждое из них работает в рамках своей узкой компетенции по различным видам преступлений. ЮНЕСКО занимается похищенными культурными ценностями. Всемирный банк – участвует в контроле за легализацией доходов от преступной деятельности. ВОЗ борется с насилием в отношении детей и женщин. ВОИС противостоит производству и распространению контрафактной продукции.

Ведется работа и в региональных организациях:

1) Совет Европы – принятие конвенций по борьбе с отдельными видами преступлений (легализация доходов от преступной деятельности, терроризм, коррупция, трафик людей и т.п.), по оказанию правовой помощи; создание специальных органов и рабочих групп;

2) СНГ – принятие международных договоров по борьбе с отдельными видами преступлений; координация деятельности правоохранительных органов на многосторонней и двусторонней основе (таможенных, пограничных, прокуратур, полицейских и т.п.); создание органов по основным направлениям сотрудничества в уголовно-правовой сфере

Самыми известными межгосударственными организациями в области борьбы с преступностью являются Интерпол и Европол.

Интерпол одна из старейших международных организаций, образованная в 1914 году и значительно реформированная после Второй мировой войны. В настоящее время объединяет около 190 стран. Главной задачей Интерпола является борьба с общеуголовной преступностью, чем подчеркивается неполитический характер этой организации. Однако в последнее время Интерпол предпринимает усилия по борьбе с терроризмом – преступлением, носящим явно выраженный политический характер. РФ является участницей Интерпола с 1991 года.

В структуру Интерпола входят:

1) Генеральная ассамблея (собирается ежегодно)

2) Президент Интерпола;

3) Исполнительный комитет (избирается Генеральной ассамблеей в составе 13 человек и собирается трижды в год) – совещательный орган;

4) Генеральный секретарь, возглавляющий секретариат;

5) НЦБ – Национальные центральные бюро, создаваемые в каждом государстве участнике и являющиеся органами взаимодействия национальных правоохранительных органов с Интерполом и между собой; в РФ НЦБ создано в рамках МВД и имеет филиалы во всех субъектах федерации.

Можно выделить два важных в деятельности Интерпола направления деятельности:

1. Систематизация криминологической информации. Интерпол получает от государств и систематизирует информацию о преступниках, пропавших без вести, украденных автомобилях, похищенных культурных ценностях и т.д. Каталоги доступны каждому государству-участнику, они облегчают поиск преступников и раскрытие преступлений.

2. Международный розыск. Интерпол координирует деятельность государств по осуществлению розыска подозреваемых и неопознанных трупов. Розыск осуществляется на основе подачи через НЦБ циркуляра (зеленого или красного для розыска преступников, черного – неопознанных трупов). Государство, получившее циркуляр обязано произвести необходимые оперативно-розыскные мероприятия и уведомить запросившее государство и Интерпол о его результатах.

Европолом называют полицейскую службу Европейского Союза. Ее основными задачами являются координация работы национальных служб в борьбе с международной организованной преступностью и улучшение информационного обмена между национальными полицейскими службами. Европол также сосредоточен на борьбе с общеуголовной преступностью и терроризмом. Создание Европола было предусмотрено Маастрихтским договором 1992 г. Затем в 1998 году была заключена и ратифицирована государствами-участниками ЕС Конвенция о Европоле, которая вступила в силу в 1999 году.

Европол включает несколько сотен сотрудников и около сотни прикомандированных офицеров-представителей правоохранительных органов государств-участников. Основные направления деятельности Европола:

1) информационный обмен между национальными службами,

2) сбор, обработка и анализ информации,

3) информационная поддержка расследований, проводимых странами-участниками,

4) поддержка необходимой информационной инфраструктуры, баз данных;

5) участие в совместных расследованиях стран-участников.

Европол и Интерпол взаимодействуют между собой. Так, в частности, между ними установлено договорное сотрудничество в следующих направлениях:

- противодействие созданию сетей нелегальной миграции и транспортировки людей, торговле людьми, сексуальной эксплуатации, включая детскую порнографию, покушениям на собственность и мошенничеству, кражам, вымогательствам, коррупции;

- противодействие нанесению ущерба окружающей среде, фальшивомонетничества, отмыванию денежных средств, а также преступлениям против физических лиц, финансовым преступлениям и преступлениям в сфере информационных технологий.

