Сущность и задачи производственной логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и задачи производственной логистики



Сущность и задачи производственной логистики

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Как известно, общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное. Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства. Структура общественного производства представлена на рисунке:

Общественное производство

- Материальное производство

Производство материальных услуг (работ, благ)

Производство материальных благ, увеличивающих стоимость ранее созданных благ

- Нематериальное производство

Производство нематериальных услуг

Производство нематериальных благ

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике - их территориальная компактность; их иногда называют "островными объектами логистики".

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

- отход от избыточных запасов;

- отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

- отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;

- устранение простоев оборудования;

- обязательное устранение брака;

- устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

-


  1. Понятие и параметры грузопотока

- движение грузов по путям сообщения

Понятие грузопоток содержит комплексную характеристику перевозки:

 - название товара или группы товаров;

 - географическую направленность перевозок;

 - общую массу груза за определенный период (год);

 - сведения о партионности и сезонности предъявления;

 - сведения о транспортном виде груза;

 - сведения о режиме обеспечения груза в сохранном состоянии.

Материальные склады.

Они входят в заготовительную подсистему предприятия и предназначены, как правило, для хранения материалов, находящихся в стадии производственных запасов. Эта группа складов подразделяется на:

– Центральные (общезаводские) склады. Обычно склады этой группы получают материальные ресурсы от поставщиков и, перерабатывая их по мере необходимости, передают в расходные склады.

– Расходные склады. Они обеспечивают производственный процесс материалами, комплектующими и орудиями труда.

– Общезаводские, расходные склады, существующие в основном на малых и средних предприятиях и совмещающие функции как первых, так и вторых.

Производственные склады.

Эти склады являются составной частью производственных подразделений предприятий. Они входят составными элементами в структуру ключевых для предприятий систем – основного производства. К ним относятся:

– Цеховые склады.

– Участковые склады.

– Инструментальные кладовые.

Склады готовой продукции.

Это большая группа складов и комплексных систем переработки и хранения продукции, действующих в сфере обращения. Они обеспечивают продвижение материальных потоков по макрологистическим цепям.

Особое место в системе складского хозяйства на макроуровне принадлежит складам, предназначенным для хранения материальных резервов государственного характера, т. е. складам Госрезерва.

Довольно значительная группа складов и систем переработки принадлежит транспортным организациям. К ним относят:

– Грузовые дворы товарных станций.

– Прирельсовые площадки.

– Площадки общего пользования.

– Грузовые терминалы и площадки морских и речных портов.

Входной поток означает поступление на склад или в систему каких-либо материальных ресурсов или средств труда. Данное событие влечет за собой выполнение ряда специфических логистических операций: загрузку транспортных средств, осуществление приемки груза по количеству, ассортименту и качеству и т. д.

Выходной поток означает формирование и отправление со склада (системы) материального потока по месту назначения. Он также предполагает выполнение только ему присущих логистических операций. Например, комплектацию, погрузку на транспортные средства, пломбирование, маркировку и т. д

Внутренний поток, как уже отмечалось, может выражаться в 2-х формах. В форме динамичного потока – он обусловливает необходимость физического перемещения грузов внутри склада или системы переработки.

По функциональному назначению все склады делятся на пять разновидностей:

· склады перевалки (оборота) грузов в транспортных узлах при выполнении смешанных, комбинированных и других перевозок;

· склады хранения, обеспечивающие концентрацию необходимых материалов и их хранение для соответствующего функционирования производства;

· склады комиссионирования, предназначенные для формирования заказов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;

· склады сохранения, обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий;

· специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения материалов, тары, возвратных отходов и т.д.).

В зависимости от места в логистической цепи и роли в процессе товародвижения они разделяются на следующие группы:

· Склады предприятий-производителей (в сфере снабжения) специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и другой продукции производственного назначения и осуществляют снабжение прежде всего производящих потребителей.

· Склады потребителей продукции (в сфере производства) предназначены для обеспечения непрерывности протекания технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, такие как приборы, инструменты, запчасти и др. В зависимости от роли в процессе производства и подчиненности склады промышленных организаций разделяются на снабженческие (подчиняются отделу материально-технического снабжения), питающие производство материалами, комплектующими изделиями, покупными полуфабрикатами и т.п.; производственные (подчиняются планово-производственному или планово-диспетчерскому отделу), предназначенные для хранения полуфабрикатов собственного производства и технологической оснастки; сбытовые (подчиняются отделу сбыта), в которых хранятся материальные ценности, подлежащие реализации. В зависимости от сферы обслуживания склады предприятий подразделяются на общезаводские (центральные), прицеховые (филиалы центральных складов) и цеховые, подчиняющиеся начальникам цехов.