Несмотря на то, что РФ не является участницей ЕС, она сотрудничает с Европолом. Начало сотрудничеству было положено в 2003 г. при подписании стратегического соглашения о сотрудничестве с ЕС. В 2004 г. приказом МВД России № 859 в структуре НЦБ Интерпола при МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП), которому были поставлены задачи по обеспечению обмена информацией с Европолом. Таким образом, сотрудничество носит скорее информационный характер.

 

 

Билет 19

· Понятие и основания международно-правовой ответственности субъектов международного права. Понятие и виды международных правонарушений.

 

Ответственность является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав и отношений. Она выступает в качестве особого инструмента регулирования международных отношений и гаранта функционирования международного права.

Ответственность можно рассматривать как непременную обязанность, обусловленную неправомерным поведением. Как заявила в 1928 г. Постоянная палата международного правосудия (предшественница Международного Суда ООН), принципом международного права и, более того, общей правовой концепцией является признание того, что любое нарушение взятого на себя обязательства влечет за собой обязанность возместить ущерб. Иначе говоря, это является непременным следствием несоблюдения договоров, в связи с чем нет необходимости оговаривать это в самом договоре.

Из данного положения вытекает следующее: 1) обязанность нести ответственность за международные правонарушения есть общепризнанная норма обычного международного права; 2) в международном праве нет деления ответственности на договорную и деликтную. Независимо от того, закреплено это в договоре или нет, любое его нарушение влечет за собой право требовать возмещения, с одной стороны, и обязанность отвечать за свои действия — с другой.

Нормы, касающиеся ответственности в международном праве, составляют особый международно-правовой институт. В основном это обычные нормы, а также нормы, рассредоточенные по отдельным договорам. Комиссия международного права ООН, занимающаяся подготовкой проекта статей об ответственности, подчеркнула, что вопрос об ответственности — один из тех, для которых кодификация может сыграть особо важную роль. При разработке проекта она разбила всю проблему на три части: "происхождение международной ответственности", "содержание, форма и степень международной ответственности", "урегулирование споров".

Международно-правовая ответственность — обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.

Институт ответственности является общим, "сквозным". институтом международного права, его нормы призваны обеспечить охрану правопорядка во всех сферах межгосударственных отношений.

Основания международно-правовой ответственности

Ответственность наступает при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях — на основе чего и за что возникает ответственность.

Исходя из этого, различаются юридические и фактические основания ответственности. Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С другой — если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.

Юридические основания. Это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение.

Статья 4 проекта статей об ответственности гласит: "Деяние государства может быть квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании международного права. На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния как правомерного согласно внутригосударственному праву".

Юридические основания ответственности могут содержаться в любых источниках международного права и иных актах, фиксирующих обязательные для государства правила поведения.

Ими являются договоры, обычаи, решения международных судов и арбитражей, обязательные акты международных организаций,, некоторые акты международных конференций и совещаний, отдельные односторонние акты государств международно-правового характера.

Договор и обычай содержат обязательные правила поведения как традиционные источники международного права.

Акты международных организаций могут являться юридическим основанием ответственности в виде резолюций, постановлений, деклараций, если им придается обязательный характер. Таковы, например, правила процедуры, решения о бюджете и распределении взносов, о приеме в организацию и исключении из нее, акты толкования общепризнанных норм международного права, а также регламенты, правила, стандарты в рамках ряда специализированных учреждений ООН.

Обязательства государств могут вытекать не только из нормативных актов, но и из актов применения права. Такими актами являются, в частности, резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания мира и безопасности, о применении принудительных мер, решения международных судов, арбитражей и трибуналов—Суд устанавливает факт правонарушения, определяет виды и формы ответственности государства-нарушителя. При этом он не создает новые нормы, но в его решении содержатся определенные обязанности нарушителя и права потерпевшего государства индивидуального характера — для данных государств и для конкретных ситуаций.