· Склады сбытовых организаций (в сфере распределения) служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную сеть.

· Склады посреднических (прежде всего транспортных) организаций предназначены для временного складирования, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта. По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транспортно-перевалочным. Группа этих складов может находиться в рамках как снабженческой, так и распределительной логистики.

  1. Назначение складов в логистической цепи

Склады в логистике имеют как положительную, так и отрицательную роль. Негативной стороной складирования является увеличение стоимости товара за счет издержек по содержанию запасов на складах. Это - расходы на складские операции, аренду склада, текущие затраты по содержанию складов. Кроме того, создание складских запасов приводит к иммобилизации (замораживанию) значительных финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы организацией на другие цели. Поэтому складирование продукции оправдано только в том случае, если оно позволяет снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса (достичь более быстрого реагирования на спрос или экономии на превентивных закупках по более низким ценам).

Положительная роль складирования заключается в том, что они обеспечивают выравнивание производства, создают необходимые технические и организационные условия для комплектации грузов, концентрации и распределения запасов.

Функции складов. К основным функциям склада можно отнести следующие:

1. Создание необходимого ассортимента в соответствии с заказом потребителей. В закупочной и производственной логистике эта функция направлена на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами (по количеству и качеству) различных фаз производства. В распределительной логистике данная функция имеет особое значение. Склады торговли осуществляют преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии с заказом клиента. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.

2. Складирование и хранение. Выполнение этой функции позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дает возможность на базе создаваемых запасов обеспечивать непрерывный производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

3. Утилизация партий отгрузки и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии “меньше чем вагон” или “меньше чем трейлер”, что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сохранения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (утилизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства.

4. Предоставление услуг. С целью обеспечения более высокого уровня обслуживания потребителей склады могут оказывать клиентам различные услуги: подготовку товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.); проверку функционирования приборов и оборудования, монтаж; придание продукции товарного вида; транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

Основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.

Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерна одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие сложные функции:

- временное размещение и хранение материальных запасов;

- преобразование материальных потоков;

- обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

  1. Определение логистики; ключевое понятие, входящее в определения; правила логистики «Система 6 R».

Логистика произошла от греческого слова logistike - искусство вычислять, рассуждать.

Логистика — часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Логистика (Logistics) это:

1. Планирование и обеспечение материально-технического снабжения, подготовки и передвижения людского состава.

2. Организация службы тыла.

3. Материально-техническое обеспечение магазина.

4. Тыл и снабжение, материально-техническое снабжение, работа тыла.

5. Движение материалов и запасов.

6. Наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистику также определяют как научное направление, связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

 

Принципы логистики:

 1. Реализация принципа системного подхода. Максимальный эффект можно получить, когда оптимизируешь материальные потоки на всем положении: от источника сырья до потребителя.

 2. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Необходимое условие эффективного управления, является точное измерение издержек.

 3. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования.

 4. Создание современных условий труда.

 5. Развитие логистики сервиса.

 6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.

Правила логистики:

 1. Груз - Только нужный товар.

 2. Качество - Высокого уровня.

 3. Количество - Необходимое.

 4. Время доставки - Точное

 5. Место - Точно определенное

 6. Затраты - Минимальные.

Функции логистики:

 1. Интегрирующая - формирование процесса товародвижения, как единой целостной системы.

 2. Организующая – обеспечение взаимодействия и согласования стадий и действий учета движения.

 3. Управляющая – поддержка параметров материально-проводимых систем в заданном предприятии.

  1. Этапы развития логистики и основные факторы, способствовавшие этому развитию.

Первый этап: 1950-1960

Послевоенный период характерен развертыванием США значительного числа военных баз на отдаленных зарубежных территориях. США пришлось решать задачи оперативного, маневренного и оптимального обеспечения контингента войск необходимыми людскими и материальными ресурсами.

Рассматривая развитие логистики, экономист Дональд Бауэрсокс отмечал, что она возникла как реализация ряда проблем маркетинга в 50-60-е годы. П. Друкер (консультант по менеджменту) сформулировал проблему организационной структуры логистики и предложил компаниям сфокусировать внимание на возможных решениях. В 1960 году он писал: «Сегодня мы знаем о логистике примерно столько, сколько современники Наполеона знали об Африке. Мы знаем, что она существует. Мы знаем, что она большая. И это все». В своей статье он отмечает, что логистика является последним барьером на пути управления к достижению более полной эффективности производственно-хозяйственной деятельности компаний.

На ранних этапах развития промышленности товары были однообразными и основное внимание при их производстве уделялось функциональным качествам, т.е. практически они были идентичны. Но с развитием маркетинга компании становились все более искушенными в удовлетворении требований различных сегментов рынка. Появилось разнообразие в размере, цвете, упаковке и других деталях, что вызвало повышение уровня продаж.

Изменения в характеристиках товаров привели к тому, что их изготовители и продавцы стали оперировать значительным количеством вариаций принципиально однообразной продукции, что потребовало увеличения складских площадей. Одновременно возникла необходимость увеличения объема запасов, так как изготовители не были уверены в предпочтениях клиентов. Это привело к резкому возрастанию затрат и подтолкнуло компании к организации служб логистики. В дополнение к увеличившимся затратам на хранение выросли транспортные тарифы. Изменения создали предпосылки для развития логистики.

Поток услуг

Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собой количество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций. Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ

С того времени, как товар предъявлен к перевозке, он переходит в новую стадию - становится грузом. При превращении товара в категорию груза, для морского транспорта теряется значение его потребительских характеристик, но возникает необходимость изучения и учета транспортных свойств груза. Транспортные свойства груза - это совокупность характеристик груза, которые определяют способ и условия его перевозки, обработки и хранения.

Транспортные свойства груза тесно связаны с технологией перевозки. За последнее столетие форма предъявления грузов к доставке в значительной степени оказало влияние на развитие судостроения. Сегодня судоходные компании заказывают не только нефтеналивные танкеры, сухогрузы и рефрижераторные суда, а становятся обладателями принципиально новых специализированных судов - автомобилевозов, контейнеровозов, лихтеровозов, газовозов и химовозов, а также других типов. В связи с этим к каждому из них предъявляются свои требования к конструкции портового оборудования и перегрузочной техники.

Любому грузу придается транспортабельное состояние. Для этого его упаковывают в тару, которая должна быть довольно прочной для условий морской перевозки и выдерживать перегрузку в местах обработки грузов, легкой, недорогой и минимальной по объему. Для всех типов транспорта была установлена общая классификация грузов, которая служит для установления тарифного класса груза и определения транспортной оплаты.

Тарифная номенклатура грузов делится:

- по происхождению (продукты сельского хозяйства и промышленности);

- по физико-химическим свойствам (скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся грузы);

- по технологии перевозки (сухие и наливные грузы);

- по форме предъявления к морской перевозке (штучные, навалочные, наливные и пр.);

Транспортная классификация охватывает всю номенклатуру, предъявленную к перевозке грузов. Группы грузов можно объединить по различным признакам, поэтому это разнообразие можно классифицировать.

Для систематизации грузов и решения проблемы совместимой перевозки их разделяют по некоторым признакам.

РЕЖИМНЫЕ ГРУЗЫ

Класс А. Скоропортящиеся грузы: Группы: 1.1. Замороженные грузы; 1.2. Охлажденные грузы животного происхождения; 1.3. Охлаждаемые грузы (плодоовощные).

Класс Б. Нескоропортящиеся грузы, требующие регулировании влажностного и вентиляционного режимов.

ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ

Классы:

А. Взрывчатые вещества (ВВ);

Б. Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением (ГС);

В. Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

Г. Воспламеняющиеся твердые вещества;

Д. Окисляющие вещества и органические перекиси (ОВ и ОП);

Е. Ядовитые вещества (ЯВ);

Ж. Радиоактивные и инфекционные вещества (РВ и ИВ);

З. Едкие и коррозийные вещества (ЕК);

И. Прочие опасные грузы.