В отдельных случаях юридическим основанием международно-правовой ответственности-государства могут быть его односторонние акты, посредством которых оно принимает на себя международные обязательства и которые признаются другими государствами (провозглашение свободы транзита через его территорию, установление определенной ширины территориальных вод, разрешение иностранным судам ловли рыбы в морской экономической зоне, использование ресурсов континентального шельфа и т. д.). В таких случаях государство не вправе до завершения соответствующих действий других государств либо без предварительного уведомления прекращать одностороннее обязательство.

В 1974 г. Международный Суд ООН высказал следующее суждение: "Общепризнано, что декларации, составленные посредством односторонних актов, касающихся правовой или фактической ситуации, могут иметь своим следствием создание правовых обязательств... Обязательства такого рода обязывают государство, даже если они не были приняты в рамках переговоров".

Фактические основания ответственности. Как уже отмечалось, фактическое основание есть то, за что наступает ответственность. В силу этого необходимо четко установить элементы международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. КМП выделила два элемента правонарушения. Статья 3 проекта статей об ответственности "Элементы международно-противоправного деяния" гласит: "Международно-противоправное деяние государства налицо в том случае, когда: а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства".

Государство —- это единый социальный организм, все функции которого осуществляются через систему государственных органов. Поэтому, решая вопрос о вменении поведения государству, надо установить круг органов, за которые оно несет ответственность. Статья 5 проекта статей формулирует общее правило: "Поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассматривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве такового, как деяние этого государства". Следовательно, какая-либо инстанция должна иметь статус органа государства, определение же системы таких органов относится к внутренней компетенции каждого государства.

Последующие статьи проекта конкретизируют общее правило и устанавливают, что не имеет значения, к какай власти принадлежит орган государства — учредительной, законодательной, исполнительной, судебной или иной, а также какой — международный или внутригосударственный — характер имеют эти функции.

Презумпция, следовательно, такова, что государство несет международную ответственность за действия любых своих органов, независимо от их функций. По словам уругвайского профессора Э. X. де Аречаги "государство ответственно за свои органы, только за свои органы и за все свои органы".

Исходя из этих общих положений, можно отметить следующие наиболее характерные случаи.

Применительно к законодательству государства Постоянная палата международного правосудия в одном из судебных разбирательств отметила как само собой разумеющееся, что государство, принявшее определенное международное обязательство, непременно должно внести в законодательство поправки. Это означает, что оно навлекает на себя ответственность как в случае издания противоречащих обязательствам законов, так и при отсутствии необходимых актов. Согласно ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров государство "не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора".

В равной мере государство несет ответственность за действия своих исполнительных органов, прежде всего правительства. Это могут быть неправомерные решения либо действия должностных лиц, наносящие ущерб иностранной собственности либо гражданам.

Следует четко разграничивать случаи ответственности хозяйственных, политических, общественных и других организаций, не являющихся органами государства и не действующих от его имени. Международной практике известны случаи, когда суды пытались возлагать на государство ответственность за деятельность хозяйственных организаций.

Государство не отвечает по обязательствам хозяйственных организаций, так же как последние не отвечают по обязательствам государства.

Принимаемое какой-либо судебной инстанцией решение является решением органа государства. Государство может уполномочить судебные органы применять договоры. Однако если суды выносят решения в нарушение международных обязательств или отказываются применить договор либо не могут сделать это в силу непринятия необходимых законодательных изменений, само государство становится ответственным за нарушение договора. Международная практика знает примеры ответственности федеративных государств за действия властей субъектов федерации. В каждой конкретной ситуации все зависит от статуса субъектов. И если они имеют определенные права в области внешних отношений, могут принимать на себя международные обязательства, то они, следовательно, несут ответственность за них.

Разные последствия имеют действия индивидов, совершенные в связи с деятельностью государства. Проект констатирует, что поведение лиц рассматривается как деяние государства, если "установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного государства" (ст. 8). Таковы, например, организация и засылка вооруженных групп и банд на территорию другого государства, выполнение отдельными лицами поручений государственных органов на иностранной территории и т. д.