НАЛИВНЫЕ ГРУЗЫ

Классы:

А. Нефтепродукты;

Б. Пищевые грузы (растительные масла, вино, меласса и др.);

В. Химические грузы;

Г. Сжиженные газы.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ

С того времени, как товар предъявлен к перевозке, он переходит в новую стадию - становится грузом. При превращении товара в категорию груза, для морского транспорта теряется значение его потребительских характеристик, но возникает необходимость изучения и учета транспортных свойств груза. Транспортные свойства груза - это совокупность характеристик груза, которые определяют способ и условия его перевозки, обработки и хранения.

Транспортные свойства груза тесно связаны с технологией перевозки. За последнее столетие форма предъявления грузов к доставке в значительной степени оказало влияние на развитие судостроения. Сегодня судоходные компании заказывают не только нефтеналивные танкеры, сухогрузы и рефрижераторные суда, а становятся обладателями принципиально новых специализированных судов - автомобилевозов, контейнеровозов, лихтеровозов, газовозов и химовозов, а также других типов. В связи с этим к каждому из них предъявляются свои требования к конструкции портового оборудования и перегрузочной техники.

Любому грузу придается транспортабельное состояние. Для этого его упаковывают в тару, которая должна быть довольно прочной для условий морской перевозки и выдерживать перегрузку в местах обработки грузов, легкой, недорогой и минимальной по объему. Для всех типов транспорта была установлена общая классификация грузов, которая служит для установления тарифного класса груза и определения транспортной оплаты.

Тарифная номенклатура грузов делится:

- по происхождению (продукты сельского хозяйства и промышленности);

- по физико-химическим свойствам (скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся грузы);

- по технологии перевозки (сухие и наливные грузы);

- по форме предъявления к морской перевозке (штучные, навалочные, наливные и пр.);

Транспортная классификация охватывает всю номенклатуру, предъявленную к перевозке грузов. Группы грузов можно объединить по различным признакам, поэтому это разнообразие можно классифицировать.

Для систематизации грузов и решения проблемы совместимой перевозки их разделяют по некоторым признакам.

П Р А В И Л А

Виды грузов

РЕЖИМНЫЕ ГРУЗЫ

Класс А. Скоропортящиеся грузы: Группы: 1.1. Замороженные грузы; 1.2. Охлажденные грузы животного происхождения; 1.3. Охлаждаемые грузы (плодоовощные).

Класс Б. Нескоропортящиеся грузы, требующие регулировании влажностного и вентиляционного режимов.

ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ

Классы:

А. Взрывчатые вещества (ВВ);

Б. Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением (ГС);

В. Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

Г. Воспламеняющиеся твердые вещества;

Д. Окисляющие вещества и органические перекиси (ОВ и ОП);

Е. Ядовитые вещества (ЯВ);

Ж. Радиоактивные и инфекционные вещества (РВ и ИВ);

З. Едкие и коррозийные вещества (ЕК);

И. Прочие опасные грузы.

НАЛИВНЫЕ ГРУЗЫ

Классы:

А. Нефтепродукты;

Б. Пищевые грузы (растительные масла, вино, меласса и др.);

В. Химические грузы;

Г. Сжиженные газы.


  1. Понятия «тара» и «упаковка».

1. Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающие защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также процесс обращения продукции.

Примечание. Под процессом обращения понимают транспортирование, хранение и реализацию продукции

2. Стандартная упаковка - упаковка, отвечающая требованиям соответствующих стандартов и (или) технических условий

3. Тара - основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции

4. Транспортная тара - тара, образующая самостоятельную транспортную единицу

5. Потребительская тара - тара, поступающая к потребителю с продукцией и не выполняющая функцию транспортной тары


  1. Виды транспортной тары.

Перечень типов транспортной тары.

1. Коробки из коробочного картона.

2. Коробки и ящики из гофрированного картона.

3. Коробки и ящики из гофрированного картона с перегородками.

4. Коробки и ящики из гофрированного картона с амортизационными прокладками.

5. Коробки и ящики из гофрированного картона с амортизационными прокладками, укрепленные на деревянном поддоне.

6. Фанерные ящики.

7. Деревянные ящики, деревянная обрешетка.

8. Пластиковые бочки и фляги в деревянной обрешетке.

9. Герметичные металлические бочки и фляги.

10. Мешки (нетканый материал, многослойные бумажные).

11.  Барабаны.