Действия, не связанные с осуществлением прерогатив государственной власти либо не имеющие отношения к политике государства, рассматриваются как действия частных лиц и не присваиваются государству. Вместе с тем они также могут посягать на защищаемые международным правом интересы другого государства (покушение на его честь, достоинство и имущество, преступления - против его представителей и граждан, организация вооруженных отрядов, подрывная деятельность и т. п.). Государство обязано предотвращать подобные деяния, а если они совершены — пресекать их и наказывать виновных лиц. В противном случае возникает международно-правовая ответственность государства, но не за действия частных лиц, а за бездействие своих органов.

Следовательно, общая концепция такова: государство несет ответственность за действия всех своих органов, а также за действия отдельных официальных лиц, осуществляющих прерогативы государственной власти, и за непринятие необходимых мер против правонарушений находящихся под его юрисдикцией лиц.

Кроме того, по некоторым договорам на государство возлагается ответственность за всю национальную деятельность — как органов государства, так и любых физических и юридических лиц. Такое правило устанавливают, например, ст. 6—7 Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел 1967 г., в соответствии с которыми государства-участники несут ответственность за ущерб, причиненный как государственными, так и частными космическими объектами.

Решение вопроса о том, является ли конкретное деяние государства нарушением международных обязательств и фактическим основанием ответственности, зависит от наличия в нем необходимых признаков правонарушения.

Признаки международного правонарушения

Международное правонарушение характеризуют следующие необходимые признаки: противоправность деяния и вред (ущерб). Неотъемлемым структурным элементом правонарушения является причинная связь между деянием и наступившими последствиями (ущербом).

Противоправность поведения проявляется в нарушении международных обязательств государства в форме действия или бездействия. Противоправность в международном праве понимается как противоречие между правовой нормой (обязательством) и поведением государства. Статья 16 проекта устанавливает: "Нарушение государством международного обязательства налицо в том случае, когда деяние этого государства не соответствует тому, что требует от него указанное обязательство".

Таким образом, противоправность будет во всяком случае, когда государство не выполняет любое свое международное обязательство. Как подчеркнул специальный докладчик Комиссии международного права профессор Р. Аго, "в международном праве понятие о нарушении обязательства можно рассматривать как совершенно точно соответствующее понятию по нанесению ущерба субъективному праву другой стороны".

Очевидно, что такое понимание противоправности в международном праве отличается от ее понятия в таких отраслях внутреннего права, как уголовное и административное право, где зафиксирован конкретный перечень правонарушений и где противоправность предполагает соответствие деяния и описания правонарушения в правовой норме. В международном праве противоправность — это, обычно, расхождение между действием и нормой,,

Вред (ущерб). Любое противоправное поведение есть причинение ущерба защищаемым международным правом законным интересам государств либо всему международному сообществу. В результате ущерба государство становится потерпевшим, что дает основания ставить вопрос об ответственности.

Ущерб может быть материальным (территориальные, имущественные потери, убытки, упущенная выгода) и нематериальным (ущемление прав, чести, достоинства, престижа государства и т. д.). Нередко он причиняется в смешанной форме.

В проекте статей Комиссия международного права не выделила вред в качестве самостоятельного элемента правонарушения, мотивируя это тем, что он покрывается самим фактом противоправного поведения. Однако международная практика свидетельствует о том, что во многих ситуациях основным условием возникновения ответственности является нанесение ущерба.

Для наступления ответственности необходима причинная связь между противоправным поведением и ущербом. Причинная связь дает возможность достаточно точно определить причастность государства к вредным последствиям, причиненным какими-либо событиями или действиями, следовательно, решить вопрос об ответственности.

Вопрос о вине как самостоятельном признаке международного правонарушения порождает различные суждения и не имеет однозначного решения.

Основываясь на международной практике и стремясь избежать сложностей при доказательстве вины, различного толкования самого понятия вины, КМП не включила в проект статей элемент вины государства как необходимый признак правонарушения. Сторонники выделения вины исходят из того, что при любых обстоятельствах государство проявляет свою волю. При совершении международного правонарушения проявление воли носит неправомерный, т. е. виновный, характер.