Транспортная тара наделена следующими функциями:

1. Техническая:

• сохранность продукции, совместимость, стабильность формы, долговечность, ударная прочность, амортизация ударов, прочность при сжатии и разрывах, обеспечение защиты от несанкционированного вскрытия;

• логистика: пригодность к автоматизированной обработке, пригодность к грубой обработке, экономия пространства, удобство обращения и утилизации;

• стоимость: оптимальные затраты на создание упаковки, экономически оправдываемая стоимость упаковки.

2. Маркетинговая:

• позиционирование — отражение образа продукции, которое предприятие хочет донести до потребителя, информирование об индивидуальных особенностях;

• мотивация к покупке — комплекс воздействий на потребителя (форма, графика, структура, цвет и т. п.);

• информирование — марка, описание состояния продукции, способ применения, практические советы, специальные отметки в случае необходимости;

• продвижение — демонстрация товаров, представление рекламной информации о специализированных акциях, побуждение к покупке;

• сервис - рассматривается как удобство открывания и повторного закрывания, удобство пользования товарами, создание дополнительной ценности для потребителя.

3. Идентифицирующая: внешний вид, сочетание цветов, форма, дизайн запоминаются потребителям и впоследствии ассоциируются с определенным товаром, формируя при этом потребительские предпочтения.

Функции транспортной тары могут дифференцироваться в зависимости от требований, предъявляемых к таре, и конкретного ее вида. Поскольку до недавнего времени транспортная упаковка интересовала производителей только как средство доставки товаров в целостности и сохранности, поэтому и функции ее рассматривались с минимальной точки зрения, с точки зрения обеспечения этих процессов. Современные взгляды на влияние транспортной тары на продвижение товара существенно изменились.

 

Основными видами транспортной тары являются:

Барабан — тара с гладким или гофрированным корпусом цилиндрической формы, без обручей или зигзагов катания, с плоским дном.

Ящики представляют собой транспортную тару, корпус которой образован прямоугольным дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее. Разновидностью деревянных ящиков являются лотки, представляющие собой ящик, высота которого не превышает 110 мм.

Бочка — транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической формы с обручами или зигзагами катания, и доньями, причем последние являются отличительной чертой бочки.

Мешок — мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной. Горловина мешка открытая или закрытая клапаном, а дно мешка может быть склееным, сварным или сшитым.

Мягкий контейнер — (нестандартизованный термин «big bag») «транспортная мягкая тара» большой вместимости, по форме аналогичная мешку, имеет стропы для удобства переноса при помощи подъемных приспособлений.

Фляга (бидон) — многооборотная тара с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной меньшего диаметра, с приспособлением для переноса, горловиной и крышкой с затвором.

Канистра (бидон) — может быть транспортной или потребительской тарой с корпусом, имеющим в сечении, параллельно дну, форму, близкую к прямоугольной, с ручкой для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором.

Баллон — тара, имеющая закругленное дно, удобное для равномерного распределения давления. Стеклянный баллон называют бутылью и транспортируют вместе с корзиной.

  1. Зоны и степени негабаритности грузов.

Негабаритом принято считать груз, превосходящий по своим параметрам габариты стандартного грузового транспортного средства. Груз является негабаритным, если при размещении на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути (при совпадении в одной вертикальной плоскости продольных осей вагона и пути), он превышает пределы габарита погрузки, а также в случае, если его выход за пределы габарита погрузки в кривых превышает геометрический вынос расчетного вагона. При этом расчетная высота пола от уровня головки рельса - 1300 мм.

Существуют три основные зоны негабаритности груза. Они определяются в зависимости от высоты, на которой груз выходит за пределы погрузки (высота высчитывается от уровня верха головок рельсов, УГР):

ü зона нижней негабаритности – груз выходит за пределы погрузки на высоте от 480 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1626-1760 мм и на высоте от 1230 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1761-2240 мм;

ü зона боковой негабаритности - на высоте от 1400 до 4000 мм;

ü зона верхней негабаритности - на высоте от 4000 до 5300 мм.

Для максимально точного определения условий пропуска грузов верхней негабаритности на двухпутных линиях применяется еще и условная зона совместной боковой и верхней негабаритности на высоте от 4000 до 4603 мм при расстоянии от оси пути 1625 мм до границы зоны верхней негабаритности.

В каждой из зон негабаритности устанавливаются следующие степени, зависящие от высоты выхода грузов за габарит погрузки:

ü нижняя негабаритность - шесть степеней,

ü боковая негабаритность - шесть степеней,

ü верхняя негабаритность - три степени.

Если груз выходит по горизонтали за пределы очертаний 3-й степени верхней, 4-й (на высоте 3700-4000 мм), 5-й (на высоте 3400-3700 мм) и 6-й боковой, 2-й (на высоте 380-1230 мм) и 6-й нижней негабаритности, опускается ниже 3-6-й степеней нижней негабаритности, а также превышает габарит погрузки на более чем 5300 мм, то такой груз называется сверхнегабаритным.

В соответствии с установленными зонами негабаритности груз может иметь нижнюю, боковую и верхнюю сверхнегабаритность. Сверхнегабаритность грузов, имеющих высоту более 5300 мм, называется вертикальной.

Для определения характера негабаритности принято использовать пятизначный Индекс негабаритности. Он имеет следующий вид:

1-й знак -- всегда буква "Н";

2-й знак -- степень нижней негабаритности (степени с 1-й по 6-ю);

3-й знак -- степень боковой негабаритности (степени с 1-й по 6-ю);

4-й знак -- степень верхней негабаритности (степени с 1-й по 3-ю);

5-й знак -- вертикальная сверхнегабаритность.

Сверхнегабаритность в любой зоне указывается цифрой "8".

Пример:

Н3528 - негабаритность смешанная: нижняя 3-й степени, боковая 5-й степени, верхняя 2-й степени и вертикальная сверхнегабаритность.

  1. Силы, действующие на груз при перевозке.

При определении способов размещения и крепления груза должны наряду с его массой учитываться следующие силы и нагрузки:

– продольная инерционная сила, возникающая при движении в процессе разгона и торможения поезда, при соударении вагонов во время маневров и роспуске с сортировочных горок;

– поперечная инерционная сила, возникающая при движении вагона и при вписывании его в кривые и переходные участки пути;

– вертикальная инерционная сила, вызывающаяся ускорением при колебаниях движущегося вагона;

– ветровая нагрузка;

– сила трения.

Точкой приложения инерционных сил является центр тяжести груза, а силы ветра – центр наветренной поверхности груза.

Продольная инерционная сила определяется по формуле

                                               , тс,                                                               (5.11)

где  – удельная продольная инерционная сила на 1 т массы груза.

Значения удельной продольной инерционной силы определяются по формулам:

– при погрузке на одиночный вагон

                                     , тс;                          (5.12)

– при погрузке на сцеп из двух грузонесущих вагонов

                                    , тс,                          (5.13)

 

где  – общая масса груза в вагоне, т;  – общая масса груза на сцепе, т; а22, а94, а44, а144 – удельная продольная инерционная сила, тс (принимается соответственно при массе брутто вагона 22, 94 и сцепа 44, 188 по табл. 5.5).

Поперечная инерционная сила с учетом действия центробежной силы определяется по формуле

                                               , тс,                                     (5.14)

где   – удельная поперечная инерционная сила на 1 т массы груза, тс/т.

Для грузов с опорой на один вагон определяется по формуле

                                        , тс/т,                             (5.15)

где – длина базы вагона, мм;  – расстояние от центра тяжести груза до вертикальной плоскости, проходящей через поперечную ось вагона, мм.

Поперечная инерционная сила рассчитывается для каждого отдельно расположенного по длине вагона грузового места.

Вертикальная инерционная сила определяется по формуле

                                                , тс,                                    (5.16)

где  – удельная вертикальная инерционная сила на 1 т массы груза, тс/т.

Удельная вертикальная инерционная сила определяется по формуле

                                    , тс/т.                           (5.17)

В случаях загрузки вагона грузом массой менее 10 т, значение  принимается равным 10 т. Коэффициент  принимается при погрузке с опорой на один вагон – 5×10-6, с опорой на два вагона – 20×10-6.

Ветровая нагрузка определяется по формуле

                                              , тс,                                    (5.18)

 

где   – площадь проекции поверхности груза, подверженной воздействию ветра, на вертикальную плоскость, проходящую через продольную ось вагона, м2 (для цилиндрической поверхности эта площадь принимается равной половине



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.174 с.)