Итак, международно-правовая ответственность возникает при необходимых юридических и фактических основаниях — конкретного правового обязательства и наличия правонарушения в действиях субъекта.

Виды международных правонарушений

Исходя из отмеченного выше понимания противоправности, можно подчеркнуть, что в международном праве нет конкретного перечня правонарушений.

Вместе с тем международные правонарушения неодинаковы по своей направленности и степени тяжести. Необходима их обоснованная классификация, ибо от этого зависит и различный режим ответственности.

В отечественной литературе был предложен критерий степени социальной опасности международных правонарушений, из чего вытекает необходимость разграничения простых правонарушений и международных преступлений.

Особая категория правонарушений — преступления против мира и безопасности человечества — выделена в ряде международно-правовых актов: Уставе Нюрнбергского трибунала, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., а также в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, подготовленном Комиссией международного права ООН.

Одним из важных шагов явилось предложение КМП проводить при кодификации ответственности различие между деликтами и международными преступлениями. Данная классификация предпринята на основе анализа обширного фактического материала и международно-правовой доктрины, и, как было отмечено в самой Комиссии, позитивный вклад в разработку данной проблемы внесла советская доктрина. Статья 19 -проекта статей об ответственности "Международные преступления и международные правонарушения" гласит: "1. Деяние государства, нарушающее международное обязательство, является международно-противоправным деянием, независимо от объекта нарушенного обязательства. 2. Международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом, составляет международное преступление". В числе таких деяний названы: агрессия, установление или сохранение силой колониального господства, рабство, геноцид, апартеид, массовое загрязнение атмосферы и морей.

Деяние, которое не составляет международного преступления, — это простое международное правонарушение (деликт).

Перечень международных преступлений не считается исчерпывающим. КМП презюмирует, что в будущем могут появиться новые виды преступлений. Она подчеркивает также, что в отношении двух видов правонарушений будут применяться и два различных режима ответственности. Если при совершении ординарных правонарушений (деликтов) право на обращение в суд имеет только непосредственно потерпевшее государство, то при международных преступлениях — другие субъекты международного права, все международное сообщество.

Такое разграничение правонарушений было благожелательно принято государствами на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и специалистами в области международного права. Традиционный для международного права режим двусторонней ответственности "потерпевший — нарушитель" не может функционировать должным образом, когда речь идет о нарушениях норм, защищающих фундаментальные интересы всех государств. Эта мысль подчеркивается и в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

 

2. Запрещенные средства и методы ведения войны. Характеристика конвенций.

Методы и средства ведения военных действий. Международное гуманитарное право ограничивает воюющих в выборе методов и средств ведения военных действий. К запрещенным методам относятся:

1) предательское убийство или ранение лиц войск неприятеля;

2) нападение на лиц, вышедших из строя;

3) взятие заложников;

4) отдача приказа — никого не оставлять в живых;

5) принуждение лиц служить в вооруженных силах неприятеля;

6) бомбардировка незащищенных городов и др.

К запрещенным средствам ведения военных действий относятся:

1) взрывчатые, зажигательные, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле пули;

2) снаряды, назначением которых является распространение удушающих или вредоносных газов;

3) удушливые, ядовитые или другие подобные газы;

4) бактериологические средства;

5) химическое оружие;

6) средства воздействия на природную среду, имеющие широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда;

7) оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле рентгеном;

8) кассетные, шариковые бомбы, мини-ловушки;

9) нападение на гражданское население или гражданские объекты с применением зажигательного оружия, а также на военный объект, расположенный в районе сосредоточения гражданского населения;

10) превращение лесов или других видов растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия;

11) лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях в целях причинения постоянной слепоты органам зрения человека, не использующего оптические приборы;

12) противопехотные мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми минами;

13) дистанционно устанавливаемые мины, не соответствующие положениям о самоуничтожении и самодезактивации;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.076 с.)